Студопедия — Русская культура второй половины Х1Х в., ее вклад в мировую культуру
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Русская культура второй половины Х1Х в., ее вклад в мировую культуру






XIX в. стал поистине золотым веком культуры в России. Различные факторы содействовали ее расцвету: эк. подъем (особенно после отмены крепостного права в 1861 г.), рост национального самосознания и освободительной борьбы, формировании буржуазии и буржуазной интеллигенции, связи с культурой Запада. Были в России и факторы, тормозившие развитие культуры: крепостное право, которое ограничивало возможности просвещения, и царский абсолютизм, сознательно затруднявший доступ к знаниям простому люду.

Просвещение и наука. Царизм был враждебен просвещению. Однако сила эк. развития постоянно расширяла потребности в квалифицированных кадрах для пром-ти, транспорта, здравоохранения, гос. службы. Поэтому самодержавие вынуждено было открывать новые учебные заведения, разрешать издание журналов и открытие научных обществ.

Если к началу Х1Х в. Россия имела только одно высшее учебное заведение (Московский университет – с 1755 г.), а в начале 1860-х гг. – 14, то в 1896 г. их стало 63. Книг стало издаваться больше. К 1890 г. Россия вышла на 3 место в мире (после Франции и Германии) по кол-ву названий издаваемой лит-ры. Общий уровень грамотности населения за вторую половину века вырос более чем в 3 раза. Но просвещение было уделом господствующих классов (школьный устав 1828 г., циркуляр 1887 г. “о кухаркиных детях”, охранительный университетский устав 1884 г.).

Самодержавие стремилось также превратить университеты в присутственные места, а ученых – в чиновников. Преследовались многие ученые и были уволены такие, как ботаник К.А. Тимирязев, социолог Ковалевский. Математик Ковалевская и биолог Мечников работали за границей. Равнодушно царские власти относились к Мичурину и Циолковскому. Царизм не спешил использовать даже сделанное в 1895 г. А.С. Поповым открытие эпохи – радио. В таких условиях естественные науки все-таки развивались.

В 1826 г. Н.И. Лобачевский создал неевклидову геометрию. В 1842 г. академик Н.Н. Зинин заложил основы развития промышленности синтетических красителей, др. академик В.Я. основал в 1839 г. знаменитую Пулковскую обсерваторию.

Во второй половине столетия ученые-натуралисты достигли еще больших успехов. Отец русской физиологии И.М. Сеченов создал учение о рефлексах головного мозга, осуществив тем самым переворот в биологич. науке. Русский химик Д.И. Менделеев в 1869 г. открыл периодический закон хим. элементов. Он выдвинул идею подземной газификации угля и принцип непрерывной дробной перегонки нефти, прогнозировал освоение Великого Северного морского пути, участвовал в первых опытах воздухоплавания в России. Он состоял членом 9-ти академий разных стран, включая США.

Выдающийся вклад в мировую культуру внесли многие др. русские ученые: биологи Мечников и Ковалевский, математики Остроградский и Чебышев, физики Лебедев и Умов, химики Бутлеров и Марковников, географы Пржевальский и Миклухо-Маклай, медики Пирогов и Боткин, электротехники Якоби и Лодыгин, основоположник геохимии Вернадский.

В 1876 г. Яблочков создал дуговую электрич. лампу (“свеча Яблочкова”), которая освещала улицы крупнейших столиц мира и получила всеобщую известность под названием “русский свет”. В 1881 г. морской офицер Можайский сконструировал первый в мире самолет (правда, не выдержал испытаний), а в 1888 г. механик-самоучка Блинов изобрел гусеничный трактор. В 1893 г. Циолковский разработал проект корабля-ракетоплана, положив начало теории реактивного движения.

Обществ. науки же обслуживали царизм: философы Гогоцкий, Юркевич, историки Погодин, Устрялов. Им противостояли револ. мыслители: Герцен и Чернышевский, Лавров и Бакунин, труды которых преимущ. издавались подпольно и за границей. Однако среди лояльных режиму ученых было много талантливых: философ Соловьев, создатель “Толкового словаря живого великорусского языка” Даль, историки Грановский и Костомаров.

Н.М. Карамзин к 1826 г. написал “Историю государства Российского” в 12 томах. С.М. Соловьев написал “Историю России с древнейших времен” (до 1775 г.). В.О. Ключевский – “Курс русской истории” в 5 томах (1904-1911 гг.).

Литература. Ведущей областью духовной жизни в России 19 в. была литература. Во второй половине столетия российская литература развивалась буквально под шквалом правительственных репрессий. После реформ 60-70-х гг. появились такие произведения, как “Обломов” Гончарова, где разоблачается косность, паразитизм дворянства как господствующего класса дореформенной России, “Идиот” (1868) и “Братья Карамазовы” (1879-80) Достоевского, запечатлевшие процесс разложения того же класса в пореформенную эпоху. Против карательного террора были направлены тогда и страстные стихи Надсона, Фофанова, сатира А. Толстого. Высшим проявлением обличительного начала русской литературы во второй половине 19 в. была сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. Итак, первая из главных проблем рус. лит-ры 2-ой половины 19 в. – это обличение существующего строя.

Второй проблемой было отображение жизни народа. Непревзойденным певцом горькой крестьянской доли стал Некрасов (“Кому на Руси жить хорошо”). В романах и повестях Достоевского – “Бедные люди”, “Униженные и оскорбленные”, “Преступление и наказание” – отображены горести и надежды городской бедноты. Простые люди – главные герои произведений первого по значению классика русской новеллы А.П. Чехова. Он сделал одной из главных тем своего творчества разобщенность интеллигенции и народа. Л. Толстой, написав свой труд “Война и мир”, создал собирательный образ народа, всех его слоев и сословий. Успенский писал о крестьянах, Мамин-Сибиряк – о рабочих, Короленко – о разных слоях.

Все они верили в лучшее будущее. Поэтому они так часто обращались к третьей из своих главных проблем – к изображению положительного героя, человека будущего. Для начала 60-х гг. наибольший успех имел Чернышевский (“Что делать?”). Тургенев – “Отцы и дети”. Тончайший психолог и лирик, Тургенев создал галерею пленительных женских образов, кот. благотворно воздействовали на духовное развитие юношества (“Ася”, “Первая любовь”).

Все классики рус. лит-ры второй половины 19 в. (кроме А. Толстого) представляли реалистическое направление. А. Толстой, Тютчев, Фет продолжали традицию романтизма. Некрасов и Щедрин принадлежали к революционному лагерю, Тургенев и Гончаров были либералами, Достоевский дружил и с петрашевцами и с Победоносцевым, Л. Толстой был бунтарь.

Искусство. Рус. искусство переживало процесс становления реализма. Очень трудный был этот процесс в театре – драматическом и музыкальном. Малый театр был одним из главных центров рус. дух. жизни. Особенно с 70-х гг., когда на его сцене стала выступать рус. актриса М.Н. Ермолова. Другой центр театральной культуры в России – петербургский Александринский театр – страдал от чрезмерного внимания царских властей, которое считало его увеселительным местом и навязывали ему соотв. репертуар, но спасали положение известные актеры: Савина, Давыдов, Варламов.

Музыкальный театр в еще большей степени находился под опекой царского двора (Мариинский театр и Большой театр). В 1868 г. сложилось содружество 5 выдающихся музыкантов – Балакирева, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова и Кюи. Основная тема – народ. Другой великий композитор – П.И. Чайковский. Он тяготел к раскрытию природы человеческой личности, а не народной массы.

Если рус. балет к концу 19 в. завоевал себе славу лучшего в мире, то опера была заражена преклонением перед итальянскими певцами. В России только складывался фундамент: Петров, Шаляпин, Нежданова.

С 20-30-х гг. художники под воздействием общего наступления реализма начали отступать от правил академического классицизма (Брюллов, Венецианов, Айвазовский, Иванов). Образовалось Товарищество передвижных художественных выставок – последователи-передвижники Федотова. Товарищество было основано в 1870 г. с целью создавать полезную для народа реалистическую живопись и приобщать к ней народ путем организации передвижных худ. выставок в разных центрах страны. Туда входили: Перов, Саврасов, Шишкин, Левитан, Верещагин, Серов, Васнецов и др. Суриков (исторический жанр) изображал народную массу, как единое целое, как героя истории, сочетание неповторимых индивидуальностей. Одной из центральных в творчестве Репина была революционная тема.

Итак, рус. живопись 19 в. несла в народ те же, что и литература, идеи гражданского и национального достоинства, свободомыслия, гуманизма.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 496. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия