Студопедия — Античная фил.(общая хар-ка)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Античная фил.(общая хар-ка)






Хар-ка (6в. до н.э.-5в. до н.э.).: синкретизм (нерасчл-ть отд.эл-тов, вкл.в себя единое целое;#: фил. природы, нравст-ти, эстетич…); пантеизм («пан»-всё, «теос»-Бог; во всём Бог, божеств.начало, вникающ.во все формы, слитность, ед-во матер.и дух., субъекта и объекта); гилозоизм (всё веществ.живое); панэтизм (во всём нравст.начало, единство, моральные законы -космос в своей основе имеет мораль; природа = добро = красота = космос = порядок = соразмерность = истина); логико-понитий. аппарат (основ.метод-дедукции(от общего к частному), формир. и анализ. понятия). Космоцентризм (всё в центре космоса; «космос-порядок мира»(Пифагор), то единое, что присутств.во всём. Космос - единое соразмерное целое облад. некот. дух. началом (душа, мировой разум). Закон развития космоса как источник развития. Понимание космоса находится в центре понимания мира. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы; это микрокосмос. Деят-ть чел-ка: мыслит., познават., связ. с постижением и космоса и чел-ка, направл. на достижение внутр. гармонии чел-ка, соц. гармонии, гармонии между чел-ком и космосом. Идеал чел-ка- мудрец, кот. созерцает окр. мир, размышляет об окр. мире. Античная фил-я возникла как учение о природе, космосе (натурфил-я). Позднее с сер. 5-го века (Сократ) возникает учение о чел-ке с этого момента две тесно связанные линии: 1. Постижение природы. 2. Постижение человека.

Проблемы: Проблема бытия и небытия, материи и ее форм (гл. проблема–возник-е космоса, его структура? (Фалес, Анаксимен, Зенон, Анаксимандр, Демокрит); Проблема чел-ка, его познания, его отн-я с др. людьми (сущность чел. морали, есть ли независящие от обстоят-в нормы морали? Что такое политика и гос-во по отнош-ю к чел-ку? Как соотносятся рацион. и иррацион. в челов. сознании? (Сократ, Эпикур…); Проблема воли и свободы чел-ка. (Аврелий, Эпикур…); Проблема отн-я чел-ка и Бога, бож. воли (идеи конструктивного космоса и бытия, строения материи души, общ-ва как взаимообусловл-щие друг друга); Проблема синтеза чувств. и сверхчувств.о; проблема поиска рацион.о метода познания мира идей и мира вещей (Платон, Аристотель и их последователи).

8. Досократики: милетцы, элеаты, пифагорейцы, Гераклит.

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Глав.впрос: «Из чего всё?», идеи субстанции, сущность всех вещей и явления.

Фалес(к.VII – нач. VI в. до н. э): первооснова- влага, т.к. она пронизывает всё. Вода как естеств. начало оказ-ся носителем всех изм-ий и превращений. Все рождается из воды. Земля - плоский диск, плав. на пов. воды. Вода и все произош. из нее вещи - не мертвые.

Анаксимандр(~ 6в.до н.э.): первосубстанция бесконечна, вечна, временна и объемлет все миры, т.к. он счит. наш мир одним из многих. Первосубстанция превращ.в различ.субстанции, а те переходят друг в друга. Первооснова - апейрон – неопред.и опред.субстанция: её части изм-ся, целое же остаётся незменным. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля - цилиндр. Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются.

Анаксимен(ок.5 в.до н.э.):первоначало – воздух, всё вещи образ-ся путём его сгущения и разряж-я. Воздух- это дыхание, обнимающее весь мир. Душа состоит из воздуха. Огонь - разреженный воздух. Земля - диск, поддержив. воздухом.

Элейская школа (Ксенофан, Зенон, Парменид): движ-я нет, всё наход.в состоянии покоя; всё едино, немножеств. Элеаты-создатели кач.концепции бытия.

Парменид: впервые ставит вопрос: «что значит быть и что значит не быть». Быть=сущ-ть в мысли. Он доказ.сущ-е единого. Ничто не изм-ся.

Ксенофан: осущ.разделение видов знания: знания по мнению, знания по истине.

Пифагор и пифагорейцы: «Всё есть число». Осн. мира - числа, кот. образ. космич. порядок - прообраз общ. порядка. Познать мир - познать числа. «1» – это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех прир. явлений. «2» – это принцип противоп-сти, отрицат-ти в природе. Природа образует тело («3»), являясь триединством первоначала и его противоречивых сторон. «4» – образ 4х эл-тов природы. Все вещи состоят из противоп-стей – ед-во\ мн-во, прав.\лев., муж\жен. Однако их противоп-сти не переходят друг в друга. Особое значение - предел и беспредельное. Предел - огонь, беспред. - воздух.(пустота). Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Считал, что всё происход. повтор-ся снова и снова через опред.периоды, а души вселяются в др.

Гераклит. Первоначало– огонь. Космос един, всё сущее никем не сотворено и явл. живым огнем, загорается и потухает. Огонь → в воду, вода → в землю и воздух; и назад. Душа- огненное дыхание – основание жизни. Различал чувств. и рацион. познание. Истина постигается умом, кот. познаёт сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание начин-ся с чувств, но они должны обраб-ся разумом. В мире сущ-т единство как рез-т сочетания противоп-стей. Борьба противоп-стей закономерна, т. к. явл. источником создания мира. Противоп-сти соед-ся, и устан-ся гармония. Развивает диалект. взгляды. “Всё течет, всё изм-ся”, “нельзя войти в одну реку дважды”, всё рождается благодаря смерти чего-либо. Это стихийная диалектика, где космос рассм-ся как единое целое и пребывает в пост. движ-и и изм-и.

 

9. Софисты и Сократ. Метод Сократа. Проблемы чел-ка.

Сократ (469-399 гг. до н.э.). Чел-к, чтоб познать мир, должен обратить внимание на самого себя. Чел-к – это его душа. Душу нужно образовывать. Знания - это самое главное, что должен в этой жизни получ. чел-к. Знания - благо. Знания морали, истинности важно для Сократа. Знать=быть(«Я знаю, что ничего не знаю»). Фил.- учение о том, как надо жить. Глав. задача познания — самопознание: «познай самого себя». Познать —дать понятие предмету, опр-ть его понятие. Диалог как основной метод достиж-я истины(майевтика (повивальное иск-во)).

Метод самопознания: мышление–закономерный, подчин. общим правилам процесс. Необх. изучать сам процесс мышления, только участвуя в нем Þ диалоговый хар-р мышления. Даже когда человек мыслит про себя, это тоже диалог. Диалог предполагает критичность ответа, обоснование, аргументацию Þдиалог-полемика, спор, дискуссия. Цель дискуссии – достиж-е достат. полного, обоснов. опр-я понятий. С. впервые показал, что понятие - основная форма мышления. Осн. вним. С. уделял опр-ю этических понятий (мужество, прекрасное, добродетель). Диалог рассм-ся С. как столкн-е различных и противоп. т. зр., как уточнение, усиление их аргументации, в рез-те чего достиг-ся синтез, согласие т.зр.Þ более точное и полное опр-е.

Идеи Сократа получили дальнейшее развитие в учениях некот. фил. школ (школа киников(Диоген Синопский), киренаики(Аристипп)). Киники: фил-я долга(ригоризма). Хотели, чтобы чел-к был зависим от миним. кол-ва факторов. Взгляды киников выражали опред. понимание свободы как отказа от соц-ти общепринятых культур. норм, сведения до минимума потребностей. Киренаики: фил-я наслаждения, удов-я (гедонистич.). Если сумма удов-й меньше суммы страданий, то жизнь не удалась.

 







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 487. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия