Студопедия — ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПОЛИТОЛОГИИ 4 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПОЛИТОЛОГИИ 4 страница






- быть динамичным – интенсивный темп изложения материала, его насыщенность мыслями и аргументами;

- быть доступным, наглядным, содержать конкретные примеры;

- излагаться живым, образным языком.

Интересу слушателей к речи могут способствовать следующие приемы:

- прямое обращение к аудитории, диалог с ней;

- использование новой, неожиданной информации;

- провокация;

- делегирование возможностей принимать решения;

- апелляция к авторитету;

- введение элементов драматургии и переживания;

- внесение элементов неформальности (собственный опыт, экспрессия);

- юмор;

- гипербола;

- контраст, парадокс; логическое противопоставление

- эффект присутствия – оратор создает ситуацию, когда люди как бы присутствуют при том, о чем он говорит;

- риторические вопросы и восклицания;

- диалогизация монолога;

- обращение к новостям газет, радио, ТВ;

- аргументы (достаточные, интересные)

- персонификация.

Приемы, направленные на повышение внимания – не самоцель. При неумелом использовании они сами могут рассеять и притупить внимание. Частая смена приемов, переходы от одного средства к другому также могут утомить.

 

Вопрос 23. Память (долговременная, кратковременная; забывание, приемы заучивания). Законы памяти. Как лучше запомнить текст речи.

Человек воспринимает не более 70% из того, что ему сообщают, понимает – 60%, запоминает – от 25-10%. Психика избирательна. Каждый услышит свое.

ПАМЯТЬ – сквозной психический процесс, заключающийся в запечатлении, сохранении и воспроизведении следов прошлого опыта, информации.

1) КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ – обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения.

- это подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти.

- время хранения информации в кратковременной памяти составляет 20 секунд, а объем = 7+2 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации) - правило Д. Миллера, 1956 г. – статья «Магия числа 7». 7 раз отмерь, 7 богатырей, 7ро одного не ждут…

- Позвонили по номеру – нам не ответили, мы забыли.

- После 7 элементов информация начинает группироваться. А кратковременная – как отдельные единицы, кирпичики.

- поддается сознательной регуляции, может контролироваться человеком.

2) ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ – обеспечивает длительное сохранение информации.

ДП не ограничена в объеме и времени хранения.

- Есть факторы, влияющие на то, что она становится долговременной:

А) число повторений – дорога в институт.

Б) эмоциональная окрашенность – может произойти 1 раз в жизни, но запомниться.

В0 мотивация – физики назовут 10 выдающихся физиков, а 10 психологов – нет.

ЗАБЫВАНИЕ – процесс, заключающийся в невозможности извлечения ранее закрепленного в памяти. Это процесс, необходимый для эффективной работы памяти:

- избавление от многочисленных конкретных деталей;

- от неприятных воспоминаний;

- облегчение возможности обобщения.

ЗАКОНЫ ПАМЯТИ:

  1. Закон осмысления.
  2. Закон интереса.
  3. Закон установки.
  4. Закон усиления первоначального впечатления.
  5. Закон контекста.
  6. Закон объема знаний.
  7. Закон оптимальной длины запоминаемого ряда.
  8. Закон торможения.
  9. Закон края.
  10. Закон повторения.

Как лучше запомнить текст речи? Приведем некоторые рекомендации по совершенствованию процесса запоминания.

Аналитическое усвоение материала (перегруппировка материала, выделение и озаглавливание смысловых блоков, формулировка выводов, составление таблиц, схем, диаграмм). Графически изображенная информация помогает не только лучше осознать существо проблемы, взаимосвязь отдельных частей излагаемого материала, но и подключает к процессу запоминания зрительную и механическую память, что делает его гораздо более эффективным. Составление планов, тезисов способствует лучшему усвоению материала.

Усиление первоначального впечатления (глубокое, яркое, образное восприятие материала). Закреплению зрительных образов в памяти способствуют возникающие при этом эмоции, эмоциональные оценки (радость догадки, разочарование, возмущение и т.д.).

Повторение. Экспериментально установлена наиболее эффективная частота управления: первый раз через 2 –3 часа, затем через сутки и последнее повторение через 2 недели обеспечивает запоминание материала практически навсегда.

Метод ассоциаций. Имеет значение, во-первых, прочность ассоциаций, и, во-вторых, от их количества. Чем многообразнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Иррациональные, странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.

Мнемотехнические приемы запоминания. Суть мнемотехнических приемов заключается в том, что запоминаемый материал как-то осмысливается, структурируется. Так, запоминание даты может быть увязано с событием, которое хорошо сохранено в памяти: за столько-то лет до… или спустя столько-то лет после …Год французской революции – 1789 легко запомнить, выделив структуру даты – последовательность цифр 7, 8, 9. запоминанию также способствует рифмование.

В сочетании с техникой ассоциации продуктивны такие методы запоминания, как метод связок и метод мест.

Метод связок заключается в объединении опорных слов текста в единую целостную структуру. Так, например, семантически не связанные между собой слова книга, кинотеатр, ветре, мост, тетрадь, песни, чертежи, лужа, утюг, трамвай, тревога, кресло легче запомнить, если придумать небольшую историю, которая объединила бы их в общем контексте. Это могло бы выглядеть так: «Перебирая книги я вспомнил, что в кинотеатре завершается показ нового фильма и, несмотря на сильный ветер, все же решил пойти. На мосту я наткнулся на оброненную кем-то школьную тетрадь. В ней были песни и чертежи. Я так увлекся, что не заметил как угодил в лужу. И тут неожиданно вспомнил, что оставил дома включенный утюг. Домой я возвращался трамваем с чувством большой тревоги, но она оказалась напрасно – утюг был выключен. С огромным облегчением я опустился в кресло. При этом следует помнить, что чем абсурднее ассоциации и ваши действия, тем легче это запоминается.

Метод мест основан на зрительных ассоциациях: нужно ясно представить себе предмет, который Вы хотите запомнить, и объединить его с образом определенного места, который легко извлекается из памяти. Этот метод не требует логических ассоциаций, он базируется на ассоциациях, обусловленных последовательностью предметов и мест. Прежде всего нужно выбрать постоянный маршрут. Это может быть дорога к месту работы, расположение комнат в квартире и отдельных мест внутри комнат (диван, ковер, шкаф). Для начала достаточно набора из 15 – 20 мест, четко пронумерованных в определенной последовательности. затем по хорошо известному Вам «маршруту» размешаете предметы, которые нужно запомнить и фиксируете в памяти их зрительные образы. Таким образом достигается запоминание необходимого материала в определенной последовательности. Метод эффективен, когда запоминаемые предметы трудно разбить по какому-то признаку. Этим методом широко пользовались древнеримские ораторы.

Что же делать, если, не смотря на серьезную предварительную работу, Вы в процессе выступления все же потеряли нить повествования?

Только ни в коем случае не говорите «А что же я, собственно, хотел сейчас сказать?» Это производит плохое впечатление. В этом случае можно поступить следующим образом:

- сделайте краткие выводы по ранее сказанному;

- повторите сказанное Вами последнее предложение: «Хочу еще раз подчеркнуть, что…» – выигрывайте время, чтобы вспомнить;

- скажите фразу: «Ну, вот, потерял ход рассуждений»;

- задайте вопросы слушателям: «нет ли у Вас вопросов по прежнему материалу?»;

- смените тему: «Теперь перейдем к следующему вопросу…»;

- имейте для такого случая наготове какую-либо веселую историю или шутку; это, конечно, должно быть связано с темой выступления: «Здесь мне приходит на ум один забавный эпизод…»;

- обратитесь к своим тезисам;

- объявите перерыв;

- если это произошло в конце выступления, то просто его завершите.

 

Вопрос 24. Способы развития внимания и памяти оратора. (в основном, повтор 23 вопроса + ваши соображения):

Аналитическое усвоение материала (перегруппировка материала, выделение и озаглавливание смысловых блоков, формулировка выводов, составление таблиц, схем, диаграмм). Графически изображенная информация помогает не только лучше осознать существо проблемы, взаимосвязь отдельных частей излагаемого материала, но и подключает к процессу запоминания зрительную и механическую память, что делает его гораздо более эффективным. Составление планов, тезисов способствует лучшему усвоению материала.

Усиление первоначального впечатления (глубокое, яркое, образное восприятие материала). Закреплению зрительных образов в памяти способствуют возникающие при этом эмоции, эмоциональные оценки (радость догадки, разочарование, возмущение и т.д.).

Повторение. Экспериментально установлена наиболее эффективная частота управления: первый раз через 2 –3 часа, затем через сутки и последнее повторение через 2 недели обеспечивает запоминание материала практически навсегда.

Метод ассоциаций. Имеет значение, во-первых, прочность ассоциаций, и, во-вторых, от их количества. Чем многообразнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Иррациональные, странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.

Мнемотехнические приемы запоминания. Суть мнемотехнических приемов заключается в том, что запоминаемый материал как-то осмысливается, структурируется. Так, запоминание даты может быть увязано с событием, которое хорошо сохранено в памяти: за столько-то лет до… или спустя столько-то лет после …Год французской революции – 1789 легко запомнить, выделив структуру даты – последовательность цифр 7, 8, 9. запоминанию также способствует рифмование.

В сочетании с техникой ассоциации продуктивны такие методы запоминания, как метод связок и метод мест. Метод связок заключается в объединении опорных слов текста в единую целостную структуру. Так, например, семантически не связанные между собой слова книга, кинотеатр, ветре, мост, тетрадь, песни, чертежи, лужа, утюг, трамвай, тревога, кресло легче запомнить, если придумать небольшую историю, которая объединила бы их в общем контексте. Это могло бы выглядеть так: «Перебирая книги я вспомнил, что в кинотеатре завершается показ нового фильма и, несмотря на сильный ветер, все же решил пойти. На мосту я наткнулся на оброненную кем-то школьную тетрадь. В ней были песни и чертежи. Я так увлекся, что не заметил как угодил в лужу. И тут неожиданно вспомнил, что оставил дома включенный утюг. Домой я возвращался трамваем с чувством большой тревоги, но она оказалась напрасно – утюг был выключен. С огромным облегчением я опустился в кресло. При этом следует помнить, что чем абсурднее ассоциации и ваши действия, тем легче это запоминается.

Метод мест основан на зрительных ассоциациях: нужно ясно представить себе предмет, который Вы хотите запомнить, и объединить его с образом определенного места, который легко извлекается из памяти. Этот метод не требует логических ассоциаций, он базируется на ассоциациях, обусловленных последовательностью предметов и мест. Прежде всего нужно выбрать постоянный маршрут. Это может быть дорога к месту работы, расположение комнат в квартире и отдельных мест внутри комнат (диван, ковер, шкаф). Для начала достаточно набора из 15 – 20 мест, четко пронумерованных в определенной последовательности. затем по хорошо известному Вам «маршруту» размешаете предметы, которые нужно запомнить и фиксируете в памяти их зрительные образы. Таким образом достигается запоминание необходимого материала в определенной последовательности. Метод эффективен, когда запоминаемые предметы трудно разбить по какому-то признаку. Этим методом широко пользовались древнеримские ораторы.

 

Вопрос 25. Визуальная диагностика состояния аудитории и управление ею с помощью невербальных средств общения.

Перед выступлением. Вы выходите перед аудиторией. 80% аудитории – Ваша (настроены слушать). Остальные 20%: 10% - никогда не будут Вашими, 10% - колеблются, их надо перетягивать на свою сторону. В жестах это выглядит так: 80% - корпус наклонен вперед, глаза – на Вас. 10% - корпус назад (не будут Вас слушать). 10% - 1 плечо вперед, вполоборота (колеблются). Надо их развернуть к себе.

 

Состояния людей, их отношения, намерения, характерологические особенности наглядно проявляются в мимике, жестах, позах, походке и т.д. Невербальные сигналы человеком не осознаются или почти не обознаются и поэтому являются для оратора наиважнейшим источником достоверной информации, необходимой для выбора правильной стратегии общения с конкретной аудиторией. Используя жесты, вызывающие положительную реакцию слушателей, оратор может добиваться их расположения, повышать свой статус. При помощи невербальных средств общения он может управлять вниманием и состоянием аудитории.

Элементами невербальной коммуникации являются мимика (выражение лица, ширина зрачка, контакт глазами и т.д.), частота дыхания, жесты, осанка, походка, одежда, символы статуса, тембр голоса и интонация, пространство, разделяющее говорящих.

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 90% коммуникаций осуществляются за счет невребальных средств выражения. При этом вербальный канал используется главным образом для передачи информации, тогда как невребальные сигналы служат выражению межличностных отношений, а в некоторых случаях применяются вместо словесных сообщений.

Чтобы не ошибиться в трактовке невербальных сигналов, следует руководствоваться следующими правилами:

Судить следует не по отдельным жестам (они, как отдельные слова, могут иметь несколько значений), а по их совокупности.

Жесты нельзя толковать в отрыве от контекста их проявления. Один и тот же жест (к примеру, скрещенные на груди руки) на переговорах может означать закрытость партнера, скованность, не желание участвовать в обсуждении проблемы, возможно, недоверие, а человек, стоящий со скрещенными руками зимой на автобусной остановке попросту замерз.

Следует учитывать национальные и региональные особенности невербальной коммуникации. Один и тот же жест у разных народов может иметь совершенно различные значения.

Трактуя жесты, старайтесь не приписывать свой опыт, свое состояние другому.

Помните о “второй натуре”, т.е. о той роли, которую в данный момент и в течение длительного отрезка времени (иногда в течение всей жизни) играет человек. Эта роль может быть избрана для маскировки, компенсации негативных качеств. Человек, играющий роль высокомерного, отважного использует в соответствующей роли жесты, скрывая свою неуверенность или трусость. Важно отличать эту “вторую натуру” от истинной, чтобы невербальные сигналы не ввели Вас в заблуждение.

Жесты, вызывающие доверие:открытые ладони (дружелюбие, открытость, желание общаться); руки к груди (искренность); расстегнутый пиджак (положительный, доверительный настрой); улыбка; контакт глазами.

Интерес аудитории к оратору: устойчивый визуальный контакт; голова чуть склонена набок; туловище наклонено вперед; слушатели сидят неглубоко в креслах, на стульях; попытка приблизится к партнеру по общению.

Размышление: почесывание подбородка; прищуривание глаз; манипуляции с очками: очки медленно снимаются, протираются стекла - пауза для размышления; кулак у щеки; расхаживание по аудитории; пальцы шалашиком.

Желание высказаться: правая рука тянется вверх; тело подается вперед вверх; опора на стол двумя руками.

Критическая оценка, несогласие, сомнение: оперяется подбородком на ладонь; указательный палец вытянуть вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта; рука закрывает нижнюю часть лица, большой палец подпирает подбородок; “сбор несуществующих ворсинок” - человек делает 5 -6 движений, сбрасывая сведенными вместе большим и указательным пальцами правой руки мнимые ворсинки; покачивание головой из стороны в сторону; потрагивание, мягкое потирание носа, при этом - ерзанье на стуле, поворот боком; потирание за ухом или перед ухом; потирание глаз - сомнение и обдумывание; сцепленные у подбородка руки.

Скука: глубокая посадка в кресле; голова опирается на ладонь поставленной на локоть руки; зевота; блуждающий, рассеянный взгляд; медленно руки в карманы и из них; нога на ногу и покачивание ногой; поворот головы в сторону на 45; ноги (все тело) обращены к выходу - желание закончить беседу.

Манера говорить. В общем впечатлении, производимом оратором, важное значение имеет звучание его голоса. Слишком громкий голос и быстрый темп речи воспринимается как свидетельство агрессивной настроенности, стремление подавить собеседника. Другая крайность - тихая, медленно звучащая речь - создает впечатление неуверенности собеседника в себе, вялости, безволия. Заметные колебания скорости речи - вероятно, легко возбудимый человек, неуверенность, недостаток уравновешенности. Малая громкость голоса при спокойном течении речи - сдержанность, такт, ненавязчивость. Отчетливая артикуляция свидетельствует о внутренней дисциплине. Высокий, пронзительный голос - выражение страха, волнения. Низкий тон голоса - расслабленность, покой, достоинство.

Оратор, который хочет говорить убедительно и эффективно, говорит медленно и в выражено низкой тональности. но чтобы казаться искренним, он должен оставаться в рамках естественного диапазона своего голоса.

 

Вопрос 26. Способы формирования расположенности оратора к аудитории.

Стремление произвести приятное впечатление, понравиться слушателям – профессиональная необходимость, работающая на цель выступления оратора: чем больше симпатии и уважения выживает оратор, тем сильнее воздействие его речи. Это требует умение оратора создавать свой имидж, т.е. образ в глазах слушателей. Личное обаяние – это искусная передача всех личностно-деловых качеств и умений оратора: его нравственных характеристик, ума, психологических умений и навыков. Самопрезентация т.е. умение подать себя с наилучшей стороны – это профессиональное искусство, овладение которым требует постоянной работы над собой и самоконтроля за поведением.

В создании благоприятного для аудитории имиджа существенное значение имеют следующие факторы.

Внешняя привлекательность личности оратора. Она складывается главным образом из манеры поведения оратора в аудитории (мимика, жесты, позы, походка) и манеры одеваться, причесываться, пользоваться косметикой. Первоначальное достаточно стойке впечатление о человеке складывается в первые 90 секунд. Он оценивается не по тому, что собой представляет на самом деле, а как воспринимается окружающими.

Неряшливость, неопрятность, беспорядочность в одежде, пренебрежение правилами гигиены свидетельствуют о неуважении человека к своему окружению, к самому себе и, таким образом, исключают какое-либо желание общаться с ним, не говоря уже о расположении. С другой стороны, не производит положительного впечатления и другая крайность – чрезмерное использование косметических средств, украшений, крикливость и претенциозность в одежде. Для слушателей – это свидетельство невысокого уровня общей культуры, что снижает статус оратора. Кроме того, экстравагантность в одежде или прическе отвлекает внимание слушателей от содержания выступления. Умеренность, сдержанность – свидетельство подлинного эстетического вкуса и высокой культуры.

Что касается мимики и жестов, то здесь недопустима ни одна из крайностей. И отсутствие создает впечатление скованности, «зажатости» лектора, неуверенности в себе, не позволяет установить хороший контакт с аудиторией. С другой стороны, действует обратная зависимость: чем выше профессионализм и социальный статус человека, тем более сдержанные его проявления мимики и жестов. Не расхаживайте по аудитории. Не цепляйтесь судорожно за трибуну или стул. Пританцовывание на месте, переступание с ноги на ногу, постукивание пальцами по трибуне выдают ваше нервозное состояние, которое может передаваться слушателям и восприниматься ими негативно. Держитесь естественно – это производит благоприятное впечатление.

Перед началом выступления необходима психологическая пауза 15 – 20 секунд. Если ее нет, то контакт с аудиторией установить чрезвычайно трудно.

Голос. Спокойная речь усиливает сосредоточенность слушателей, создает впечатление знающего, уверенного в себе человека. Избегайте монотонности. Повышайте и понижайте голос.

Контакт глазами. Визуальный канал значительно усиливает влияние на партнера по общению. Считается, что собеседники вызывают взаимный интерес, если контакт глазами поддерживается не менее 2/3 времени беседы, менее 1/3 – свидетельствует об отсутствии заинтересованности. С целью контроля реакции аудитории можно выбрать для наблюдения одного или несколько человек, но нельзя сосредотачивать внимание только на них. Целесообразно выделить в аудитории несколько групп и попеременно поддерживать с ними визуальный контакт. Так у слушателей создается впечатление, что вы обращаетесь лично к нему.

Показывайте свое лучшее «Я». Хорошо, если выступающего представят слушателям: о ваших достоинствах лучше сказать другому.

Обязательно приветствие. Если аудитория знакома, можно сказать о благоприятных впечатлениях прошлой встречи. Следует поблагодарить слушателей за интерес, проявленный к выступлению.

Мимика и жесты при взаимопонимании партнеров обладают способностью отражения, т.е. повторяются друг другом. Хмурый собеседник негативно воздействует на самое ваше радушное настроение, улыбка вызывает ответные улыбки. Она снимает сопротивление аудитории, демонстрирует к ней расположение и уважение, создает вам в глазах слушателей имидж приятного человека.

При общении с одним или несколькими собеседниками чаще обращайтесь к ним по имени.

Завоевать расположение аудитории может человек, умеющий улавливать настроение людей, их ожидания, искренне сопереживающий их нуждам.

Оратор ни в коем случае не должен демонстрировать своего превосходства над аудиторией – это не только не добавить его уважения, но, напротив, вызовет антипатию, так как всякий человек болезненно воспринимает стремление снизить его статус и будет восстанавливать свою значительность путем отыскания недостатков и промахов у лектора.

Весь материал должен излагаться с позиции интереса слушателей, так называемого «вы-подхода». Разъясняя ту или иную теорию оратор должен показать, что позитивного и негативного, с точки зрения слушателей, она в себе содержит.

Чаще интересуйтесь мнением слушателей по обсуждаемой проблеме. Спрашивайте совета.

Умение слушать, предоставление возможности высказываться располагает к вам людей, так как это свидетельствует об уважении к мнению и в целом к личности говорящего.

 

Вопрос 27. Техника эффективного слушания.

Причины непродуктивного слушания:

1. Мы думаем в 4 раза быстрее, чем говорим, поэтому наш мозг, имея резерв времени, постоянно то «отключается» от предмета разговора, то вновь «включается».

2. Невозможность физически переработать и усвоить всю поступающую информацию.

3. Разного рода помехи (усталость, шум, приходы и уходы слушателей и др.)

4.Психологические факторы:

- человек, имеющий предубеждение к теме выступления или личности говорящего, полностью отключает свое внимание от содержания речи и начинает следить за ее недостатками;

- озабоченность личными проблемами не дает возможности сосредоточиться на высказываниях собеседника;

- неверие в то, что услышишь что-то новое;

- нетерпение.

5.Отрицательные привычки:

- повышенное внимание к внешности и недостаткам речи говорящего;

- быстрый отказ от усилий слушать;

- привычка слушать, не глядя на человека;

- поспешная оценка и выводы по еще недослушанному материалу;

- неумение сдерживать отрицательные эмоции;

- проявление показного внимания в то время, когда голова занята другими заботами;

- стремление подробно конспектировать, что не позволяет внимательно выслушать и осмыслить сказанное;

- нетерпение, привычка перебивать.

 

Правила слушания:

1. Придерживайтесь одобрительной реакции, уважительного отношения к партнеру. Показывайте свое внимание и интерес.

2. Дайте собеседнику время высказаться.

3. Не монополизируйте разговор.

4. Старайтесь не терять тему разговора.

5. Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника, уяснить те цели, которые он преследует.

6. Умейте отделить существо проблемы от личностных особенностей говорящего.

7. Учитывайте индивидуальные особенности говорящего.

8. Слушая, будьте внимательны к невербальным средствам.

9. Старайтесь быть уравновешенным, спокойным.

10. Техника критики и ответов на вопросы.

 

Вопрос 28. Техника критики и ответов на вопросы.

Критика может быть вызвана: желанием изменить положение дел к лучшему, недоброжелательным отношением или дурным настроением, стремлением самому избежать критики, уверенностью в том, что сам смог бы сделать лучше, тщеславием.

Следствия критики: изменение состояния дел к лучшему, ответная защитная реакция, ухудшение отношений, агрессивность.

Правила критики

39. Критикуйте в трехчастной форме – части равны по вре5мени: похвала, признание достоинств – анализ предмета критики – вновь о достоинствах критикуемого (он имеет все для того, чтобы не допустить этого впредь).

40. Критикуйте не личность, а проступок.

41. Критикуйте по конкретному вопросу (без прошлых обид, промахов).

42. Не критикуйте публично.

 

Как воспринимать критику:

1. Если Вы сдержанно относитесь к критике - Вы сильная личность.

2. Наиболее благоприятный ответ на критику: конкретные обязательства по поводу того, что будет сделано для улучшения дела, в какие сроки, с указанием реальных возможностей.

3. Всякая критика полезна – это резерв Вашего совершенствования.

Техника ответов на вопросы. Задающий вопрос очень чувствителен к тому, как будет этот вопрос воспринят аудиторией и оратором. Следует внимательно выслушать говорящего, похвалить за эрудицию, интерес, подчеркнуть умение выделить существо проблемы и т.д.

Основное правило: не позволяйте вывести себя из равновесия. Избегайте агрессивности, нравоучительности, воинственных ответов.

Психологи рекомендуют руководствоваться следующими правилами:

- Чем больше спрашивающий переполнен эмоциями, тем спокойнее должен быть ответ.

- Чем «круче» вопрос, тем короче должен быть ответ.

- Если в вопросе используются негативные, некорректные слова или предложения, не надо их повторять в ответе.

- На информационные вопросы лучше давать ответ по существу.

- На сложные проблемные вопросы отвечать надо, если есть продуманный вариант решения проблемы, т.к. при импровизации легко попасть впросак.

- На провокационные вопросы лучше не отвечать или перевести разговор на самого спрашивающего, или на характер вопроса.

- Пытайтесь на веселые вопросы отвечать серьезно, а на серьезные – остроумно и шутливо.

- Пропустите реплики мимо ушей.

- Задайте встречный вопрос.

- Сдвигайте: «Благодарю за ваше возражение, я вернусь к нему несколько позже…»

- Нейтрализуйте выкрики из зала: «Я предполагал, что услышу такие возражения, но, думаю, другим слушателям интереснее послушать мой доклад дальше».

- Тактика «Да, но…». Избегайте длинных диалогов и отвечайте кратко, используя технику «Да, но…»Однако лучше вместо слова «да» использовать другие способы мнимого утверждения: «В общем-то я с Вами согласен, но Вы все же подразумевали…»

- Тактика прерывания. Кто-то из слушателей изводит Вас репликами, то тогда Вы можете сделать продолжительную паузу и спросить, можно ли вам дальше продолжать свою мысль.

 

 

Вопрос 29. Организация пространства во взаимодействии оратора с аудиторией.

 

Сила воздействия оратора на аудиторию зависти и от организации пространства. Трудно дойти до каждого, создать единое поле эмоционального напряжения, если слушатели несколькими группами рассредоточены в большом помещении. Срабатывает эффект изолированности: ослабляется внимание слушателей, труднее поддерживать интерес к теме беседы. Напротив, близко находящиеся по отношению к оратору и друг к другу люди в большей степени обладают «мы-чувством», единством реакции, сними легче найти общий язык. О размещении слушателей лучше заранее попросить организаторов встречи. Время проведения беседы, температура воздуха в помещении, посторонние шумы – все это влияет на отношение к мероприятию и, следовательно, к оратору.

Эффективность общения оратора с аудиторией или несколькими собеседниками непосредственно зависит от размещения участников диалога относительно друг друга.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 446. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия