Студопедия — Древнее и современное искусство. Художниками вновь начинает осознаваться мифологичность искусства
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Древнее и современное искусство. Художниками вновь начинает осознаваться мифологичность искусства






Художниками вновь начинает осознаваться мифологичность искусства. Современный миф — феномен культурного синтеза. В свою очередь синтетическая культура зачастую мифологична. Через миф искусство связано с другими отраслями культуры. Есть современные произведения, в которых миф — подспорье. Таковы, например, романы «Мастер и Маргарита», «Иосиф и его братья». В первом миф используется для нужд психологически-индивидуа­листического романа, во втором — для нужд романа эмпири-ко-реалистического. Но есть произведения, в которых миф само­ценен. В романа столпа современного мифотворчества Вяч. Ива­нова «Сказание о Светозаре Царевиче» творение самого мифа заново в новой обстановке — основная задача.

Настоящий художник не бесстрастно копирует действитель­ность, создавая бледные подобия жизни, но и не отворачивается от нее. Он ищет и накапливает жизненный материал, стремясь к по­беде над ним, заключающейся не в подведении его под какую-либо жесткую схему, а в шлифовании и перераспределении его в живом доме нового художественного мира. Художник вкладывает в свое знание мира и свое творение дух и душу и погружается в стихию творчества, оставаясь земным человеком.

Искусство берет отдельные куски жизни и конструирует из них новое целое в соответствии с идеями, которые вкладываются в произведение. Художник может выпятить какую-нибудь черту действительности, чтобы она стала лучше видна. По существу, соз­дание так называемых типических образов — своеобразный гро­теск, когда из многих прототипов конструируют персонаж, в кото­ром ярко выражены наиболее характерные черты, свойственные представителям данной группы. В искусстве жизненность соеди­няется с условностью, которая, впрочем, не менее реальна, чем эм­пирическая жизнь; всегда что-то недоговаривается, что-то приду­мывается, а остальное — одним только фактом, что попало на бу­магу, — кажется искусственным и тем самым скрывает свою естественную природу. В искусстве всегда присутствует игровой момент, но это игра, сквозь которую проглядывает нечто серьез­ное, имеющее отношение к смыслу жизни. Этим, кстати, искусст­во отличается от рекламы или, скажем, порнографии, которые, ес­ли и оказываются в искусстве (как можно видеть в поп-арте), уже не функционируют сами по себе, а представляются в их отноше­нии к смыслу жизни и, рассмотренные под этим углом зрения, сра­зу обнаруживают свою ущербность. Подлинное произведение ис­кусства всегда есть синтез реалистически-отражательного, фанта-стически-воображательного и идейно-смыслового моментов.


Культурология в вопросах и ответах

Искусство принципиально отличается от всех иных отраслей культуры, например науки. Искусство направлено на синтез субъ­екта и объекта, наука — на объект. Основной метод искусства — понимание, науки — анализ. Источник искусства — интуиция, в науке главную роль играет дискурсивное мышление. Основной нерв искусства — любовь, человечность; наука равнодушна. Ис­кусство имеет личностное отношение к бытию, наука безлична. Поэтому ни одно научное открытие само по себе не страшно власть имущим, в отличие от истинного произведения искусства. Они готовы даже допустить половинчатое искусство, полуистину в искусстве (в реалистических произведениях), или истину, которая как бы сама отказывается от себя, обращая все в шутку (в сатири­ческих произведениях), но целостной истины боятся как огня. Ведь основа политики — насилие, противоречащее основе искус­ства. В то же время в народе искусство пользуется большей попу­лярностью, чем другие отрасли культуры. Искусство менее рацио­налистично и потому более понятно массам. Оно всегда отталкива­ется от реальных, конкретных событий, которые не менее важны и интересны, чем мысли, и составляют основу мышления. Сила про­изведения искусства в том, что оно, отталкиваясь от конкретных событий, поднимается к вершинам обобщений.

От современной техники, которая когда-то тоже именовалась искусством и тоже творит мир, но эмпирический, искусство отли­чается тем, что оно по природе консервативно. Лучшие произведе­ния искусства всегда выполняли функцию совести. Эту этическую задачу решает создаваемый искусством живой духовный мир. В нем истина неразрывно связана с добром и красотой. Но худож­ник отличается от моралиста. Когда сам писатель перестает пере­живать и за себя (переживание за себя — неотъемлемая часть пере­живания вообще), он тем самым отрицает себя как писателя и пре­вращается в моралиста. Писатель способен проникнуть в душу другого человека, и глубина его проникновения зависит от того, насколько он способен к сопереживанию.

Искусство — способ творческой деятельности, в максимальной степени соответствующий целостной природе человека, и потому искусству принадлежит великая роль преодоления расщепления. Современные попытки синтеза искусства с наукой, как и попытки синтеза искусства с религией в Средние века, весьма полезны, по­скольку с их помощью все творческое, что есть в науке и религии, поднимается до уровня искусства. Синтез искусства и философии присутствует во всех выдающихся произведениях искусства.


Ч








Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 352. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия