Студопедия — вопрос
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

вопрос

вопрос.

Специфика и сущность философского знания. Природа философских рефлексий.

Специфика философского знания: 1. Философское знание является системно-рациональным. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным.

2. Философское знание является целостным выражением мира, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей. В этом своем свойстве философия отличается от любой другой картины мира: философская картина мира характеризуется всеобщностью.

3. Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного.

Анализ сущности философского знания в разные исторические эпохи и содержания таких его функций, как обобщающая, синтезирующая и интегрирующая — приводит к выводу, что одной из важнейших задач философии является постижение онтологического отношения человека к миру, формирование целостного представления о нем, в совокупности всех его элементов и проявлений. Такое представление в современной культуре обозначается понятием «картина мира».В ее построении существенную роль играет онтология – учение о бытии, раздел философии, в котором создается картина мира на основе выработанных в конкретной философской системе общих принципов познания мира. «Картиной мира» называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

Рефлексия — философское понятие, характеризующее форму теоретической деятельности человека, направленную на осмысление своих действий, всей человеческой культуры и её основ.

Содержание рефлексии определено предметно-чувственной деятельностью: рефлексия в конечном счёте есть осознание практики, предметного мира культуры (искусства, науки, религии и самой философии). В этом смысле рефлексия есть метод философии, посредством которого раскрывается специфика душевно-духовного мира человека. Необходимо понимать, что именно рефлексия, наряду с использованием категориального языка, характеризует философскую форму мышления. По большому счёту, вся философия является рефлексией разума, представляющей собой размышления о таких категориях, как акты и содержание чувств, представлений и мысли, рассуждения, как объективирующиеся в языке и соответствующих произведениях культуры, так и содержащиеся в собственно сознании.

2 вопрос.

Предмет, структура и методы философии.

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

• онтология (учение о бытии);

• гносеология (учение о познании);

• человек;

• общество.

В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:

• сущность бытия; • происхождение бытия; • материя (субстанция), ее формы; • сознание, его происхождение и природа; • взаимоотношение материи и сознания;

• бессознательное; • человек, его сущность и существование;

• душа, духовный мир человека; • общество;

• общество и человек; • природа; • природа и общество; и т.д.

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

• диалектика; • метафизика; • догматизм; • эклектика; • софистика; • герменевтика.

Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

• обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности);

• статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);

• однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века — в религии, в настоящее время — в рекламе).

Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

3 вопрос.

Философия как исторический тип мировоззрения.

Понятие "философия" тесно сопряжено с понятием мировоззрения. Мировоззрение предполагает собой основу всякой философской системы. Общее, что присуще философии на протяжении ее двух с половиной тысячелетнего развития, является то, что любая философия представляет собой систему определенных взглядов на мир изнутри человеческой культуры, попытка осмысления как внешней по отношению к человеку действительности, так и внутреннего мира самого познающего субъекта. Без наличия мировоззрения вряд ли возможно представить себе существование человеческого общества. Сам по себе феномен мировоззрения (буквально: воззрение на мир) уходит своими корнями в глубокую древность, с того момента, когда человек попытался объяснить мир. Человеческое мировоззрение представляет собой достаточно сложное образование.

Следует выделять: - познавательную,- ценностную,- поведенческую подсистемы мировоззрения.

Основными составляющими мировоззрения являются мироощущение и миропонимание, которые составляют его основные компоненты:

- познавательная,

- ценностно-нормативная,

- морально-волевая,

- практическая.

Среди уровней мировоззрения выделяют обычно жизненно-практический и теоретический. Необходимо подчеркивать общественный характер мировоззрения, хотя влияние общества на мировоззрение отдельного его представителя нельзя абсолютизировать. Но, тем не менее, необходимо выделение, наряду с мировоззрением индивида, мировоззрение отдельных социальных групп, сообществ и мировоззрение той или иной эпохи в целом.

Мировоззрение всегда выступало смысловой основой человеческой жизни, всегда связывалось с культурой человека и социальным действием, поэтому тема мировоззрения и его исторических форм является важным для изучения философии.

Мировоззрение как культурный и социальный феномен имеет свои исторические образы в мифе, религии, науке и философии, кроме того, выделяют обыденно-практическое мировоззрение.

Миф - особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. Источником любого типа мировоззрения является материальные, социальные и гносеологические предпосылки, обусловленные уровнем развития общества. Миф (повествование, сказание)- был первой попыткой обобщить и объяснить мир. Миф - это чувственно-наглядные поэтические образы "бессознательной" художественной переработки природы коллективным сознанием. В мифологии отсутствуют разграничения мира и человека, мысли и эмоции, знаний и художественных образов, идеального и вещественного, объективного и субъективного, отсутствует понятие "Я" и отделение его от "Мы". А "Мы" от природы. В мифологии все слитно и не расчленено, синкретично. Основные типы мифов: космологические, антропологические, астральные, солярные, тотемические, героические, эсхатологические. Выделяются аспекты мифа: синхронный и диахронный. К основным функциям мифа следует отнести: -выработка коллективного представления о мире, - связь поколений, закрепление единой системы ценностей, поиск единства мира и человека.

Религия - форма мировоззрения, в основе которой лежит вера в существование трансцендентных сил, и признающая за ними главенствующую роль в мироздании и жизни человека. Основными элементами религии являются культовая система и вероучение. Религия как форма мировоззрения носит духовно-практический характер. Религия - сложное явление, в рамках которого формируются нравственно-этические идеалы и представления, которые помогали развитию духовности человека, способствовали формированию общечеловеческих ценностей.

Философия возникает на рубеже 7-6 вв. до н. э. на основе потребности в целостном понимании мира, как связанного и единого в своей основе. Объективно положение человека в мире таково, что он реально поставлен в отношении к миру в целом, а не к его отдельным областям или свойствам. Человек противостоит миру универсально. Философия - как особый способ духовного освоения мира - теоретически сформулированное мировоззрение и исторически первая форма теоретического знания. Она дает теоретическое обобщение практической деятельности людей и данных наук о мире и человеке.

4 вопрос.

Функции философии. Культура философского мышления.

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:

мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую функции философии.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Философия занимала и занимает важное место в культуре человечества - всех материальных и духовых продуктов и ценностей, созданных людьми, в отличие от природы, возникает и существует без постороннего вмешательства. Древние греки выделяли три раздела культуры:

• связанная с истиной - предмет науки

• связанная с красотой - предмет искусства

• связанная с определением добра и зла - предмет философии

Важно отметить и то, что философия и искусство оказывают существенного веса человеческом самоощущении и интуиции, однако расходятся они в том, что философия возникает умственным постижением мира, а искусство подает его через чувства и переживания. Исходной формой мысли для философии есть понятие, а исходной формой художественного творчества возникает художественный образ. Искусство к тому же оказывает решающего значения воображении как творца, так и того человека, который воспринимает его произведения, а потому оно изображает действительность со значительной долей условности, хотя эта условность предстает своеобразным способом проникновения в глубины процессов действительности.

5 вопрос.

Основной вопрос философии. Онтологические и гносеологические основы материализма и идеализма.

Основной вопрос философии — метафилософская и историко-философская концепция в философии марксизма, согласно которой основной, если не единственной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе. Последовательное решение О. в. ф. возможно лишь при учете обеих его сторон. Философы, образовавшие лагерь материализма, признавали первичным материю, бытие и вторичным - сознание и считали сознание результатом воздействия на него объективно существующего внешнего мира. Философы, составившие лагерь идеализма, принимали за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность. Поэтому, с их т. зр., познание не является отражением материального бытия, а есть лишь постижение самого сознания в форме самопознания, анализа ощущений, понятий, познания абсолютной идеи, мировой воли и т.п. Промежуточную, непоследовательную позицию в решении О. в. ф. занимали дуализм, агностицизм. Прежней философии был присущ метафизический подход к решению О. в. ф., проявлявшийся либо в недооценке активности сознания, в сведении познания к пассивному созерцанию (метафизический материализм), в отождествлении сознания и материи (вульгарный материализм), либо в преувеличении активности мысли, в возведении ее в абсолют, оторванный от материи (идеализм), либо в утверждении их принципиальной несовместимости (дуализм, агностицизм). Только марксистская философия дала всестороннее диалектико-материалистическое, научно обоснованное решение О. в. ф. Первичность материи она видит в том, что: 1) материя является источником сознания, а сознание - отражает материи; 2) сознание - результат длительного процесса развития материального мира; 3) сознание есть свойство и функция высокоорганизованной материи - головного мозга; 4) существование и развитие человеческого сознания, мышления невозможно без языковой материальной оболочки, без речи; 5) сознание возникает, формируется и совершенствуется в результате материальной трудовой деятельности человека; 6) сознание носит общественный характер и определяется материальным общественным бытием.

основные онтологические позиции: материализм и идеализм. Материализм – это учение о материальной субстанции. Идеализм – это учение о духовной субстанции. Эти направления образуют основное внутреннее противоречие, являющееся источником духовной жизни общества. Они сосуществуют по принципу: врозь скучно, вместе тесно. В истории культуры не было такого периода, когда одно из этих направлений было бы начисто вытеснено из духовной жизни общества. В средневековой культуре, которая имела тотально религиозный характер, существовала материалистическая тенденция в форме номинализма. В советский период, когда идеалисты вывозились из нашей страны на кораблях, уничтожались в лагерях, их произведения не допускались до печати и диалектический материализм был объявлен единственно верной научной теорией, идеализм продолжал существовать, причем как неофициально, в произведениях, распространяемых в списках, так и, как это ни удивительно, в содержании партийных документов. Если представить такую ситуацию, что одно из этих направлений каким-либо образом будет элиминировано (лат. elimino – выношу за порог, удаляю) из культуры, это означает, что духовная жизнь на этом прекратится. Будучи органично взаимосвязаны, эти направления как противоположности борются между собой, влияя друг на друга и обогащая.

Гносеологические корни материализма и идеализма. Гносеологические корни материалистического миропонимания вырастают из человеческой практики. В своем активном взаимодействии с природой люди пришли к убеждению, что предметный мир, который подвергается изменению в процессе труда, существует объективно, независимо от человеческого сознания. От иллюзорных представлений о природных явлениях и общественной жизни шаг за шагом освобождали человека повседневный опыт и трудовая деятельность.Гносеологические корни идеализма вырастают из одностороннего "раздувания" отдельных моментов процесса познания, из возможности отлета фантазии от жизни.Человечество сталкивается с тем, что над людьми господствует власть исторически сложившихся норм права, нравственности, эстетических вкусов, правил языка и мышления, различных идей. При этом давно замечено, что идеи, зафиксированные в словах, обладают большей устойчивостью во времени, чем отражаемые ими вещи: яблоко мы съедаем, а идея яблока остается, мудрый человек умирает, а понятие мудрости сохраняется. Духовная сторона жизни отдельного человека и общества обладает относительной самостоятельностью. Она имеет внутренние законы развития и активно влияет на сознание отдельных людей и их поведение. Относительную независимость идей определенные мыслители истолковывали как нечто абсолютно самостоятельное, исходное, первичное, как конечную причину всего существующего и происходящего в мире.

6 вопрос.

Понятие о бытии. Уровни бытия.

В обыденной речи слово «бытие» означает жизнь, существование. В философии понятию бытия придаётся максимально обобщённый и универсальный характер. Вместо этого понятия философы нередко используют понятие Универсума, под которым разумеют единственное самодостаточное целое, не оставляющее ничего вне себя. Когда говорят о бытии (универсуме), то разумеют всё, что имеется в мире как реальность, как наличная данность. Философа интересует вся совокупность существующего. Это и вещи с их свойствами и отношениями, и многочисленные явления сознания, разума, духа. При этом все общие и не общие свойства и характеристики конкретных явлений материальной и духовной реальности как бы выносятся за скобки их рассмотрения. О любой вещи, о любом процессе, о любом свойстве и отношении, о любой мысли и переживании можно сказать, что оно (он, она) существует.

На уровне предельно абстрактного понятия бытия противоположность материального и духовного не выделяется, так как мысль, дух, идеальное берутся в единстве с материальными вещами на том основании, что то и другое имеется в наличии, существуют. И в этом отношении сознание, идеи не менее реальны, чем вещи. Достоверность, например, зубной боли как реальности та же, что и достоверность самого больного зуба. Понятие бытия - самое абстрактное и поэтому самое бедное по содержанию, но по объёму - самое богатое, так как под него попадает всё, что существует во Вселенной, в том числе и сама Вселенная как отдельно взятое сущее.

Формирование «бытия» как исходной категории подтверждается историей философии. В.древнеиндийском собрании гимнов «Ригведа» говорится о «сат» (бытии), возникающем из «асат» — небытия или, точнее, из потенциального бытия. О бытии речь идет и в других восточных учениях. Категория бытия — важнейшая в древнегреческой философии. Значительное внимание ей уделяли элеаты. Основываясь на вложении о тождестве мышления и бытия, Парменид считал, есть только единое неизменное, неподвижное бытие и только оно — истинно сущее. Небытия нет, так как его нельзя мыслить, Гераклит рассматривал бытие как непрерывно становящееся. По Демокриту, существуют и бытие (атомы), и небытие (пустота). Пустота — такая же реальность, как и атомы, она безгранична содержит в себе все существующее, в ней нет ни верха, ни низа, ни края, ни центра.

Обычно людей различают между собой по происхождению, званию, силе, богатству и т.д. Подобные различия поверхностны и иллюзорны, они не затрагивают сути человека. Единственно реальная вещь, которая проводит грань между людьми, это их уровень бытия.

Согласно Системе Гурджиева, люди по своему внутреннему развитию могут находиться на разных уровнях бытия, причем внешние различия вроде богатства, положения, образования и т.д. на уровень их бытия никак не влияют. Возможно, вам случалось встречать людей, которые могли выглядеть скромно и даже незначительно, но в присутствии их сразу ощущалось, что они не такие, как все. Что-то качественно отличает их от остальных людей; это "что-то" имеет внутреннюю природу и не обусловлено какими-либо внешними признаками. Такие люди пребывают на высоком уровне внутреннего развития, который сразу ощущается теми, кто в состоянии воспринимать столь тонкие вещи. Чем больше мы работаем над своим эзотерическим развитием, тем больше мы есть, тем больше развивается наш "уровень бытия". Это неизбежный процесс и единственный критерий внутреннего роста. Уровню бытия сопутствует определенный уровень знания, а их составляющей является уровень понимания. Понимание – самое ценное из доступных нам качеств, это синоним мудрости. Истинной мудростью обладают те, кто работает над собой методом эзотерического воспитания и достиг очень высокого уровня бытия в сочетании с очень высоким уровнем знания. Понимание – это сплав высокого уровня бытия с высоким уровнем знания. Сам по себе высокий уровень знания не дает понимания. То же явление наблюдается и в обратном случае, когда люди имеют высокий уровень бытия, но низкий уровень знания. Это бывает с простыми людьми, которые живут близко к природе и обладают интуитивным чувством тайны творения, как, например, многие старые садоводы. Они имеют в себе что-то очень привлекательное, и это сразу же чувствуется, едва мы заговорим с ними, но их уровень знания (не считая связанного с работой) очень низок, а поэтому низок и уровень понимания.

7 вопрос.

Материя как философская категория. Движение, пространство и время – основные атрибуты материи.

Материя (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок. Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии, как диалектический материализм.

Движение, пространство и время как основные атрибуты материи.

В мире все постоянно движется, видоизменяясь, превращаясь, колеблясь между небытием и бытием всего единично сущего. Поскольку движение есть сущностный атрибут материи, то оно, так же как и сама материя, не сотворимо, неуничтожимо, абсолютно, непреложно и всеобще. Материя и движение сущностно едины.

Движение – это способ существования материи: быть – значит быть в движении.В самом общем виде Д. – это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов.Диалектический материализм исходит из того, что движение, как и материя, несотворимо и неуничтожимо, не привносится извне, а заключено в самой природе материи. Одни формы Д. превращаются в другие и ни один вид движения не берется ниоткуда. Д. есть самодвижение в том смысле, что тенденция к изменению состояния присуща самой материи.Диалектика движения и покоя: в бесконечном потоке Д. всегда присутствуют моменты дискретной устойчвости, проявляющиеся прежде всего в сохранении внутренней природы каждого данного движения в виде равновесия явлений и их относительно устойчивой формы, т.е. относительного покоя. Покой, таким образом, существует лишь как характеристика движения в его какой-либо устойчивой форме. Абсолютный П. невозможен, ибо обрести его – значит перестать существовать. Диалектический материализм классифицирует виды движения материи, выделяя из их неисчислимого многообразия ряд основных форм. Первая научная классификация форм движения материи принадлежит Энгельсу. Он выделил такие формы: механистическую, физическую, химическую, биологическую, социальную. Формы движения материи органически связаны с определенным уровнем ее структурной организации.Т.е, существуют качественно различные уровни движения материи. Качественное своеобразие одного уровня не может объясняться качественным своеобразием другого. Каждый уровень организации материи подчинен своим специфическим закономерностям. Но при этом имеется связь, взаимодействие различных уровней: высшее включает в себя низшее как одну из своих генетических предпосылок и в то же время как свой собственный момент. Любое движение предполагает так или иначе понимаемое изменение положения в пространстве, осуществляющееся в так или иначе понимаемом времени. Пространство есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами как протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие. Время есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем как длительность, последовательность смены состояний. В естествознании существовало две противоположные концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная. Субстанциальная: пространство и время существуют независимо от материи. Можно убрать из пространста все тела, и все же пространство останется, а свойства его сохранятся. Время течет одинаково во всей Вселенной, и это течение ни от чего не зависит. Реляционная концепция зародилась в недрах диалектическй традиции (, была отчетливо сформулирована в диалектическом материализме (, а затем (окончательно подтверждена теорией Эйнштейна. Пространство и время мыслятся не как особые отдельные от материи сущности, а как формы существования материи. Свойства П.: трехмерность, симметрия, асимметрия, формы, размеры, местоположение, расстояние между телами, распределение вещества и поля. Свойства В.: одномерность, асимметричность, необратимость, ритм процессов, скорость изменения состояния. Единство материи, движения, пространства и времени: изучая материю в тех или иных формах ее проявления, мы непременно изучаем тем самым и пространство и время в их органической связи с движением и, наоборот, исследуя пространственно-временные параметры, мы неизбежно тем самым изучаем и материю в ее движении.

8 вопрос.

Проблема сознания в философии. Сознание, самосознание, бессознательное. Язык и мышление.

Признание в материализме материи в качестве субстанции сразу же ставит проблему объяснения сознания, его происхождения и сущности. Если в мире ничего нет, кроме движущейся материи, то что же такое сознание? Оно же существует. Для древнегреческих материалистов душа — это либо воздух, либо огонь, либо движение тончайших атомов. Но в дальнейшем было осознано качественное отличие явлений сознания от материальных вещей. Это отличие состоит в невещественности, идеальности сознания. В образах, ощущениях, возникающих в нашем сознании, нет ни грамма вещества. Синее, сладкое и т.д. в природе как таковые не существуют, они идеальны. Идеальны и те образы, которые мы имеем при восприятии предметов. Идеальны картины нашего воображения. Идеальны и общие понятия (добро, справедливость и т.д.) Поэтому под идеальным одни понимают субъективный образ (существующий только в голове данного субъекта) объективного мира (красное, соленое), другие — объективную (существующую независимо от данного субъекта), но нематериальную реальность (стоимость, справедливость).

Как же решается проблема сознания? Уже в древности существовало представление о самостоятельном существовании души. Например, у Платона душа живет то в мире идей, то вселяется в тело. В христианстве разум человека — искра божьего разума, дарованная при рождении, после смерти она покидает тело. Душа бессмертна. У Декарта материя и сознание сосуществуют независимо друг от друга. Для субъективного идеализма, кроме явлений сознания, ничего не существует, сознание является субстанцией. Для материализма сознание есть свойство материи. Объяснить это свойство — одна из главных проблем для материализма.

Сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, ощущения, восприятия, настроения, воображение и самоСознание. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Сознание может быть описано как точка зрения, как Я, или как то, что Томас Нагель называл существованием «чего-то что есть подобие» бытия этого что-то. Многие философы рассматривают Сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать. Проблема того, чем же является Сознание и каковы его рамки, и в чём же смысл существования данного термина выступает предметом исследования философии сознания, психологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта.

Несколько обозначений понятия Сознание:

Сознание — это сам человек, то, что скрыто телесной оболочкой: характер, чувства, мышление. Не будет тела — останется Сознание.

Сознание — понимание. Осознать — понять. Без сознания — без понимания. СамоСознание — понимание себя.

Сознание — способность идеального воспроизведения действительности (БСЭ)

Сознание — с т. з. материального мира — мера проявления Я в мире

Сознание — высшая, свойственная только человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения

Сознание — состояние человека в здравом уме.

Понятий сознание очень много, поэтому философы не могут сказать точного определения понятия Сознание.

Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием. Самосознание есть определенная форма реального явления - сознания. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий. Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это — сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Как это возможно с точки зрения материалистической теории познания — вот в чем состоит главный философский вопрос проблемы самосознания. Вопрос состоит в выяснении специфики этой формы сознания и познания. Эта специфика определена, тем, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект и объект, на сознание, которое познает (субъект), и сознание, которое познается (объект). Такое раздвоение, как оно ни кажется странным для обычного мышления, является очевидным и постоянно наблюдаемым фактом.

Бессозна?тельное или неосознава?емое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Термин «бессознательное» широко употребляется в философии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: не всё, что не относится к бессознательному — осознаётся.

Язык и мышление неразрывно связаны между собой, это ни у кого не вызывает сомнения. Язык, как важнейшая знаковая система является необходимым условием возникновения мышления, формой его существования и способом функционирования. В процессе развития человеческого сообщества и его культуры мышление и язык складываются в единый речемыслительный комплекс, выступающий основанием большинства культурных образований и коммуникативной реальности.

Язык - система словесного выражения мыслей. Но возникает вопрос, может ли человек мыслить не прибегая к помощи языка? Большинство исследователей полагают, что мышление может существовать только на базе языка и фактически отождествляют язык и мышление. Еще древние греки использовали слово «logos» для обозначения слова, речи, разговорного языка и одновременно для обозначения разума, мысли. Разделять понятия языка и мысли они стали значительно позднее. Вильгельм Гумбольдт, великий немецкий лингвист, основоположник общего языкознания как науки, считал язык формирующим органом мысли. Развивая этот тезис, он говорил, что язык народа - его дух, дух народа - это его язык. Другой немецкий лингвист Август Шлейхер считал, что мышление и язык столь же тождественны, как содержание и форма. Филолог Макс Мюллер высказывал эту мысль в крайней форме: «Как мы знаем, что небо существует и что оно голубое? Знали бы мы небо, если бы не было для него названия?… Язык и мышление два названия одной и той же вещи».

9 Вопрос.

Основные закономерности познания мира. Сознание, познание и знание. Знание как система.

Познание мира,, не может осуществляться хаотически, беспорядочно; оно имеет определенную систему и подчиняется определенным закономерностям. Эти закономерности познания определяются закономерностями развития и функционирования объективного мира.

Сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, ощущения, восприятия, настроения, воображение и самоСознание. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Сознание может быть описано как точка зрения, как Я, или как то, что Томас Нагель называл существованием «чего-то что есть подобие» бытия этого что-то. Многие философы рассматривают Сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать. Проблема того, чем же является Сознание и каковы его рамки, и в чём же смысл существования данного термина выступает предметом исследования философии сознания, психологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта.

Несколько обозначений понятия Сознани




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ф. де Соссюр и его лингвистическая теория | 

Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 443. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия