Студопедия — Времён Империи
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Времён Империи






Но в период императорского правления (начиная с I в. до н. э.) независимо от того, проводились ли празднества и публичные представления для почитания Аполлона или по каким-то другим обстоятельствам, их характер резко менялся. Огромные богатства, притекавшие в Рим в результате захватнических войн, способствовали развитию роскоши в быту правящих классов и обнищанию неимущих слоёв населения, особенно пролетариев Рима. А так как античные пролетарии и сами жили за счёт рабского труда, то у них тоже постепенно вырабатывалось пренебрежительное отношение к труду. К тому же высшие классы общества с целью отвлечения внимания народа от политической борьбы стремились сделать театрализованные представления и зрелища наиболее развлекательными. С этой целью стали культивироваться кровопролитные травля животных и состязания гладиаторов, в театрализацию зрелищ и представлений откровенно вводились элементы эротики и цинизма.

Большим успехом у зрителей в это время пользовались пантомимы (не следует путать с народным мимом). Это был сольный танец, который исполнял актёр, игравший несколько ролей, как мужских, так и женских. Танец сопровождался музыкой и пением. Вокальные партии исполнял хор, который излагал содержание пантомима. Сами римляне отмечали как крайнее бесстыдство нового жанра, так и его исполнителя. Если же танец исполнялся ансамблем танцовщиков, то это называлось пиррахой. Число участников пиррахи доходило до нескольких сот.

Массовые представления и зрелища устраивались в императорском Риме во время различных государственных праздников: на праздниках патрициев, на празднике плебеев, так называемых Плебейских играх, на Аполлоновых играх, во время погребальных и триумфальных шествий, при выборах высших должностных лиц и по многим другим поводам.

Так празднество, посвящённое открытию Колизея (80 г. до н. э.) продолжалось сто дней подряд. Оно сопровождалось многочисленными выступлениями бестиариев (звероборцев) и гладиаторов. Греческий писатель Лукиан говорил, что в Риме с человека «стираются стыд, добродетель и справедливость, а освобождённое ими место заполняется илом, на котором распускаются пышным цветом многочисленные грубые страсти». Эти слова можно отнести и к тому, что происходило в амфитеатрах, на ипподромах, в искусственных бассейнах и на подмостках. Зрелища «не расслабляющие души людей», отвечали нормам воспитания такой личности, как римский легионер-завоеватель.

В борьбе за власть императоры стали использовать цирковые и театрализованные представления и празднества для усиления своей популярности.

Так, число праздничных дней, посвящённых зрелищам, при Августе составили 66 в году. Во II века – 135, в середине IV – 176.

Желая превзойти славу Олимпийских игр, император Август утверждает Акцийские игры, справляющиеся каждые четыре года (в честь победы над своим политическим противником Антонием у мыса Акция).

Большим авторитетом в Риме пользовался и другой массовый праздник – Капитолийские состязания, проводившиеся на Марсовом поле.

Во время Акцийских и Капитолийских игр наряду с массовыми спортивными состязаниями, в которых принимали участие и женщины, проводились состязания и в пении, и в игре на лире. Эти состязания так же были окружены восторженными поклонниками и поклонницами. Но страсти вокруг музыкальных соревнований в Риме не шли ни в какое сравнение со всеобщим увлечением публики цирком.

«В «дни арены» буквально весь Рим устремлялся в цирк. Кто бы не управлял государством, процветало оно или раздиралось междоусобицами, угрожали ему враги или успех сопутствовал легионам – в те дни жители «вечного города» думали только об одном: какой возница одержит победу…»¹

Проведение состязаний колесниц в цирке было сосредоточено в руках специальных обществ римских богачей. Конкуренция между обществами, в основе которой была материальная выгода, превратила их в обособившиеся четыре партии (по числу упряжек, одновременно участвовавших в каждом состязании). Партии носили названия «Белых», «Красных», «Зелёных» и «Голубых» (по цвету одежды возниц). Болельщики тоже разделялись на четыре враждующих между собой лагеря и т.д.

В Риме были образованы целые касты служителей празднеств: служители торжеств брачного союза, которые иногда называли свадебными спектаклями, служители триумфов, погребальных пиров и всевозможных игр.

Проведение массовых празднеств и зрелищ в Риме и в провинциях сопровождалось, как правило, бесплатной раздачей пищи тысячам зрителей. Это требовало больших расходов, но власти шли на всё, стремясь отсечь массы от участия в политической жизни страны.

 

 

  1. Брабич В., Плетнёва Г. Зрелища древнего мира. Л., 1971, с. 58.

 

Римский учёный Фронтон говорил, что даровые раздачи продовольствия удовлетворяют лишь часть народа, даровые же зрелища – всех. «Предавайтесь увеселениям, занимайтесь зрелищами. Пусть нас занимают общественные нужды, а вас – развлечения», - откровенно высказывался римский правитель Аврелиан. Кроме того, администрация усматривала в «массовых, продуманных и издевательских – театрализованных убийствах» эффективную меру устрашения рабов в условиях наступления на Рим варваров.

Римский историк II в. до н. э. Светоний Транквилл так описывает время Юлия Цезаря: «Зрелища он устраивает самые разнообразные: и битвы гладиаторов, и театральные представления по всем кварталам города и на всех языках, и скачки в цирке, и состязания атлетов, и морской бой. В гладиаторской битве на Форуме бились насмерть фурий Лентин из преторского рода и Квинт Кальпен, бывший сенатор и судебный оратор. Военный танец плясали сыновья вельмож из Азии и Вифинии. В театре римский всадник Децим Лаберий выступал в миме собственного сочинения. На скачках знатнейшие юноши правили колесницами четвернёй и парой и показывали прыжки на лошадях. Троянскую войну (род турнира, упражнения в верховой езде) исполняли двумя отрядами мальчики старшего и младшего возраста. Зверинные травли продолжались пять дней; в заключение была показана битва двух полков по пятьсот пехотинцев, двадцать слонов и триста всадников с каждой стороны… Для морского боя было выкопано озеро на малом Кодетском поле… В бою участвовали биремы, триремы и квадриемы тирийского и египетского образца со множеством бойцов.

На все эти зрелища отовсюду стекалось столько народу, что много приезжих ночевало в палатках по улицам и в переулках, а давка была такая, что многие были задавлены до смерти, в том числе два сенатора»,

Один из современников этой же эпохи свидетельствует: «Вот люди, которые выходят на бой с разъярённым зверем, хотя никто их к этому не приговаривал. Они находятся в цветущем возрасте, хорошо одеты, а тем не менее борются с хищниками – из безумия страсти».

Новые зрелища императорского Рима затмили в глазах народа привлекательность некогда любимых старых ателлан. Почти изгладились из памяти неуклюжий Буккон, болтун Папп, плутоватый Дорсен. Чисто народные, фольклорные начала в празднествах и представлениях были заглушены насильственно культивируемыми развлекательностью и увеселительностью.

Таким образом, римские празднества и зрелища времён конца империи были одним из показателей упадка культуры рабовладельческого общества, который наглядно свидетельствовал об общем распаде рабовладельческого строя. А рассмотренная эволюция празднеств, театрализованных представлений и зрелищ является ярким свидетельством того, как поощряемые и направляемые государством в определённую сторону празднества и представления в Древнем Риме исторически сыграли роль, противоположную той, которую они играли в Греции в период расцвета рабовладельческой демократии. Эта эволюция наглядно показывает, что массовые представления и зрелища могут не только «смягчать нравы» и способствовать воспитанию граждан, но, напротив, они могут стать одной из причин одичания людей в масштабах государств, наций и целых цивилизаций.

 

Б – 5.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 633. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия