Студопедия — Сохранение рационалистической традиции Просвещения в 1-ой половине 19 века и ее развитие в сферах науки, образования, книгоиздательства
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сохранение рационалистической традиции Просвещения в 1-ой половине 19 века и ее развитие в сферах науки, образования, книгоиздательства






Идеи Просвещения, ставшие основным содержанием культурной политики правительства в XVIII веке, сохраняли свою актуальность и в пушкинское время. Реформы Александра I были направлены на дальнейшее совершенствование системы. Не смотря на то, что XVIII век называли «просвещенным», к началу XIX столетия идеи Просвещения в Петербурге в большей мере оставались нереализованными.

• Развитие системы образования

Существенные изменения в материальной сфере культуры Петербурга (новые технологии производства, необходимость грамотных специалистов)— дали мощный импульс развитию просветительской идеологии.

Август 1802 года создание Министерства народного просвещения, главная задача подготовка и проведение реорганизации всех звеньев учебного процесса в России. «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам».

Устав 1804 года определял структуру учебных заведений, содержание и методы учебного процесса. Народное образование делилось на 4 ступени: приходские училища - начальные знания для детей низших слоев (год обучения); уездные училища – для детей ремесленников, познания в их деятельности (2 года обучения); гимназии – для детей дворян, подготовка к государственной службе или поступлению в университет, а так же для некоторых других сословий, обширный учебный план (4 года обучения) и университеты (3 года обучения).

Всего в общеобразовательную систему Петербурга в 1820-е годы входило 10 приходских и 3 уездных училища и 5 городских гимназий.

Университеты. Управление ими производилось выборными учеными советами университета во главе с ректором. Университеты получали право создавать научные общества, библиотеки, заводить свои типографии и печатать научные труды. Таким образом, по уставу 1804 года, университеты получили автономию.

Итог реформы: установление низшей, средней и высшей школы, расширение учебных программ, утверждение более гуманной методики преподавания, бесплатность обучения, бессословность.

Возрождение университета в Петербурге - превращением Учительской семинарии в Педагогический институт (1804) и создание на его базе в 1819 году Санкт-Петербургского императорского университета. В Петербургском университете быстро сформировалась довольно большая группа преподавателей. Но уже через два года был учинен «разгром» этого учебного заведения за идеи не соответствующие монархии и христианству. (Куницын, Галич). В 1817 году Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. Во главе его был поставлен президент Российского библейского общества, бывший обер-прокурор Синода князь А.Н.Голицын.

События 14 декабря 1825 года наложили неизгладимый отпечаток на последний период развития системы образования. Искоренение революционных идей - задача Министерства просвещения, во главе с С.С.Уваров.

Устав 1828 года устанавливал сословную принадлежность учебных заведений. Теперь в приходских училищах должны были обучаться по преимуществу дети крестьян и мещан; в уездных — дети купцов, зажиточных ремесленников, мещан; в гимназиях — дети дворян(исключение некоторых предметов, дисциплинарный надзор).

Упразднялась автономия университета (1835 году), повысилась плата за учебу «милитаризация» университетской жизни.

По инициативе Марии Федоровны (жена Павла 1) был разработан новый устав и учебный план институтов для благородных девиц. Наибольшее место отводилось закону Божьему, иностранным языкам танцам, музыке и рукоделию. Внушение детям величия царя и бога.

Наряду с государственными учебными заведениями в первой половине XIX века в Петербурге существовало большое количество частных пансионов.

три разряда в зависимости от уровня обучения. I разряда как гимназия (для детей состоятельных дворян); II разряда — уездные училища (для детей купцов и состоятельных мещан); III разряда — приходские училища (для детей бедных дворян, мелких торговцев). Обучение в частных пансионах стоило очень дорого. Формальный контроль Министерства, уровень преподавания в пансионах был в целом ниже, чем в государственной школе.

Значительная часть дворянских детей получала домашнее воспитание. Качество его зависело от финансовых возможностей родителей и от их собственных культурных потребностей. Обучали танцам хорошим манерам, грации, искусству флирта. Способствовало передаче традиций в семье. Пушкин оценивал негативно. Хорошее зависело от родителей с высокой культурой.

В первой половине XIX века в Петербурге расширилась сеть закрытых учебных заведений для дворян: были реорганизованы старые и образованы новые военные училища — кадетские корпуса, Пажеский корпус, Царскосельский лицей и др. 7 лет обучения

1802 году Пажеский корпус для детей знаменитых дворянских фамилий. Юношей готовили к придворной или военной службе (в гвардии).

Царскосельский лицей. Проект его создания был разработан в 1808 году М.М.Сперанским.. Учебная программа включала как предметы среднего учебного заведения, так и университетского курса.

• Наука

Ограничена царской идеологией. Ужесточение цензурной системы, запрещение преподавания государственного права европейских стран, изъятие из университетской программы философских наук, аресты Н.Г.Чернышевского и петрашевцев (в том числе Ф.М.Достоевского), эмиграция А. И. Герцена и Н. П. Огарева и многое другое — все это нанесло огромный урон развитию научной мысли.

Развитие только естественных наук для промышленного развития страны. В Петербургском университете сложилась математическая школа мирового значения (И.Сомов, В.Я.Буняковский, П.Л.Чебышев и его ученики), физическая школа Э.Х.Ленца, химическая школа А.А.Воскресенского (одним из учеников которого был Д.И.Менделеев).

Академик Б.С.Якоби работал над превращением электрической энергии в механическую, сконструировал электромотор, обосновал возможность телеграфа.

Больших успехов достигла астрономия. В 1839 году открылась Пулковская обсерватория, Здание было построено по проекту архитектора А.П.Брюллова. Основателем обсерватории и первым ее директором был В.Я.Струве.

Морские кругосветные путешествия XIX века. Почти все эти экспедиции снаряжались в Петербурге. Отсюда уходили в плавание И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский (1803), Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев (1819), Ф.П.Литке (1821) и др. Ими были открыты новые острова в Тихом океане и Антарктике, а также Антарктида; созданы новые атласы и руководства для плавания и многое другое.

• Книжное дело

Слабое развитие обусловлено уровнем грамотности населения(10%),дороговизной книг, перепиской книг и политикой правительства

1801 года снятие запрета на ввоз книг из-за границы. В 1802 году было разрешено открывать частные типографии. К концу 1820-х годов, начинают складываться книгоиздательства, создаваемые книгопродавцами и типографами, которые имели прочную экономическую базу.

В начале XIX века в Петербурге появляются книжные разносчики («ходебщики») и первые книжные лавки. Наиболее крупные русские петербургские книгопродавцы — И.Глазунов, М.Овчинников, Ф.Свешников и В.Сопиков — имели лавки в районе Гостиного двора. важное место для книготорговли- «Аничков дом» (на Садовой улице).

В 1813 году на Садовой улице открылась книжная лавка В.А.Плавильщикова. В 1815 году она была перенесена на набережную реки Мойки и названа «книжным магазином». При магазине была создана и одна из первых в Петербурге библиотек, где за небольшую плату предлагались книги для чтения

Книжный магазин Н.В.Сленина открылся в 1813 году на Невском проспекте и торговал преимущественно французской литературой. На издательской деятельности Сленина отразились связи с декабристами: в его магазине продавались «Думы» К.Ф.Рылеева, книги Ф.Н.Глинки, политэкономический трактат Н.И.Тургенева «Опыт теории налогов» (1818) и др.

С 1823 года после смерти Плавильщикова его книжное дело и библиотека перешли А.Ф.Смирдину. 1832 году в его библиотеке насчитывалось уже 12 тыс. книг. Он значительно расширил издательское дело, намного увеличил тиражи и за счет этого значительно уменьшил стоимость книги. Смирдин одним из первых ввел выплату авторского гонорара.

Быстро увеличивалось количество периодических изданий. Большинство журналов начала XIX века издавались кружками и обществами. Так, ряд изданий был связан с «Вольным обществом любителей российской словесности, наук и художеств» (1801–1825, Литейный пр., 31). Это журналы «Свисток муз» (1802–1803).

В конце первой четверти XIX века оформляются органы декабристского направления — альманахи «Полярная звезда» А.А.Бестужева и К.Ф.Рылеева (1823); «Мнемозина» В.К.Кюхельбекера и В.Ф.Одоевского (1824).

Журналы: «Сын Отечества», «Отечественные записки»,после 1825 г «Современник».

В первые годы XIX века в Петербурге выходила одна газета «Санкт-Петербургские ведомости». Через несколько лет к ней прибавилась «Северная почта, или Новая Санкт-Петербургская газета» (1809–1819) — орган департамента почт, и «Сенатские ведомости». В интересах петербургского купечества начинают издаваться «Санкт-Петербургские коммерческие ведомости» (1802–1810).

Газетная полоса заполнялась разного рода небольшими текстами, преимущественно информационного характера, начала появляться реклама.

• Библиотеки

Идея создания в Петербурге публичной, «для употребления всех и каждого» библиотеки принадлежала еще Екатерине II. По ее повелению в 1795 году началось строительство здания для библиотеки. Оно было построено по проекту архитектора Е.Т.Соколова в 1801 году.

Торжественное открытие состоялось в январе 1814 года. свыше 243 тыс. томов. Заведующий отделением русских книг И.А.Крылов много сделал для пополнения библиотеки русскими и славянскими изданиями, установив тесные связи с издателями и книгопродавцами, которые поставляли ему нужные книги. В результате его деятельности русский фонд с 2300 экземпляров возрос к 1840-м годам до 30 тыс. экземпляров.

22. Рождение нового типа россиянина – петербуржца, русского интеллигента. Дворянские интеллигенты.

Вековая история Петербурга привела к рождению нового типа россиянина — петербуржца, русского интеллигента. В социологическом аспекте интеллигент — это представитель умственного труда; в таком понимании интеллигенты есть в каждой стране и на всем протяжении истории цивилизации. Однако в культурологическом контексте понятие это имеет другой смысл.

Понятие «интеллигенция» по своему происхождению является категорией русской культуры. В других европейских языках нет слова «интеллигенция», оно вошло в обиход потому, что стало обозначать неизвестное до того миру, отсутствовавшее в средневековой России специфическое социально-культурное явление. Во всех словарях мира слово «интеллигенция» в близком нам смысле употребляется с пометкой «рус.» как специфическое явление русской культуры.

Слово "интеллигенция" в первые употребил почти в современном его значении В.А.Жуковский в 1836. Понятие интеллигенция ассоциируется у Жуковского с принадлежностью к определенной социокультурной среде, с европейской образованностью, с нравственным образом мыслей и поведением, т.е. "интеллигентностью". Таким образом, представление об интеллигенции как социокультурной среде, моральном облике и типе поведения складывалось в русском обществе уже в 1830-е годы, в среде Карамзина и деятетелей пушкинского круга, и были связаны прежде всего с идеалами "нравственного бытия" и дворянским долгом служения России.

Суть интеллигентности — в единстве высокого уровня образования и преодолевающих эгоизм личности нравственно-политических установок, убеждений, идеалов.

Такое скрещение просвещенности и нравственности рождало у российского интеллигента особый стиль мышления — отнесение каждого конкретного факта, входившего в его поле зрения, к общим проблемам бытия, к основополагающим вопросам. Соединение воспитанного православием глобализма мироосмысления с привнесенным буржуазной цивилизацией индивидуализмом вело к драматической напряженности духовной личности, как бы отказавшейся от своего суверенитета в пользу общих идей — Бога, Справедливости, Красоты, Человечности…

Интеллигентность определялась не содержанием идей, а способом их выражения и страстной приверженностью им, доходившей до готовности самопожертвования. Этим объясняется расхождение в оценках русской интеллигенции — от восхваления ее до обвинения во всех катаклизмах, пережитых страной в XIX–ХХ столетиях.

Российская интеллигенция первого поколения была дворянской по происхождению и социальному положению. Именно в дворянской среде появились подлинные аристократы духа, которые болезненно переживали чуждость этого сословия собственному народу.

Особенности жизни дворянской интеллигенции в Петербурге обусловили преобладание западнической идеологии и психологии, а сила традиций в Москве — сильные позиции славянофильства. Наиболее последовательными представителями петербургской дворянской интеллигенции стали декабристы.

После возвращения гвардии из Заграничных походов 1813–1814 годов в Петербурге стали возникать кружки и союзы молодых офицеров, которые начинают играть весьма существенную роль в жизни столицы.

В 1818 г. создана новая организация «Союз благоденствия», он пытался прежде всего возбудить и направить общественное мнение, поддержать и объединить всех здравомыслящих и честных людей, призвать их к действию. Предполагалось, что таких людей в среде русского дворянства большинство. С их помощью «Союз благоденствия» рассчитывал поставить членов тайного общества на важнейшие посты в армии и государстве, чтобы затем уже, быстро и без кровопролития, произвести смену верховной власти.

Особое значение придавалось моральному облику члена Союза. Он обязан был поощрять всякого к добродетели, распространять сообразные с целью Союза понятия, говорить правду и бесстрашно отстаивать ее. Если добавить к этому, что большинство декабристов были высокообразованными людьми, то мы получим целостное представление о дворянском интеллигенте декабристского типа.

В начале 1821 года «Союз благоденствия» был формально распущен, в Петербурге и на Украине возникло два новых тайных общества — Северное и Южное. Оба они не отказывались от легальной пропагандистской работы и делали ставку на военный переворот.

Поражение декабристского восстания и установленный Николаем I режим не остановил развития петербургской интеллигенции и отчасти породил золотой век русской литературы. На смену аристократам-патриотам шло поколение так называемых «лишних людей» — другая разновидность дворянских интеллигентов, и опять преимущественно петербургских.

Появление фигуры "лишнего человека" стало знаком того, что процесс "огосударствления культуры", то есть установления системы прямой зависимости культуры от государства, начатый реформами Петра I, сменился процессомразмеживания между самодержавным государством и культурой. В той или иной степени в николаевской России "лишним человеком" становился хотябы от части любой деятель культуры. "Лишний" он не в культуре, отвергает его государство.

Причем в условиях, когда государственная служба считалась естественной и необходимой для образованного человека. Остаться вне службы и в XVIII веке, и в первой половине XIX века означало лишение всякого веса и уважения в обществе. Позиция "лишнего человека", несомненно, давала определенные преимущества. Самое важное из них — не подчинять себя самодержавной власти. Это создавало условие для наибольшой творческой продуктивности.

Типичные представители этого поколения изображены в произведениях Пушкина, Лермонтова, Гоголя и др. В «Евгении Онегине» Пушкин воссоздает образ петербургского светского молодого человека, в котором воплощены общие черты русского дворянства того времени.

П.Я.Чаадаев был одним из самых знаменитых и блистательных молодых людей Петербурга того времени. Богатый и знатный, он получил университетское образование, знал четыре языка, выделялся своеобразием ума и гордой самостоятельностью. Вместе с тем Чаадаев считался одним из лучших танцоров большого света.

В 1816 году в царскосельском доме Карамзина Чаадаев познакомился с лицеистом Пушкиным. Знакомство их продолжалось в Петербурге, где оба вскоре поселились. Они беседовали, спорили, вместе читали. Главной темой было то, что составляло тогда общую боль просвещенных людей: гнет самодержавия, отсутствие свободы, тяжелое положение крестьян.

В 1820 году Пушкин за свои вольнолюбивые стихи был сослан на Юг. А Чаадаев вынужден был оставить блестящую карьеру гвардейского офицера. Несколько лет он прожил за границей, затем поселился в Москве и стал вести затворнический образ жизни. При внешней бездеятельности Чаадаев много думал, читал и писал. Из своего уединения он вынес учение, основные постулаты которого гласили:

• спасение человечества только в религии;

• истинное христианство — католичество;

• повинуясь нашей злой судьбе, мы обратились к растленной, глубоко презираемой европейскими народами Византии и получили из ее рук мертвое, в корне искаженное христианство;

• все революции ничего, кроме вреда, не приносят, и отбрасывают человечество далеко назад.

В 1836 году В.И.Надеждин опубликовал в своем журнале «Телескоп» одно из «Философических писем» Чаадаева, написанное им шесть лет назад и представлявшее частичное изложение его системы. Кроме этого в письме содержались страстные нападки на Россию, на ее отсталость, некультурность, ничтожность истории и убожество настоящего.

Это письмо потрясло всю мыслящую Россию. И ответная реакция властей не замедлила: журнал, где было напечатано письмо Чаадаева, закрыли, редактора сослали, цензора уволили со службы. Чаадаева же официально объявили сумасшедшим и отдали под врачебный надзор.

Одним из проявлений этого времени стал дендизм, который получил распространение в дворянской среде. Это стиль поведения, введенный в моду в высшем свете Англии и вызвавший волну подражаний во всем мире, в том числе и в Петербурге. Дендизм явился своеобразным вольнодумством в области светских приличий. Зародился в столкновении твердых, кажущихся незыблемыми правил и своеволия, общепринятых норм и яркого индивидуализма.

Истинный денди стремился выделиться своей элегантностью и утонченной оригинальностью. Для денди был важен не столько фрак, сколько умение его носить, не столько черты, сколько их выражение, не столько стройность стана, сколько осанка.

Неотъемлемая черта денди — откровенный имморализм: он настолько разочарован в людях, что не считает нужным с ними считаться. Денди глубоко презирает красивые иллюзии и возвышенные чувства, и это определяет характер его отношений с женщинами.

Характерная черта денди — демонстративная пресыщенность радостями жизни и разочарованность во всем и во всех (именно так держится Евгений Онегин и в петербургском свете, и в простодушном провинциальном обществе). Основой поведения денди являлась особого рода наглость — прикрытая формально безукоризненной вежливостью.

Денди — индивидуалист, постоянно подчеркивающий свою независимость от обычаев и моральных устоев общества. И вместе с тем он не отделим от общества и зависим от него: денди просто не существует без публики, без восхищенных или негодующих наблюдений о нем. Таким образом, денди — дерзкий нарушитель законов большого света — остается светским человеком до мозга костей.

Сам Пушкин в молодости отдал дань дендизму. Особенно заметен его след в поведении поэта в период южной ссылки: здесь и постоянный эпатаж, и вызывающая дерзость, и забота о своей внешности, и желание произвести впечатление на окружающих, которых он, впрочем, презирает.

Для петербургской дворянской интеллигенции характерен высокий удельный вес эстетических критериев поведения, деятельности, мировосприятия. Эстетический потенциал образа жизни столичной интеллигенции воплощался вдворцах, храмах, усадьбах, одежде, мебели, утвари, организации быта и воинской службы, проведении досуга на спектаклях, концертах, балах, бытовом музицировании и рисовании — и становился образцом для всей страны. Характерным качеством петербургской интеллигенции пушкинской эпохи было особое отношение к женщине. О высоком статусе и авторитете женщин в дворянских кругах достаточно выразительно говорят, с одной стороны, поступки жен декабристов и его общественный резонанс, а с другой — та роль нравственного суда поведения мужчин, которую исполняли героини А.Пушкина, И.Тургенева, И.Гончарова, Н Некрасова и др.

Еще одна существенная черта петербургского интеллигента — национальная и религиозная толерантность. Петербург создавался и рос как город межнационального общения и соседства различных вероисповеданий. В среде петербургских интеллигентов становился невозможным и великорусский шовинизм, и православный фанатизм, которые нередко встречались в других российских городах.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 839. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия