Основные правила европейской геральдикиГербы состоят из двух элементов: фигур и цветов, которые располагались на ограниченном пространстве гербового щита, форма которого могла быть разнообразной, даже если треугольная форма, унаследованная от воинских щитов XI века, и была наиболее распространенной. С появлением и распространением западноевропейской геральдики возникли принципы, определенные обычаи композиции и сочетания цветов на гербах. Любой герб состоит из фигуры и цвета. Форма герба необязательна должна быть треугольной, это может быть любая геометрическая фигура, но чем проще фигура, тем легче ее повторить и тем самым увеличивается распространенность герба. Однако, внутри щита нужно было располагать цвета и фигуры строго по правилам композиции. Этих правил было небольшое количество, но было необходимо их придерживаться. Основные геральдические цвета: Делятся на две группы: 1. белый, желтый 2. красный, черный, зеленый, синий. При сочетании цветов главное это принцип контрастности, а именно запрещалось соседство и взаимоналожение цветов из одинаковых групп. Данный принцип связан с турнирным использованием гербов, так как на сражениях должно было быть видно из далека каждый герб. Фигуры, изображенные на герба: Фигур, которые изображаются на гербах огромное количество. Животные, растения, геометрические фигуры, мелкие узоры – все это присутствует на гербах. Фигуры постоянно пополняются, и их разнообразие поражает. Изначально доминирующими изображениями являлись геометрические фигуры, животные и мелкие значки, такие как звезды, безанты, ромбы и т.д. Поначалу именно фигуры зверей придавали гербам неповторимость и значимость. Первое по популярности животное, которое изображали на гербах – это лев. Стоящий на трех лапах лев, голова которого обращена на зрителя называется не львом, а «леопардом». Если лев стоит на задних лапах и голова в анфас – это «львиный леопард», а если голова леопарда в профиль – это «леопардовый лев». Следующим важным животным является орел. Орел – единственное животное, которое позволяется изображать двуглавым. Геральдический орел далек от своего природного прообраза. Фигура плоская, даже сплющенная, корпус показывается в анфас, а голова – в профиль, впечатляют выдающиеся когти и крупный клюв. Помимо орла и льва на гербах реже можно было увидеть оленей, медведей, волков, ворон, петухов, лебедей и т.д. Домашние животные изображались в основном у среднего класса, знать относилась к ним скептически. Геометрические фигуры делились на две категории: «доли» и «почетные фигуры» или «сечения». Сечения делят щит на пары полос, сегментов или клеток, так что поле щита остается единой плоскостью. А доли дробят щит, любая доля делит поле на два плана: в одной располагается фигура, например, крест, а другая считается фоном. Далее на щитах начали изображать растения и предметы повседневного обихода. Затем уже изображаются здания и даже части тела. В итоге некоторые гербы стали походить на художественные изображения. К концу XII века утверждается традиция бризур. Бризуры – это отличительные геральдические элементы младшего поколения, которые получают гербы вследствие передачи через поколение. Только глава старшей линии мог носить «полный» семейный герб, то есть герб целиком. Все остальные (сыновья, младшие братья и т.д.) не имели права и были обязаны вносить в герб незначительные изменения, по которым становилось ясно, что они не являются главой герба. В начале XIII века в Европе появляются «говорящие» гербы. Дать им определение не так-то просто, потому что они имеют самые разные формы выражения. В общих чертах можно сказать, то «говорящим» герб является тогда, когда название некоторых его элементов – чаще всего главной фигуры – и имя владельца герба соотносятся напрямую: Гуго де ля Тур носит на гербе башню, tour. Связь эта может быть аллюзивной (например, когда в имени семьи заключено слово «porte» (дверь, врата), а на гербе помещены ключи) либо название фигуры может соотноситься только с частью имени владельца герба. Также на гербах изображается связь с фамилией при помощи различных фигур (может быть задействована не одна фигура, а несколько), цветов (в XIV веке знатная флорентийская семья Росси имеет герб с полностью червленым полем).
|