Студопедия — Финансирование кинопроектов–две части единого процесса
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Финансирование кинопроектов–две части единого процесса






© Алексей Крол

Чтобы состоялся любой рискованный проект, а кино относится именно к этой категории, необходимо два участника: тот, кто делает кино, а также тот, кто его финансирует. Можно много говорить о прокатной судьбе проекта, но это вторично. Первично – чтобы запуститься, нужны деньги. Вопрос, откуда продюсеры добывают средства на запуск кинопроектов, пожалуй, самый мистичный и закрытый в России.

 

На обывательском уровне все знают, что деньги на кино берут у Роскультуры или у знакомых олигархов. До недавнего времени в России не было кинобизнеса в традиционном понимании, и вопрос о возврате средств на повестке дня не стоял. Для Госкино было важно отчитаться об освоенных бюджетных средствах, олигархам – ощутить чувство сопричастности. Вся методология привлечения средств на кинопроекты до 2003–2004 года опиралась исключительно на мощь личных связей. Я не умаляю значимость личных связей в нашей стране вообще и в кинематографе в частности, но поскольку кино у нас становится бизнесом, я очень схематично покажу методологию финансирования кино, основанную на бизнесе, а не на знакомствах.

Последнее время много пишут о том, что российский кинобизнес наконец-то стал бизнесом, приносящим прибыль. Это полуправда! С одной стороны, российский кинобизнес действительно стал приносить прибыль, и для этого есть объективные причины. С другой стороны, этот бизнес еще не стал полноценным, т. к. еще не оформился как респектабельный инвестиционный продукт. Следовательно, системный инвестор еще не пришел в этот бизнес, более того, в России еще не возникла финансовая инфраструктура киноиндустрии. Как уже говорилось выше, в финансировании кино участвуют две стороны (инвестор и продюсер), которые руководствуются одним мотивом – получить прибыль за счет вложенных средств, в данном случае при создании и продвижении кинопродукта. Инвестор заинтересован, во-первых, не потерять своих денег, а во-вторых, получить доход, и чем яснее он будет представлять механизмы возврата средств и минимизации рисков, тем быстрее и охотнее он инвестирует. Задача продюсера состоит в том, чтобы убедить инвестора в реалистичности и доходности проекта. Чем лучше они будут понимать друг друга, тем выше вероятность успешной сделки. Как минимум они оба должны разбираться в бизнесе, в противном случае это будет разговор слепого с глухим.

 

Итак, Вы инвестор. Сначала разберемся, что такое кинобизнес, из чего он состоит и как работает?

Рис. 1. Цепочка добавленной стоимости в кинобизнесе

 

 

В своей основе кинобизнес ничем не отличается от обычного производственного бизнеса. Вы вкладываете средства в создание и продвижение кинофильма, а потом продаете зрителям право его посмотреть. В этой цепочке есть 4 основные звена:

1) производитель, в качестве которого выступает кинокомпания;

2) дистрибьютор, выполняющий функции логистики и тиражирования кинокопии или другого носителя;

3) ритейлер, выступающий в виде кинотеатра, телевидения, розничной сети, торгующей кассетами или DVD;

4) зритель – главное и последнее звено.

 

На каждом этапе движения продукта от производителя к зрителю происходит создание добавленной стоимости, а на каждом этапе возврата денег от потребителя происходит убывание средств. Каждый участник этой цепи забирает себе определенную часть валовой выручки, и до кинопроизводителя обычно доходит не более 20–30% от валовой суммы средств, собранных от зрителя. Розничные операторы забирают себе от 10 до 50% выручки, от 7 до 25% забирает дистрибьютор. Формула успешного кинопроекта: бокс-офис в 3,5 раза больше производственного бюджета. Таким образом, кинорынок может иметь несколько главных сегментов:

· рынок кинопроизводства и услуг для кинопроизводства,

· рынок кинодистрибьюции,

· розничный кинорынок, включая бокс-офис кинотеатрального проката.

 


Табл. 1. Этапы реализации кинопроекта и основные сегменты кинобизнеса

Этапы реализации кинопроекта Аналогии со строительством Сегменты в производственной цепочке кинопроектов
Девелопмент, привлечение финансирования, заключение договоров с дистрибьюцией, привлечение рекламодателей, привлечение инвесторов, разработка документации, запуск PR-кампании Девелопмент, концепция, землеотвод, привлечение финансов Менеджмент и продюсирование, включая:
  • Девелопмент проекта
  • Фондрайзинг, product placement
  • Привлечение инвесторов
Разработка ИРД
Архитектурный проект, рабочая документация, рекламная компания, продажа
Строительство фундамента, рекламная кампания, продажа Управление полным циклом проекта
Производство фильма, начало рекламной кампании Производство фильмов
Передача фильма в дистрибьюцию, печать копий, полномасштабная рекламная кампания Возведение стен, инженерных коммуникаций, рекламная кампания, продажа Дистрибьюция кино- и видеопродукции
Отделка и сдача в эксплуатацию, рекламная кампания, продажа Прокат
Прокат фильма, возврат инвестиций и кредитов, запуск следующего проекта Продажа и сдача в аренду, возврат инвестиций и кредитов, запуск следующего проекта
 

Для инвестора понимание этих сегментов – ключевой момент, т. к. операторы этих сегментов имеют различные модели прибыли.

Модель прибыли кинокомпании – это классическая модель инвестиционной кампании. Она привлекает чужие или инвестирует свои средства в создание кинофильма или целого портфеля, который постоянно обновляется, т. к. запускаются новые проекты. Кинокомпании сейчас редко сами производят фильм. Обычно они создают проектную команду, включая продюсера, режиссера, сценаристов, актеров, операторов, ключевых персоналий. А само производство передают производственным компаниям, которые обладают техникой, площадками, нужными техническими средствами и фондами. То есть кинокомпания выполняет функцию генерального заказчика, а производственная компания – роль подрядчика.

 

Модель прибыли производственной компании – оказание услуг. Аналогичная модель прибыли у сотен различных подрядчиков – агентств, поставщиков съемочной техники, декораторов, поставщиков спецэффектов, локейшенов, кетеринговых компаний и т. п. Примерная функциональная схема кинокомпании представлена на рис. 2.

 

 

Рис. 2. Упрощенная функциональная схема кинокомпании.

Продакшн-компания зарабатывает деньги, если есть объем заказов, загружающий ее мощности. Ее доходность не зависит от успеха проекта, если только она не участвует в проекте как дольщик. Именно таким образом и существует множество производственных компаний в России, работающих в рекламе или оказывающих услуги в кино. Они громко называют себя кинокомпаниями, а на деле являются обычными production house. Примерная функциональная схема продакшн-компании представлена на рис 2.

Кинокомпания получает прибыль, только если доход от кинопроекта выше расходов по его созданию. То есть именно кинокомпания несет риски, связанные с возможным провалом проекта. Но зато именно кинокомпания получает сверхприбыль, если проект успешен и была достигнута правильная договоренность с остальными участниками рынка.

Так, инвестор может вложить капитал в производственную компанию, но ее доходность всегда ограничена, а уязвимым местом является необходимый объем заказов. Это же относится к инвестициям в развитие постановочных баз, технических студий, в сотни компаний, которые ее обслуживают. Однако это инвестирование не есть инвестирование в кинобизнес, хотя как бы рядом с ним.

Если инвестор хочет повлиять на процесс создания фильма, то объектом инвестиций может быть либо сам кинопроект, либо кинокомпания, которая им владеет. В последнем случае – если инвестор инвестирует в кинокомпанию, то фактически он имеет портфель проектов, чем существенно снижает риски за счет диверсификации. Если же кинокомпания еще владеет и библиотекой, то маркетинговые риски инвестора стремятся к нулю, но такие кинокомпании стоят дорого. Снижение рисков объясняется тем, что права на фильм могут обеспечить постоянный рентный доход, т. к. всегда есть зритель, готовый потратить деньги на хорошее кино. Мы покупаем сейчас фильмы, выпущенные десятки лет назад, и каждый раз, когда мы платим деньги, правообладатель получает рентный доход, который сам по себе мал, но когда есть огромная библиотека, она генерирует стабильный денежный поток. А любой стабильный денежный поток увеличивает престиж компании. Безусловно, это не относиться к новым компаниям.

 

.

Рис. 3 Портфель кино компании.

Модель прибыли дистрибьютора – это обычная модель оптово-логистической компании, которая управляет ассортиментом (портфелем) кинопроектов. Дистрибьютор тратит оборотные средства на приобретение прав, тиражирование копий или носителей, логистику, учетные функции, сбор дебиторской задолженности, рекламно-маркетинговые мероприятия. Его задача – разместить фильм в рознице либо в кинотеатрах, либо в розничных сетях, если это видеоноситель. Риск дистрибьютора в том, что он может потратить значительные средства, чтобы фильм вышел максимальным числом экранов, а фильм не соберет нужного количества зрителей. Тогда бокс-офис будет настолько мал, что доля валовой прибыли, которая достается дистрибьютору не покрывает его затрат на прокат данного проекта. Таким образом, задача дистрибьютора – не ошибиться с оценкой прокатного потенциала проекта, но поскольку это сложно, то прокатчик снижает свои риски через формирование целого ассортимента проектов, идущего один за другим. Один фильм может принести прибыль, другой убыток, но в целом если дистрибьютор имеет качественный портфель, хорошие отношения с ритейлерами, то прокат обеспечивает устойчивый денежный поток, который хорошо балансируется овердрафтным кредитованием.

Дистрибьютор может иметь сверхприбыль в кино, если он взял 100% прав у кинопродюсера за фиксированную сумму, а в прокате получил кратно больше. Такие случаи часто встречаются в кинобизнесе, именно поэтому он привлекателен для инвесторов. Именно дистрибьютор контролирует прокат фильма и в конечном итоге размер его бокс-офиса. Продюсер может влиять на этот процесс, но только учитывая соответствующие условия сделки. Инвестор, вложившийся в кинопроект, должен понимать значение дистрибьютора для успеха проката. Если инвестор или продюсер хотят увеличить степень контроля над дистрибьюцией, то они могут вложить свои средства в рекламу и тиражирование копий. В этом случае дистрибьютор получает только проценты за логистические услуги. В случае успеха проекта его доход меньше, но зато он не несет никаких рисков. Дистрибьюторы – важнейшие партнеры кинокомпании, т. к. именно они могут давать ценную маркетинговую информацию. В то же время кинокомпания выступает поставщиком ассортимента для дистрибьютора, поэтому если кинокомпания может обеспечить устойчивый поток качественных успешных кинопроектов, то для дистрибьютора это решает множество проблем. В таких случаях дистрибьюторы часто финансируют запуск новых проектов вместе с кинокомпанией – на Западе это называется pre-sale. В этом случае дистрибьютор претендует на значительную долю прибыли проекта. Активами дистрибьюторов выступают права на фильмы.

Во многих случаях дистрибьюторы обычно выступают перепродавцами прав на фильмы конечным ритейлерам.

Модель прибыли ритейлера – розничная продажа клиенту. Кинотеатр живет на сборы с проката плюс на поступления от продажи попкорна, игровых автоматов. Кинофильм выступает в роли приманки для зрителя, который приходит и тратит деньги на еду и напитки. Активом кинотеатров выступает недвижимость, именно в этом их главное преимущество.

Таким образом, инвестор, желающий войти в кинобизнес, имеет следующий выбор инвестиций:

· в производственную базу с целью оказания услуг (павильоны, техническая база);

· в формирование портфеля фильмов либо отдельного фильма (затраты на создание фильма);

· в создание дистрибьюторской кампании, т. е. покупку прав на ассортимент фильмов (права, тиражирование, реклама, логистика);

· в организацию кинотеатра или сети кинотеатров (строительство, покупка и оборудование);

· в выпуск фильмов на DVD (покупка прав, тиражирование и логистика);

· в распространение фильмов через Интернет (покупка прав и технический комплекс);

· в создание агентств и специализированных компаний;

· вертикально-интегрированные инвестиции, когда инвестор вкладывает капитал во все основные элементы цепочки ценности (Value chain). Последнее надежнее всего, но требует значительных денежных ресурсов.

 

Табл. 2. Сегменты кинобизнеса и их модели прибыли

Сегменты в производственной цепочке Операторы Модель прибыли
Менеджмент и продюсирование, включая: Девелопмент проекта Фондрайзинг, product placement Привлечение инвесторов Управление полным циклом проекта Продюсерские компании Инвестиционная модель Управление фондами Финансовые и правовые услуги
Производство фильмов Кинопроизводители Производство
Дистрибьюция кино- и видеопродукции Кинодистрибьюторы Перепродажа права
Прокат (ритейл), включая:    
Кинотеатральный прокат (сети кинозалов) Сети кинотеатров Продажа билетов
Телевизионный прокат (телеканалы) Телеканалы Реклама
Прокат на DVD и иных носителях Производители DVD DVD и VHS
Компьютерные игры Издатели игр Игры
Мерчандайзинг (постеры, изображения, саундтреки, новеллинг и т. п.) Издательства, рекорд-компании Постеры, диски
Прокат в Интернете (iTunes) Провайдеры Загрузки
 

Табл. 3. Доходность сегментов кинобизнеса

Сегменты в производственной цепочке EBITDA/ In-com, % Модель прибыли
Менеджмент и продюсирование, включая: От 20 до 100000% Инвестиционная модель Управление фондами Финансовые и правовые услуги
девелопмент проекта фондрайзинг, product placement привлечение инвесторов управление полным циклом проекта
Производство фильмов 10–30% Производство
Дистрибьюция кино- и видеопродукции 5–15% Перепродажа права
Прокат (ритейл), включая:    
  • Кинотеатральный прокат (сети кинозалов)
  • Телевизионный прокат (телеканалы)
  • Прокат на DVD и иных носителях
  • Компьютерные игры
  • Мерчандайзинг (постеры, изображения, sound tracks, новеллинг и т. п.)
  • Прокат в Интернете (iTunes)
10–25%     20–40%   10–30% 15–25% 7–15%     10–30% Продажа билетов, VAS, общепит, игры
Реклама
DVD и VHS
Игры
Постеры, диски
Загрузки
 

Так как в рамках небольшой статьи сложно дать все поле вариантов, в дальнейшем я сфокусируюсь на инвестициях, или лучше сказать, финансировании конкретного кинопроекта или кинокомпании.

Для инвестора крайне важно понять, что под коммерческим продуктом кинопроизводства подразумевается право использования кинофильма, включая право публикации, отчуждения и т. п. Именно право собственности на кинопроект генерирует рентный и прочие денежные потоки. И именно обладание правом на кинопродукт является обеспечением для инвестора или банка при финансировании. Поскольку в России нет практики оценки ликвидности прав на кинопроект, да и рынка такого нет, поэтому в качестве обеспечения банки просят что-то более весомое, к примеру, техническую базу, недвижимость. Однако причина такой ситуации не столько в том, что ликвидность российского кино реально ограничена, но и в том, что финансовые структуры не умеют работать с такими залогами.

Инвестор должен точно сформулировать – зачем он идет в кинобизнес, т. к. от его мотивации и целей будут зависеть его инвестиционные решения. Возможность инвестировать в кино – лишь одна из огромного списка инвестиционных продуктов на рынке. Как инвестиционный продукт, в сравнении с другими продуктами, кинобизнес имеет свои слабые и сильные стороны. Есть недвижимость, нефтянка, логистика, розничный бизнес, информационные технологии – это что касается прямых инвестиций. Для ленивых или предпочитающих срывать куш есть фондовый рынок. Для тех, кто не любит думать, есть паевые фонды. Наконец, для любящих риск и азарт есть лотереи, тотализаторы и казино (50% риска при высокой доходности). У каждого инвестора свои предпочтения. Одни любят спокойно жить, понимая, что их капитал 100% защищен и тает чуть медленнее инфляции. Некоторые, наоборот, любят погорячее. Поскольку эта статья посвящена кинобизнесу, точнее бизнесу по производству кинофильмов, то опишем его основные инвестиционные плюсы и минусы.

 

Плюсы.

· Сверхвысокая доходность при успешном проекте.

· Отсутствие реальной зависимости между производственным бюджетом и сборами. Не хлебом единым жив человек. Он плачет и смеется над фильмом, он готов платить не потому, что фильм был дорогой, а потому что он гениальный. А гениальность всегда проста. Поэтому всегда помните про фильм «Ведьма из Блэр»[1]. Именно эта безумная надежда позволила родиться всему независимому кино и его лидеру Джорджу Лукасу.

· В России можно снять фильм за небольшие деньги, и он будет суперуспешным (пример – «Питер FM»). Логика простая – вероятность получить огромную прибыль при 500 экранах и бюджете $500 тыc. гораздо выше, чем при аналогичном количестве экранов и бюджете в $5 млн.

· Новые технические инновации, которые стремительно удешевляют проект, но дают массу новых возможностей. В первую очередь съемка на HD.

· Кинобизнес – это квинтэссенция гламура. Не существует другого вида деятельности, который был бы выше кинобизнеса по уровню элитарности. Для того, кто серьезно вовлечен в кинобизнес, открываются двери самых консервативных обществ.

· Кинобизнес – это наиболее выразительный символ успешности, общественного положения и независимости. Состоятельные люди понимают, что вещи и услуги относятся к категории Lux не потому, что они дороги, а потому, что на них падает сияние звезд, которые ими пользуются. Умные люди понимают, что власть дороже денег, но слава дороже власти, ибо слава – сердце власти. Поэтому, когда есть и деньги и власть, хочется славы себе или погреться в лучах чужой. Ощущение сопричастности к миру кино – самый ликвидный продукт кинобизнеса. За него надо платить, он чертовски дорог, но он стоит того. Потребности диалектически растут.

 

Минусы.

· Высокие риски. Вы можете вложить огромные деньги, а фильм не понравиться зрителю. Вероятность вернуть свои деньги в этом случае равна нулю. Права на фильм – это не здание и не земля, их ценность рождается в отношении зрителя. Можно точно сказать, что в кинобизнесе рынок диктует цену на фильм.

· Не существуют факторы, которые 100% гарантируют успешность проекта, т. к. предсказать реальную реакцию зрителей очень сложно. Именно поэтому успешные продюсеры, сценаристы и режиссеры столь дороги. Это целый курятник, несущий золотые яйца. Как они добиваются успеха и прибыли – бизнесмены не понимают.

 

Вывод.

· Если Вы хотите не только заработать денег, но и пощекотать нервы – кинобизнес для Вас.

· Вы, как инвестор, также имеете приятные опции в виде настоятельных рекомендаций продюсеру снять в картине Вашу яхту, виллу, машину, любовницу (или любовника), жену, детей, собаку или хомячка. Что только не сделаешь для любимого существа. Очевидно, это – дороже любых денег.

· Наконец, когда Вы создадите много коммерчески успешных проектов, Вы даже можете запустить артхауз-фильм, который не принесет Вам ничего кроме убытков, но элитарная кинотусовка начнет думать, что когда-нибудь Вы станете человеком. Заслужить уважение высокомерных богов, пусть и кушающих с Вашей руки – в этом есть какое-то изощренное наслаждение.

 

Итак, Вы определили, что все-таки хотите идти в кинопроект. Но это опять слишком общее определение, т. к. продюсеры часто предлагают огромный выбор вариантов инвестирования.

 

Инвестировать 100% в производство и продвижение. Для продюсера это идеально (на первый взгляд), но для инвестора это означает 100% риска, которые вообще никак не обеспечены до тех пор, пока не готова финальная копия фильма. Последнее обстоятельство очень важно, т. к. цена прав на фильм прямо зависит от степени готовности кинопроекта. 100% инвестирование – полностью венчурное, рискованное дело. Его минусы – полное принятие рисков. Его плюсы – 100% права на часть прибыли, которой обладает инвестор. При успешном проекте рентабельность чистой прибыли может достигнуть 100 000%. Именно в кино, а не в другом бизнесе, можно добиться такой доходности.

Не существует(!!!) более такого доходного бизнеса, каковым является кино.

Даже наркотики и торговля оружием не могут сравниться по потенциалу доходности с кинобизнесом. Истинно, не наполнится ухо слышанным, а око виденным! Но это для сверхуспешных проектов, которые поступают в мировой прокат, включая рынок США и Канады. Русским проектам это не грозит по объективным причинам. При 100% инвестировании инвестора ожидает еще один подводный камень. Он возвращает свои деньги а) после ритейлеров и дистрибьюторов и б) не сразу, а постепенно в течение всей прокатной истории проекта, которая включает три важнейших этапа:

· кинопрокат – длится от 2 недель (в России) до года (США),

· видеопрокат (выпуск релизов на кассетах и DVD) – запускается по завершению фазы активного кинопроката,

· теле- и интернет-прокат – запускается через месяцы после предыдущих фаз.

Таким образом, возврат средств от кинопроекта – долгая песня, и срок окупаемости может растянуться на несколько лет, поэтому инвестору надо учитывать инфляцию и проводить дисконтирование денежных потоков.

Классическим случаем в российской новейшей истории киноинвестирования является ситуация, когда продюсер приходит к своему знакомому олигарху и говорит: «Дай мне $5 млн. на кино, а через год, когда я его сниму, его прокатный сбор будет $20 млн., т. е. ты наживешь в 4 раза больше. Ты же меня знаешь! Посмотри, сколько я снял фильмов. Не веришь в потенциал кино – посмотри, сколько собрали «Дозоры» и «9 рота». Учитывая вышеизложенное, инвестор должен понимать, что это, мягко говоря, не соответствует истине. (Кстати, «Ночной дозор» собрал в американском прокате всего около $1,5 млн2. Это значит, что если продюсер получил от этого $100–200 тыс. – это хорошо.) О том, как подсчитывать прогнозный сбор от кинопроката, мы расскажем чуть ниже.

Также инвестору предлагают финансировать часть проекта за меньшую часть прибыли. Все вышеизложенные рассуждения справедливы, за исключением того, что риски пропорционально меньше объему финансирования. Для начинающего киноинвестора долевое финансирование предпочтительнее, т. к. он сможет на первом опыте понять специфику бизнеса с точки зрения движения средств.

Большое значение для инвестора имеет фаза входа в проект. Общая идеология аналогична с любым венчурным проектом. Чем раньше инвестор входит, тем выше риски, и соответственно он претендует на большую часть прибыли. Чем позже он входит, тем меньшую часть прибыли он получает (если вообще что-то получает). Если в проекте присутствует инвестирование и займ, то сначала проект будет выплачивать все займы и кредиторские задолженности, а потом прибыль. Последовательность выплаты прибыли также будет зависеть от достигнутых заранее договоренностей.

Для эффективного инвестирования инвестор должен иметь ответы на ряд ключевых вопросов. Тогда он сможет в принципе принять политическое решение – идти или не идти в проект, и если идти, то на каких условиях.

Основные финансовые параметры проекта.

· Производственный и прокатный бюджет. Первый включает все расходы, связанные с созданием фильма. Структура этого бюджета обсуждалась на страницах журнала, поэтому мы не будем к нему возвращаться. Структура прокатного бюджета включает оплату рекламы, тиражирование копий, логистику. При наличии поддержки дистрибьютора часть или 100% этих расходов дистрибьютор возьмет на себя, правда, он вычтет их в качестве distribution fee при расчете с продюсером. Поэтому при оценке затрат проекта правильно включать эти затраты в бюджет проекта.

· Время производства, время проката. Эти показатели влияют на дисконтирование денежных потоков.

· Прогноз доходов проекта, который составляется на основе простейшей финансовой модели, где учитываются все возможные источники дохода проекта и предполагаемый объем поступлений. Все доходы можно разделить на два типа:

o фиксированные, при которых Вы продаете права дистрибьюции на определенную территорию или носитель и получаете сразу или постепенно фиксированную сумму, независящую от сборов;

o разные виды роялти, когда Вы получаете пропорциональную долю от реальных сборов.

_____________________________________________________________________________________

2http://www.the-numbers.com/movies/2006/NWTCH.php

 

 

· На практике могут быть смешанные варианты, но так или иначе за всем стоит математика, основанная на проверяемых величинах: количество экранов, средняя стоимость билета, наполняемость зала. Последнее зависит от различных маркетинговых составляющих: масштаба рекламной кампании и наличия в прокате сильных конкурентов, которые оттягивают зрителя (и содержимое его карманов) на себя.

Имея эти параметры, Вы можете оценить предполагаемую доходность проекта, а также связанный с ним риск, и быть уверенным, что продюсер предпринял все возможное, чтобы его хеджировать.

Риски кинопроекта.

· единственный реальный риск в кинобизнесе – это риск провала в прокате, когда фильм делает маленькие сборы;

· в этом случае валовая прибыль недостаточна для покрытия вложений, и инвесторы терпят убытки;

· обычной практикой является страхование фильма, но страховка не покрывает всех рисков;

 

· причины провалов:

o неинтересный фильм, неоригинальный сюжет;

o недостаточная и вялая рекламная кампания;

o плохая проработка целевой аудитории;

o отсутствие достаточной прокатной базы при дистрибьюции.

Существуют еще различные организационные риски, но все они минимизируются привлечением профессионалов, страхованиями.

Риск в кинобизнесе состоит в том, что нет технологий, которые могут гарантированно делать успешные проекты, т. к. заранее нельзя точно предсказать, что понравится зрителю. Вам на стол могут лечь тома маркетинговых исследований, отчеты фокус-групп и экспертов, но Вы как инвестор должны понимать, что под риски становитесь Вы, а не вся эта куча консультантов, которая за Ваши деньги завалила Вас бумагой3.

Однако в мировой киноиндустрии есть подходы, основанные на опыте, которые минимизируют риски и ставят кинобизнес в один ряд с достаточно респектабельными инвестиционными продуктами.

По существу это ключевые факторы успеха кинопроектов, как бизнеса:

· создание диверсифицированного портфеля, когда продюсер работает одновременно с десятками проектов, находящихся на разных стадиях, имеющих разные жанры, бюджеты и целевые группы;

· создание фильмов для международной аудитории;

· соблюдение жестких ограничений на выбор жанра, сюжета и темы;

· наличие у продюсера договоров с ведущими международными и национальными дистрибьюторами;

· хороший сценарий, известный режиссер и звездный состав актеров;

· адекватный рекламный бюджет и маркетинговая стратегия;

· профессиональное управление проектом;

· опыт компании и реализованные успешные проекты.

Некоторые молодые продюсеры могут сказать, что нереально соответствовать этим условиям. Ничего подобного! Подход прост. Вот тебе 10 копеек, и покажи, на что ты способен.

 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3 Если продюсер всерьез будет убеждать Вас опираться на маркетинговый подход, то загляните сюда и поймите истинную ценность маркетинга в кино: http://www.the-numbers.com/movies/records/budgets.php, в раздел под названием Biggest Money Losers, Based on Absolute Loss on Worldwide Gross. Обратите внимание на имена кинокомпаний, стоящих за этими проектами. Я бы не рискнул обвинить их в отсутствии квалификации, в том числе и в маркетинге.

 

 

Требуется не блокбастер, а успешный проект. Так действовали братья Вайнштейны, и этот подход окупился4.

Предположим, Вам, как инвестору, принесли проект, где есть:

· сценарий, причем хороший сценарий с экспертными оценками людей, которым можно доверять;

· режиссер с успешной историей;

· адекватный актерский состав;

· оператор, композитор, с соответствующими профессиональными качествами;

· хорошая организация управления проектом;

· вменяемый, реалистичный бюджет фильма, который соотноситься с пессимистическими сценариями доходов, реалистичный прогноз доходов и расходов, реалистичный прогноз движения денежных средств;

· реалистичный календарно-постановочный план;

· понятный прогноз по зрителям и каналам продаж прав фильма;

· надежные подрядчики и возможно несколько дистрибьюторских сделок.

При условии наличия этого пакета, вы можете начать разговор с продюсером и структурировать сделку. Скорость принятия Ваших решений будет зависеть от Вашего опыта и вовлеченности. Если у Вас нет времени или опыта – наймите профессиональных людей, которым Вы доверяете. Лучше заплатить консультанту, чем потерять бюджет проекта.

Если же Вы все-таки приняли положительное решение и вошли в сделку, то Ваша задача осуществлять контроль за исполнением сроков, качества или бюджета проекта.

Безусловно, это делаете не Вы сами, а линейные продюсеры или Ваши бухгалтеры. В кинопроизводстве часто бывает перерасход средств, увеличение сроков и иные обстоятельства. Имея оперативную отчетность о ходе работ, Вам будет легче принимать оперативные решения: приостановить проект, дофинансировать проект, изменить договор с продюсером или режиссером.

Есть такая легенда в Голливуде. Компания «Двадцатый Век Фокс» запустила один проект, в который изначально мало верила. Скорее он был нужен для баланса ее портфеля. Проект превысил смету, кинокомпания поставила вопрос об остановке проекта. Тогда режиссер предложил не выплачивать ему свой гонорар, а дать часть прибыли от проекта. Компания с радостью согласилась, т. к. деньги она экономила сейчас, а в том, что прибыли не будет, она не сомневалась. Когда проект вышел в прокат, он имел название «Звездные войны», а режиссером был Лукас. Остальное – история: кинокомпания осмысливает происходящее, а валовой сбор по всем «Звездным войнам» превысил $7 млрд.

 







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 413. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия