Студопедия — Социокультурная обусловленность и особеннсти социально-гуманитарного знания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социокультурная обусловленность и особеннсти социально-гуманитарного знания






 

опрос о том, как и каким образом культура выступает основанием гуманитарной науки, можно рассматривать в двух аспектах – цивилизационном и культурологическом.

С точки зрения цивилизационного подхода, в традиционном обществе с замедленным темпом социальных изменений, инновационная деятельность не воспринимается как высшая ценность и наука не востребована. Наука получает могучий импульс для своего развития в условиях техногенной цивилизации (высокий темп социальных изменений)4 инновационная деятельность – высшая ценности и важнейшая основа развития цивилизации, рост научного знания и его применения.

3 типа культуры (Сорокин)

Идеационная – сверхчувствительность, сверхразумность Бога – отрицает и безразлично относится к чувственному миру; знание о мире не воспринимаются как ценность (религиозные основания нравов и обычаев, образа жизни, мышления).

Идеалистическая – (объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна) – стимулируются различные науки); научные идеи соответствовали содержательно-разумному отношению к миру; развиваются логические основы науки.

Чувственная (объективная действительность и ее смысл) – устремленность научной деятельности познать мир.

-идеационная истина (посредством личностного опыта, прямого откровения, божественной интуиции и вдохновения) Истина – вера. Вера непогрешима.

- идеалистическая истина – достигается средствами самого разума.

- чувственная истина – истина чувств, обращенная к опыту.

В общественных системах на тех или иных этапах развития могут доминировать та или иная истина.

7-8 в. – идеационная система культуры

18 век – чувственная система культуры – 19 и 20 век

Социальная культуры установили воздействие на науку: они могут либо способствовать ее созиданию, либо препятствовать ему. Наука включена в систему культуры и является ее частью, несмотря на свою ограниченность.

Изменение мировых ориентаций происходит под влиянием изучения наукой таких сложных природных комплексов, в функции которых включен сам человек (также биологические объекты, объекты экологии, биотехнологии). Изучение этих объектов показывает огромную роль системы гуманитарных принципов и ценностей. Это обуславливает формирование мировоззренческой установки, связанной с требованиями личности социальных культур, направленности научного познания. Концепция глобального эволюционизма – действительность с точки зрения системности и эволюционирования объектов любого рода – динамика научного познания – мировоззрение должно быть направлено на осмысление процессов диалога культур, на сочетание достижений как техногенной цивилизации, так и традиционных типов общества и культур Востока.

Социальная обусловленность – наука в обществе приобретает статус социального института; наука также социально ориентирована (статус научного работника, система подготовки кадров)

Культурная обусловленность – без науки немыслимы система образования, экономическая деятельность, социально-политическое прогнозирование, разработка фундаментальных проблем мировоззрения; наука как часть культуры.

(Специфика социально-гуманитарного знания: Спецификой социально-гуманитарного мышления, которое, в отличие от мышления естествоиспытателя, носит диалоговый характер, всегда подразумевая дискурс со своими предшественниками и современниками. Это отличие отнюдь не отменяет тесной связи социально-гуманитарного знания с практикой, в особенности сегодня, когда исчезает традиционная, идущая от греков, противоположность между эпистемой (производством знания) и доксой (его применением). Анализируя историю социально-гуманитарных наук, следует иметь в виду тот постоянный ток, который шел и идет к этому комплексу знания от естественных наук. Так, в XVI— XVII вв., когда познавательным идеалом научности выступает механика как дедуктивно построенная математическая система, обществоведение строится по этому образцу («Этика, доказанная в геометрическом порядке» Спинозы, «Человек-машина» Ла-метри).

 

С выдвижением на передний план в качестве перспективных наук квантовой механики и теории относительности образцом для обществоведения становится физика. Примером подражания может служить работа Я. Морено «Социометрия», автор которой попытался вслед за физиками, вторгшимися в природный атом, обнаружить и описать «социальный атом». Позднее в качестве образца начинает выступать биология, и социальные системы рассматриваются как органические (таков подход к цивилизациям А. Тойнби, к культурным суперсистемам П. Сорокина). Сегодня ощутимое воздействие на обществоведов оказывает синергетика, однако, как и во всех предыдущих случаях, необходим взвешенный подход к ее экстраполяции на социальные реалии.

 

И еще одна важная проблема входит в содержание вопроса: почему социально-гуманитарная наука (как и наука вообще) зародилась именно на Западе. Проблема эта не имеет однозначного и окончательного решения, но в качестве существенного фактора стоит отметить социокультурный фон, сложившийся в культуре античного полиса с его ценностями публичной дискуссии, требовавшими развития теории и практики доказательства и логического обоснования.

 

В завершение ответа по первому вопросу следует остановиться на соотношении научного и вненаучного знания об обществе. Во-первых, необходимо вскрыть причины возрастающего интереса к вненаучному знанию, а во-вторых, подчеркнуть, что при оценке вненаучного знания необходимо избегать крайностей: одинаково вредно как нигилистическое отношение к вненаучному знанию, так и преувеличение его значимости.

 

В древности, — а у лиц, получивших традиционную университетскую подготовку, древность ассоциируется преимущественно с Грецией Платона и Аристотеля — психология была частью философии. Философия включала в себя большинство видов знания или служила для них основой; так, физика и смежные с ней науки рассматривались как натурфилософия, "естественная философия". Психология, соответственно, представляла собой ту часть философии, которая имела дело преимущественно с сознанием и самопознанием. Знаменитая надпись на храме в Дельфах призывала человека познать себя. Познание в данном случае выступает как формализованный результат осознания, а формализующим или формулирующим фактором служит то, что мы называем "умом".)

 








Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 2471. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия