Студопедия — Методологические принципы и методы экономической теории 6 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Методологические принципы и методы экономической теории 6 страница






Шарль-Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё (фр. Charles-Louis de Seconda, Baron de La Brede et de Montesquieu; 18 января 1689 — 10 февраля 1755) — французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел».

Руссо — наиболее влиятельный представитель французского сентиментализма, последнего и наиболее революционного этапа Просвещения. Социально-философские взгляды Р. нашли отражение в его трактатах. В "Рассуждении о науках и искусствах" (1750) он подвергает критике современную цивилизацию, основанную на неравенстве и жестокой эксплуатации народа, и противопоставляет ей "естественное состояние", где люди были равны и свободны, не зная власти общества с его системой принудительных узаконений. Р. отмечает пагубное воздействие наук и искусств: они "... покрывают гирляндами цветов железные цепи, коими опутаны... люди" ("Трактаты", М., 1969, с. 12), заглушают в них естественный голос свободы, являются причиной упадка нравов. Эти идеи получили дальнейшее развитие в "Рассуждении о начале и основании неравенства между людьми" (1755); Ф. Энгельс относил его к "... высоким образцам диалектики" ("Анти-Дюринг", 1966, с. 16). Р. утверждает, что основанием неравенства явилась частная собственность, причём имущественное неравенство породило политическое, закрепленное образованием государства. Трагические противоречия прогресса — лейтмотив трактата: по мере развития цивилизации углубляется неравенство; оно достигает наивысшего предела при деспотизме, где все превращены в ничто. Р. обосновывает право народа на восстание: современное государство держится силой и только сила может его низвергнуть.

Беркли (Berkeley) Джордж (12.3.1685, близ Килкенни, Ирландия, — 14.1.1753, Оксфорд), английский философ, представитель субъективного идеализма. Родился в английской дворянской семье. Учился в Дублинском университете. С 1734 епископ в Клойне (Ирландия). Выступил с критикой понятия материи как вещественной основы (субстанции) тел, а также учения И. Ньютона о пространстве как вместилище всех природных тел и учения Дж. Локка о происхождении понятий материи и пространства. Согласно Б., невозможно образовать общие идеи пространства и материи, отвлекаясь от частных свойств отдельных вещей: у нас нет чувственного восприятия материи как таковой. В противоположность Локку Б. утверждал, что наш ум может образовать общую идею вещи, но не общую идею материи, в каковой вообще не нуждаются наука и философия, ибо идея материи ничего не прибавляет к свойствам вещей сверх того, что может дать чувственное восприятие. Б. выступил против различения первичных и вторичных качеств: все качества — вторичные, поскольку бытие их целиком сводится к способности быть воспринятыми. Отвергнув бытие материи, Б. признавал существование только духовного бытия, которое он делил на "идеи" и "души". "Идеи" — воспринимаемые нами субъективные качества — пассивны, непроизвольны; содержание наших ощущений и восприятии совершенно не зависит от нас. Напротив, "души" деятельны, активны, могут быть причиной. Пытаясь отвергнуть неизбежные для субъективного идеализма выводы, ведущие к солипсизму, Б. утверждал, что воспринимающий субъект — не один, и вещь, которую перестал воспринимать один субъект, может восприниматься др. субъектами. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи продолжали бы существовать как сумма "идей" в уме бога — субъекта, который вечно существует и "вкладывает" в сознание отдельных субъектов содержание их ощущений.

32 вопрос.

Классическая немецкая философия.

Классическая немецкая философия, период в развитии немецкой философии конца 18—начала 19 вв., в течение которого в ней последовательно появились: немецкий классический идеализм (основные представители — И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель) и материализм Л. Фейербаха. Главным достижением этого периода было создание логики развития — диалектики. Термин "К. н. ф." употребляется Ф. Энгельсом в его работе "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии". К. н. ф. является одним из источников марксизма. Подробнее см. в ст. Германия, раздел Философия.

Кант (Kant) Иммануил (22.4.1724, Кенигсберг, ныне Калининград, — 12.2.1804, там же), немецкий философ и учёный, родоначальник нем. классической философии. Прожил всю жизнь в Кенигсберге, где окончил университет (1745) и был в 1755—70 доцентом, а в 1770—96 профессором университета. В философском развитии К. различают два периода — "докритический" (до 1770) и "критический". В так называемый "докритический" период К. признаёт возможность умозрительного познания вещей, как они существуют сами по себе ("метафизики", согласно принятой тогда терминологии); в т. н. "критический" период — отрицает способность такого познания на основании предварительного исследования форм познания, источников и границ наших познавательных способностей.

Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (27.8.1770, Штутгарт, — 14.11.1831, Берлин), немецкий философ, представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. Родился в семье чиновника. В 1788—93 учился в Тюбингенском теологическом институте. В 1793—1801 домашний преподаватель в Берне и Франкфурте-на-Майне. С 1801 жил в Иене, занимаясь научным и литературным трудом, в 1807 редактировал газету в Бамберге. С 1808 по 1816 директор гимназии в Нюрнберге. С 1816 до конца жизни профессор философии в университетах Гейдельберга (1816—18) и Берлина (с 1818)

Фейербах (Feuerbach) Людвиг Андреас (28.7.1804, Ландсхут, Бавария, – 13.9. 1872, Рехенберг, близ Нюрнберга), немецкий философ-материалист и атеист. Родился в семье криминалиста А. Фейербаха. Окончив местную гимназию, поступил в 1823 на теологический факультет Гейдельбергского университета. Неудовлетворённый догматической ортодоксией, переехал из Гейдельберга в Берлин, где слушал лекции Гегеля, под воздействием которых и формировались воззрения Ф. По окончании Берлинского университета Ф. в 1828 защитил в Эрлангенском университете диссертацию "О едином, всеобщем и бесконечном разуме", в целом выдержанную в духе гегелевского идеализма. Однако уже в этот период проявилось расхождение Ф. с Гегелем в отношении к религии вообще, к христианской – в частности, несовместимой, по убеждению Ф., с разумом и истиной. После защиты диссертации Ф. стал приват-доцентом Эрлангенского университета, где с 1829 читал курс "гегелевской философии" и истории новой философии. В 1830 Ф. анонимно опубликовал сочинение "Мысли о смерти и бессмертии", в котором отвергал идею бессмертия души. Авторство Ф. было установлено, книга конфискована и Ф. лишён права преподавания. Но Ф. не прекратил своей научной деятельности. В трёхтомной работе по истории философии 17 в. Ф., оставаясь ещё в целом на гегельянских позициях, уделяет большее внимание философам-материалистам и атеистам и высоко оценивает их вклад в развитие научной мысли. В 1836 Ф. женился и в течение 25 лет почти безвыездно жил в деревне Брукберг, где жена его была совладелицей небольшой фарфоровой фабрики. В 1859 фабрика обанкротилась и Ф. переселился в Рехенберг, где провёл последние годы жизни в жестокой нужде.

33 вопрос.

Постклассическая философия.

Ситуация формирования неклассической философии чрезвычайно интересна, поскольку совпадает с расцветом философской классики. 40-е годы XIX века — это время наивысшей популярности гегелевского учения. Хотя Г.В.Ф. Гегель скончался в 1831 году, он продолжал оставаться кумиром и воплощением классической философии. Но уже в 1819 году вышла, хотя и осталась незамеченной, работа А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление». В 1841 году получила серьезный резонанс «Сущность христианства» Л. Фейербаха. А в 1843 году появилось первое произведение С. Кьеркегора «Или-Или».

Позиции этих мыслителей различны, но противник у них один — Гегель. И Л. Фейербах в этом ряду не случаен. Его учение — это одна из развилок в мировой философии, от которой дороги ведут, с одной стороны, к марксизму, а с другой — к «философии жизни». Недаром, отказавшись от Гегеля, Фейербах впоследствии поддержал А. Шопенгауэра с его противопоставлением гегелевскому спекулятивному разуму волевого начала. И все же влияние Фейербаха на Маркса оказалось наиболее значительным, отчего можно говорить об антропологическом материализме Фейербаха в качестве теоретического источника марксизма.

Особое место в ряду зачинателей неклассической философии занимает О. Конт, который, в своих попытках придать философии характер подлинной науки, сделал шаг в том же направлении. Конт не был противником разума, но понимание разума у Конта есть та же прелюдия настроений и взглядов XX века.

Именно сегодня можно конкретизировать вклад каждого из этих мыслителей в становление неклассической философии, яснее определить, как из отдельных ростков складывалась традиция и как итог совместных усилий спустя полтора столетия опроверг первоначальные замыслы. Сложность именно в том, что неклассическая философия, контуры которой определились уже в XIX веке, отрицает философскую классику в самых важных и принципиальных вопросах. А поэтому отношение классической и неклассической философии — это не два этапа на пути, идущего по восходящей, а два разных пути в философии. Формально и хронологически неклассическая философия следует за классической и потому ее часто именуют постклассической, но, по сути, она претендует быть вместо классической.

Марксизм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом (см. Социальный анархизм), христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма/социал-демократии.

Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованного в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание в основном посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано (das unmittelbar Gegebene). Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно метода логического анализа»[1].

Основная цель позитивизма — получение объективного знания.

Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века).

Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты перенесли на всю философию в целом. Так возникла идея очищения науки от метафизики [2]. Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука - сама себе философия». Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, она не должна отличаться от других наук по своему методу. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль),научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингвистический анализ языка (Райл, Остин, поздний Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (Поппер, Лакатос). Однако все указанные выше варианты позитивной философии были раскритикованы прежде всего самими позитивистами, так как, во-первых, как оказалось, они не удовлетворяли провозглашенным самими позитивистами критериям научности, а, во-вторых, опирались на явно (а чаще — неявно) определенные «метафизические» предпосылки.

35-вопрос.

Русская философия начала XX века

Русская философия - часть мировой философии, обладающая значительным историческим, содержательным и идейным своеобразием. Первые опыты русского философствования восходят к древне киевской эпохе и связаны с принятием христианства на Руси. Наряду с евангельским миро учением, главным источником и проводником философских идей на русской почве становится патристическая литература. И прежде всего учения восточных отцов Церкви. Средневековая русская философия - это был период до национальной философии, "пролог философии". Подлинная же оригинальная национальная русская философия появляется только в XIX веке. Одной из значимых причин длительного философского молчания многими специалистами считается тот факт, что Библия пришла на Русь сразу в славянском переводе, что отрезало русскую культуру от античных источников. В результате средневековая Русь развила глубочайшее "умозрение в красках" (Е.Н.Трубецкой), но не выработала такого же уровня мировоззрения в понятиях. Философия в России не знала столь плодотворного периода развития, как, например, средневековая схоластика в Европе. Тем не менее, в период с X по XVII век были заложены истоки ее своеобразия, основные понятийные структуры, способы и модели рассуждения, ключевая проблематика, что и позволило русской философии достигнуть в XIX-XX веках высочайшего расцвета. Включение категорий христианского мышления в духовный мир Древней Руси радикально изменило установки языческого восприятия мира, со свойственным ему натуралистическим пантеизмом. На передний план выходит напряженное противостояние духа и материи в мире и человеке, усматривается непримиримая борьба двух противоположных начал, олицетворяемых Богом и Дьяволом, утверждается идея индивидуальной моральной ответственности.

В целом для русской средневековой философии характерно столкновение рационалистической и иррационалистической, точнее, сверх рационалистической, парадигм интерпретации христианства, хотя и не в столь логико-категориальной форме, как в западной мысли. Чаще всего это приобретало форму богословских споров, за которыми скрывались противоположные социально-политические, нравственные и духовные установки. Наиболее явно указанная тенденция проявилась уже в XV веке, в столкновении нестяжателей (Нил Сорский) и иосифлиан (Иосиф Волоцкий). Внешним поводом для споров было отношение к собственности, но по существу, речь шла о началах и пределах христианской жизни и делания. Столкнулись два религиозных замыслах, две правды - правда социального (политического) служения, и отсюда равнодушие к культурному творчеству, сведение веры к благочинию и начетничеству - это тенденция иосифлиан, и правда внутреннего, духовного творчества на основе личностного диалога с Богом (нестяжатели). В последнем случае значительную роль сыграл Исихазм, создавший этико-аскетическое учение о пути человека к единению с Богом. В конечном счете победило иосифлианство, что в итоге способствовало укреплению состояния духовной косности и неподвижности, подавления свободы.

Время рождения русской национальной философии как особого типа философствования, принципиально опознающего себя иным по отношению к философии западной - это первая половина XIX века. Патриотический подъем первой четверти века, потребность осмыслить результаты преобразований предыдущего столетия в контексте массового ознакомления с европейским укладом и образом жизни, становления стремления к формированию в России общества справедливости, освоения немецкой философии стали побудительными мотивами того, что российская философия, начиная с Чаадаева, изначально заявляет о себе как философия истории с центральной проблемой осмысления "Россия и Запад". Причем проблема эта формируется именно как религиозно-метафизическая, в форме вопроса: какой путь России и русского народа в мире - тот ли, что и путь народов Запада, или это совершенно особый путь? Русская судьба представляется трагической и мучительной, что вызывает особенно мучительную рефлексию мысли. Старый спор латинствующих и грекофилов приобретает форму спора западников и славянофилов, задающего парадигму и проблемное поле российской философии XIX-XX веков. При этом философско-историческая и социально-философская проблематика одновременно оказывается онтологией, гносеологией, антропологией и этикой, пронизанными религиозным содержанием или, по крайней мере, религиозным пафосом. Такая многоликость структур и ходов мысли придает особую сложность интерпретации российской философии, изначально ориентированной на примирение и синтез разума, чувств, воли, науки, искусства и религии - так называемая свободная теософия Владимира Соловьева. А также задает ее жанровую специфику, особенно на первых этапах, в форме свободной публицистики, либо произведениях художественной литературы, не требующих жесткой категориальной и логической проработки проблемы, в то же время открывающих предельно широкие горизонты для философствования. Отсюда то значение в постановке философских проблем, которое имела русская литература - Гоголь, Достоевский, Толстой, а также преобладание и значительный вес свободно написанных статей в творчестве Киреевского, Соловьева, Леонтьева и других.

Особое место в развитии российской философии сыграло славянофильство 1840-50-х годов в рамках которого философия и история, усматривающая в православии основу своеобразия русского исторического процесса, с необходимостью перерастает в религиозную философию. Именно в творчестве Хомякова и Киреевского была четко заявлена потребность русской культуры в создании самобытной национальной философии и определены ее ключевые проблемы, особенности категориальной структуры, причем в контексте ставшей в дальнейшем традиционной критики отвлеченных начал западной рационалистической философии. Структурообразующим принципом философии славянофилов стало учение о целостности духа как фундаментального принципа бытия, познания этики взаимоотношений между людьми, основ достижения с помощью верующего разума, любовного делания, синтетического живого знания, которое должно лечь в основу как индивидуального мировоззрения, так и общественного строя. Данная установка воплощается в российской философии в понятии соборности как всеобщего метафизического принципа бытия, а также в утверждении примата внутренней свободы по отношению к внешней, что, выражая внутреннюю потребность общества формирования нового типа личности, одновременно вело у славянофилов к недооценке правового регулирования поведения людей. Более того, слабость правовых форм рассматривалась в качестве преимущества русского общества, отличающего от западного, которое пошло путем атомизации и внешней правды. Такая постановка проблемы одновременно становится основой углубления идеи русского мессианства, истоки которого были заложены еще в средневековый период выдвижением идеи "Москва - третий Рим".

Вторая половина XIX века стала временем профессионализации философского творчества и формирования оригинальных философских систем. Во внешнем плане это был период выдвижения на передний план позитивизма и материализма, нашедшего завершение в русском марксизме. Но действительно оригинальная и плодотворная линия философии складывается в рамках критически наследующей ранним славянофилам внутренне дифференцированной, но вырастающей на особой фундаментальной православной основе линии религиозной философии. Это Соловьев, Леонтьев, Лопатин, С.Трубецкой, Е.Трубецкой. Фундаментальной парадигмой философствования становится сформулированная Соловьевым метафизика всеединства, полагающего в основании философии не абсолютные идеи и иные абстрактные сущности, а конкретно сущее и представляющее собой принципиально неисчерпаемый объект для философской рефлексии. При этом основной идеей Соловьева становится идея богочеловечества, что идет к понимаю христианства не только как данности, но и как задания, обращенного к человеческой свободе и активности, направленных на соединение в теургическом процессе, то есть богодействии, двух природ - божеской и человеческой. Система Соловьева оказывается рубежной в истории российской философии и как бы эталоном для всех последующих русских мыслителей, даже если сами идеи Соловьева ими не принимались. Одновременно важнейшие задания философии поставили антропологические открытия Достоевского.

Новый этап в развитии российской философии начинается на рубеже XIX и XX веков. Преодолев через кантианство искус позитивизма и марксизма, наиболее мыслящая часть русской интеллигенции поворачивает к идеализму, первоначально этическому, а затем - и к религиозно-метафизическому. Это Струве, Сергей Булгаков, Бердяев, Франк и другие. Значительную роль в русском религиозном ренессансе начала XX века сыграли проблемы, поставленные антихристианством Ницше. Ибо требовалась углубленная проработка их на почве христианства. Начинается особенно острое осмысление тем Достоевского, в чем инициирующую роль сыграло творчество Мережковского и Розанова. Ценность личности, личной судьбы была противопоставлена господствующей весь XIX век ценности социальности, что вовсе не означало отрешения от социально-философской проблематики. Усиливается профессионализация философии, в чем значительную роль сыграли философы, группирующиеся вокруг журнала "Логос". К 1920-м годам российская философия достигает стадии расцвета и начинает приобретать строго рефлексивные формы, фактически формируя все ведущие программы мировой философии XX века, не теряя при этом, в отличие от аналогичных или близких направлений западной мысли, глубин, феноменологии, герменевтической проработки христианства, опознаваемого в качестве адекватного фундамента гуманистического мировоззрения современности. Вполне обоснован в этой связи вывод, что российская философия стала побудительным фактором движения бурно модернизирующегося российского общества к реформации на православной почве, сорванной национальной катастрофой 1917 года. В результате внутри страны развитие свободной и оригинальной философии было грубо пресечено.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948)

 

Рассмотрение человека как существа, одаренного огромной творческой мощью и в то же время вынужденного подчиниться материальной необходимости, определяет характер понимания Бердяевым таких глубинных вопросов человеческого существования, как вопросы пола и любви. Критикуя ханжеское отношение к этим вопросам современного ему общества и церкви, Бердяев подчеркивает, что это "мучительнейший вопрос для каждого существа, для всех людей он также безмерно важен, как вопрос о поддержании жизни и смерти. Это - проклятый мировой вопрос, и каждый пытается его в уединении, тщательно скрываясь, таясь и стыдясь, точно позора, победить половое разъединение мира, эту основу всякого разъединения. Последние из людей пытаются любить, хотя бы по-звериному".

Глубинное основание полового влечения Бердяев видит в том, что ни мужчина, ни женщина сами по себе не есть образ и подобие Бога в полном смысле этого слова. Только соединяясь в любви, они образуют целостную личность, подобную личности божественной. Это воссоединение в любви есть одновременно творчество, выводящее человека из мировой данности царства необходимости в космос царства свободы. Любовь творит иную, новую жизнь, вечную жизнь лица. "В творческом акте любви раскрывается творческая тайна лица любимого. Любящий знает о лице любимого то, что весь мир не знает. И любящий всегда более прав, чем весь мир".

Подвергая критике идею равенства как метафизически пустую идею, ведущую к энтропии и гибели социального мира, Бердяев провозгласил особую ценность свободы, любви к свободе и, в конечном счете, значимость права на неравенство. Бердяев был, пожалуй, одним из первых социальных философов, обративших внимание на формирование отчужденного характера социальных ценностей и социальных движений своего времени. В частности, Бердяев зафиксировал и дал своеобразную интерпретацию определенного рода трансформационным процессам в учении и политической практике социализма. Социализму, как особой лжерелигии, согласно Бердяеву, присущи свои святыни (народ, пролетариат), свое учение о грехопадении (появление частной собственности), культ жертвенности (счастье будущих поколений как смысл существования людей), экстремальное переживание истории, которая должна завершиться установлением рая на земле. Но по Бердяеву, это демоническая религия.

Бердяев отвергал и цели тех реформаторов истории, которые видят смысл жизни поколений настоящего главным образом как процесс обеспечения достойной жизни грядущим поколениям. Размышляя в последние годы о трагических судьбах России, Бердяев был твердо убежден в том, что обновление и освобождение родины является результатом не какого-то давления извне, а произойдет от имманентных импульсов, от внутренних процессов в русском народе. Возрождение прерванных культурных ценностей, принципов самоценности и суверенности личности, идеалов духовной свободы может и должно быть, по Бердяеву, выступить основанием для этого процесса.

Владимир Николаевич Лосский (1903-1958)

 

Русский философ и богослов. Учился в Петроградском и Пражском университетах, в Сорбонне. В 1922 году в составе семьи отца выслан из Советской России на знаменитом философском пароходе.

Согласно концепции Лосского, специфика восточнохристианского мистического богословия может быть выражена понятием обожения. В отличие от классической восточной мистики, растворяющей самотождественность личности в Абсолюте ("мокша" в буддизме, индуизме, феномен "толхид" в суфизме и так далее) и от классической западной мистики, сохраняющей дистанцию между человеком и Богом в акте откровения (принципиальная несочетаемость нетварного в тварном в католичестве), православная мистика есть мистика обожения. Человек, по Лосскому, соединяясь с Богом, не растворяется в Абсолюте, но сохраняет свою личность в преображенном виде, становится Богом по благодати. Однако Бог не сходится к своим энергиям, то есть откровениям, дарованным в откровениях благодати. Он свободен по отношению к ним и потому личен. По оценке Лосского, православное богословие фундировано специфичной по отношению к католической теологии трактовкой Троицы. Если для Запада характерно интенция рассмотрения сущности раньше лиц, например, мистика безличного божества у Экхарта, и безличная объективная теология схоластики, то в православном богословии, по Лосскому, Троица предстает как изначальный факт абсолютной реальности, в рамках которой ипостаси, не имея своего (личные признаки Лиц, есть лишь условные знаки их различия), тем не менее, являются абсолютно уникальными. Творение мира, по Лосскому, есть свободное, не вызванное никакой необходимостью действие воли Бога (сравнить к креационным волюнтаризмом Иоанна Дунса Скотта). "Ничто, из которого мир, есть указание на божественность мира, его принципиальную новизну по отношению к Богу". Бог, по Лосскому, творит личные существа, наделенные свободой воли. В этом есть риск, ибо свобода включает в себя возможность отказа от творца. Но "тот, кто не идет на риск, не любит. Личная любовь есть любовь к иному, чем ты сам". В этом контексте Бог сознательно ставит себя в положение бессилия перед созданной им свободой. Он подобен "нищему, просящему подаяния любви у дверей души и никогда не дерзающему их взломать". В общем контексте концепции Лосского зло мыслится принципиально не онтологически как личностная позиция бунта против Бога и стремления к иллюзорным целям, грехопадение как катастрофическая мутация человека и космоса. Смертность, по Лосскому, отрезвляет человека. Смерть есть помеха беспечному пребыванию в противоприродном положении. Нереализованность миссии Адама в обожении мира создает миссию Христа, который принимает на себя миссию Адама. Если религии Востока ориентированы на презумпцию иллюзорности мирового бытия, а гуманистическая культура Запада рефлексивно замыкает человеческое на самом себе, то православная христология сохраняет ценность человеческого, обогащая его нетварным. Образ Божий в человеке есть личность как свобода (сравнить: Христос как свободный человек, воодушевляющий других быть свободными в протестантской этике). Человек открыт божественному. Бог - встречно - открыт человеческому. Что позволяет Лосскоу определить свою антропологию как открытую. Путь обожения для личности лежит, по Лосскому, через аскетику как борьбу за любовь в качестве финальной цели человечества, восстановления и превосхождения исходного райского единства. В этой связи человеческая любовь определяется Лосским как страстное стремление любящих к абсолютному, которое в самой фатальности своего поражения таит щемящую тоску по раю. Любовь задает отношения между "я" и другими, семантически изоморфные отношения лик в Троице. Восстановление человеческой природы через отказ от себя в отношениях любви предполагает дальнейшее вертикальное восхождение, обеспечивающее достижение человеком полноты совершенства личности во взаимопроникновении человеческой и божественной природы.

 

5. Александр Александрович Мейер (1875-1939)

 

Русский философ и культуролог. Увлекся революционной деятельностью в юности, был арестован, выслан в Архангельскую губернию. В последующем еще не раз арестовывался и ссылался. В 1904 году выслан из Баку в Среднюю Азию. Сотрудничал в газете "Русский Туркестан". Вернувшись в 1906 году, сблизился в Петербурге с кругом писателей и философов, сотрудничавших в журналах "Новый путь" и "Вопросы жизни". Активно занимался переводческой деятельностью, которую начал еще в годы архангельской ссылки. Переводил Маха, Йодля, Штамлера, читал лекции в "Обществе народных университетов" с 1908, в "Вольной высшей школе Лесгафта" с 1910. На эти годы приходится перелом мировоззрения Мейера, он отходит от революционной деятельности. С начала 1910-х сближается с Мережковским и Гиппиус. С 1914 по 1928 он служил в Публичной библиотеке. После Февральской революции вернулся к пропагандистской работе. В августе 1917-го он участвовал в работе Всероссийского церковного поместного собора. С 1917 по 1928 - работал во вновь открывшихся высших научных курсах Лесгафта, преподавал в ряде других учебных заведений. К 1918 году вокруг Мейера образовался религиозный кружок петроградской интеллигенции, в который в разное время входили Федотов, Аскольдов-Алексеев, М.Бахтин, Н.П.Анциферов и другие. Кружок просуществовал до 1929 года, регулярно собираясь по вторникам. В 1928 году за деятельность в кружке Мейер арестован, так же как арестованы и другие члены кружка. В 1929 году приговорен к расстрелу, замененному десятью годами заключения.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 343. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия