Студопедия — Отечественная журналистика в 70-80-е гг. XX в. Художественно-публицистическая школа А. Аграновского
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Отечественная журналистика в 70-80-е гг. XX в. Художественно-публицистическая школа А. Аграновского






"Оттепель" продер.недолго. В н.70-х годов вновь начинается борьба с инакомыслием. Стремлению полностью подчинить прессу, сделать ее послужным инстр-ом были подчинены многообразные формы парт. рук-ва. После отставки Хрущева – ликвидация совнархозов, создание отраслевых министерств, новая эк.реформа (выравнивание условий эк.деят-и и улучшение системы оплаты труда). Рез-ы небольшие, падение эк. потенциала страны, сращивание теневой экономики и адм-хоз.аппаратом и правоохр.органами, нерентабельность экономики – замалчивание со стороны прессы.Но глоток свободы, к-ый успели почувствовать в стране деятели культуры, дал неожид. Рез-ты. 5 дек 65 г в Москве прошла первая демонстрация протеста. Эта дата считается началом нов.диссидентского движения. В послед.годы инакомыслящие безжалостно высылались за пределы страны или попадали в тюрьмы. И вновь, как и раньше, Рус.Зарубежье стало играть роль оппозиции сущ. в СССР пол.строю.Остававшиеся в офиц.гос-парт.изданиях жур.искали возможность обойти цензуру, чтобы рас-ть о том, что волнует страну. Сов.публ-ка оставалась гражданственной, яркой и многообразной, невзирая на усилив-ся идеолог.давление. Статьи и очерки А.А.Аграновского, Пескова, Руденко, Голованова, Жукова и мн. др. заставляли задуматься над тем, что и как показывают жур-ты.В сер80-х обнаружились первые плоды их работы. Поворот политики страны к демократизации и гласности - процесс закономерный, готовившийся все годы после "оттепели". Отечественные СМИ в условиях соревнования двух систем (60-70-е гг.). Противопоставление жизни двух систем - капиталистической и социалистической стало характерной чертой журналистики периода “холодной войны”. Но особенно это обострилось после объявления программы строительства коммунизма в 1980 г. Показ преимуществ социалистического образа жизни на страницах прессы, на радио и по телевидению было сутью журналистского творчества. Степень объективности этих материалов прессы были весьма условными. Картина процветания с отдельными, нетипичными недостатками - такой итог был нужен для воспитания масс и борьбы с идеологическим противником в лице капиталистической системы. Критические выступления прессы по поводу отдельных недостатков были обязательными, газетам необходимо было добиваться их действенности, то есть принятия мер. Это было не трудно. Ибо каждое критическое выступление газеты становилось предметом обсуждения партийных организаций. Они и принимали меры, наказывали виновных, обязывали устранять недостатки, улучшать работу. Одной из важнейших в прессе стала тема роли руководителя. На страницах периодической печати можно было постоянно видеть очерки, посвященные мудрым и умелым хозяйственникам, четко выполняющим решения партии. Другая значимая тема – социалистическое соревнование и ход выполнения пятилетних планов. В прессе были развернуты широкие пропагандистские кампании по подготовке к юбилеям Октября, образования СССР, юбилеям В.И.Ленина. Трудовые почины, трудовые подарки к знаменательным датам – были дежурными темами в газетах всех уровней. Существенная роль отводилась печати в реализации важнейших хозяйственных начинаний – строительстве новых предприятий, железных дорог, освоении целинных земель или земель Нечерноземья. Цель таких материалов - привлечь людей к участию в них. Активно пропагандировался тезис стирания граней между городом и деревней, между умственным и физическим трудом, как важнейший этап создания материально-технической базы коммунизма. Партийное руководство прессой не ослабевает. Газеты рассматриваются как форма контроля и инструмент проведения политики партии в народном хозяйстве. Они отслеживают ход выполнения пятилетних планов как отдельными предприятиями, так и по стране в целом. Особое место занимает сельскохозяйственная тема. Переустройство жизни на новый лад, внедрение новых систем земледелия, новых технологий выращивания скота, иногда недостаточно продуманных и научно обоснованных, – таковы установки, которые даются колхозам и совхозам со страниц газет. Идеологическая установка на строительство коммунизма к 1980 г. полностью не снимается с повестки дня, а лишь отодвигается во времени. Классовый подход и партийность журналистики остаются главными требованиями к печати и к журналистам. Более того, партийность журналистов трактуется буквально. Большинство из них должны обязательно быть членами партии, подчиняться партийной дисциплине, проводить линию партии в своих материалах. В своей работе все издания должны опираться на руководящие материалы партии по руководству печатью, радио и телевидением. Журналистов объявляют “передовым отрядом партии”. Особый статус придают корреспондентам центральных газет “Правда”, “Известия”, “Труд”, “Советская Россия” и других. Журналисты – “подручные партии”. Этот тезис по-прежнему справедлив и действенен.

Анато́лий Абра́мович Аграно́вский (8 января 1922, Харьков — 14 апреля 1984, Москва) Публицист, кинодраматург, художник-мультипликатор, помощник кинооператора. По окончании учебы занялся военной журналистикой. В 1946–1947 печатался в газете Московского военного округа «За храбрость». Уже в первые годы работы Аграновского особенно привлекал жанр очерка. В „Известиях“, куда пришёл работать спецкором в 1961 году, он не был самым лучшим, скорее, одним из лучших. Для Аграновского главным в жизни и творчестве был Человек, именно Человек с большой буквы. Казалось, для него нет ни запретных тем, ни закрытых дверей. А ведь многое доставалось непросто. В 1956–1958 учился на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М.Горького СП СССР. По окончании курсов Аграновский полностью посвятил себя публицистической деятельности. Он был сотрудником «Литературной газеты», печатался в журналах «Знамя» и «Новый мир». В 1961 стал специальным корреспондентом газеты «Известия».

Любимым героем Аграновского был энтузиаст, борющийся за общественную пользу в разных сферах деятельности. Несмотря на публицистическую страстность, присущую всем его материалам, Аграновский не навязывал читателю однозначного взгляда на описываемые события, предоставляя ему возможность делать самостоятельные выводы. Он неоднократно подчеркивал, что суть его журналистской позиции заключается в доверии к читателю. Для Аграновского было характерно внимание к своим героям: за некоторыми (как офтальмолог С.Н.Федоров, которого он «открыл») он следил в течение нескольких лет. В 1970-е годы Аграновского называли «журналистом номер один». Многие яркие публицисты периода перестройки называли себя его учениками. В течение жизни он издал более 20 книг, в которых в полной мере воплотился его журналистский и человеческий опыт. Спец.кор. «Известий». Выдающийся очеркист. Его очерки публиковались не только на страницах газеты, но и издавались отдельными книгами. Это сборники: «А лес растёт», и др. Герои его очерков (Своего дела мастер, Лукояновский задор и др.) люди современные ему. Характерно, что многие из его героев были до знакомства с ним вполне рядовыми людьми, иногда не понятыми на местах, иногда и просто гонимыми. Например доктор Фёдоров (директор НИИ микрохирургии глаза в Чебоксарах), но после публикаций герои Агроновского становились ГЕРОЯМИ. Некоторые из них академиками, лауреатами. После его публикаций принимали решения ведомства, министерства. Агроновский умел убедить собеседника, читателя. По большей частью он занимался самой сложной в те годы проблемой – управлением экономикой. Но так же не редко в своих публикациях он затрагивал другие всевозможные проблемы, которые окружают человека в его повседневой жизни. Например очерк «Пустырь» (жильцы не знают, что будет на пустыре возле их дома. Некоторые считали, что Агроновский тратит слишком много времени на свои очерки, долго пишет. Но он писал ровно столько, сколько требовала тема. С благодарностью слушал любые замечания по поводу уже сданного материала, но соглашался не всегда. Его было не просто критиковать, потому что у него фразы были до такой степени продуманы, что к ним ничего уже нельзя было не убавить, не прибавить. Он был зачинателем исследовательского очерка в нашей журналистике и лучшим его исполнителем.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 944. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия