Студопедия — Культурология как формирующаяся наука
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Культурология как формирующаяся наука






· Установление положительных отношений между взрослыми и детьми, формирование нравственного климата во временном коллективе;

· Продуманная и спланированная организация жизнедеятельности детей и педагогическое управление временным детским коллективом;

· Единые педагогические требования;

· Разнообразная деятельность (спортивная, интеллектуальная, художественно-прикладная, трудовая, творческая);

· Создание ситуации значимости (референтности) и успеха для каждого члена временного детского коллектива.

· Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей жизни отряда, лагеря.

 

Таким образом, для развития временного детского коллектива необходимы рассмотренные выше психолого-педагогические условия, позволяющие сплотить детей, наладить дружеские взаимоотношения, научить ребят находить компромисс, “примерять” разные социальные роли – быть и лидером, и ведомым, сформировать умение входить в группу и не растворяться в ней

 

 

Культурология как формирующаяся наука.

Основные направления в исследовании культуры современной культурологи. Культурология как наука еще только формируется. Культурологический подход представляет собой тип научного объяснения. Здесь явления прописываются в культурном пространстве (культуре) и соответственно объясняются. Естественно, как и у любой науки у культурологии есть свои методы. Начинается культурологическое исследование с гуманитарной проблематизациии материала. Следующий этап- сопоставление анализируемой культуры с другими культурами, предшествующими или последующими. Третий этап предполагает выделение ведущих культурных структур и парадигм, задающих основной строй культуры. И, наконец, на 4 этапе объясняются тенденции и особенности культуры. Существует несколько моделей современных культурологических исследований: Классическая, с жёстким разделением субъекта и объекта познания, базирующаяся на рационально- сциентической методологии. Неоклассическая. Ориентирует исследователя на изучение повседневной культурной жизни человека на принципах номинализма, герменевтики. Постмодернисткская. Реализует феноменологический подход, отвергающий возможность «абсолютного» субъекта познания и культурного творчества, переосмысливающий в рамках своей культуры значение «чужих» культур. Критерии выделения явлений культуры. Прикладная культурология Культурология как наука о культуре 2 признака выделения культуры: Культурное явление- это всегда артефакт (то, что создано руками человека) Значимость, осмысленность (т.е. оценка- акт, выделяющий артефакт) Символичность Содержание понятия культуры в обыденном сознании. Что же характерно для массового обыденного здравомыслия в его представлениях о культуре? Прежде всего следует отметить, что в этом срезе видения культура предстает как нечто нормативное, некий образец, на который должно равняться, своего рода стандарт поступков, внутренне присущ каждому человеку. При этом из социологических опросов был получен такой ответ на вопрос о понимании культуры: «Культурным можно быть повсюду. В большом городе иной раз ведут себя по-хамкси. А кто культурен, тот и в лесу культурен». Здесь культура явно трактуется как нечто, характеризующее свойство человека в сфере социального поведения, включающее в себя тактичность, уважение к другим людям, деликатность, умение всегда найти меру своего поступка. Она понимается по преимуществу как бытовая, сознательно применимая форма регуляции своих лично и общественно значимых действий. Широко распространено отождествление культуры с образованностью. При этом и не с тем обликом образованности, который выступает синонимом эрудиции, накопленной в уме информации, а с тем её содержанием, которое как бы «осаждается» во внутреннем мире личности, делая её носителем качеств, полагаемых как культурные. В этом случае культура становится в один ряд с внутренней интеллегентностью. Подчас в обиходе слово «культура» применяется для характеристики качаственного состояния тех или иных явлений, молчаливо ранжированных по определенной шкале от низшего порога до вершин. В этом ключе и выпускаются книги «Культура речи», «Культура чувств» и т.д. и хотя это не совсем обыденное, скорее литературно-публицистическое словоупотребление, но его истоки следуют именно из обыденного сознания. Принято и понимание культуры как того, что специфично для городского образа жизни в противовес деревенскому, столичного-провинциальному. Такая интерпретация восходит к идее «выраженной в строках Некрасова: «В столицах шум, гремят витии, идёт словесная война. А там, во глубине России-там Вековая тишина.» Урбанизация, противостоящая сельской патриархальности-подобное толкование культуры широко распространено. Зачастую термин «культура» сближается с оценочной характеристикой форм внешнего поведения человека, выступает как иное название для соблюдения норм этикета. «Некультурно себя ведёте»-это распространенная фраза явно выражает негативную оценку тому, кто преступает общественные нормы. Однако при всей важности обыденного сознания и его принципиальной неустраненности из жизни, оно как специфическая форма осмысления соц. Реальности все же недостаточно для логически отточенного выражения сущностных характеристик такого многосложного объекта, как культура. Религиозное и светское понимание культуры. в рамках богословской трактовки сам термин «культура» восходит к «культу», вере, традициям, высшему смыслу бытия, заданному Вседержителем. Культ (лат. – уход, почитание). В культе всегда присутствовал элемент священности, поклонения божеству. И в религиозной деятельности культовые процедуры- это то, что говорит, что человек вышел из своего естественного состояния. Светская литература-та, которая строится помимо «культа», на основах рационалистического размышления, с опорой на продуктивные находки науки. Формирование понятия культуры в истории философии и культурологи. Интерпретация культуры как вырастающей из культовых акций имеет корни в греческом мире. Рим. Впервые в литературе слово «культура» как теоретический термин встречается в работе Цицерона «Тускуланские беседы» (45г до н.э) Этимологически оно восходит к слову «возделывать», «обрабатывать», но Цицерон использовал его применительно к воздействию на человеческий ум. С той поры и началась длительная история этого слова в духовном мире Европы. К 17 столетию была сформулирована мысль, что культура- то, что содеяно человеком за минусом природного. В русскую лексику термин «культура» вошел значительно позже, чем на Западе. Языковеды отмечают его первую фиксацию лишь в 1846-1848 годах в Карманном словаре иностранных слов Карамзина. Ни у Пушкина, ни у Чернышевского, ни у Добролюбова оно нигде не встречается. К 1865г. Лингвист Даль в своём толковом словаре характеризует это слово через понятия умственного и нравственного образования. Результаты дискуссии 60-хх гг вокруг определения культуры. В результате дискуссий 60-хх годов сейчас признана ограниченность широко распространенных в прошлом чисто сумативных определений (культура-есть сумма, итог, счетная совокупность творений человека). Достигнуто согласие в том, что чисто аксиологические (ценностные) подходы к культуре явно ограничены. Ценности, ценимое, предпочитаемое, желаемое, ожидаемое, благодержащее-все это указывает на нечто позитивное для человека. И если принять, что культура-это и есть только совокупность положительных ценностей, а все то, что негативно угрожающе, вносится «за скобку» и полагается как «не-культура», то в этом само воззрение на культуру становится до крайности относительным. Было признано так же, что само понятие культуры контекстуально. Разумеется, аксиологический подход не исключается из теоретического рассмотрения. Он пригоден для тех или иных аспектов анализа культурных явлений. Чтобы понять, в чем прелесть деятельностной концепции, нужно вглядеться в то, что же скрывается за термином «деятельность». Ведь нельзя же определить культуру как просто выражение деятельности. Насыщенная, активная, целеполагающая, преобразующая деятельность-это и есть жизнь, а не прозябание, бессилие, распад. И культура в глубокой сути своей есть то, что обеспечивает реализацию самой деятельности, её имманентный механизм, способ её осуществления. Понимание культуры в рамках деятельностного и ценностного подхода. Культура- это мир, созданный человеком. В рамах ценностного подхода: Культура-совокупность ценностей человека, материальных и духовных Культура-то, что делает человека духовнее, нравственнее. Деятельностный подход: Культура есть то, что обеспечивает реализацию самой деятельности способ осуществления этой деятельности. Культура- своего рода принцип связи человека с предметом, способ его вхождения в общественную жизнь, механизм самосознания, осмысливание свое неотделимости от других и своей уникальности. Соотношение понятий культуры и общества. Культура есть способ деятельности людей, а общественные отношения - плацдарм, основа, поле для этой деятельности. Культура и общество не соотносятся как часть и целое, они взаимопроникают. По сути дела, мы говорим здесь о 2-х планах рассмотрения жизни людей. Первый-общество-видение человеческой жизни со стороны объединения индивидов в целостность. Второй-культура-видение человеческой жизни, исходя из того, КАК ИМЕННО люди действуют, что создают и передают от поколения к поколению. Содержательная сторона культуры: 1 элемент: культура витальных потребностей 2 элемент: культура труда 3 элемент: культура творческой деятельности 4 элемент: культура межгосударственных отношений

Вопрос 12. (10,11 просто нет, не выносятся)Основные функции культуры. Функции культуры: Преобразование мира (отражает потребность в сфере своего влияния)

Коммуникативная (связана с социальностью) (развитие внутренних способностей) мощность, дальнодействие средств связи. Сигнефикативная. Культура способствует созданию знаковой системы как способа функционирования системы понятий, обеспечивающих способность человека мыслит о мире. Эта система знаков является результатом практического преобразования, познания объективного мира. Центр этой системы- языковые знаки и значения знаков. Накопление и хранение информации. Трансляция соц опыта будущим поколениям. Культура как способ социализации личности







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 765. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия