Студопедия — Мифология как отрасль духовной культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мифология как отрасль духовной культуры






О соотношении мифа с мистикой и искусством можно заклю­чить из значений слов. Мистика — это таинственное, искусство — это сказание. Миф — сказание о таинственном. Мифология — это синтез мистики и искусства, дошедший до своего воплощения в целостных духовных произведениях, призванных объяснить наи­более важные события преимущественно начала истории. Русский литературовед, представитель «мифологической школы» в фольк­лористике Александр Николаевич Афанасьев выводит мифологию из особенностей образования языка и словотворчества. Творчество языка, которое все более иссякает и предается забвению, продол­жается в новом виде творчества — мифологическом. Исходный смысл древних речений становился все темнее и загадочнее, и на­чинался неизбежный процесс, как говорит А.Н. Афанасьев, «ми­фических обольщений».

Из искусства рождается мифология. Как писал Вико: «Первые поэты наделяли тела бытием одушевленных субстанций, обладав­ших только тем, на что они сами были способны, т. е. чувством и страстью; так поэты создавали из тел мифы, и каждая метафора оказывается маленьким мифом»1. Итак, механизмом превращения искусства в мифологию был антропоморфизм.

Мифология появляется в виде разрозненных сказаний. Пока логическое мышление развито недостаточно, разноголосица меж­ду мифами не смущает. «Так как соотношение между каждым ми­фом и остальными таково, как если бы их друг для друга не сущест­вовало, то совершенно неизбежно, что между ними возникают противоречия. Однако, какими вопиющими эти противоречия ни казались бы нам, туземцев они не смущают ни в малейшей мере. Они не уделяют им никакого внимания»2.

В мифологических текстах боги похожи на людей и обладают их достоинствами и пороками. Это результат того, что для перво­бытных людей не ясна разница между естественным (жизнью лю­дей) и сверхъестественным (жизнью богов). Для того чтобы боже­ственное предстало в идеальном варианте, необходим длительный период абстрагирующей деятельности. Религия отличается от ми­фологии своим идеальным характером. Это следующий этап раз­вития культуры.

Интересна мысль К. Леви-Стросса: миф образует мост между эмотивным опытом и интеллектуалистической мыслью. Мы бы

1 Вико Д. Указ. соч. С. 146.

2 Леви-Брюль Л. Первобытная мифология. М., 1930. С. 257.


3 Культурология в вопросах и ответах



Культурология в вопросах и ответах

сказали, мост между искусством, в основе которого лежат образы, и философией, в основе которой лежит рациональное мышление. Постепенно под влиянием тенденции рационализации мифы ста­новятся все более абстрагированными, усложненными, логичны­ми и последовательными.

Мифология развивалась из отдельных произведений искусства, которые не обобщались вплоть до становления великих речных ци­вилизаций. Их создание — переломная точка перехода от искусства к мифологии. Мистика и искусство не отмирают, они отталкива­ются на периферию культуры. Мифология же достигает своего расцвета в Египте, ближневосточных цивилизациях, Индии, Ки­тае, Греции, переходя в Индии в религию, а в Греции в филосо­фию.

Становление цивилизации — социальная предпосылка разви­тия и господства мифологии над другими отраслями культуры. Ан­тропологическая — рост логичности мышления. Мистика вместе с искусством создает внутрикультурные условия для победы мифо­логии. Хотя есть доля истины в концепции Эвгемера о мифологи­зации истории, все же в мифологию изначально входит мистиче­ский компонент. В мифе соединяются мистика, искусство и жизнь в лице действующих культурных героев.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 668. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия