Студопедия — Философия Средних веков
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия Средних веков






Средневековая философия была тесно сопряжена с теологией. Однако философия, в отличие от религии, исходила из сомнения в истинности догматов. От разума ожидалась победа над этими сомнениями.

Средневековую философию условно можно разделить на периоды:

1) апологетика;

2) патристика;

3) схоластика.

Апологетика

Апологеты – защитники христианства ‒ доказывали, что языческие верования несовместимы с требованиями разума и добродетели, а эллинская философия погрязла в противоречиях.

Юстин Мученик (ок. 100 – ок. 165). Юстин не отрицает за языческой мудростью права называться мудростью, но считает ее мудростью низшего порядка по сравнению с мудростью христианской. Юстин отождествляет Логос с Христом, чего до него не делал никто. Сын рождается от Отца, как свет от света. И Бог-Отец, рождая Сына, ничего не теряет от своей Божественной Сущности, как ничего не теряет один свет, от которого зажжен другой. Формула «Свет от Света» стала одним из пунктов христианского Символа Веры, который был принят на Никейском соборе.

Тертуллиан (155/165 – после 220). Вся античная культура извращает человеческую жизнь, подчиняя ее ложным целям и ценностям. Именно простая, необразованная душа – христианка. Все изобретения философов бессмысленны и ничтожны в сравнении со свидетельствами души простого человека. Подлинной наставницей человека является не философия и культура, а природа. От культуры следует освобождаться, как от тяжелой болезни. Вера – антипод разума. Впоследствии Тертуллиану будет приписана формула: «Верую, ибо абсурдно».

Патристика

Учения Отцов церкви называют патристикой.

Климент (ок. 150 – 216). Иудейская и эллинская философия вели человечество к христианству. Философия должна быть служанкой богословия. Это положение станет впоследствии основой средневековой философии. Вера не только не страдает от логических доказательств, а, наоборот, углубляется благодаря философским обоснованиям. Таким образом, Климент первым в истории христианства сформулировал принцип гармонии веры и разума. В положительном Богопознании ‒ в катафатической теологии ‒ Бог постигается по Его земным творениям, а также путем истолкования образов Священного Писания. Но возможности положительного Богопознания ограниченны. В отрицательном Богопознании ‒ в апофатической теологии ‒ о Боге говорится посредством отрицательных характеристик: Бог не имеет физических измерений, находится вне пространства и времени, вне телесных форм и словесных выражений.

Ориген (ок. 185 – 253/254). Бог есть бестелесный Дух. Аналогично Ориген характеризует и душу человека. Источником Зла является свобода. Зло проистекает из той свободы выбора, которой Бог-Отец наделил бестелесных духов. Но в результате неверного выбора эти духи стали отпадать от Бога. Предвидя это, Бог сотворил материю и стал связывать падшие души с материальными телами, наказывая их за первородный грех земным воплощением. Изгнание духов не вечно. Претерпев в этом мире страдания и пережив катарсис ‒ духовное очищение, а также возрождение, духи получают прощение и возвращаются к Богу. Восстановит свой духовный облик и сам Дьявол. Мир творится Богом из ничего. Ориген признает платоновское учение о переселении душ. На V Вселенском соборе в Константинополе в 553 г. учение Оригена было признано неканоническим.

Аврелий Августин (354 – 430). Всякое учение касается либо вещей, либо знаков. Есть вещи, которые одновременно могут быть знаками. Но в пределе есть «некая высшая вещь», которая никогда ни для чего не служит обозначением. Эта уникальная вещь может быть названа только «Богом». Бог есть Благо, Он – Творец всего благого. Он абсолютно свободен, творит существа только со свободной волей, не являясь при этом ответственным за злые воли. Идея предопределения у Августина близка к идее предзнания. Предзнание предполагает все возможные случаи, а предопределение – только тот, который будет обязательно осуществлен человеком. Наличие свободной человеческой воли не противоречит предопределению.

Схоластика

Проблема универсалий. Термин «универсалия» был введен для обозначения общих имен. Суть проблемы: существуют ли универсалии реально, или они существуют только как названия или имена.

Решение проблемы универсалий предлагали три философских течения:

1. Реализм: универсалии существуют объективно и до отдельных вещей, будучи их идеальными началами в уме Бога (Ансельм Кентерберийский).

2. Номинализм: реально существуют только отдельные тела и вещи, а универсалии – это только имена, которые существуют после вещей (Иоанн Росцеллин).

3. Концептуализм: универсалии существуют в вещах, выражают общее в вещах, общее существует как значение слова (Пьер Абеляр).

Официальная католическая церковь осуждала номинализм и склонялась к к реализму.

Пьер Абеляр (1079 – 1142). Был блестящим логиком, который доказывал возможность изучать теологию именно логическим способом. Диалектическая теология, основанная на логических аргументах, подверглась критике Бернаром Клервоским ‒ представителем мистической теологии, которая основывалась на данных внутреннего опыта. Абеляр теоретически сформулировал мысль об исторической ограниченности человеческого знания и постоянного ввода в него знания нового. Абеляр был инициатором выделения этики из теологии.

Фома Аквинский (1225/6 – 1274). Фома переосмыслил христианскую философию на почве учения Аристотеля. Он пытался найти общие основания веры и разума. Фома отвергает и мнение, согласно которому существование Бога определяется только верой. Фома предлагает доказательства, исходя не из представления о Божественной сущности, относительно которой человеческому разуму ничего не известно, а из идеи Божественных действий. Эти действия можно воспринимать чувствами, и они дают основания для доказательства существования Бога.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 560. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия