Студопедия — Особенности первого периода творчества Эсхила
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Особенности первого периода творчества Эсхила






Эсхил (525-456 г до н. э.)

Он жил в самую волнующую эпоху для своей страны. Борьба между демократией и демосом. Война с персами. Его гражданственность была столь велика, что ни одно историческое событие не прошло мимо него. Он пережил реформы демократического типа. Эсхил, поэт эпохи становления афинского государства и греко-персидских войн, является основоположником трагедии в её установившихся формах.

- «Просительницы» («умоляющие»)

- «Персы»

«Умоляющие»- не датирована. Но обилие хоров и прочие архаические элементы заставляют признавать в ней одну из ранних его трагедий. Она входила в целую трилогию и заканчивалась сатировской драмой, которая до нас не дошла и о содержании которой можно только догадываться. Основная идея трагедии воплощена в старинных и суровых мифологических образах, придающих трагедии монументальный стиль, в котором хотя и мало психологии, но всё же очень много бурных аффектов. Это соединение монументальности и патетики является одной из самых основных особенностей стиля Эсхила вообще.

Трагедия близка к хоровой лирике по своей форме. Напоминает лирическую кантату –ПЛАЧ -.

Оплакивание мёртвых. Тренетическая оратория. Появление вестника - трилогический признак построения драмы. Для ранних произведений творчества Эсхила характерно преобладание хоровых партий, малое использование второго актёра, слабое развитие диалога, и малая разработанность индивидуальных образов.

«ПЕРСЫ» Отличается от всех текстов драм. «Персы» написаны на основе исторического, а не мифологического сюжета. Эсхил вписывал свою трилогию в греческий театр. Историческая основа трагедии –битва при Соломине. 472 г. Трагедия была поставлена. В трагедии видно политическое противостояние драматурга. Демократическое строение над монархическим. «Мир устроен мудро». Подход Эсхила к проблеме религиозности. Чувство и понятие меры возникли в демократии. В Афинах –единство между гражданами. Хор поёт славу Ксероксу и его отрядам. Действие происходит в Сузах у могилы Дария. Старейшины оплакивают ушедшие силы былой военной мощи. Сон царицы Атосы. (ей приснились две красивые, богато одетые женщины, одна из них живёт в Элладе, а другая в варварской стране, тут они начали, ссорится, и чтобы усмирить, их сын надел на них обоих конскую сбрую с упряжью, одна покорно приняла это, другая же взвилась и сломала ярмо, порвала вожжи, сын упал, над ним стоит Дарий, и скорбит, а Ксерокс увидев отца, стал рвать на себе одежду). Для Эсхила важен народ, победивший народ. Кульминация трагедии – появление Ксеркса.

 

54. концепция рока в древне греческой трагедии. Реализация родового проклятия атридов в трилогии Эсхила «Ористея».

 

Проблеме трагической судьбы рода посвящено самое позднее произведение Эсхила «Орестея» (458г), единственная целиком дошедшая до нас трилогия. Уже по своей драматической структуре «Орестея» гораздо сложнее прежних трагедий: в ней использован третий актёр, введённый молодым соперником Эсхила, Софоклом. Сюжет «Ористеи» - судьба потомков Атрея, враждовавший со своим братом Фиестом, убил его детей, и угостил Фиеста его мясом. В роду Атрея не прекращаются, поэтому тяжёлые преступления, порождённые демоном мщения Аластором: сын Атрея Агамемнон приносит в жертву богам свою дочь Ифигению, Жена Агамемнона Клитеместра (или Клитемнестра) убивает своего мужа с помощью Эгисфа. Д Эсхила сказания эти уже неоднократно разрабатывались в греческой поэзии: о них упоминается в «Одиссее» (Эсхил сам говорил, что его трагедии –это «крохи от великих пиров Гомера»), они входили в состав киклической поэмы «Возвращения»; среди заглавий хоровых стихотворений Стесихора имеется «Ористея». Дельфийская религия, боровшаяся с институтом родовой мести, восприняла миф об Оресте, придав ему соответствующую концовку во славу дельфийского бога: после того как Орест убил свою мать, он был «очищен» Аполлоном; благодаря этому божественному вмешательству родовое проклятие потеряло силу, и цепь преступлений оборвалась. Эсхил сохранил в «орестее» проблему прекращения родовой мести, поставленную дельфийской версией мифа, на разрешил её по-новому, не удовлетворяясь дельфийским ритуальным «очищением».

 

27. Древе греческая элегия и ямб, 7-6 в. до н. э. Тиртей, Солон, Феогнид, Мимнерм и Архилох.

В Древней Греции выделяли три жанра лирики:

1) Элегия

2) Ямб

3) Мелика (лирика в тесном смысле слова). Мелика делилась на монодическую лирику, исполняемую отдельным певцом и на хоровую лирику.

Различия между жанрами обусловлено тем, что возникали они от разных фольклорных жанров.

Элегия и ямб. Созданы в Ионии. Важнейшие лирические жанры. Связаны с фольклорными обрядовыми песнями.

1)Элегией в Малой Азии называлось причитание. Оно исполнялось в сопровождении малоазийского инструмента, фригийской флейты. Древне ионийская элегия между тем не имеет скорбного характера. Элегия – это лирическое стихтворение наставительного содержания, заключающее в себе побуждение и призывы к важному и серьёзному действию. Пелись элегии на пирах.

Признаки: Регулярное чередование гекзаметра с пентаметром (пятимерником – на стыке полустиший обязательный словораздел). Образование элегического двустишия (элегического дистиха). Стиховая форма близка к эпосу, по тематике они тоже схожи. Язык элегии близок к эпическому.

Тиртей. Пел о защите родины. Спартанский поэт, элегист. Жил на рубеже 7 и 6 веков до нашей эры. Воодушевлял спартанцев к борьбе во время долгой войны с мессенцами.

Элегия Тиртея исходит из общности граждан полиса. Тиртей призывает к массовому героизму во имя «полиса и всего народа» Умереть в первых рядах за отечество - высший подвиг, прославляющий не только самого погибшего, но и город, и граждан, и отца и всё потомств храброго. Элегии Тиртея содержали в себе и восхваление доблести, и правила строевого устава, и изложение основ спартанского государственного «благозакония». Хотя Тиртей и выступает как элегический поэт, от собственного имени, всё же он является выразителем общественного мнения коллектива спартанских граждан.

Солон. Афинский Законодатель. Для него стихи были, прежде всего, средством воздействия на граждан. У него преобладают политические и нравоучительные темы, но трактовка их не имеет безличного характера, как у Тиртея, певца спартанских порядков.

Целая серия стихотворений связана с законодательством Солона (594 г.) Автор старается обосновать примирительную позицию, которую он занимал в классовой борьбе Афин. Аругменты Солона по большей части имеют религиозно-нравственный характер. Он обращается с укорами к обеим враждующим сторонам, к аристократии и к демосу.

Божественную кару Солон видит не в стихийных бедствиях, а в гражданских раздорах и ослаблении военной мощи города как следствия дурных стремлений граждан. Преобладающий тон стихотворений – спокойно-увещевательный, лишь иногда речь приобретает характер сдержанной, но гневной угрозы. Солон остался в памяти греков не только как политический деятель, но и как мудрец. А нём видели идеального представителя эллинского мировоззрения. Он также рассматривал в своих элегиях стремления и судьбы людей: «К самому себе».

Феогнид. 6 век. Феогнид из Меагр. Под его именем сохранился небольшой сборник элегических стихотворений, предназначенных для исполнения на пирах (около 1400 стихотворений). Поэтт-аристократ, изгнанный революцией, изгнанный революцией из родного города и скитавшийся по различным частям Греции. Элегии Феогнида обращены к мальчику Кирну, кторого поэт наставляет в принципах классовой этики. Большое количество стихотворений на актуальные темы; представляют собой одной из ярких образцов Цель наставлений Феогнида – укрепление аристократической солидарности.

Архилох. Резко выражен субьективный момент. Середина 7 века до нашей эры. Крупнейший представитель древнеионийской лирики. Основное содержание его лирики – личная жизнь, боевые приключения, отношения к друзьям и врагам. К своим товарищам и соратникам общался он словами призыва к стойкости в трудную минуту с размышлениями о долге и смысле жизни. Своё призвание поэт видит в служении Аресу и Музам. Архилох является основоположником литературного ямба, сохраняющего язвительность и грубую откровенность фольклорной обличительной песни. К своим противникам, личным и политическим, Архилох беспощаден; его оружие – сатирическая басня, личная издёвка, проклятия. Басня «Лисица и обезьяна» Направлена против «выскочек» незнатного происхождения, мнящих себя аристократами.

 

Мимнерм. Поэт - элегик. Жил в 7-ом веке до н. э. Родом из Малой Азии. Жил во времена зарождения рабовладельческого полиса. Также это было начало войны борьбы рабовладельческой аристократии и рабовладельческой демократии. Одной из самых ярких особенностей этой эпохи является также колонизационное движение, которое стимулировало производственный, торговый, социально-политический и культурный рост городов-государств. Поэтому, даже в его произведениях можно отметить, как отдельная личность теперь выходила на новый путь из узких границ родовой общины. Есть целый сборник его элегий, в который включены так же и элегии эротического характера. «Нанно». Тематика произведений: любовь, жизнь, смерть, время.

 

9. Отражение кризиса семьи в трагедии Медея

 

Еврипид (485-406 до н.э.) Социальный кризис афинской рабовладельческой демократии и обусловленная им ломка традиционных понятий и взглядов наиболее полно отразились в творчестве младшего современника Софокла – Еврипида. В противоположность Софоклу Еврипид не принимал непосредственного участия в политической жизни государства, однако, он живо интересовался общественными событиями. Его трагедии полны разнообразных политических высказываний и намёков на современность. Большого успеха у современников Еврипид не имел. От Еврипида дошло до нас полностью 18 драм (всего он написал от 75 до 92) и большое количество отрывков. Трагедия «Медея» была поставлена на афинской сцене в 438 г. в ней изображена дочь колхидского царя, полюбившая одного из аргонавтов. Из ревности Медея вопреки всем нормам полисной этики идёт на преступление – убийство собственных детей (своего рода преломление софистской теории, что человек- мера всех вещей). Еврипид выступает как глубокий психолог, показывает бурю страстей в душе Медеи, когда та задумала убить своих детей. Конфликт в её душе между любовью к детям и ревностью к мужу, между страстью и чувством долга. Еврипид раскрывает душу человека, истерзанного внутренней борьбой, он не приукрашивает действительность, характеры реалистичны (и в жизни страсть часто берёт верх над долгом). Характеры реалистичны, но концовка даётся по мифу, появляется бог Гелиос, дед Медеи, и спасает её. Это придаёт мифологическую окраску всему образу героини, но в целом очень психологично.

 

24. Формы народно-смеховой культуры в романе Петрония «Сатирикон»

петроний был аристократом времени Нерона (60 –годы), но презирал разврат императора, его преступные деяния. Сатирикон или книга сатир дошла до нас не полностью (15-я и 16-я книги, а предположительно было 20). Главным героям являются бродяги-люмпены, юноши Энколпий (довольно образованный), Аскилт, мальчик Гитон, бывший ритор-учитель, старик Евмолп (тоже разбирается в литературе, пишет стихи). Бродяги скитаются по Италии, живут подачками или уварованным. Герои не видят цели в жизни, сами говорят о падении нравов, у них нет уважения ни к себе, ни к людям. Считают, что жить надо только ради удовольствий под девизом: лови момент! Герои романа опикаются на Эпикура в самом примитивном упрощенном аспекте. Но автор ценит красоту, так бродяга Экнолпий брезгливо относится ко всем проявлением безвкусицы. Автор смеется над поэтом-ритором Евмолом и над всеми поэтами архаистами, которые создают произведения далёкие от жизни. Вообще, изображены люди разных социальных групп, но нет цельного представления об этих героях. Лишь один образ в романе изображён во весь рост - вольноотпущенник. Тримальхион (яркий, жизненный образ), показал, как умные проворные рабоы из низов понимаются до вершины социальной лестницы. Противопоставляет дряблости и лени аристократии, но и зло смеется над ним, над тем как он кичиться своим богатством. Произведений представляет сатирико-бытовой приключенческий роман. «Сатирикон» написан прозой переплетающейся со стихами., такой вид литературного творчества носил название «менипповой сатиры», по имени греческого философа-киника Миннипа, который впервые оформил этот жанр. Произведение «Сатирикон» представляет собой сатирико-бытовой приключенческий роман, в нём автор с большим мастерством показал различные социальные группы. Его герои-бродяги скитаются по всей Италии, и Петроний бросает их в среду богачей-вольноотпущенников, и в роскошные виллы римской аристократии и в таверны городков, и в притоны разврата. Петроний отразил через своих героев религиозный скептицизм, который был характерным для римского общества первых веков н. э. Даже служительница одного из храмов говорит: «наша округа полным - полна богов-покровителей, так что бога здесь легче встретить, чем человека». (гл. 17)

Бахтин – богохульство, бажба, выкрики, мим. Жизненная сценка.

 

 

10. Жанровая специфика литературной биографии Плутарха

Плутарх в 46-127 гг. Он обратился к жанру биографии, следуя за эллинистическо-римской традицией, которая проявляла живой интерес к личности полководцев, императоров, прославленных как высокими подвигами, так и своими злодеяниями. Плутарх написал 50 жизнеописаний, 46 из которых парные биографии греков и римлян, заключающиеся в сравнительной характеристике героев. Для Плутарха в равной мере велики деятели и Греции и Рима. Он чётко разграничивает задачи историка и биографа. Плутарху важно понять, человека в быту, в частной жизни. Он стремиться и к реалистичности, хотя о дурном и низком, не считает нужным рассказывать. Большую роль он отводит наукам и воспитанию. Жизнь человека он воспринимает в духе эллинестических традиций: как борьбу с судьбой. Плутарх стремится выделить наиболее яркие черты в характере не только человека, но даже целого народа. Плутарх - мастер психологических деталей, даже часто символичных. Ценит внутреннюю красоту человека, несчастного, замученного и утерявшего всю свою внешнюю прелесть. Плутарх не только острый наблюдатель, он умеет набросать широкое трагическое полотно. Он не забывает уведомить читателя, что трагические события подготовлены богами. Трагизм человеческой жизни рисуется как результат превратностей и закономерностей судьбы. Он придаёт своему произведению в чём-то декоративную окраску. Понимает жизнь как театральное представление, где разыгрываются кровавые драмы и весёлые комедии. А все это немыслимо без чувства греческого и римского патриотизма. Он не докучает читателю моралью, стремится захватить выразительностью. Стиль отличается благородной сдержанностью.

 

17. Философский эпос Лукреция «О природе»

Лукреций жил в первой половине 1 в до н.э., когда Рим мучительно переходил от республиканского строя к империи. Развивалось просветительство с его иллюзиями, думалось, что материалистическое учение сможет укрепить разбушевавшуюся социально-политическую стихию. Поэма из 6-ти книг «О природе вещей» формально представляет стихотворное изложение философии Эпикура. Поэт даёт резкую критику религии, учит о первичных субстанциях сущего, об атомах пустоте. Говорит, что материя беспредельна, ничто не появляется из ничего, и просто так не исчезает. Его философия вовсе не является полным атеизмом, он только отрицает воздействие богов на мир и необходимость культа мифа. Но он также и не отрицает мифологии в её абсолютном смысле, но понимает её аллегорически. Это избавляет его от религиозного признания, но даёт ему возможность находить в ней красоту и смысл отражения природы и общества. Лукреций изображает культ Великой Матери, как символ живой природы. Он пишет о мудрости и спокойствии человека, но что движение в мире постепенно замедляется и наступает вечная смерть мира. Лукреций излагает доказательство материальности духа и призывает сохранять полное спокойствие духа и отгонять от себя всякие страхи. Пишет он и о психических способностях, о познании вещей, о человеческих способностях. Содержание развивается весьма последовательно и логично от общего к частному. Мир для него является объективным бытиём, он управляется своими законами. Тела состоят из атомов, которые неразрушимы. Объяснение мира научно. У Лукреция нет полного атеизма, боги существуют, и состоят они из соответствующих атомов. Когда он говорит о развитии человеческого общества с первобытных времён до своей современности, он говорит о прогрессе культуры и цивилизации и учением активной и об активной борьбе человека за своё лучшее будущее.

 

26. Отражение кризиса полисной морали в трагедии «Ипполит»

Трагедия (428 г) близка по динамике характеру к трагедии «Медея». Изображена молодая афинская царица, полюбившая своего пасынка. Так же, как и в Медее показан психологизм страдающей души, которая презирает себя за преступную страсть, но в то же время только и думает о любимом. Здесь также присутствует конфликт между долгом и страстью (Федра кончает жизнь самоубийством, обвиняя Ипполита в посягательстве на её честь, - страсть победила). Реалистически раскрываются тайны душевной жизни героинь. Еврипид отразил мысли и чувства своих современников. Тут он точно так же как и в Медее мастерски вскрывает психологию души Федры. И по композиции обе трагедии похожи: в них пролог объясняет причину создавшегося конфликта, далее сразу показаны героини в буре их страстей. Но развязка как «Медеи» так и «Ипполита» даётся по мифу с вмешательством богов: Медею спасает её бог Гелиос, и она с трупами убитых детей улетает на его колеснице. К Тезею является богиня Артемида и сообщает, что его сын ни в чём не виноват, и что он оклеветан Федрой. Такие концовки, где узел конфликта развязывается при помощи богов, противоречат иной раз всему ходу трагедии, реалистической их трактовке. Их обычно называли в практике античного театра «бог из машины».

 

 

8. Отражение кризиса полисного колликтивизма в трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде». Аристотель об образе Ифигении.

Одна из лучших трагедий Еврипида изображает внутренние переживания девушки, обречённой быть принесенной в жертву во имя своей родины. Она показана в окружении лиц, которые переживают мучительный конфликт между долгом и личным счастьем. Агамемнон должен пожертвовать дочерью, чтобы ахейцы могли плыть на Трою, Клитемнестра заботиться о счастье своей семьи, Ахилл ставит свою любовь к Ифигении выше любви к Родине. Но образ Ифигении (это большое достижение Еврипида) не статичен, развивается в движении. Сначала не хочет умирать, потом постепенно осознаёт, что ей позорно ставить свое счастье выше блага родины (из наивной жизнерадостной девушки вырастает в героиню). Еврипид показывает, что люди не рождаются, а становятся героями. Это был вопрос его времени – долге и личном счастье, о роли государства,. и его законов. Он протестовал против захватнический войн, критиковал религиозные традиции, проводил идеи гуманного отношения к людям. В его трагедиях изображаются люди больших чувств, люди порой творящие преступления, Еврипид вскрывает изломы их душ. Он большой мастер построения перипетий трагедии, всегда причинно мотивирована. Аристотель считал Еврипида трагичнейшим поэтом. Он говорит о последовательности событий в произведении. Однако он называет характер Ифигении непоследовательным, так как, говорит о том, что горюющая Ифигения ни капли не похожа на ту, которая является в последствии. Но, так же говорит он и о том, что «узнавание» своей дальнейшей судьбы и событий раскрыты в этом произведении на высшем уровне Это происходит благодаря «естественному ходу происшествий»

 

50. Традиционные типы-характеры римской паллиаты, «хвастливый воин», «клад» Плавта.

Тит Макций Плавт – виднейший римский комедиограф (середина 3 в. – 184 г до н.э.). Тесно связано с традициями народного италийского театра. Плавту приписывали окло 130 комедий, но выделены как подлинно плавтовские 21, среди них «Клад», «Проделки парасита», «хвастливый воин», «раб-обманщик», и другие. Плавт большей частью изображает в своих комедиях молодых купцов, часто ведущих торговлю в заморских краях, показывает конфликты детей со своими отцами, мешающими их лично жизни, конфликты со сводниками, из рук которых нужно вырывать любимых девушек, с ростовщиками, у которых приходится занимать деньги. Самые яркие образы в его комедиях – это ловкие, энергичные рабы. Потому что они помогают своим хозяевам устроить их личную жизнь. Язык, близкий зрителям. Черты основных персонажей – гиперболичны. Шестистопный разговорный ямб сменяется семистопным хореем или восьмистопным анапестом. Хора у Плавта, как и в новоаттической комедии нет. Одна из самых острых комедий «Хвастливый воин»- основной её герой-это военачальник (Пиргополиник, в переводе на русский «победитель городов и башен»), который хвастается своими подвигами на поле брани и победами над женскими сердцами, хотя на самом деле он трус в сражениях, а женщинам ненавистен. Римские зрители видели в его образе сатиру на римских военачальников, так как те во время войн не блистали победами, а в мирной обстановке постоянно хватстались своими боевыми заслугами. Военачальника поддерживает в его хвастовстве его парасит (Артотрог «хлебогрыз»). Военачальник через сводню обманул и увёз к себе в Эфес афинскую девушку (Филокомасию) и сделал её своею любовницей. На самом деле она любила юношу (Плевсикла0, но его не было в тот момент, когда её похищали рядом. Его верный раб (Палестрион) едет за своим господином, чтобы сообщить о похищении. Но бедный раб попал в плен на пиратский корабль, а потом был подарен одним пиратом военачальнику, который поселил его в своём доме, где тот встретил девушку. Раб всё же смог известить своего хозяена о беде и тот тайком приехал в Эфес и поселился в соседнем доме у друга своего отца (Периплектомена) Старик, у которого остаётся юноша, добр и всегда готов помочь людям, он хотел бы жениться но не мог найти женщину достойную а не мотовку. Реданый раб юноши, также описан положительно, именно он устраивает судьбу своего господина. По его совету одну из клиенток старика переодевают и направляют на свидание с военачальником, а тот думая, что идёт встречаться влюблённой в него женщиной отсылает девушку в Афины, потому что желает от неё избавится. На самом же деле глупый военачальник попадает в западню, и избит рабами старика, за то, что «смел бездельник подъезжать к чужой жене».

«клад»- Здесь Плавт поставил проблему актуальную для Рима. Он изобразил в ней бедняка, который нашёл клад, но вместо того, чтобы пустить деньги в дело, он зарывает их и целые дни трясётся, чтобы никто не нашел его клада. Он становится скрягой. Плавт сознательно гиперболизирует эту черту своего героя. По словам раба (Стробил), старик (Евклион) становится скуп до того, что завязывает на ночь рот платком, потому что ему жалко воздуха, а ещё ему жалко дым, вылетающего из трубы на улицу. В противовес старику изображён его сосед (Медагор), так как он достаточно богатый купец, ведущий серьёзную торговлю, но в нём нет и доли скопидомства. И он хочет жениться, поэтому он выбирает дочку старика (федра). Но старик не хочет отдавать дочь в жёны, так как считает, что купец просто узнал о том, что старик нашёл клад и хочет присвоить его себе. В это же время купец разражается обширным монологом, в котором он негодует против расточительных жён у которых мысли только о нарядах да об удовольствиях, поэтому он и хочет взять девушку из бедной семьи. Однако его племянник (Линокид) сошёлся с дочкой старика, и у них ожидался ребёнок. В это же время слуга крадёт у старика клад, и тот начинает бегать по двору и кричать, «скажите мне кто он». Купец думая, что речь идёт о человеке, который обесчестил его дочь, признаёт себя виновным в содеянном, тогда старик просит отдать его клад. Когда купец говорит о том, что «раз, однако, тронул, лучше пусть у меня останется» старик не может понять, в чём дело, и лишь потом купец догадывается, что они со стариком разговаривают на разных языках. Конец комедии до нас не дошёл, но по пересказам какого-то римского грамматика становится понятно, что в конце купец и сын старик женятся, клад старику возвращают, а он в свою очередь отдаёт его детям, так как говорит, что мороки с ним много.

 

 

56. Проблема ответственности человека и правителя в трагедии Софокла «Эдип царь». Аристотель о трагедии «Эдип-царь».

Оставаясь верным основным линиям гомеровского мифа, Софокл подвергает его тончайшей психологической разработке, причём, сохраняя подробности роковой судьбы Лая и его потомства, делает своё произведение вовсе не «трагедией рока», а подлинной человеческой драмой с глубокими конфликтами между Эдипом и Креонтом, Эдипом и Тиресием, с полным жизненной правды изображением переживаний действующих лиц. Софокл осложняет мифологическую канву разработкой моментов, которые помогают ему отодвинуть на задний план роковую судьбу его героя и дают возможность обратить мифологический сюжет в проблемы общественно политические В этом заключается основное содержание «Эдипа –царя».В этом произведении Софокл изображает главным образом личную борьбу Эдипа с враждебными ему силами, олицетворяемыми в его сознании Креонтом и Тиресием. Оба они формально правы: прав и Тиресий, которому открыты преступления Эдипа, прав и Креонт, напрасно подозреваемый в стремлении к царской власти и укоряющий Эдипа в его самоуверенности и самомнении, но сочувствие вызывает только Эдип, который принимает все меры к раскрытию неведомого виновника убийства Лая и трагизм положения которого заключается в том, что разыскивая преступника, он мало-помалу узнаёт, что это преступник – он сам. Это узнание и его происхождения от Лая и Иокасты и тайна убийства Лая не только открывает Эдипу весь ужас его судьбы, но и приводит к сознанию собственной виновности. И вот Эдип, не дожидаясь никакой кары свыше, сам выносит себе приговор, и сам ослепляет себя, и обрекает на изгнание из Фив. В этом приговоре самому себе, сопровождаемом просьбой Креонту, заключается глубокий смысл: человек сам должен отвечать за свои поступки и собственное самосознание ставить выше решений богов; смертные, по мнению Софокла, тем и превосходят бессмертных и безмятежных богов, что жизнь их проходит в постоянной борьбе, в стремлении преодолеть любые препятствия.

Аристотель:» Таков тот, кто не отличается особенной добродетелью и справедливостью и впадает в несчастье не по своей негодности и порочности, но по какой-нибудь ошибке, тогда как прежде был в большой чести и счастии, каков например Эдип-царь и выдающиеся лица из подобных родо» Аристотель также называет Трагедию Софокла - трагедией рока и судьбы. Аристотель говорит так же и о том, что «ничего противного не должно быть в ходе событий; в противном же случае оно должно быть вне трагедии, как в Софокловском «Эдип-Царе». И ещё, он говорит о том, что в «Царе - Эдипе» сохранён естественный ход вещей, так как изумление публики возникает благодаря естественному ходу происшествий.

 

1.Образ Прометея у Гесиода и Эсхила. Философский и символический смысл образа в последующие века европейской истории. (Гёте, Байрон, Шеллинг, Шелли, Гегель, Ницше)

Образ Прометея у Эсхила. Эсхил демонстрирует силу человека и в более широком смысле слова. Он рисует образ борца, морального победителя в условиях физического страдания. Дух человека нельзя ничем побороть, никакими страданиями и угрозами, если он вооружен глубокой идейностью и железной волей. Сам Прометей – это сверхчеловечески мощный герой, молчаливо терпящий любую казнь и не боящийся никаких угроз и наказаний. Это непреклонная личность, вне всяких колебаний и противоречий. Тональность всего произведения – восхвалительно-риторическая направленная в адрес единственного героя, Прометея. Всё его возвышает. Его рассказы и разговоры о прошлом, в частности о благодеяниях людям, нисколько не подвигая действие вперёд, придают образу Прометея необыкновенно глубокий смысл, и необычайно возвышают и насыщают в идейном отношении. То, что является у Эсхила в произведении развитием действия – есть постепенное и неуклонное нагнетание трагизма личности самого Прометея. (Прометей – благодетель, научил считать, читать, молится, строить дома, пахать землю и всему чему угодно) В боге сочетается и человеческое и божеское.

Гесиод. Образ Прометея дан в «Теогонии», и в «Трудах и днях». Прометей у Гесиода не имеет ничего общего с Прометем Эсхила. Он изображён обманщиком, и Гесиод явно его осуждает. В Социально-историческом отношении гесиодовский Прометей тоже небезызвестен: земледелец Гесиод не любит ремесленников, и поэтому рисует Прометея, покровителя всякого ремесла, весьма отрицательно. (Разная подача стихотворений у Гесиода и Эсхила, его заслуги уменьшаются)

Байрон: он называет Прометея символом силы и полубогом, а так же говорит о том, что в его не смирении лежит пример для всех людских сердец. Однако, Байрон говорит и о том, что над всем властвует рок, и о том, что Прометей скован яростной судьбой. Байрон пишет, что «титан», так он называет Прометея, смотрел без презрения на землю и на человеческую боль. Он говорит о силе и мужестве Прометея, о том, что он принял всё, как есть и не стал сопротивляться судьбе. Байрон, пишет, несмотря на всё, то, что происходит с Прометеем, душа его при этом останется неизменной.

Гёте: Стихотворенье «Прометей» пронизано ненавистью к Зевсу. Гёте говорит ему о том, что Зевс не разрушит ничего что создано был не им. И что тот завидует пламени, которое разожжено в доме человеческом. Гёте говорит о том, что не никого ничтожнее богов, и обвиняет Зевса в том, что он ни разу не «рассеял печаль скорбящего». Гёте говорит, что не будет молится Зевсу и обвиняет его в том, что он не видит ничего, кроме своего величия, и не стремиться помочь ближнему.

Ницше:

 

2.Меннипова сатира в творчестве Лукиана.

120 г н. э. –185 г. н. э. Родился в Самостате в Сирии. Будучи сирийцем по происхождению, Лукиан в совершенств овладел греческим, на котором написаны его сочинения. Он сменил немало занятий: был учеником скульптора, занимался риторикой, позднее серьёзно увлекался философией. Его творчество весьма обширно, сохранилось более 80 произведений, значительное место среди них занимает сатирический диалог. Когда он искал пути для введения комического элемента в философский диалог, он обратился к полузабытым произведениям его сирийского земляка, киника Мениппа. В течение нескольких лет Лукиан составлял целую серию философско-сатирических диалогов в стиле Мениппа. Литературную характеристику своих «менипповских» произведений даёт сам Лукиан в «Дважды обвинённом». На судилище, учреждённом самим Зевсом, под председательством Правды проходит ряд тяжб. Против Лукиана выдвинуты два обвинения: одно со стороны Риторики в том, что он её бесчестно покинул, другое со стороны философского - диалога - в «недостойном обращении». По началу Лукиан близко придерживался сюжетов самого Меннипа, вводил его в качестве действующего лица и частично даже сохранял характерное для него совмещение прозы и стиха. Меннип то спускается в преисподнюю «Путешествие в подземное царство», то взлетает на небо «икароменнип» в поисках философской истины: насмешки над человеческой глупостью, религиозными философскими умозаключениями переплетаются тут с пародией на мифы и мистерии; предметом сатиры становятся не только старинные греческие верования, но и новомодные представления иранской религии Митры и христианства. Одна из наиболее красочных антирелигиозных сатир Лукиана в менипповом стиле – «Зевс трагический».

Наряду с антирелигиозной сатирой у Лукиана нередко встречается сатира, направленная против Философов. «Продажа жизней» –высмеивание взглядов различных философских школ. Во многих произведениях менипповского стиля Лукиан старается сохранить историческую перспективу 3 в до н. э., ограничиваясь лишь намёками на обстановку своего времени.

 

16. Особенности второго периода творчества Эсхила. Трагедия «Прометей - прикованный».

Второй период ознаменовался новым этапом в драматическом строении произведений, введением второго актёра, появлением пролога, а также появлением могущего героя. Героями Эсхила в этот период становятся Титаны.

В «Прикованном Прометее» проявляются черты Эсхила как художника-гуманиста. Образ Прометея-человеколюбца и борца против тирании богов, воплощение разума, преодолевающего власть природы над людьми, стал символом борьбы за освобождение человечества. Эта борьба по Эсхилу, возможна только благодаря цивилизации, а цивилизация возможна, только благодаря постоянному прогрессу. «Прометей прикованный» у Эсхила, в отличие от остальных его произведений, поражает краткостью и незначительным содержанием хоровых партий. Это лишает трагедию такого широкого и грандиозного ораторного жанра, которым отличаются другие произведения Эсхила. Драматургия здесь тоже очень слаба – только монологи и диалоги, единственный жанр, который наиболее сильно представлен в трагедии – это декламация.

Сюжет. Прометея, двоюродного брата Зевса, приковывают к скале, на краю тогдашнего культурного мира за то, что Прометей выступил в защиту людей, когда Зевс, завладевший миром, обделил их и обрёк на звериное существование. Прометей горд и не приклонен, н молчит до тех самых пор, пока не удаляются его палачи, а после жалуется всей природе на несправедливость Зевса. Трагедия состоит из сцен посещения Прометея дочерями Океана, Океанидами, а после и самим Океаном, который предлагает ему помирится с Зевсом. Но Прометей неприклонен. Далее следуют продолжительные монологи Прометея о благодеяниях людям и сцена с Ио, возлюбленной Зевса, которую ревнивая Гера превратила в корову, преследуемую остро жалящим её оводом. Обезумевшая Ио бежит не разбирая дороги и наталкивается на скалу, к которой прикован Прометей. Она выслушивает все его пророчества, как и о собственной судьбе, так и о будущем освобождении самого Прометея, Гераклом. Последнее явление: Гермес, угрожая новыми карами Зевса, требует от Прометея, как от мудрого провидца, раскрыть для Зевса важную ему тайну. О её существовании Зевс знал, но он не знал её содержание. Прометей и здесь гордо отвергает всякое возможное общение с Зевсом и бранит Гермеса. За это Зевс посылает ему новую кару: среди грома и молний, среди бури и смерчей, среди землетрясения Прометей вместе со своей скалой низвергается в подземный мир.

Характеры «Прикованного Прометея» напоминают характеры ранних трагедий Эсхила. Монументально-патетический стиль трагедии на лицо. Его специфика заключается в общей тональности трагедии, которую можно назвать восхвалительно - риторической. Вся трагедия это восхвалительно – риторическая декламация в адрес её единственного героя – Прометея. В образ Прометея вложен необыкновенно глубокий смысл.

 

7. Изображение Олимпа, и роль богов в судьбе героев гомеровского эпоса.

С переходом от матриархата к патриархату развивается новая ступень мифологии, которую можно назвать героической, олимпийской или классической мифологией. Вместо мелких божков появляется один главный, верховный бог Зевс, патриархальная община появляется теперь и на горе Олимпе. Зевс- главный бог дальновержец, который по сути дела решает все самые важные вопросы, а также борется с разного рода чудовищами, заточает их под землю или даже в тартар. За Зевсом идут другие боги и герои. Аполлон, например, убивает Пфийского дракона и основывает на его месте святилище. Он же убивает двух сыновей Посейдона, которые выросли так быстро, что едва возмужав, стали мечтать взобраться на Олимп, овладеть Герой и Артемидой, и вероятно царством самого Зевса. Персей убивает медузу. 12 подвигов совершает Геракл (1.Как Геракл задушил змей. 2.Битва с Ле







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 776. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия