Студопедия — Ощущение, восприятие, представление
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ощущение, восприятие, представление






Ощущение -в обычном употреблении то же, что и чувство, в физиологии и психологии – результат возбуждения нервных центров коры головного мозга, которое обычно вызывается раздражением чувствительного нерва. Чаще всего единичное ощущение выступает как часть сложного комплекса ощущений; так, например, вместе с ощущением звука возникают ощущения, которые указывают на то, громкий это звук или тихий, высокий или низкий, гармоничный или дисгармоничный, в каком направлении он слышится и т. д. Как только сложное ощущение переступает порог сознания, оно становится (в соответствии с индивидуальной структурой сознания) частью образа и частью восприятия. Интенсивность (сила) сложного ощущения зависит от интенсивности раздражения и от чувствительности нервного аппарата; качество его – различаются осязательные, температурные, вкусовые, обонятельные, звуковые, зрительные, органические, а также ощущения движения и позы – обусловливается раздражителем, воспринимаемым соответствующим органом чувств и гл. о. состоянием сознания в данный момент. В процессе развития организмов органы чувств зарождались в результате специализированного приспособления к определенным раздражителям, причем воспринимающие аппараты, как и центральный трансформирующий аппарат (мозг), в ходе эволюции становились дифференцированнее (как и сами ощущения) в соответствии с многообразием возбуждений; в то же время ощущения делались более адекватными характеру возбуждения.

Восприятие -это целостное отражение предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятию свойственны предметность (выделение предмета из фона); активность; избирательность; апперцепция; константность; осмысленность и обобщенность.

В процессе восприятия как совокупности ощущений воссоздаются конкретные образы предметов и явлений. Но восприятия, явившиеся результатом работы различных органов чувств, требуют синтезирования получаемых с их помощью ощущений. При этом для того чтобы окончательно воссоздать образы, которые бы достаточно полно соответствовали объективной реальности, требуется еще и установить связи с прошлым опытом, сравнить, сопоставить и оценить результаты этого сравнения. Иными словами, в процессе восприятия конкретный <текущий> материал, реальность, действующая в данный момент, постоянно синтезируется как в отдельных своих частях, так и с образами прошлого.
Необходимость систематического осознания отдельных деталей того, что воспринимается и входит в сознание человека, и того, что было

Представление- образ раннее воспринятого предмета или явления (П. памяти, воспоминание ), а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувств, отражения в виде нагляднообразного знания. В отличие от восприятия представление поднимается над непо-средств. данностью единичных объектов и связывает, их с понятием представления осуществляется, в двух формах — в виде образов памяти и воображения. П. памяти служит необходимым условием процесса познания, в ходе которого сохранившийся образ объекта актуализируется при восприятии. С помощью образов воображения создаются П. и мысленные ситуации, непосредственно не воспринимающиеся в целом в действительности. Если восприятие относится только к налично данному, настоящему, то П. одновременно относится и к настоящему, и к прошлому, и к будущему.

Являясь формой индивидуального чувств. отражения, П. человека опосредствованы языком, наполнены обществ. содержанием, осмыслены и осознаны.

 







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 684. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия