Студопедия — Немецкая классическая философия. Г. Гегель
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Немецкая классическая философия. Г. Гегель






У Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 – 1831) основой мира является Абсолютный Дух. Гегель именует эту основу Богом, однако, у него мало общего с традиционной христианской точкой зрения на Создателя.

Гегель формулирует принцип тождества бытия и мышления, имея в виду то, что основа мира есть не что иное, как развивающееся мышление. Логика предшествует истории и природе, творит их. Природа не есть саморазвитие, а лишь проявление саморазвития логических категорий.

Гегель усомнился в абсолютном характере созерцания, или интуиции, и выдвинул в качестве главной формы познания понятие. Мистической интуиции Гегель противопоставляет разум как способность постигать и разрешать противоречия.

Гегель, в отличие от представителей прежней философии, не считает возможным получить истину всю и сразу. Истина есть результат вместе со своим становлением. Истина – это процесс. Тем самым Гегель вводит в философию понятие относительной истины. И благодаря этому история, в частности, история познания, перестает быть историей ошибок и заблуждений. Она превращается в процесс развития относительных истин, без чего невозможна никакая наука.

Гегель пытается воссоздать степени постижения истины не столько индивидом, сколько родом, родовым субъектом. Соответственно процесс познания становится у него познанием в масштабах всего Человечества – самопознанием Абсолютного Духа.

Человек оказывается всего лишь орудием Абсолютного Духа, целью которого является самопознание. Самопознание Абсолютного Духа становится сутью философии Гегеля. А природный и социальный мир предстают в его учении как результат самоотчуждения Абсолютного Духа, без которого он не способен познать себя и обрести тем самым полноту и целостность.

Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии. Развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим. В этом процессе совершается переход от количественных изменений в качественные. Источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет принцип всякого самодвижения. Гегель обосновывает новый взгляд на суть противоречий. Традиционная логика видела в противоречии синоним непонимания и заблуждения. Гегель утверждает противоположное. Противоречие у него становится орудием истины, а отсутствие противоречий – симптомом заблуждения. Объективные противоречия следует отличать от таких противоречий, которые являются следствием ошибки.

Основные законы диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей, закон отрицания отрицания. Закон перехода количественных изменений в качественные – вещь есть то, чем она является благодаря качеству, количество есть внешняя для бытия определенность; развитие является прерывным, скачкообразным. Закон взаимопроникновения противоположностей – идея саморазвития в единстве и борьбе противоположностей. Закон отрицания отрицания – развитие не только абсолютной идеи, но и каждой отдельной вещи; природа диалектического отрицания – не тотальное отрицание, а сохранение положительного; каждая ступень дает картину абсолютного, но неполную, незаконченную.

Гегелевская философия проникнута глубоким противоречием. Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является Абсолютный Дух, а целью – самопознание этого Абсолютного Духа, постольку познание конечно, ограничено. Все философские системы прошлого выступали этапами данного процесса и выражали те или иные аспекты истины, их последовательность была не случайной, а разумной и необходимой. Этот процесс завершился, по мнению Гегеля, в его собственной системе, являющейся синтезом всей предшествующей философии и после которой нет уже нового процесса. Гегель устанавливает абсолютную границу развитию человеческого общества, имея в виду современную ему прусскую монархию как совершенную форму правления в условиях гражданского общества. Таким образом, противоречие между методом и системой Гегеля есть противоречие между конечным и бесконечным. Данное противоречие у Гегеля отнюдь не диалектично, ибо не является источником дальнейшего развития. Философия Гегеля оказалась обращенной в прошлое – отражение пути, пройденного человечеством. При этом настоящее есть вершина, конечная ступень.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 624. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия