Студопедия — Основные направления
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Основные направления






У истоков Ф. Ницше и Артур Шопенгауэр.

1) Шопенгауэр один из первых перешел к иррационализму.

Считал, что в основе мира не разум, а злая, безличная, слепая, мировая воля.

Жизнь – бесконечное страдание.

Человек продукт воли, человек определяется его желаниями, но его желания обречены на провал, так как в основе злая воля:

1)захочет того, что нельзя достичь;

2)когда достигнет этого, захочет новое, поэтому он опять не станет счастливым;

Человек несчастлив еще потому, что другие тоже чего-то хотят, поэтому он вступает в конфликт с другими, столкновение желаний, из за этого человек постоянно несчастлив.

Выход: путь спасения – отказ от желаний, от стремлений;

2 способа:

-временный, относительный способ – искусство; цель искусства – просто созерцать на него;

- аскетический образ жизни – уход в монастырь, в пустыню;

2)Ницше тоже считал, что в основе мира лежит воля, только воля власти, господство – главный смысл жизни, волю нужно культивировать в себе;

Воля власти к преобразованию, к созданию собственного мира.

Человек может установить свои ценности.

Люди делятся на рабов и господ.

Мораль рабов – принимают мир таким, каков он есть; принимают то, что им навязали другие;

Мораль господ – создать свое мировоззрение, ценности и преобразовывать мир на их основе.

Притча Ницше о трех превращениях:

1)человек становится верблюдом (стадия раба),несет то, что ему дали;

2)верблюд становится львом (стадия отрицания), отрицает то, что ему навязывают, нигилизм;

3)лев превращается в ребенка, который создает свои ценности, смотрит на мир честными глазами (стадия господина);

Ницше один из первых начал говорить об отрицании метафизики;

Воля к власти – это не что-то в высшем мире, а пронизывает весь настоящий мир;

Высший и низший мир придумали рабы, чтобы не преобразовывать настоящий мир, но на самом деле не существует высшего мира.

Практически все теории философии ХХ века были основаны на учениях Ницше и Шопенгауэра.

1) Экзистенциализм( Сартр, Хайдеггер) – нет никакого истинного мира, нет первоначала, нет Бога, нет разума; отсюда жизнь человека – подлинная или неподлинная(возникает от страха перед осознанием того, что нет загробного мира, он пытается сам себя обмануть, пытается раствориться в том, что ему навязали, боится свободы, так как он столкнется с нечто); в основе подлинной жизни лежит смелость, он смело принимает то, что в основе мира ничего нет, так как человек свободен, он сам определяет свое существование.

2) прагматизм – главная цель жизни – выгода, польза; возникает из отрицания метафизики, если нет высшего мира, значит, нет высших целей, поэтому главным становится забота о себе и выгода для себя; все учения о высшем мире ложные; истина – то, что приносит выгоду.

3) позитивизм (Конт).метафизика – знание о том, чего нет, негативное знание; позитивное знание – то, которое может быть проверено, т.е. научное знание.

Стадии развития человека:

-теологическая(религиозная) – все теории и явления объясняются с помощью религии;

-метафизическая(философская) – объясняют первоначалами, абстракциями;

-позитивная(научная) – объясняют научными законами.

4) постмодернизм – нет высшего мира, отрицание метафизики; наш мир - постоянно преобразующееся меняющееся многообразие; в нашем мире множество противоречивых тенденций, которые образуют сложное единство многообразия(Фуко).

Согласно Фуко наш мир представлен многообразными видами власти, формами власти являются все социальные институты(школа, семья, медицина). Главная цель социальных институтов – в приведение человека к определенно идентичности, т.е. человек становится индивидом с определенной характеристикой; однако полностью человек не будет сведен к этим характеристикам. Человек постоянно пытается ускользнуть от власти, не будет тем, кем его хочет видеть общество. Власть пытается подавить в человеке его многообразие, но в итоге этого не получается, он всегда шире. Фуко утверждает, что многообразие - плюралистичность человечества, которое не может быть сведено к единству.

Вывод по философии ХХ века:

- Современная философия является противоположным явлением классической философии.

10. Проблема бытия в философии. Понимание бытия в Античности, Средние века, Новое и Новейшее время. Философские концепции пространства и времени.

Категория бытия является исходной категорией в философии. Эта категория фиксирует убеждение человека в существовании окружающего мира, а также самого человека с его сознанием. Вещи конечны, явления исчезают, а мир в целом бесконечен и сохраняется. Впервые термин «онтология» (учение о бытии) стал употреблять немецкий философ Х. Вольф (1679-1754). По его мнению, онтология есть метафизика бытия и вещей, являющаяся основой метафизики вообще.

Впервые понятие бытия использует древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540-470 гг. до н.э.). У Парменида с бытием связывается сам факт существования мира. В его трактовке бытие есть то, что не порождено и неуничтожимо, оно неизменно и неподвижно. Единственная истина состоит в том, что существует бытие ничем и никем непорожденное, неуничтожимое, неизменное, неподвижное, равное себе, сферообразное и единое. Ничего другого, кроме бытия не существует. В нем заключена вся полнота совершенств, среди которых считались Истина, Добро, Благо. Бытие – это свет, «увидеть» который можно только «очами» разума.

В последующем ни один философ не обошел своим вниманием проблему бытия.

Значительное внимание уделил ей Платон. Он отождествляет бытие с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. Идеи – сущность вещей, т.е. то, что каждую из них делает тем, чем она есть. Он вводит понятие «небытия» как отличного, что позволяло оправдать множественность интеллигибельного. Платон не ввел в сферу бытия чувственный мир, он назвал его промежуточным между бытием и небытием.

Существенный вклад в учение о бытии внес Аристотель. Он выдвигает важнейшую идею о том, что бытие – это особое понятие, которое не является родовым. Это означает, что его нельзя подвести под более общее, так же как и под него все остальное. Бытие имеет не одно, но много смыслов. Все, что не есть чистое ничто, по праву входит в сферу бытия, как чувственное, так и умопостигаемое. Основу всякого бытия составляет первичная материя. Первая материя включает в себя четыре элемента: огонь, воздух, воду и землю, которые путем различных комбинаций выступают своеобразным посредником между первой материей, непостижимой с помощью чувств, и реально существующим миром, который воспринимается и познается человеком. Потенциальное бытие, включающее в себя первую материю и четыре основных природных элемента, благодаря форме, образует реальное бытие и делает его доступным для познания. Впервые реально существующее бытие предстает как единство материи и формы. Форма определяет, актуализирует материю. Форма – начало, причина и основание бытия, благодаря которому индивид обусловлен и обустроен. Бытие, следовательно, есть материя ступенью выше – отдельное; а еще выше – форма, которая обнимает материю, дает основание отдельному, т.е. индивиду. Теория синтеза материи и формы была предложена Аристотелем как альтернатива Платону. Итак, у Аристотеля бытие – это фундаментальный принцип объяснения мира. Бытие в этом плане непреходяще, как непреходяща сама природа, а существование вещей и предметов в мире – преходяще. Оно просто есть, существует. Всеобщность бытия проявляется через существование конкретных предметов.

В средневековой христианской философии истинное бытие есть Бог, свободный и личный, который творит Своей волей и Своей премудростью. Бог есть по своей сути Бытие. Творение – это участие в бытии. Бог есть несотворенное бытие, но все сотворенное есть не само бытие, но лишь обладающее бытием, получившие бытие через участие в бытии. Бог творит свободно. Всему дается жизнь как бескорыстный дар. Творение – это свободный акт Бога, не обусловленный никакой «внутренней необходимостью». Человек – это существо привилегированное, созданное Богом по образу и подобию самого себя и, стало быть, человек – господин и повелитель всего, что создано для него. И уж если человек создан по образу и подобию Божьему, то и должен он изо всех сил уподобляться ему. Человек – существо личностное, истинная свобода которого состоит в свободном отказе от своей собственной воли, от видимости индивидуальной свободы.

В Новое время люди перестали признавать свою тотальную зависимость от Бога, присвоили себе право творить мир, самонадеянно уверовали в то, что человек сам создает и творит себя и свои способности. Они стали воспринимать свое сознание, свою жизнь, свои потребности как единственное и, несомненно, подлинное бытие. Приписав деятельностную энергию и способность разумного постижения только самому себе, человек оправдал свое право переделывать природу и преобразовывать мир. Философия бытия уступила место философии свободы, центральной проблемой которой стал человек как начало и причина всего, что случается с ним и миром.

Выдающийся философ Нового времени Рене Декарт отождествил мысль с бытием, а творцом мысли объявил человека. Бытие стало субъективным. Первичную достоверность всего сущего Декарт признает прежде всего в мыслящем «Я», в осознанности человеком своей деятельности. Умозаключение, выраженное словами «Я мыслю, следовательно, существую» является наипервейшим из всех и наидостовернейшим из тех, которые перед каждым, кто правильно философствует, предстанут. Нетрудно определить, что и здесь в качестве бытия выступает духовное начало, и в частности, мыслящее «Я».

Одновременно Декарт признает и другое начало всего сущего, которым у него выступает не зависящая от сознания и духа материя. Ее основным признаком, атрибутом предстает протяженность. Таким образом, движение и протяженность являются убедительными характеристиками материального мира. Следовательно, бытие у Декарта представлено дуалистически: в форме духовной субстанции и в форме материальной.

Г.В.Ф. Гегель трактовал бытие как «исчезающее бытие», подчеркивая, что все в мире находится в состоянии становления.

Интересные концепции бытия появились в ХХ веке. Над этой проблемой работали такие мыслители, как М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, Э.Гартман, Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, К.Ясперс и другие.

Немецкий философ Мартин Хайдеггер не дает академическое определение бытия. Согласно Хайдеггеру, бытие возникает из отрицательности ничто, в то время как ничто позволяет сущему «погружаться», благодаря этому раскрывается бытие. Для того чтобы раскрыться, бытие нуждается в том сущем, которое называется существованием. Бытие – «просека», которая открывает тайгу сущего, делает его понятным. В этой функции раскрытия тайны и состоит, по Хайдеггеру, «смысл бытия».

У Ж.-П.Сартра бытие является чистым, логическим тождеством с самим собой; по отношению к человеку это тождество выступает как бытие-в-себе, как подавленная, отвратительная умеренность и самодовольство. В качестве существования бытие теряет значительность, и переносить его можно лишь благодаря тому, что оно включает в себя ничто. Существует метафизическое отвращение к каждой вещи: вещи так отвратительно самоуверенны, так самостоятельны, так полны, так совершенны.

Философы-постмодернисты принимают идею бытия как постоянного становления, вечного изменения, отказываясь от понимания бытия как неизменного, абсолютного, субстанциального. В связи с этим перед ними встают две задачи: во-первых, обосновать идею бытия как становления, доказать ее право на доминирование в культуре; во-вторых, отыскать соответствующую терминологическую и понятийно-мыслительную форму ее выражения в тексте и устном говорении.

Главной онтологической характеристикой природы и общества объявляется неопределенность как процесс взаимодействия противоречивых тенденций: хаоса и порядка, организации и дезорганизации, устойчивости и неустойчивости.

Понятие «бытие» сходно, однопорядково с такими понятиями как «действительность», «реальность», «существование» и в некоторых контекстах они могут рассматриваться как синонимы. Вместе с тем бытие – такая характеристика мира, в которой утверждается целостность мира через его существование.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 874. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия