Студопедия — Место и роль философии в системы духовной культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Место и роль философии в системы духовной культуры






 

 

Философия, ее специфика, предмет, структура и функции. Взаимосвязь ф. и частных наук.

Термин “философия” происходит от греческих слов philio-любовь и Sophia- мудрость и означает любовь к мудрости. А на вопрос, что такое философия, каждый философ отвечал по-своему. Итак, для Пифагора и Гераклита, смысл философии – в поиске истины. Главная задача философа у софистов (Формально кажущееся правильным, но ложное по существу умозаключение, основанное на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики; законность противоречий) - научить своих учеников мудрости. Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин. По мнению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания». В итоге, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие – в том, чтобы её утаить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие - на землю. Таким образом, сформировалось философии - особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основных и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни. Философия - это такая область духовной деятельности, которая основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе философии познания, и на самостоятельности предмета философии. Философия не обладает таким же предметом как, например естественные науки, в том смысле, что предмет философии не локализован в пределах той или иной конкретной области знания как, например биология, геология... Однако предмет у философии есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его специфическую особенность. Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. «Что такое философия?» “что первично: дух или материя?”

1.2 Возникновение философии, её культурно-исторические предпосылки. Философия, как более высокий уровень мировоззрения, а именно выраженный в системе понятий взгляд на мир (миропонимание) возникла в древних обществах (Индия, Китай, Греция) на рубеже 7-6 вв до н.э. Основной ее культурно- исторической предпосылкой явилось Общественное Разделение Труда, и непосредственное отделение умственного труда от физического. Появился слой людей, которые могли заниматься специально проблемами духовной культуры: религии, искусства, науки, философии. Другой важнейшей предпосылкой появления и развития философии был достаточно высокий уровень развития рационального (логического) мышления. Основной формой первобытного мышления был миф, в котором примитивные знания людей о мире сочетались с их вымыслом и верой. С разложением первобытно-общинного и появлением рабовладельческого строя, что сопровождалось отделением умственного труда от физического, все более развивалось рациональное мышление. Это достигло своих вершин в математике Пифагора, философии Фалеса, Гераклита, Протагора и др. Они размышляли о проблемах мира, космоса, человека, а также о морали, искусстве и религии. Их размышления, сначала чисто умозрительные, все более опирались на элементы научных знаний и положили начало различным философским концепциям (теориям), направлениям и школам. Нечто подобное происходило и в других странах, в том числе на Древнем Востоке. В дальнейшем философия развивалась под влиянием научных знаний, искусства, политических отношений, всей человеческой культуры.

1.3. Предмет и структура философского знания (онтология, гносеология, логика и др.) Выступая как общий взгляд на мир, философия ставит и решает прежде всего проблемы мировоззренческого характера. Вот лишь некоторые, наиболее фундаментальные: 1. Существует ли окружающий нас мир вечно, или он кем-то создан. 2. Существует ли бог как всевышний и как творец мира. 3. Имеются ли в самом мире причинные и закономерные связи, или все идет от Бога. 4. Можем ли мы познать мир. 5. Есть ли границы научного познания мира и каковы они, то есть где они кончаются. 6. Существуют ли иные, кроме научного способы и формы познания. Например, насколько верно говорить о художественном или религиозном познании мира и человека. 7. Что представляет собой человеческое мышление и как оно соотносится с действительностью и Богом. Перечисленные вопросы прямо касаются философии. Философия выступает как система взглядов на мир, его познание и человеческое мышление. Виды философии: 1. Научная – формулирует свои выводы на основе научного знания. 2. Художественная философия, когда видение мира выражается средствами искусства. 3. Религиозная – дает философское толкование религиозных проблем. VI в. до н.э. в трех центрах древних цивилизаций: Др. Китай, Др. Индия, Др. Греция практически одновременно возникает философия. Структура философского знания. Общими для всех философских систем являются: проблема бытия – как существует мир; из чего все состоит; Онтология – учение о бытии – центральный раздел философской системы. Система взглядов на мышление, его формы и законы называется логикой. проблема познания (окружающего мира и человека) – познаваем ли мир, который нас окружает; как складывается процесс познания; из чего он состоит; что есть истина; Гносеология – философское учение о познании (эпистемология). проблема человека – философская антропология – свободен ли человек в своей деятельности; смысл жизни человека; подчиняется ли жизнь человека каким-либо законам; проблема общества – социальная философия; Разделы философии. Этика – наука о морали. Эстетика – наука об искусстве. Логика – наука о законах и формах правильного человеческого мышления. Аксиология – теория ценностей. Философия – учение о наиболее общих принципах бытия, познания и отношения человека к миру. Герменевтика – философское учение о понимании. Герменевтический круг – для того чтобы понять часть чего-то, нужно знать целое, но не существует другого способа узнать целое иначе как изучать его по частям. 1.4. Философия и наука. Философия в том виде, в каком она есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к человеку, ее источнику, условий: уровень, достигнутый наукой в быту, высвобождает колоссальное количество времени для размышлений, никак не связанных с заботой о добывании куска хлеба насущного, защиты себя и близких от внешней среды. Только того, что сейчас человек спит в достаточно хороших условиях, хорошо питается, конечно, явно не достаточно для “производства” философской мысли, но это является хорошим подспорьем. Необходимо отметить, что слово “хороший” имеет сугубо индивидуальное, зависящее от конкретного человека, значение. И в самом деле, вряд ли первобытный человек, живя в пещерах и постоянно охотясь за животными, не имея в своем распоряжении никаких “благ цивилизации” (сейчас я имею ввиду не то, что подразумевают обычно под благами цивилизации, но к своему сожалению не могу найти достойный эквивалент этому), был способен философствовать. И дело здесь не только в его недостаточно адаптированном для этого мозговом аппарате. И наоборот, наука (настоящая наука) без философии невозможна вдвойне, так как научные открытия (да и просто научную работу) необходимо осознавать, осмысливать, переживать, иначе это не будут открытия, а будет простая механическая работа по добыванию, отниманию у Природы новых, мертвых знаний. Мертвое же знание не может дать человеку ничего хорошего. Именно поэтому настоящий ученый должен быть, прежде всего, философом, а лишь затем естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком. При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется три аспекта:1)Является ли философия наукой - многие крупные ученые в области конкретных наук являются и виднейшими представителями философии.2)Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук; Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает влияние на их развитие.3)Соотношение философии и вненаучного знания. Игнорирование научного миропонимания может повлечь за собой опасные социальные последствия. Эта опасность возрастает во много раз, когда наблюдается союз политической власти и паранауки (инквизиция, фашизм) Философия имеет сходство и с религией, и с наукой, хотя её нельзя приравнивать ни к одной, ни к другой.Сходство: Они изучают природу и человека, опираются на разум, но наука помимо разума основывается на опыте, поэтому полученное знание достоверно. Научные знания узко специализированы, а философские напротив максимально обобщённо.

1.5. Функции философии. На значение философии лучше всего указывают ее функции: 1. Мировоззренческая(онтологическая). Суть ее в том, что философия выступает как система взглядов на мир, общество и человека. Формируя мировоззрение людей, философия помогает им ориентироватся в сложном природном, информационно-техническом мире. В зависимости от того, научной или ненаучной является философия, определяется и характер мировоззрения. Оно также может быть научным или ненаучным. 2. Познавательная функция. (гносеологическая функция) Философия решает проблему познаваемости мира, раскрывает процесс его познания; то как он совершается, а также решает вопрос о границах познания мира. 3. Методологическая функция. Заключается в том, что философия выступает в качестве метода познания мира, общества, человека. В качестве такого метода выступает, например, диалектика как учение о развитии мира и его познании. Методологическая и познавательная функция философии органически связаны.Методология: а) учение о методах научного познания – философия создает учение о методах познания. б) система наиболее общих методов, применяемых во всех областях научного познания. Раз у философии предельно-широкая область изучения, то и методы имеют широкое (универсальное) значение, применяемых во всех областях научного познания человеческого знания. 4. Прогностическая функция. Создавая целостную картину мира во взаимодействии всех его сторон, философия помогает выявить источники и направления тех или иных явлений природы и общества. Этим она помогает предвидеть ход событий и сознательно прогнозировать их. 5. Существует функция логотерапия («смыслолечение»). Речь идет о лечении смыслом. Задача философии усматривается в том, чтобы помочь человеку справится с теми страданиями, которые вызваны непониманием того, что происходит в его жизни и жизни общества. Из-за тех или иных социальных причин у отдельных людей наступает духовный или душевный кризис, и человек «мучается вопросом о том, имеет ли смысл его дальнейшая жизнь». Речь идет о фундаментальных проблемах бытия, о смысле жизни, религиозных проблемах и т.д. В данном случае встает вопрос выбора ценностей – религиозных или каких-то других, которыми должен руководствоваться человек, чтобы выйти из душевного кризиса и утвердить себя в обществе. В этом ему должна помочь философия. 6) аксиологическая функция – "учение о ценностях" – обоснование и критика систем ценностей.7) критическая функция – критический анализ структур нашего мышления – почему сейчас мы думаем так, а не иначе. Принцип “подвергай все сомнению”, со времен античности проповедуется многими философами. 8)Школа теоретического мышления и мудрости. Особенно это касается изучения истории философии. 9)Социальная функция. Задача – объяснить социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. Прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. 10)Гуманитарная функция. Философия должна играть жизнеутверждающую роль для каждого индивида. Все функции философии взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и, так или иначе, включает их.

2. Античная философия, ее характерные черты. Основные этапы развития и их представители. Подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец 7 в. до н.э. – 2 в. н.э.). Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран. Одной из главных черт античной, прежде всего древнегреческой философии, было стремление понять проблему бытия, космоса, мира в целом. Космологизм – характерная черта греческой философии. Человек рассматривался в его отношении к космосу, как элемент космоса. Космос же понимался как бесконечная и упорядоченная природа. За этими пределами хаос во Вселенной. При этом рассуждения о космосе носили чисто умозрительный характер, то есть не были основаны на научных данных. Ранние греческие мыслители искали материальное начало мира и космоса, его первоначало – праматерию. Фалес считал такой праматерией воду, Анаксимен воздух, Гераклит – огонь. Назывались также четыре стихий – вода, земля, воздух, огонь, из сочетания которых якобы состоят все тела. Обращение к данным стихиям есть материалистический подход, ибо оно ориентирует на познание реальной действительности – природы, космоса, всей вселенной. Важнейшее направление материалистической философии Древней Греции связано с атомистическим учением философов Левкиппа и Демокрита. Левкипп высказал идею, что мир состоит из атомов. В мире есть только атом и пустота, атомы объединяются в пустоте, создавая тела и даже души. Атомы неделимы и универсальны. Идеи атомизма способствовали установлению принципа материального единства мира. Рассматривая вопрос о движении и покое, сформировались две точки зрения: 1. Покоя не существует – в мире все движется. (Гераклит) 2. Не существует движения. Наряду с материалистическим развивалось и идеалистическое направление античной философии. Оно было представлено многими философами, среди которых выделялся Платон. Основным содержанием античной философии был космоцентриз - особый подход в постижении природы и человека (мировоззренческая установка) – это восприятие и признание совершенства, гармоничности, разумности и одушевленности, природы (космоса). Понятие «космос» рассматривалось в двух значениях: 1. Порядок, противоположность хаосу. 2. Красота. Человек признавался неотъемлемой частью космоса. Разум человека считался вторичным по отношению к космическому уму. Космоцентризм определял основную проблематику философских исследований: 1. Проблема бытия и небытия, материи, душа и Бог - из чего состоит мир? Движется ли он или покоится? Как соотносится материя и форма? строения материи души? 2. Права человека – что такое добродетели? Как они формируются? В чем смысл и цель человеческой жизни? Какое государство является наилучшим? 3. Проблема воли и свободы человека - Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами и, одновременно, его могущества и силы его духа в стремлении к свободе, благородной мысли, к познанию, в котором видели счастье человека (Аврелий, Эпикур); Цель философии определяется как свободное познание истины, исключающее всякую выгоду. Важной задачей философии является нравственное совершенствование человека. Методом античной философии было рациональное познание природы и человека. Характерные черты античной философии: 1. АФ возникает и в значительной мере развивается как результат непосредственного чувственного созерцания мира. 2. Изначальная нерасчлененность знаний в АФ. возникла как учение о природе, космосе (натуралистическая философия). Позднее с середины 5-го века до н. э. (Сократ) возникает учение о человеке с этого момента две тесно связанные линии: Постижение природы и Постижение человека. 3. космоцентризм - понимание космоса природы как единого соразмерного целого обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). 4. АФ многого достигла на понятийном уровне - концепция идей Платона, понятие формы (Эйдоса) Аристотеля, понятие смысла слова у стоиков. Однако она почти не знает законов. Логика античности - это преимущественно логика общих имен, понятий. 5. Обращает на себя внимание поразительное умение античных философов находить ответы на кардинальные вопросы бытия. АФ по-настоящему функциональна, она призвана помочь людям в их жизни. Основные этапы: а) Философы физиса (природы) (VII—V вв. до н. э). Первые греческие натурфилософы ("досократики") не касались или почти не касались вопросов этики и эстетики, уделяя внимание в первую очередь космогонии и космологии и заложив основу для последующего развития точных наук. Основные школы: 1) Милетская школа. Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Ксенафан. 2) Элеаты. Парменид, Зенон (из Элеи). 3) Пифагорейцы. 4) Гераклид 5) Демокрит б) Гуманисты (Сократ, софисты). (V—IV вв. до н. э.) проблемы добра и зла, этики поведения человека в) Академия Платона и Аристотеля. (IV—III вв. до н. э.) г) Эллинисткий период. (IV—I вв. до н. э.) Период завоевания Греции сначала Македонией, а потом Римом. Поскольку в период оккупации на первый план встали вновь проблемы человека, данный период характеризуется этико-философией. д)Неоплатонизм. е) Патристика. Попытка объединить античную философию с социальным философствованием христианства.

3. Философы «физиса» в АФ. Милетская школа. Фалес - считается первым античным известным философом. Милетцы пытались решить вопрос – что является субстанцией основания мира и различия процессов. Основное достижение: первый вывод о том, что многообразие мира возникло из одного источника – из некоего первоэлемента, изначальной стихии, первоначала, архэ. Фалес: основа всего вода. Фалес был очень авторитетным ученым того времени, за ½ года предсказал солнечное затмение. Анаксимен: основание всего воздух. Рассуждения Анаксимена в последствии использовали Демокрит и Лефкип – основатели атомистического учения. Анаксимандр – субстанция всего – апейрон (из него все выходит и в него все входит). Апейрон – нечто неопределенное, пронизывающие весь мир, из него все возникает и в него все входит. Идея Анаксимандра очень точно отражает некоторые проблемы современной физической науки. Физика элементарных частиц (во всех ее моделях) исходит из того, что все элементарные частицы связаны друг с другом, все влияют на структуру каждой, а каждая на структуру всех. Правда, физика не может предложить правдоподобную модель. В рамках концепции апейпона это получается. Апейрон – аналог всеобщей универсальной связи. Не относятся к милетской школе: Ксенофан - основа всего земля, Гераклит – огонь. Элеаты. Основная изучаемая проблема: что есть истинное бытие? В чем критерий истинности познания бытия? Представители: Ксенофан, Парменид, Зенон Основные достижения: учение об истинном бытии; попытка сделать познание предметом философского анализа Парменид – первым в четкой форме сформулировал проблему бытия. Бытие – все что было, есть и будет и их единстве. Именно на единстве бытия основывался Парменид. У Парменида фактически не было доказательств единства бытия, они были получены только в прошлом веке в трех великих открытиях: клетки – единства всего живого; учение Дарвина (Менделя) – механизм саморазвития всего живого; закон сохранения и превращения энергии, – которые подтвердили наличие всеобщей взаимосвязи. Парменид поставил проблему обсуждением которой явилось все развитие истории философии. Для того чтобы обсудить проблему бытия потребовалось строительство следующих звеньев философского знания – теории диалектики(Зенон), субстанции и т.д. Отсутствие защитного пояса у данной идеи привлекло критиков. Ученик Парменида – Зенон вступился за своего учителя. Суть рассуждений Зенона: Парменид не может объяснить движение, но это не его вина, а беда всего познания того времени, поскольку понятия того времени были настолько не гибкими, что не могли выразить обычного механического движения. И в доказательство этого он привел несколько противоречий: Ахилл и черепаха, летящая стрела, шум кучи песка (падение одной песчинки не слышно, а падение горсти – слышно). Первым в строгой форме противоречия Зенона решил Лейбниц в XVII в. Зенон фактически заглянул в проблему диалектики понятий, поэтому он считается основателем теории субъективной диалектики. Под диалектикой понимают движение и развитие неживой, живой, социально организованной материи, процесса познания и духовного горизонта людей. Основанием такого движения и развития является всеобщая универсальная связь. Выделяют диалектику объективную (диалектика материального мира и общества) и субъективную (диалектика процесса познания и духовного горизонта людей). Выделяют теорию объективной и субъективной диалектики. Не следует путать диалектику и теорию диалектики. Теория диалектики совершенствуется с развитием современной науки. Зенон считается основателем теории субъективной диалектики. Гераклит (философ-одиночка) из Эфеса – считал субстанцией всего – огонь. Основные достижения: вывод о постоянном становлении мира, о его всеобщей изменчивости; вывод о том, что причина всеобщей и постоянной изменчивости мира (становления) – это борьба противоположностей. В современной синергетической науке (наука о самоорганизации) есть различные концепции самоорганизации. В России сложилось 2 синергетических центра: школа Андронова (специализируется на исследовании самоорганизации на основе волновых процессов) и школа Самарского-Курдюмова (мат. фак. МГУ). В рамках школы Самарского-Курдюмова получена сложная компьютерная модель конвекции горения на большой территории. В свете работ Самарского-Курдюмова становится понятной теория Гераклита, что субстанцией всего является огонь. Гераклит считал, и первым это заявил, что основа движения – противоречие. Идеи о противоречивости развития движения были и в Даосизме. Одна из основных идей Гераклита – все познается в сравнении. Пифагор и пифагорейцы. (отличались вегетарианством) Основная изучаемая проблема: первоначало всех вещей; из чего произрастает гармония мира? Представители: мощное религиозное движение, община, ученая каста, орден со сложными ритуалами и строгой системой посвящения. Полный покров тайны над обрядами и положениями для чужих, и такая же закрытость особо важных тайн даже от множества своих. Элита ордена – математики. Основатель – Пифагор, математик, астроном и духовный наставник многих ученых того времени. Основные достижения: первое формулирование математики, как способа описания бытия; попытка разработать концепцию универсального применения числа к познанию мира. Архэ – это число. Известно, что Пифагор руководил школой, где математические исследования были открытыми, а философские – закрытыми. Математика формирует ситуативное мышление. Эзотерика Пифагора была направлена на духовные горизонты людей. Пифагорейцы на высоком уровне развили математические исследования. Математика дала им возможность развивать ситуативное мышление, а именно это мышление позволяет людям заглянуть в духовный горизонт других людей, глядя на их поступки. Пифагорейцы, таким образом, увидели в духовном горизонте человека, много такого, что нельзя было говорить всем. Примерно тем же занимались каббалисты в иудаизме и, очевидно, что уровень пифагорейцев был не ниже каббалистического. Свои знания пифагорейцы обнаруживали в написанных ими законах. Современники отмечали, что правление по этим законам было почти аристократическим, чего не скажешь про законы Платона. После сожжения школы пифагорейцев, последние начали продавать свои исследования, например Архид считал, что земля – шар. Демокрит и Левкипп – основатели материалистической и атомистической теории строения мира (учения о прерывном строении материи). У Демокрита масса работ. Основная – "Великий мирострой". С их точки зрения мир состоит из атомов. Атомы имеют разное строение, вес, ввели понятие свободы воли атомов. Под волей в неживой природе можно понимать тенденцию развития объекта. Но в этой тенденции есть веер возможных вариантов. По какому именно пути пойдет развитие предугадать заранее невозможно. "Выбор" атомов варианта поведения Демокрит назвал свободой воли. Демокрит - автор понятий “необходимость” и “случайность”. Демокрит сын очень богатого купца, все деньги истратил на поездки и на учение молодежи. А в Афинах был закон против растратчиков. На суде он защитил себя, прочитав трактат об устройстве мира, который произвел впечатление, и был оправдан.

4. Гуманисты Названы так потому, что в центр их философии положено исследование человека. Сократ. Произвел поворот античной мысли от прежней натурфилософии к человеку и к моральной философии. Сократ не искал натурфилософских истин, потому что натурфилософия, по его мнению, не решает главного вопроса – откуда взялись сами первовещества? А без ответа на этот вопрос натурфилософия исследует только следствия, но не сами причины, что ошибочно как метод. Говорил: “Я знаю только то, что я ничего не знаю”. Добавлял: “Некоторые не знают и малую долю того, что знаю я”. На вид был невзрачен. Был простолюдин, сын каменотеса. Ничего не писал. Все его идеи известны из работ его учеников – Платон и Диоген (из Синопа). Сократ считал, что сущность человека – его душа. Она формируется всей жизнью, большое значение здесь имеют образование и воспитание. Сократ считал, что не следует сразу говорить ученикам выводы. Идея должна зародиться в сознании ученика, сформироваться и им же быть высказана. Это майевтика. Сократ – автор метода иронии ( метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, что мешает думать обязательно предопределенным образом ) или ученого незнания. Также автор рационалистической этики античности. Считал, что причина зла – незнание, и если люди знают, что это зло, то они так поступать не будут. Общество долго не сможет обойтись без насилия, но насилие должно быть в рамках закона. Смерть Сократа (суд за «развращение молодежи» и «непочитание богов»), помимо известных вещей показала, что у людей, играющих грязными методами, чисто выиграть нельзя. Учение Сократа – поворот от материалистической натурфилософии к идеализму. Агностицист, знать можно только самого себя: “Познай самого себя”. Задача знания – не теоретического, а практического – искусство жить. Софисты. (София – мудрость). V в. до н.э. Это мудрецы в философии. древнегреческие платные преподаватели красноречия. Протагор – желая заработать деньги, повторил мысль Сократа о том, что душа человека формируется, воспитывается. Его поддержали купцы. Он был одним из первых платных учителей философии. “Человек есть мера всех вещей, и в том, что они есть, и в том, что их нет”. Вещи – это не природные, а созданные людьми. "Все есть таким, каким оно кажется нам." Протагор хотел научить своих учеников выигрывать полемику (политически, юридически). Разработал целую систему эзотерических (только для своих) методов приемов ведения полемики: - самая изощренная ложь – полуправда - вещь, доведенная до крайности, становится своей противоположностью - правильный ответ есть только у правильно поставленного вопроса - очернить человека проще, чем ему оправдаться - ответ вопросом на вопрос Протагор заметил то, что сейчас называется экзистенциальным (э-м: признается индивидуальная духовная жизнь и стремление доказать бессмысленность жизни, бесплодность общественной деятельности), или субъективным, аспектом истины. Обычно, обсуждая проблему истины, выделяют грани: - объективность - конкретность - абсолютность - относительность Сейчас выделяют еще субъективность истины. Протагор создал 1-е поколение софистов: Гиппий, Антифон и др. Это были уважаемые люди, юристы. 2-е поколение – спорщик и: Горгий и другие граждане. (Горгий - софист, агностицист. Известен в изложении Платона и др.). Спорщики вызывали нелюбовь народа, поскольку их выступления были издевками. 3-е поколение – политики. Они считали, что политика и этика несовместимы. И политики должны упражняться в нарушении норм этики.

5-6. Академия Платона и Аристотеля. Платон – ученик Сократа. Основатель объективного идеализма. Все работы Платона написаны в форме диалогов или мифов, образов. Испытывал учения Сократа, пифагорейцев, Гераклита, Парменида, боролся против материалистического учения. Основная идея: Бог создал самые прекрасные идеи. Он расположил их в определенном согласии друг с другом. Получилась самая прекрасная в мире долина идей – эйдосовГиперурания. Далее уже другой персонаж – Демиург (творец) – стал творить мир по этим идеям. Из рассуждений Платона следует, что любому объекту в мире соответствует своя идея, и она представляет собой сущность этой вещи. Платон считал, что душа человека бессмертна. Нахождение в теле человека - мука для души. Душа, освободившись от тела, поднимается в Гиперуранию и созерцает при этом сущность мира. По Платону, душа каждого человека владеет сущностью мира. Объективный идеалист. Платон считал, что сущность мира познаваема. Он – противник агностицизма. /* В настоящий момент антропология рассматривает не столько человека, сколько весь его духовный горизонт. Считается, что духовный горизонт человека имеет свою структуру. Ее элементами являются феномены. Феноменология Гуссерля. */ Долина эйдосов Платона выглядит как духовный горизонт Бога, а каждая душа, видевшая его духовный горизонт, является его аналогом. Духовный горизонт человека аналогичен духовному горизонту Бога. Душа человека, после вселения в нового человека все забывает. Человек начинает вспоминать то, что видела душа, когда начинает учиться. В человеческом сознании два уровня: чувственное и рациональное. Чувственное познание – это первая его навигация (хождение под парусом). Рациональное – вторая навигация (на веслах) – более тяжелая. Миф о пещере. Люди видят и слышат только то, что они готовы услышать. В дальнейшем эти вопросы были подняты копенгагенской школой как методологические проблемы физики: - проблема физической реальности - проблема наблюдаемости параметров Платон первым дал определение материи – это строительные леса, из которых Демиург создал мир. В Гиперурании идеи Бога располагаются не как попало, а в определенном порядке. Связи самые разные – от прямых до коррелятивных. Связи между идеями – аналог всеобщей универсальной связи. По-видимому, это и аналог той цели, к которой должна стремиться наука в отражении этой связи. Платон – настоящее имя Аристокл. Богатый землевладелец. Три вида любви: - как физиологическое влечение “с первого взгляда” - при сохранении первого – влюбленная очарованность душой - при сохранении двух первых – жажда красоты и добра (эрос). Эти идеи были развиты религиозными русскими космистами Федоровым и Флоренским: Любовь – космическое творение. Из учения этих граждан следует, что люди влюбляются в собственные идеалы в другом человеке. Платон: “женщина должна быть красивой, умной и доброй”. Платон – автор многих работ по этике и устройству государства. Считал самым высшим уровнем правления аристократию, самым низшим – демократию. Карл Поппер “Открытое общество и его враги” - критикует работу Платона “Государство” как основание тоталитаризма. Аристотель. – сын придворного врача Македонии (Филиппа). Учитель Александра Македонского. Родился во Фракии, обучался в Афинах, в академии Платона. Философия Платона – образная, Аристотеля – понятийная. Аристотель – великий древнегреческий философ и ученый, создатель науки логики, основатель физики, психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Самый универсальный ум античности. В своём учении о материи и форме Аристотель пытается ответить на вопрос «почему существуют вещи?». Создатель и систематизатор целой системы категорий философии и вообще науки. Система эта держалась до Гегеля. Энгельс назвал по этому поводу Гегеля Аристотелем нового времени. По Аристотелю: Форма человека – его душа. По способу, в котором существует данный человек, можно судить о его душе. Материя мертва, но ей придает жизнь форма. Философские учения Аристотеля: - Физика - наука о движении, которое возможно благодаря онтологическому различию между силой и энергией. - «Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение о 4 основных принципах бытия. Причины бытия: 1) формальная («то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель)), 2) материальная (потому что материя составляет из себя всё, из чего состоит мир, не было бы материи, не было бы и мира), 3) движущая (мир находится в постоянном движении и должно существовать нечто, что производит это движение, например, Бог), 4) конечная (то, ради чего всё в мире осуществляется, ибо бесцельное не может быть осмысленным и гармоничным). Бытие: 1) неживого, 2) живого, 3) человека, 4) общества. 5)..?, 6) Бога, как единства всего бытия. Такое деление бытия – основания классификации движения по Энгельсу. Аристотель: вероятность – мера действительности в возможном, мера необходимости в случайном. Аристотель начал обсуждать качество, количество, меру. Мера – единство количества и качества. Нарушение меры обращает вещь в собственную противоположность (софисты). Аристотель критиковал теорию эйдосов (э. - это тот предмет, на который на самом деле направлена постигающая способность человека), однако сам колебался между материализмом и идеализмом.

7. Эллинистическая философия (скептицизм, стоицизм, неоплатонизм) Своеобразие философии эллинизма определяют те философские школы, которые обращаются, прежде всего, к проблемам личной жизни человека: скептицизм, стоицизм, неоплатонизм. Противоречивость взглядов разнообразных школ в самых важных вопросах жизни приводила к разочарованию в возможностях познания, к скептицизму. Учение скептиков было радикальным сомнением в достоверности знания. Основатель скептицизма Пиррон утверждал, что единственный подобающий философу способ отношения к вещам может состоять только в воздержании от каких бы то ни было суждений. Большим авторитетом пользовалось также учение стоиков, основателем которой был Зенон. Высшей целью человека стоики считали достижение счастливой жизни. Высшее человеческое счастье – это жизнь, согласная с природой человека как существа духовного, разумного, способного осуществлять свой выбор. Путь к счастью лежит через апатию, т. е. через искоренение страстных чувств, аффектов. Стоики учили с одинаковым спокойствием переносить как радости, так и невзгоды. Если на его долю выпали какие-то испытания, то сделать он с этим ничего не может. Есть 2 выхода: 1. сломаться (потерять к себе уважение, а трудности так и останутся) 2. не сломаться, выстоять, не согнуться. (правильный путь). Наиболее яркое и глубокое учение поздней античности – неоплатонизм выразил глубочайшие характеристики своей эпохи: ее универсализм и катастрофизм. Катастрофизм последних веков Римской империи вызвал настойчивые попытки уйти, отрешиться от всего земного, что было характерно для философского учения неоплатонизма. Неоплатонизм. Выразил глубочайшие характеристики своей эпохи. «Назад, в милую общин







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 2938. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия