Студопедия — Происхождение искусства. кая гипотеза подтверждается анализом искусства Древнего Египта, которое было преимущественно магическим
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Происхождение искусства. кая гипотеза подтверждается анализом искусства Древнего Египта, которое было преимущественно магическим






кая гипотеза подтверждается анализом искусства Древнего Египта, которое было преимущественно магическим. Лишь затем посте­пенно выясняется, что образ не тождествен предмету.

Психологическую неудовлетворенность человека выставляет в качестве предпосылки развития искусства отец психоанализа Зиг­мунд Фрейд. «Художник — это первоначально человек, отвращаю­щийся от действительности, потому что он не в состоянии прими­риться с требуемым ею отказом от удовлетворения влечений; он открывает простор своим эгоистическим и честолюбивым замыс­лам в области фантазии. Однако из этого мира фантазий он нахо­дит обратный путь в реальность, преобразуя, благодаря своим осо­бым дарованиям, свои фантазии в новый вид действительности, который принимается человечеством как ценное отображение ре­альности»1.

В какой мере можно здесь говорить о жертве? В человеке фор­мируется образ предмета как психологическая компенсация за не­возможность владеть им как собственностью. Через какое-то вре­мя человек осознает^ что образ не дает ему, вопреки мистическому закону сопричастности, реального владения предметом. Нарисо­ванное блюдо не насыщает, и в нарисованном доме не укрыться от холода. Если человек отказывается от стремления к обладанию собственностью и продолжает творить, наслаждаясь образами са­мими по себе, то этот момент есть точка перехода от главенства мистики к лидирующей роли искусства.

Искусство с присущей ему образностью противопоставляет се­бя потребительскому отношению к действительности, материаль­ному вообще в пользу непрактического, созерцательного наслаж­дения красотой. «Красота спасет мир», потому что заставляет отка­заться от эгоизма собственности, силы вещизма, разделяющей людей. В этом смысле можно сказать, что отказ от собственности после возникновения института частного владения ею — главная жертва художника. Здесь мы оказались в области догадок, потому что практически ничего не известно о времени возникновения ис­кусства. Искусство выросло из мистической веры, себя не оправ­давшей. Это становится ясно, и отказ от собственности, от владе­ния вещью выступает как плата за создание искусства. По-видимо­му, появление искусства потрясло основы общества. В дальнейшей

1 Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. М.; Петрог­рад, 1923. С. 87-88.


Культурология в вопросах и ответах

истории искусства мы видим даже слишком много частных жертв, восходящих к главной.

В искусстве кристаллизируются образы, возникшие из мисти­ческой ориентации первобытного человека. В процессе развития языка и мышления они превращаются в мифы, связывающие бо­лее или менее логично мир повседневного опыта с миром сверъе-стественных сил, который в мифе не менее реален, чем чувствен­ный мир.

В выходящем из мистики мифологическом искусстве много со­крытого специально, чтобы профаны не проникли в тайники на­родного духа. «Женщины и непосвященные знают только их (этих тайников. — А.Г.) букву, тогда как их глубокий смысл и мистиче­ская сила, на которой основана вся действенность _мифов, открыты лишь мужчинам, которые считаются достаточно квалифицирован­ными для того, чтобы быть в них посвященными, чтобы их сохра­нять и передавать, чтобы выполнить те тайные церемонии, кото­рые с ними связаны»'.

По мере развития речи и понятийного мышления искусство все дальше отходит от мистики. Обряды и мифы усложняются, и по­степенно источник их, придававший искусству объективное значе­ние, начинает забываться. С утратой мистических основ искусство субъективируется. Тяготение великих художников к мистике (на­пример, Толстого, Достоевского и др.) представляет собой стрем­ление вернуться к корням и обрести объективное содержание.

Преобладает та отрасль культуры, которая определяет жизнь людей. Таковым оставалось искусство, когда оно было священ­ным. «Произнесение этих мифов есть, таким образом, нечто со­всем иное, чем простой обряд. Оно равносильно действию, от него в сильнейшей степени зависит сама жизнь общественной группы. Если бы не было больше мужчин в зрелом возрасте, хранителей этих священных мифов, способных произносить их в надлежащий момент, племя было бы обречено на угасание. Ведь молодые люди не могли бы больше обучиться произнесению этих мифов. А в этом случае виды животных и растений, являющиеся источником суще­ствования для туземцев, исчезли бы»2.

Искусство господствовало, пока еще недостаточно развилось понятийное мышление и не возникла потребность в систематиза­ции всего культурного наследия. Когда эти предпосылки прояви-

1 Леви-Брюль Л. Первобытная мифология. М., 1930. С. 265.

2 Там же. С. 388.


Древнее и современное искусство

лись, из синтеза мистики и искусства сформировалась мифология. \ Искусство должно было накопить большое количество творений, для того чтобы наступил следующий этап культуры — мифологиче­ский, выступающий, по существу, систематизацией первобытного искусства.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 377. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия