Студопедия — Вопрос 6. «Психология народов» как одна из первых социально-психологических концепций. Культура как предмет социально-психологического анализа в концепции В. Вундта
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вопрос 6. «Психология народов» как одна из первых социально-психологических концепций. Культура как предмет социально-психологического анализа в концепции В. Вундта






Г.Тард. Общество можно уподобить мозгу отдельного человека. Общество – сумма людей. Массовое сознание – сумма индивидуальных сознаний. Это давно отвергли. Соц.психология – наука, которая должна заниматься отношением нашего Я к другим Я (как преломляются оценки к нам других людей, межличностные отношения).

Почему общество целостно и не рассыпается? Основной механизм соц.поведения – механизм подражания (мы на лекциях пишем, потому что другие пишут). Новые роли, Д, нормы группового поведения появляются из-за подражания: как только появляются соц.изобретения мы начинаем подражать нововведениям, подражаем им больше, чем старым нормам

Николай Константинович Михайловский (1842-1904)

Общественная ситуация 80-х гг.: «под покровом толков о народе началась самая гнусная, самая возмутительная травля на интеллегенци, а вместе с нею и на просвещение вообще»

Интеллектуальный контекст: осознание невозможности построения гуманитарного знания по образцу естественно-научных дисциплин, поиск путей междисциплинарного анализа социальных явлений, рефлексия необходимости смены методологии («субъективный метод»)

«Герои и толпа»

Требование психологизации всего обществознания, перемещения его фокуса внимания к «душевным явлениям».

«изучение массовых движений, природы отношений между толпой и тем человеком, которого она признает великим, должно стать основанием истинного сотрудничества различных областей знания»

Субъективный метод: «мыслящий субъект только в том случае может дойти до истины, когда вполне сольется с объектом и ни на минуту не разлучится с ним, то есть войдет в его интересы, переживает его жизнь, перемыслит его мысль, перечувствует его чувство, перестрадает его страдание, поплачет его слезами».

Герой – человек, увлекающий своим примером массу на хорошее или плохое, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело.

(герой – поражение толпы)

Толпа – масса, способная увлекаться примером, опять-таки высокоблагородным или низким, или нравственно-безразличным.

Антитезой толпе является народ: «Тард неприклонен, как математически прямая линия, считая, что коллективная мысль или деятельность всегда ниже мысли или деятельности индивидуальной»

«подражание – вещь несомненная и вместе с тем таинственная в силу непонятности оснований выбора объекта подражания, ведь оно обрывается при самом ничтожном препятствии»; «признать подражание единственным двигателем массовых движений невозможно»; «дело в особенностях настроения масс и усиленной работе воображения»

Социальные условия толпообразования - общественное разделение труда и его деперсонализирующие следствия; психологические – причины аффектного свойства: отсутствие эмоционально ярких событий, бедность перцептивного опыта человека, когда «самостоятельная жизнь индивида подается скудностью и однообразием впечатлений».

Обыденность чувств влечет за собой однообразие представлений («ослабление мысли»), создавая питательную среду для единообразия «психологических процессов в толпе», следствием которых и является подражание.

Вильгельм Вундт (1832-1920), создатель «психологии народов» как одной из первых форм социально – психологического знания.

Предшественники – Лацарус и Штейнталь.

Вундт последовательно проводил основополагающую для социальной психологии мысль о том, что совместная жизнь индивидов и их взаимодействие между собой должны порождать новые явления со своеобразными законами, которые хотя и не противоречат законам индивидуального сознания, но и содержатся в них.

А в качестве этих новых явлений, иными словами, в качестве содержания души народа, он рассматривал общие представления, чувства и стремления многих индивидов.

По мнению В. Вундта, общие представления многих индивидов проявляются прежде всего в языке, мифах и обычаях, а остальные элементы духовной культуры вторичны и сводятся к ним.

Четкая структура продуктов творческого духа народов:

Язык: содержит общую форму живущих в душе народа представлений и законы их связей.

Мифы: все первобытное миросозерцание и даже начала религии. Мифы таят в себе первоначальное содержание этих представлений в их обусловленности чувствованиями и влечениями.

Обычаи: включают возникшие из этих представлений поступки, характеризующиеся общими направлениями воли и зачатками правового порядка.

Вопрос 7. «Психология масс» как одна из первых социально-психологических концепций. (Г. Тард, Г. Лебон, З. Фрейд)

Вопрос 8. Работа Л. Лебона «Психология масс»

Г.Лебон (1841 – 1931гг). «Психология масс» (1895г). Толпа в равной степени готова как к подвигу, так и к преступлению (есть часть «Психология народов»).

Основа социальности – иррациональная и эмоциональная сферы психологической жизни; психология – осонова познания и истории.

Поведение индивида в толпе носит бессознательный и иррациональный характер, следствием чего является:

- повышенная эмоциональность

Расторможенное поведение

Утрата чувства личной ответственности

Основа социальных изменений – динамика идей, внушаемых лидерами масс; достижения цивилизации есть результат деятельности элиты общества.

Позиции работы:

- продолжение идеи бессознательного. Эпоха замены сознательной Д на бессознательную толпу – XX век;

- толпой нельзя руководить исходя из соображений разума, надо опираться на чувства;

- что происходит с человеком в толпе. Толпа, кстати, сугубо мужская; женщина не человек и не респондент для Лебона и Дюркгейма, она становится человеком только в 10-20 годы XX века. Толпа пролетариат с экономическими требованиями, возникает стихийно.

Черты толпы:

- импульсивность;

- изменчивость;

- раздражительность;

- легковерие;

- преувеличение чувств;

- нетерпимость к «иным» позициям;

- в восприятии нового опирается только на образ, который оставляет некоторая яркая фигура.

Законы духовного единства толпы:

- аффект преобладает над интеллектом. Принципиальна роль лозунга во взаимодействии с толпой (это чувство, а не мысль; посыл может быть иррационален);

- человек в толпе ощущает себя сильным, более могущественным;

- поведение человека в толпе более активно (даже, когда толпа стоит, у неё огромный потенциал действия). Надо ей организованно управлять;

- так как толпа организована, у неё можно повысить способность к внушению;

- снижение уровня личной ответственности (через 70 лет американцы экспериментально подтвердили последний закон толп – деперсонализация человека в большом городе).

Вождь необходим толпе, он компенсирует её недостатки: целенаправленность, интеллект, несёт ответственность. Толпы без вождя не бывает!

 







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 413. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия