Студопедия — На защиту украинского языка в дискуссии из М. Погодиным выступил и
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

На защиту украинского языка в дискуссии из М. Погодиным выступил и






Г. Максимович. На основании научных исследований он сделал вывод, что украинская речь является более давней, чем российская, и она имеет право на самостоятельную жизнь. Расширению сферы употребления литературного украинского языка способствовала деятельность талантливых писателей, которые творили в сутки от появления "Энеиды" І. Котляревського к выходу в свет Шевченкового "Кобзаря": Петр Гулак-Артемовский, Евгений Гребинка, Григорий Квитка-Основъяненко, Амвросий Метлинский, Левко Боровиковский, Николай Костомаров, ВикторЗабила и др. их произведения - это новые образцы поэзии, драмы и прозы.

Национально-культурному возрождению, формированию национального сознания украинцев способствовала деятельность актеров украинского театра. В первой половине XIX в. центром театральной жизни Украины становятся города: сначала Харьков (1789), потом Киев и Одесса (1803), а в дальнейшем и Полтава. В Харькове при активном участии Григория Квитки-Основяненка (1778-1843) был создан первый постоянный театр. В Полтаве постоянный театр был открыт за участием И. Котляревского, который в 1819 г. поставил в нем пьесы " Наталия Полтавка" и "Москаль-волшебник", чем начал новое время украинского светского театра. Первым исполнителем ролей выборного у "Натальи Полтавки" и Чупруна в "Москале-волшебнике" был величайший актер украинской и российской сцены Михаил Щепкин (1788-1863), выкупленный при содействии І. Котляревсьго из крепостничества. Ему подражал Карп Соленик(1811-1851), который, развивая принцип сценического реализма, выступал в украинском классическом репертуаре на сценах театров Киева, Полтавы, Одессы и закончил свою жизнь на сцене харьковского театра как его директор, отказавшись переехать в Москву.

Представители архитектуры, изобразительного искусства и музыки первой половини ХІХ в.

Свой взнос в национально-культурное возрождение Украины сделали представители архитектуры, изобразительного искусства и музыки. Да, в частности, художник Карл Брюллов (1799—1852) воспитал много украинских мастеров, среди которых были Иван Сошенко, Аполлон Мокрицкий, Тарас Шевченко и др. Благодаря К. Брюллову из крепостничества было выкуплено Т. Шевченка.

Первым среди художников, кто открыл украинскую природу и украинского крестьянина, был немец по происхождению Василий Штернберг (1818-1845). Учась в Петербуржской Академии искусств, он заинтересовался живописностью украинского быта, ежегодно ездил в Украину, где писал этюды. В 1838 г. В. Штернберг познакомился и подружился из Т. Шевченко, а в 1840 г. к Шевченковому "Кобзарю" он сделал гравюру "Кобзарь с поводырем".

Однако самой яркой фигурой украинского изобразительного искусства 1840-1860 гг. был Тарас Шевченко. Поступив в 1838 г. в Петербуржскую Академию искусств, он закончил ее в 1845 г. с серебряной медалью, получивзвание "свободного художника". Своей профессией Т. Шевченко считал именно занятие живописью. Известно свыше 1000 его произведений изобразительного искусства. Талант Т. Шевченка как художника оказался в портретном, жанровом, пейзажном и религиозном жанрах живописи. Он пробовал себя в скульптуре, резьбе и гравюре. Особенное признание имели его офорты. При них 2 сентября в 1860 г. решением совета Академии его было избрано академиком из гравирования на меди.

Т. Шевченко рисовал картины, пейзажи и портреты, обращаясь к истории украинского народа, его быта. В Петербуржской Академии искусств он создал картины в романтичном стиле " Мальчик, который делится хлебом ссобакой"; (1840), " Цыганки"; (1841) и др. Т. Шевченко в то же время являются основоположником реализма в украинском занятии живописью. Реализмом отмечается его наибольшее по размеру произведение масляной живописи " Екатерина"; (1842), который через драму украинской девушки раскрывает трагедию самой Украины. Сцена из жизни украинского крестьянина изображена в картине " Крестьянская семья" (1843).

Путешествуя Украиной и собрав богатый материал, Т. Шевченко задумал создать серию офортов под названием"Живописная Украина". Осуществить это ему не удалось. Однако представления о содержании и характере нереализованного замысла дают офорты "Дары в Чигирине", "Старосты", "В Киеве" и "Видубицкий монастырь", что отмечаются блестящей техникой, жизненной и исторической правдой.

Творчество Шевченка - художника получило признание не только в России, но и в мире. Оно стало дополнением его поэтического творчества, с которым образовывала органическую целостность, и свидетельствовала о его стремлении средствами искусства воспитывать в обществе любовь к Украине, ее народу.

Побеги национально-культурного возрождения появились и в архитектуре. Даже при условиях, когда синод российской православной церкви запретил строительство церквей украинского типа (1801), а в городах строились сооружения по шаблонным петербуржским и московским проектам, мнение украинских архитекторов не угасало. Они утверждали самобытность украинской архитектуры, приспосабливали шаблонные проекты к своему вкусу.

В начале XIX в. в Украине появляется стиль ампир, который охватил приблизительно первую треть XIX в. и имел целью увековечить нерушимость империи. Ампир выражался в монументальных формах римского образца, широкихгладких стенах, округлых колоннах так называемого дорийского ордера и тому подобное. Однако этот стиль во многом уступал украинским строительным традициям, которые оказывались в маленьких провинциальных палатах и домиках,галерейки и мансарды которых имели своеобразные украинские черты.

В первой половине XIX в. активно разворачивается городское строительство. В частности, в связи с развитием самоуправления в городах появляется целый ряд ратуш (Харьков, Киев, Полтава), а с введением нового административного деления Украины - государственных домов в Полтаве, Чернигове, Киеве, Одессе и Херсоне. В1837-1842 гг. в классическом стиле построены главный корпус Киевского университета св. Владимира, проект которого подготовил профессор архитектуры В.И. Беретти. Церковные сооружения на Полтавщины и Харьковщинестроились в стиле ампир, а соборы в Одессе, Херсоне и Кременчуге - в стиле академического классицизма.

Выдающимися мастерами славилась украинская скульптура, которая испытала влияние классицизма. Отметим, что лучших украинских скульпторов забрали в Россию. Среди них стоит выделить Ивана Мартоса (1753-1835) и Константина Климченко (1817-1849). В частности, наилучшими работами И. Мартоса считаются монументальные памятники Минину и Пожарскому в Москве, Ломоносову - в Архангельске, Ришелье - в Одессе, Потемкину - в Херсоне.

Конец XVIII - первая половина XIX в. характеризуются расцветом украинской народной песни, усиливается внимание к сбору народных песен, издания их сборников, первыми из которых были " Украинские мелодии" М.Маркевича (1831), " Песни польские и руские Галицкого народа" В. Залевського (1833), " Голоса украинских песен";М. Максимовича (1834) и др. Украинская тематика находила соответствующее место в научном и художественной творчестве российской интеллектуальной элиты.

Следовательно, в условиях усиления давления ассимиляционной политики царизма в конце XVIII - первой половине XIX в. антитезой возникает национально-культурное возрождение: появляется интерес к истории, языку и культуре украинского народа, его самобытность, формируется национальное самосознание, идеи национального возрождения проникают во все сферы духовной культуры украинского народа. Большая заслуга в этом принадлежит национально сознательной украинской интеллигенции, которая смогла движение национального культурничества превратить в политический, что нашло яркое отображение в деятельности Кирило- Мефодиевского общества.

Национально-культурное возрождение в западно-украинских землях первой половины ХІХ в.

Национально-культурное возрождение в западно-украинских землях первой половине XIX в. происходило в условиях усиления национального гнета сбоку польского панства и австрийской администрации в Восточной Галичине,румунизации на Боковине и мадяризации на Закарпатье. Но, невзирая на это, в народе еще жили воспоминания о славных походах Б. Хмельницкого, песни о вожаках восстаний С. Наливайка, Г. Зализняка, И. Гонту. В то же время украинцы хранили в быту, обычаях, обрядах и песнях традиции духовной культуры народа.

На западно-украинских землях в это время прослойка образованной молодежи была очень незначительной. И все же отдельные ее представители интересовались народной жизнью, языком, обычаями и фольклором украинского народа. Под воздействием идей романтизма они изучали народное творчество, записывали его, проявляли живой интерес к украинской литературе. Из-за отсутствия национальной интеллигенции инициатором таких действий выступили некоторые представители греко-католического духовенства. М. Грушевский подчеркивал, что греко-католическая церковь "стала для Западной Украины такой же национальной церковью, которой перед тем была церковь православная".

Среди передовых представителей украинского католического духовенства прежде всего стоит отметить львовского митрополита (из 1816 г.), а в дальнейшем и кардинала (первого кардинала-украинца) Михаила Левицкого (1774-1858). Он заботился об организации украинского школьництва, выдал катехизис и букварь для народных школ. М. Левицкий вместе с каноником Иваном Могильницким (1777-1831) учредил в 1816 г. в Перемишли первое в Галичине культурно-образовательное "Общество галицких греко-католических священников", в уставе которого отмечалось, что книжки "должны быть написаны... народным языком, употребляемым по селам";, чтобы необразованное гражданство могло их использовать.

С этой целью І. Могильницький выдал в 1816 г. для народа его языком книжечку "Наука христианская", а в 1817 г. - "Букварь словено - русского языка". В 1822 г. он первым написал "Грамматику языка словено - русского", а в научной разведке "Ведомость о русском языке" (1829) доводил самостоятельность украинского языка. Этот труд дважды переиздавался (1837, 1848) гг.) отдельной брошюрой. Период развития украинской культуры 1816-1830 гг. І. Франко определил как рассвет национального возрождения украинцев в Галичине, что, по его мнению, был "длинным и холодным". За это время вышло лишь 36 книжек, брошюр и небольших открыток, печатных кириллицей, языком церковным, далеким от народной.

Массовому утверждению украинского языка в Восточной Галичине способствовала дискуссия по поводу употребления живого, а не искусственного украинского языка, который развернулся в 1830-х годах. Начало ей положило печатание польскими учеными польским алфавитом (латынью) украинских народных песен. Они предлагали в украинском письме перейти на польский алфавит.

Против применения польского алфавита относительно украинского письма остро выступил Маркиян Шашкевич (1811-1843), который выдал брошюру "Азбука и абецадло". Так развернулась в Галичине "азбучная война", которая велась вплоть до начала XX в.

В отстаивании украинского языка, развития украинской литературы и вообще украинской культуры в Галичине на собственной основе, которая отображала жизнь, способ мышления и душу украинского народа, большая заслуга принадлежит "Русской троице". Один из ее основателей - Яков Головацкий (1814-1888) писал: "Когда бы галичане в 30-х годах приняли были польские "абецадло", пропала бы руська индивидуальная народность, пропал бы руський(украинский) ДУХ".

Литературная группировка " Русская троица" была создана в 1833 г. прогрессивно настроенными студентами Львовской духовной семинарии Маркияном Шашкевичем, Иваном Вагилевичем и Яковом Головацким. Какпишет исследователь О. Петраш, один из них - энергичный, настойчивый, смелый, готовый к самопожертвованию, и подвигу - Маркиян Шашкевич. Второй - человек пылкого нрава, широким полетом фантазии, хотел решительных действий. Это - Иван Вагилевич. Третий - инициативный, деловой, работящий, в то же время - умеренный и осмотрительный - это Яков Головацкий.

Эти молодые и талантливые патриоты своей деятельностью начинают настоящее национально-культурное возрождение Галичины, перемещая центр национального возрождения Галицких украинцев с Перемышля до Львова. Кружок просуществовал к началу 1840-х годов и прекратил свою деятельность в 1843 г. со смертью Г. Шашкевича.Деятельность кружка имела патриотический характер и была направлена на решение важных национально общественных и культурных заданий.

На деятельность кружковцев позитивное влияние имели как произведения деятелей украинского возрождения из Восточной Украины, так и произведения польских, чешских и сербских писателей и ученых, которые "открыли большой мир Славянщины". "Трийчани" заинтересовались народным творчеством. Они "шли в народ", записывали переводы и песни, выражения и слова, которые употреблялись простонародьем. Активнейшим в этом был Я. Головацкий, который осуществил путешествие городами и селами Галичины, Буковины, а позже и Закарпатье, где собирал украинские материалы и делал записи собственных наблюдений относительно народного быта. І. Вагилевич выезжал к горным районам Галичины и, кроме фольклорных записей, призывал крестьян выступить против национального и социального гнета, за что его арестовали и запретили там появляться.

Однако "Русская троица" в основном занималась культурно просветительской деятельностью, хотя власть эту деятельность считала враждебной. В частности, начальник львовской полиции свое возмущение выразил так: "Эти безумцы хотят воскресить[...] мертвую русинскую национальность".

И все же захваченные народным творчеством и героическим прошлым украинцев и находясь под воздействием произведений передовых славянских деятелей, "трийчаны" заключают первый рукописный сборник поэзии "Сын Руси"(1833). В 1835 г. "Русская троица" делает попытку выдать фольклорно литературный сборник "Заря", в которойсобирались напечатать народные песни, произведения кружковцев, материалы, которые осуждали иностранное притеснение и прославляли героическую борьбу украинцев за свое освобождение. Однако цензура запретила ее публикацию, а распорядителей сборника полиция взяла под пристальный присмотр.

Невзирая на все запугивания, благодаря настойчивости и целенаправленности "Русской троицы" с помощью деятелей сербского возрождения в 1837 г. был выдан литературный альманах " Русалка Днестровская" (Будапешт). Вступительное слово М. Шашкевича к альманаху было своеобразным манифестом культурного и литературного возрождения западно-украинских земель. "Русалка Днестровская" вмещала народные думы и песни, произведения Г. Шашкевича, Я. Головацкого, И. Вагилевича, поэтические, публицистические и научно исторические произведения, сказки. На ее страницах впервые прозвучала не церковно-славянская смесь, а народная язык.

"Русалку Днестровскую" правительство запретило. Лишь 250 из 1000 экземпляров распорядители успели продать, подарить друзьям и сохранить для себя, остальные были конфискованы. Ее основатели испытали преследования ибольше всего среди них - Г. Шашкевич, которого обвиняли в том, что он как "агент России" якобы хочет "отлучить от Австрии русинов".

Для "Русской троицы" языковой вопрос имел общекультурное и политическое значение. Ведь речь шла об утверждении в правах народного языка как одного из главных признаков этноса, основы его самобытности, важного фактора развития его национального самосознания и культуры. И. Вагилевич в письме к выдающемуся деятелю чешского и словацкого возрождения Павлу Шафарика (1836) выразил уверенность, что украинский язык, которому "пророчили" забвение и пренебрежение, воскреснет в ряде своих братских языков и расцветет в "своей буйности и разнообразности".

"Русская троица" оставила небольшое, однако оригинальное наследство, ее "Русалка Днестровская" была первым предвещанием "народа Западной Украины о своем существовании, о своем национальном достоинстве". Однако деятельность "Русской троицы" имела не только региональное Галицкое или западно-украинское значение, но ивсеукраинское. Именно такой видели цель и сущность деятельности "Русской троицы" ее участники.

Невзирая на преследование Галицких патриотов, процесс национально-культурного возрождения на западно-украинских землях в 1840-х годах не прекращался. Представители прогрессивной украинской интеллигенции Галичиныподдерживали связки с Украиной Надднепрянщины. Широкую известность среди Галицких украинцев получили рукописные произведения Т. Шевченко. Деятели прежней "Русской троицы" знали произведения Г. Костомарова, а члены Кирило-Мефодиевского общества - "Русалку Днестровскую".

Следующий этап национально-культурного возрождения в западно-украинских землях связан с революцией 1848-1849 гг. в Австрии. Национальное движение народов, которые входили в состав империи, значительно оживился.Революционные события вынудили австрийское правительство пойти на некоторые уступки. в 1848 г. принимается конституция Австрии, провозглашается общее равноправие, отменяется барщина.

Начали организовываться и украинцы. 2 мая в 1848 г. во Львове был основан Главный Русский Совет (ГРС), который состоял из 30 членов, где преобладали священники. Сначала ее председателем был львовский епископ Григорий Яхимович (1791-1863), а впоследствии - Михаил Куземский (1809-1879). ГРС провозгласил манифест. В нем отмечалось, что Галицкие украинцы - это частица 15-миллионного украинского "большого народа". Венское правительство предоставило украинцам право избираться к рейхстагу - высшему совещательно рекомендательному сословно-представительскому органу австрийской империи. Однако он не пошел на деление Галичины, потому что избегал конфликта с польским Центральным Советом Народовой. Кроме того, не было единства и среди украинцев.Русский союз (РС), созданный из полонизирующих магнатов и шляхтичей во Львове, поддерживал поляков. На их сторону перешел и прежний "трийчаны" И. Вагилевич, став редактором печатного органа "Дневник руський".

В первой половине XIX в. в западно-украинских землях культурно-национальное возрождение оказалось и в музыкальном, изобразительном, декоративно-ужитковом искусстве и театре. На народно песенном фольклоре развивается музыкальное искусство, в котором главную роль сыграло духовенство. В частности, в 1829 г. епископ ИванСнигурский (1784-1847) в Перемышли учредил постоянный церковный хор, которым руководил дирижер и композитор чешского происхождения Алоиз Нанке. Основным репертуаром хора были произведения Д. Бортнянского.

Этот хор стал почвой для создания Перемишльской школы композиторов, из которой вышли такие талантливые воспитанники, как Михаил Вербицкий (1815-1870) и Иван Лавровский (1822-1873). М. Вербицький стал известным благодаря музыке на слова П. Чубинського "Еще не умерла Украина", которая впоследствии стала украинским национальным гимном, а в настоящее время является музыкой государственного гимна Украины. Отмечая большое значение М. Вербицкого для утверждения народного направления украинского музыкального творчества, І. Франко назвал его самым "значительным талантом" среди Галицких композиторов. Художник заложил фундаменты украинской национальной композиторской школы

В первой трети XIX в. в Галичане украинского театра как такого не было. Действовали лишь немецкий и польский театры. Начиная от конца XVIII в., воспитанники Львовской богословской семинарии ставили театральные представления польских или немецких авторов польским языком. Украинским же языком театральные представления появились лишь у 1830-х гг. Семинаристы решили "мужицкую" свадьбу с его песнями и обрядами поставить на сцене народным языком.

Первые любительские украинские труппы в Галичане появились лишь в канун революции в 1848 г. Они создавалисьво Львове, Коломые, Перемышли и других городах. Эти труппы формировали свой репертуар из пьес восточно-украинских писателей, в частности І. Котляревського и Г. Квитки-Основяненко, а также таких местных авторов, как Г.Устиянович, С. Петрушевич, О. Духнович. По содержанию и формой украинские театры были прогрессивными. В их представлениях затрагивались вопросы социального неравенства в обществе, осуждались насилие сбоку власти, высмеивались те, кто чуждался языка, традиций и обычаев своего народа. Все это было поводом до того, что украинские театры австрийской администрацией часто запрещались. Основание профессионального театра в Австрийской Украине состоялось уже во второй половине XIX в. (1864).

Занятие живописью в западно-украинских землях в первой половине XIX в. имело более скромные достижения, чем в восточно-украинских землях. Здесь оно было представлено такими украинскими мастерами, как Остап Белявский (1740-1803), Василий Береза (1754-1835) и Лука Долинский (1750-1824). Среди них, в частности, выделялся Л.Долинський - уроженец Белой Церкви. Он учился в Киевской академии и Академии искусств в Вене, постоянно работалво Львове. Как утверждают исследователи, художник "орудовал нерядовой техникой и большим творческим воображением". Его произведения имели преимущественно религиозное содержание, написанные в стиле классицизма с оригинальными украинскими стилистическими признаками. Ряд художников украинского происхождения служили интересам польской или немецкой культур. Среди таких были Юлий Коссак (1824-1899), Теодор Яхимович (1800-1870), Рафаил Гадзевыч (1803-1886) и др.

Следовательно, невзирая на постоянные притеснения украинского народа на национальной почве, его культура не прекращала своего продвижения. Представители прогрессивной интеллигенции этого периода много сделали для украинского культурно-национального возрождения, формирования национального самосознания, утверждения украинского языка, развития музыкального, изобразительного искусства и театра, что опирались на крепкие традиции культурного достояния украинского народа.

20. Оборона Севастополя 1854—1855 гг. — защита русскими войсками севастопольской крепости во время Крымской войны. Эту оборону называют также «Первой обороной Севастополя», в отличие отобороны города в 1941—1942 гг.

Крымская война завершилась осадой Севастополя, которуюМеншиков пытался безуспешно пробить. Союзные силы планировали завершить штурм города в течение недели, однако обороноспособность русских войск была недооценена. Многие защитники города были моряками, и «гением» обороны являлся генерал Тотлебен, военный инженер. Пережив зиму, к которой они были плохо подготовлены, союзники бросились в морскую атаку и вошли в Азовское море, к востоку от Крыма. В июне французы безуспешно атаковали редуты, но штурм Большого Реданабританскими силами (под командованием генерала Симпсона) обернулся поражением. После последней и тщетной русской попытки освобождения Севастополя, следуемой вторичным британским штурмом Редана, французы маршала Пелиссье захватили Малахов курган. Поражение русских стало теперь уже неотвратимым[1].







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 364. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия