Студопедия — Мифология и цивилизация
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мифология и цивилизация






тественное развитие индивидуальных различий в мнениях. Эта роль настолько важна, что жрецы были особым и руководящим классом в различных обществах. Обратной стороной процесса омассовления культуры было то, что «повсюду цивилизация нару­шала естественное равновесие способностей и наклонностей, по­давляла одни из них и преувеличивала другие, жертвовала будущей жизни настоящей, божеству — человеком, государству — лично­стью; она создала индийского факира, египетского или китайского чиновника, римского законника и сыщика, средневекового мона­ха, подданного, подначального (и опекаемого повсюду) граждани­на новых времен»1.

Обеспечившие материальными благами людей цивилизации возникли на мифологической основе. Именно мифология смогла культурно объединить людей в громадные сообщества. Цивилиза­ция стала возможной с главенства мифологии в культуре, давшей набор общезначимых образов и ритуалов. Сплачивавшая населе­ние мифология как система взглядов на мир, позволявшая гово­рить о едином мировоззрении целых народов, составляет духовное ядро цивилизации.

Цивилизация потребовала письменности для общения в про­цессе работы той гигантской мегамашины, которая была создана в Египте в первую очередь для постройки пирамид и для запечатле-ния в вечности напутствий умирающему человеку. Поэтому пер­вым письменным произведением стала «Книга мертвых». С изо­бретения письменности культура растекается по широким массам, и, как вода в долине, теряет свою энергию и силу. Это совпадает с наступлением бронзового века. Тогда же возникают города — большие скопления людей в огораживаемом месте, где непремен­но есть рынок.

Не только культура ведет к становлению цивилизации как сво­ей конечной стадии, но и цивилизация влияет на развитие культу­ры. Она создает человека, умеющего пользоваться папирусом, но разница между культурным и цивилизованным человеком такова же, как между произведением культуры и его копией.

Шагнуть от культуры к цивилизации помогла мифология, но за это пришлось заплатить отказом от свободы ради единства. Эта жертва потребовалась для создания новой отрасли культуры — ми­фологии — и обеспечила ей главенствующее положение в обществе.

Тэн И. Философия искусства. М., 1996. С. 208.


Культурология в вопросах и ответах

•3 • Значение мифологии

Мифология отвечает на запросы становящегося все более ра­циональным человека объяснить происхождение и развитие мира. Первичная функция мифа, согласно советскому исследователю мифов С.А. Токареву, — ответ на детские вопросы «почему?» и «за­чем?». Отвечали также «дети», и ответ с современной точки зрения может показаться детским. Но первобытного человека он устраи­вал. Для вопросов и ответов использовались достижения предыду­щих стадий развития культуры.

В социальном плане мифология обеспечивает цивилизационное единство народов. Искусство слишком индивидуально и субъектив­но для выполнения такой миссии. Смысловая сторона мифа отме­чена Ницше: «Миф может наглядно восприниматься лишь как единичный пример некоторой всеобщности и истины, неуклонно обращающей взор свой в бесконечное»'. Господство мифологии в культуре служит фундаментом становления цивилизации.

Мифология играет такую же интегративную роль в духовном плане, как реки в плане физическом. Впоследствии функция рек переходит к морям и океанам, а мифологии — к философии, рели­гии и науке. В индийской, а затем греческой цивилизации уже привлекают не столько сами мифы, сколько выводы, которые из них следуют.

Говоря о функциях мифологии, У.Н, Браун пишет: «...если лю­ди простые и неискушенные могут считать миф реальностью, то для посвященных он является только символом, отталкиваясь от которого они переходят в дальнейшем к строгому и логическому анализу. В этом смысле мифология является как бы преддверием философии»2. Браун справедливо подчеркивает преемственность отраслей культуры, но до философии доходят не все, а лишь доста­точно развитые мифологии. Миф проясняет бытие, но пока не на понятийном уровне, как философия.

Мифологическое произведение состоит как бы из двух уров­ней — верхнего, образного, и внутреннего, понятийного. Посте­пенно ценность верхнего уровня начинает убывать в процессе рос­та рациональности мышления; наконец мифологическая оболочка

1 Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм // Соч.: В 2 т.
М., 1966. Т. 1.С. 153.

2 Мифологии древнего мира. М., 1977. С. 333.








Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 666. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия