Студопедия — ВОПРОС 14. Коммуникативность как выражение специфики СГН
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВОПРОС 14. Коммуникативность как выражение специфики СГН






Коммуникационный аспект науки, являясь одним из важней­ших наряду с познавательным, социально-психологическим, орга­низационным, весьма ярко отражает социокультурную природу научно-исследовательской деятельности, ее тесную связь с соци­ально-историческими факторами, включенность науки в культуру общества в целом. Коммуникации, как они понимаются в науковедении, куда в определенном смысле входит и философия науки, складываются в целостную систему различных межличностных, массовых формальных и неформальных, устных и письменных связей и отношений. Они предстают как феномен, чутко улавлива­ющий и фиксирующий изменения ценностных ориентации науч­ных сообществ, смену парадигм, исследовательских программ, а также как система, отражающая изменения в социально-истори­ческих отношениях и культуре в целом. Таким образом, система. коммуникаций, отражая изменения как внутри самого знания, так и в социокультурной среде ученых, является исторической по сво­ей природе и отражает социально опосредованный характер науч­но-познавательной деятельности.

Именно в процессе профессионального общения, формально­го и неформального, непосредственного и опосредованного, про­исходит социализация ученого. Одновременно в процессе общения происходит и стратификация научного сообщества, что в конечном счете определяет преоблада­ние тех или иных концепций, подходов и направлений исследова­ния.

Науковедческий подход к коммуникациям, основываясь на со­циально-организационной и информационной моделях науки, от­ражает профессиональное общение преимущественно с позиций движения научной информации, сотрудничества при ее получении и обмене. При таком подходе коммуникации рассматриваются как важнейшее условие создания, апробации и оформления знания, тем самым выявляется в определенной степени познавательная сторона коммуникативности науки. Можно предположить, что та­кого рода «стык» между социальным и когнитивным интересно ис­следовать и с позиций философии науки с целью выяснения меха­низмов и природы социокультурной детерминации познания, по­нимая коммуникативность достаточно широко -— как феномен профессионального общения.

Особенность коммуникационного действия в науке состоит в том, что оно прежде всего ориентировано на нахождение взаимо­понимания между учеными и лишь затем на получение результата — знания. Какими познавательными возможностями обладают научные коммуникации — вопрос, требующий специального эпистемологического исследования. В первом приближении мож­но вычленить следующие функции общения, влияющие на ход на­учно-познавательной деятельности и знание. Это, во-первых, оформление знания в виде определенной объективированной сис­темы, т. е. в виде текстов (формальная коммуникация); во-вторых, применение принятого в данном научном сообществе унифициро­ванного научного языка, стандартов, формализации и т. п. для объективирования знания; в-третьих, передача системы мировоззрен­ческих, методологических и иных нормативов и принципов; в-чет­вертых, передача способа видения, парадигмы, научной традиции, неявного знания — т. е. такого знания, которое в силу своей приро­ды не может быть объективировано непосредственно в научных текстах и усваивается учеными только в совместной научно-поис­ковой деятельности; в-пятых, реализация диалогической формы развития знания и применение соответственно таких «коммуника­тивных форм» знания и познания, как аргументация, обоснова­ние, объяснение, опровержение и т. п. Таким образом, профессио­нальное общение существенно расширяет средства и формы по­знавательной деятельности субъекта научного познания.

Таким образом, через транс­ляцию идеалов и норм, коммуникации также осуществляют свои конструктивно-познавательные функции. При этом связь между этими компонентами науки носит не внешний, а глубоко внутрен­ний, органичный характер. Во-первых, потому что необходимые науке когнитивные стандарты не могут войти в ее содержание ина­че, чем через коммуникации; во-вторых, сам фактор общения вы­ступает как коренное условие любой социализированной, т. е. нор­мативной и соответствующей идеалам познавательной деятельнос­ти.

Коммуникативность науки предполагает обязательную фикса­цию знания в специальной объективированной форме — в науч­ных текстах (формальная коммуникация).

Научный текст как единица методологического анализа, т. е. как специфическая когнитивная форма, только начинает осваи­ваться в литературе по философии науки и методологии познания.

Обращение методологов к научным текстам как к «представи­телям» (референтам) коммуникации дает возможность непосред­ственно исследовать и такую мало разработанную проблему, как зависимость типа и форм рациональности в науке от «феномена общения». Сегодня четко просматривается тенденция расширения самих представлений о рациональности науки и условиях ее реали­зации. Рациональность не только не отождествляют с концептуа­лизацией вообще и логизацией в частности, но как обязательные для ее понимания подключают различные факторы доконцептуального порядка.

Анализ научных текстов с целью изучения компонентов, по­рождаемых диалогической природой научных текстов, приводит к выводу, что в них находят свое отражение не только «чисто логи­ческие» основания и формы, но в значительной степени и доводы ценностного характера, «нелогические» по природе, апеллирую­щие к чувствам читателя, необходимые для его убеждения. Этот факт может быть оценен по-разному. При уже сложившейся пара­дигме практические задачи — убедить читателя, как правило, сни­маются. Но в ходе становления парадигмы задача объяснить, убе­дить, привлечь читателя на свою сторону может рассматриваться как методологическая, как имеющее рациональное значение сред­ство формирования консенсуса.

Межсубъектная коммуникативность и роль коммуникативности в социальном познании. Коммуникативность (общение ученых) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социокультурной природы научного познания. Научные конвенции и индоктринация – внедрение, распространение и «внушение» какой-либо доктрины как одно из следствий коммуникативности науки.

 

Важную рольв развитии социально-гуманитарных наукахиграет коммуникация ученых, диалог между ними. Этому большое значение придавали Сократ, Платон, М. Бубер, М. Бахтин и другие.

Коммуникация – это общение ученых, в процессе которого происходит передача информации. Она обладает важными функциями:

– информационной: в процессе общения передается информация от одного ученого к другому,

– интерактивной: результатом общения является построение общей стратегии взаимодействия ученых в решении научных проблем,

– перцептивной: в общении формируется определенный образ другого ученого (возникает симпатия или антипатия).

Важным свойством коммуникации является то, что в процессе передачи информации осуществляется не просто «движение» информации, а её уточнение, обогащение и развитие. Коммуникация выступает фактором, который:

– порождает новое знание,

– обуславливает его социокультурную природу.

Она обуславливает определенные действия, ориентированные на их смысловое восприятие. Коммуникация предусматривает, прежде всего,речевое общение. В результате такого общения ученый удовлетворяет, во-первых, свое стремление сказать и быть услышанным, во-вторых, стремление понять другого ученого и быть понятым им.Коммуникацияможет быть двух видов:

– формальная (общение на конференциях, посредством чтения публикаций),

– неформальная(личные беседы, дружба, переписка).

Продуктом коммуникации является создание определенных конвенций. Конвенция – это определенное соглашение между учеными, которые договорились трактовать какое-либо социальное явление в соответствии с соображениями удобства, целесообразности. В конкретных обстоятельствах она может играть позитивную роль. Однако, любая конвенция всегда должна иметь свои пределы использования и должна базироваться на определенных моральных нормах. В случае нарушения этих требований,конвенция способствует появлению такого явления как индоктринация. Индоктринация – это процедура внедрения и распространения в научном сообществе какой-либо одной доктрины.Она всегда ведет к нарушению принципа отсутствия монополии на истину, а, в конечном счете, к заблуждению и фальсификации.

Важно в социально-гуманитарных науках преодолевать коммуникативные барьеры, нередко возникающие в общении ученых-гуманитариев. Они вызваны некоторыми предубеждениями, которые существуют у многих ученых-гуманитариев. Механизмом их преодоления является постоянный диалог ученых, представителей разных школ в социально-гуманитарных науках. Диалог является важнейшим видом коммуникации и представляет собой попеременный обмен высказываниями (репликами) между двумя или более учеными-гуманитариями. Диалог может представлять собой определенную дискуссию, беседу, диспут и т.д. В диалоге участвуют источник информации и адресат, которому передается информация. Диалог – это «живая одушевленная речь» (Сократ), которая развивается в общении, в соприсутствии, в соучастии и является коллективным поиском истины. В диалоге собеседники равны, оба активны, все произнесенное сейчас же уточняется и проверяется. В диалоге формируется проблемное поле, определяются методы решения проблем.

Диалог означает вопрошание и ответствование, которые являются одинаково важными моментами социально-гуманитарного познания. В социально-гуманитарных науках важно всемерно поддерживать диалог, давать сказать свое слово и инакомыслящим, уметь усваивать произносимое им (Г. Гадамер).

 







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 3187. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия