Студопедия — Жизнь как категория наук об обществе и культуре
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Жизнь как категория наук об обществе и культуре

 

1. Герменевтика как метод понимания и интерпретации текста.

Герменевтика возникла как искусство чтения малопонятных текстов (в античности).

 

Вторая функция: истолкование священного писания (христианство).

 

Гермес – посредник.

 

Герменевтика не является научным методом (не процедура, которая приводит к определённому результату).

 

Виды объяснения:

 

1. Генетическое.

 

2. Материальное объяснение (редукционное – раскладываем на части).

 

3. Структурное (целое объясняется из взаимодействия частей, а каждая часть с точки зрения её места в целом).

 

Некоторые виды из этих объяснений могут быть применены в гуманитарном познании (языкознание (структурное)).

 

Структурный метод универсален, применяется во всех науках.

 

Герменевтика как метод интерпретации текста:

 

Любой текст имеет два значения (значение говорящего и слушающего).

 

Понятие герменевтика.

 

Герменевтика (греч. hermeneutike - искусство толкования) - в широком смысле искусство истолкования и понимания. Само слово герменевтика восходит к древнегреческим мифам, согласно которым посланник Богов Гермес был обязан толковать и разъяснять людям божественные мысли.

 

Сегодня герменевтика это с одной стороны метод понимания, с другой стороны философское учение.

 

Этапы развития герменевтики

 

Общая герменевтика уходит корнями в культуру народов примитивной цивилизации. Так, обряды посвящения молодых членов общества у «первобытных» племен сопровождаются толкованием мифов и ритуальных символов. В древности и античных культурах жрецы объясняли слова прорицателей и письменно фиксировали эти объяснения. Но настоящее начало искусству герменевтики было положено греческими философами, которые задавались целью отыскать глубинный смысл в мифах и в произведениях Гомера. При этом они зачастую вкладывали в древние тексты и сказания смысл, весьма от них далекий. По существу, они лишь использовали мифы для изложения собственных взглядов.

 

В эпоху средневековья герменевтика приравнивалась аллегорической интерпретации Библии. Определенные фрагменты Ветхого Завета истолковывались как аллегорические указания на будущее явление Христа. Ориген в трактате О началах развивает учение о трех смысловых пластах Св. Писания: телесном, душевном и духовном. Телесный, или смысл – для простых людей. Душевный смысл – для тех, кто более усерден в вере. Духовный же смысл открывается лишь избранным.

 

Таким образом можно сказать, что герменевтика до эпохи Ренессанса носила религиозный характер, только с этой эпохи начинает развиваться научно-литературная герменевтика. В более поздний период свою собственную герменевтику будут развивать науки, связанные с интерпретацией текстов. Начиная с Ренессанса существует своя герменевтика в юриспруденции и филологии, а с 19 в. герменевтика занимает место в ряду исторических дисциплин. Поскольку в конечном счете все науки связаны с интерпретацией, они все в большей мере осознают необходимость герменевтической рефлексии.

 

Термин герменевтика стал употребляться в философском смысле в раннем немецком романтизме. Ф. Шлейермахер (1768–1834), работы которого имели основополагающее значение для герменевтики, превратил ее в учение об искусстве понимания как такового. Задача такого искусства – разработка правил интерпретации, гарантирующих правильное понимание, т.е. позволяющих обезопасить последнее от ошибок. Шлейермахер проводит методологически важное различие между нестрогой и строгой практикой интерпретации. Нестрогой практике, характерной для прежней герменевтической традиции, искавшей путей к пониманию «темных мест» текста и исходившей из того, что «понимание возникает само собой», Шлейермахер противопоставлял строгую практику интерпретации, утверждая, что «само по себе возникает как раз непонимание», тогда как понимание требует особого усилия. Работа герменевтики начинается поэтому не с трудностей в обнаружении смысла, а с продумывания методов, посредством которых смысл может быть понят. Искусство понимания заключается в умении реконструировать чужую речь. Герменевт должен быть в состоянии воссоздать из отдельных частей целостность речи, зафиксированной в том или ином тексте. Он должен понять автора лучше чем самого себя.

 

Окончательный поворот герменевтики в сторону философии происходит в 20 в. Хотя первые намеки на такой поворот можно найти уже в «философии жизни» позднего Дильтея и у Ницше, заявившего, что «нет фактов, есть только интерпретации», герменевтику как философскую дисциплину в этом ключе развивает М.Хайдеггер и его ученик Х.Г.Гадамер. Если у Хайдеггера герменевтика нацелена на самопонимание фактически существующего человека, то Гадамера интересует сфера гуманитарного знания, он стремится осмыслить «историчность» и «языковость» человеческого опыта.

 

Как метод собственно исторической интерпретации герменевтика разрабатывалась крупным мыслителем Вильгельмом Дильтеем (1830-1911). Он считал своей основной задачей разработку методологии гуманитарного знания, которую он понимал как «критику исторического разума». Его работы послужили своего рода проектом герменевтической философии. В результате «герменевтика» сделалась модным термином и начиная с 1920-х годов вошла в состав «философии истории».

 

Дильтей выдвинул метод "понимания". Понимание сродни интуитивному проникновению в жизнь. Понимание своего внутреннего мира достигается с помощью самонаблюдения, а понимание чужого мира - путем "сопереживания", "вчувствования". По отношению к культуре прошлого понимание выступает как метод интерпретации, названный Дильтеем герменевтикой. Он формулирует программу герменевтики как методологии. Функция герменевтика состоит в том, чтобы «прояснить возможность познания взаимосвязи исторического мира, а также найти средства, необходимые для осуществления такого познания». Саму герменевтику Дильтей определяет как «искусство понимания письменно зафиксированных проявлений жизни». Отсюда следует, что герменевтика присутствует во всех гуманитарных науках.

 

Сам Дильтей не разрабатывал герменевтику как искусство истолкования, однако этим занялись его многочисленные последователи. Одну из последних попыток такого рода предпринял итальянский ученый Э.Бетти.

 

На наследие Дильтея опирался в ранних работах Хайдеггер: его лекции по «герменевтике фактичности» посвящены самоистолкованию человека. Исходная хайдеггеровская интуиция заключается в том, что мир дан нам в модусе значимости. Толкование вещей не привносится в них, а принадлежит им изначально. Человек всегда имеет дело с миром как со своим «жизненным миром».

 

В поздних работах Хайдеггер отходит от герменевтической программы.

 

Не без влияния хайдеггеровских идей Х.Липпс предпринимает в 1936 попытку создания «герменевтической логики». Ее предмет – живая речь, а не косная морфология суждения, как в классической логике. Последняя, в частности, полностью отвлекается от того обстоятельства, что речь «позволяет нам нечто узнать». Истинное содержание речи надо искать не в высказывании, а в ситуации, где некоторое утверждение или замечание возникает и где оно оказывает определенное воздействие на говорящего. Эти мысли Х.Липпса по праву считаются предвосхищением теории языковых актов, созданной позднее Дж.Сёрлем и Дж. Остином.

 

Дальнейшую разработку этой темы осуществлял Ханс Георг Гадамер (р. 1900), ученик М.Хайдеггера. Он понимал герменевтику широко - как учение о бытии, как онтологию, пожалуй, скорее как теорию познания. В его книге Истина и метод: Основные черты философской герменевтики (1960) осуществлен синтез герменевтической традиции. Полемизируя с Дильтеем и его последователями, Гадамер показывает, что своеобразие герменевтической позиции расположено вовсе не в методологической плоскости.

 

Гадамер, по его словам, пытался примирить философию с наукой.

 

Понимание для Гадамера - способ существования для человека познающего, действующего и оценивающего. Понимание в качестве универсального способа освоения человеком мира конкретизируется Гадамером как "опыт".

 

Средой герменевтического опыта является язык. "Язык - это универсальная среда, в которой осуществляется само понимание. Способом этого осуществления является истолкование." Язык рассматривался исследователем как особая реальность, внутри которой человек понимает другого человека и также понимает мир. Язык - основное условие, при котором возможно человеческое бытие.

 

Фундаментальной характеристикой человеческого бытия и мышления Гадамер считал "историчность": т.е. бытие определено местом и временем - той ситуации, в которой рождается и живет человек.

 

Принципы герменевтики.

 

Принципы ГЕРМЕНЕВТИКИ, выработанные со времен Ренессанса до наших дней, можно свести к нескольким главным положениям.

 

1) Тексты необходимо изучать не в изоляции, а в общем контексте, целостной структуре произведения.

 

2) При истолковании текста важно составить по возможности наиболее полное представление о личности автора, даже если неизвестно его имя.

 

3) Огромную роль в интерпретации документа играет реконструкция исторической и культурной среды, в которую был включен автор.

 

4) Требуется тщательный грамматический и филологический анализ памятника в соответствии с законами языка оригинала.

 

5) Поскольку каждый литературный жанр имеет свои особенности и приемы, важно определить, к какому жанру принадлежит данный текст (с учетом специфики его художественного языка: гиперболы, метафоры, аллегории, символы и т.д.).

 

6) Толкованию должно предшествовать критическое изучение рукописей, призванное установить наиболее точное чтение текста.

 

7) Толкование остается мертвым без интуитивного сопричастия духу памятника.

 

8) Пониманию смысла текста может способствовать сравнительный метод, т.е. сопоставление с другими аналогичными текстами.

 

9) Толкователь обязан установить, какой смысл написанное имело прежде всего для самого автора и его среды, а затем уже выявить отношение памятника к современному сознанию.

 

Суммируя вышеизложенное можно сделать следующий вывод. Адекватное понимание различных текстов и их интерпретация - одна из труднейших задач, которая стоит перед читателем-интерпретатором. Но к герменевтике целесообразно прибегать в том случае, когда мы имеем дело с действительно сложными, запутанными философскими или психологическими текстами.

 

Вопросы социального познания и его методов является предметом пристального внимания в современной герменевтики. Герменевтика изначально – искусство толкования Библии, литературных текстов. В XVIII – ХIХ в. герменевтика рассматривалась в качестве учения о месте гуманитарных наук. Ее задачей становится объяснение «чуда понимания».

Современная философская герменевтика обязана своим рождением Ф. Шлейемахеру. Он разработал структуру интерпретации, характеризующую понимание как таковое. Герменевтика – искусство понимания чужой индивидуальности. Следует сначала понять целое, чтобы затем стали ясны части и элементы, а для этого необходимо, чтобы интерпретируемый объект и интерпретирующий субъект были в одном круге (предварительное понимание). Герменевтический круг – удержание целостности операции понимания, охватывающей как объект, так и субъект. Свойства герменевтического круга: необходимое предзнание целостности интерпретативного действия, принадлежность действия и понимание к более широкому горизонту.

Х.-Г. Гадатер: герменевтика – учение о бытие. Понимание – универсальный способ освоения мира, неотделимо от самопонимания, поиск смысла, невозможно без предпонимания. В понимании есть онтологически положительный смысл. Есть тексты несущие смысл. Смыслы в свою очередь говорят о вещах. Толкователь входит в них умом с определенным предпониманием. Всегда есть первоночальный рисунок события, т.н. интерпритатор читает текст с известным ожиданием. Источником, которого является предпонимание. Задача герменевтики – восстановление авторитета традиции, которая придает смысл всей «истории дистанций, «временного отстояния» какого-либо события. Понимание всегда является истолковывающим, а истолкование – понимающим. Понимание возможно лишь в качестве «применения» - соотнесения содержания текста с культурным мыслительным опытом современности. Интерпретация текста состоит не в воссоздании первичного (авторского) смысла текста, а в создании смысла заново. Философская герменевтика – новый синтез «речь» и «логос», герменевтика и диалектика. Движение истолкования текста является диалектическим, потому что толкующее слово, попадающее в смысл текста, выражает целостность этого смысла. Исходный пункт герменевтики – языковая форма выражения мысли. Процесс постижения смысла происходит в языковой форме.

Герменевтика постепенно становится методологией социально-гуманитарногопознания. Процедура прочтения текста в определенном культурно-историческом контексте находит сегодня широкое применение в психологии, социологии, филологии, исторических, экономических и юридических науках.

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ГЕРМЕНЕВТИКИ.

 

Перевод (опыт иного и перенос смысла в свой язык),

 

Реконструкция (воспроизведение истинного смысла или ситуации возникновения смысла)

 

Диалог (формирование нового смысла - и субъективности - в соотношении с существующим).

 

Первый этап исторической эволюции Г. - искусство толкования воли богов или божественного намерения -античность (толкование знамений) и средние века (экзегетика как толкование Священного Писания). Понимание как реконструкция преобладает, начиная с эпохи Возрождения, в виде филологической Г. В протестантской культуре оно накладывается на религиозную Г. - проекты отделения в Писании божественного от привнесенного человеком. Техники реконструкции были наиболее развиты Шлейермахером: целью работы герменевта является вживание во внутренний мир автора - через процедуры фиксации содержательного и грамматического плана текста необходимо создать условия для эмпатии - вчувствования в субъективность автора и воспроизведения его творческой мысли. В традиции историцизма применительно к проблемному полю Г., Дильтей настаивал на дополнении этого метода исторической реконструкцией ситуации возникновения текста (как выражения события жизни). Понимание Г. как порождения новых смыслов в диалоге традиций (Рикер) с традицией (Гада-мер, Хабермас) преобладает в философии 20 в. (вероятно, именно такой образ Г. привел к "герменевтическому буму"). Гадамер, интерпретируя Хайдеггера, отмечал, что бытие само себя понимает через конкретных людей и события - такое бытие есть язык. традиция. Цель работы герменевта - наиболее полно выявить механизмы формирования своего опыта (предрассудки), которыми наделяет его традиция. Выявление происходит через практику работы с текстами, через соотнесение их содержания с опытом "современности". Это - диалог, посредством которого рождается новый смысл - этап жизни традиции и самого текста.

 

 


 

27. Роль социально-гуманитарных наук в процессах современных социальных трансформаций.

 

28. Роль социально-гумнитарного знания в разрешении проблем исключения войны и укреплении мира.

 

29. Характеристика мировоззренческо-методологических принципов и парадигм, исследовательских программ в области социально-гуманитарного познания.

 

30. Характеристика современной дисциплинарной дифференциации и интеграции в социально-гуманитарных исследованиях.

 

Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

 

□ существуют естественно научное и философское понимания жизни

 

Согласно древним – из земли, глины, атомисты из атома и пустоты, Аристотель – идея самозарождения жизни подобно личинкам в гниющем мясе

 

□ в 18 веке было открыто учение о клеточном строении живой ткани,

 

□ эволюционная теория Дарвина, базой были идеи естественного отбора, борьба за существование и наследование приобретенных признаков

 

□ Ф. Энгельс «жизнь есть способ существования белков»




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 

Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 485. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия