Студопедия — Древнееврейская религия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Древнееврейская религия






В XXII в. до н. э. в юго-западную часть Ханаана на восточном побережье Средиземного моря пришли филистимляне. Место их поселения названо в Библии Пелешет; позже вся земля Ханаан по­лучила название Палестина. Около 1800 г. до н. э. в Ханаан из ок­рестностей Ура пришли евреи — западносемитские скотоводческие племена. Спустя 200 лет они переселились в Египет, а около 1320 г. до н. э. произошел их исход из Египта, и к югу и юго-востоку от Палестины они образовали племенной союз с общим культом бога Яхве, принявший название Израиль («бог сражается»). Союз со­стоял из 11 племен и одной специально посвященной культу Яхве родоплеменной группы — левитов («двенадцать колен Израиля»). В XIII—XII вв. до. н. э, эти племена вели войны с городами-госу­дарствами других западносемитских жителей Палестины — ханаа-неев (к ним принадлежали и финикийцы). Многие ханаанейские города (например, Иерихон) были разрушены. Позже в ходе борь­бы с филистимлянами создается Израильское царство. Прочная государственность на рабовладельческой основе была создана Да­видом и его сыном Соломоном (конец XI — первая половина X в. до н. э.). Соломон впервые построил храм Яхве в Иерусалиме (до это­го был лишь шатер — «скиния», содержавший особый ларец — «ковчег завета»). При преемнике Соломона государство распалось на два царства — Израильское на севере Палестины и Иудейское на юге (его жителей стали называть иудеями вне зависимости от про­исхождения). В 722 г. до н. э. Ассирия уничтожила государство Из­раиль. В 586 г. вавилонский царь Навуходоносор II завоевал Иудею и разрушил Иерусалим. В 537 г. персидский царь Кир, покорив Вавилон, разрешил иудеям вернуться из вавилонского плена на ро­дину и восстановить иерусалимский храм. После захвата Иудеи Римом два восстания против римского владычества (66—70 гг. н. э.

9.4


Древнееврейская религия

и 132—135 гг. н. э.) привели к разрушению второго иерусалимского храма, построенного после возвращения евреев из вавилонского плена, и окончательному выселению иудеев из Иерусалима.

Ханаанская мифология созвучна библейской, но кое в чем рез­ко противоположна ей. Борьба бога плодородия Баала со своим главным врагом — богом смерти Мотом, стремящимся отнять у не­го царскую власть, заканчивается победой Мота, хотя потом его убивает, в свою очередь, мстящая за Баала богиня охоты и битвы Анат, а сам Баал воскресает, чтобы продолжить борьбу. Главный памятник еврейской культуры — Ветхий Завет. К IX—VIII вв. до н. э. восходят книги «Бытие», «Исход», «Левит» и «Числа», изла­гающие мифологическую историю мира и израильских племен в духе концепции «завета» и включающие в себя основные мораль­ные нормы, втом числе 10 заповедей, которые, впрочем, за исклю­чением первых двух, присутствуют в египетской Книге мертвых. Вместе с «Второзаконием» эти четыре книги составили так назы­ваемое пятикнижие Моисея, или Тору, наиболее почитаемую часть иудейского Священного писания, основу иудаизма.

В книге «Бытие» есть потрясающий рассказ: Бог потребовал у Авраама принести в жертву собственного сына Исаака, и Авраам, несмотря на любовь к сыну, готов был это сделать, но в последний момент Бог остановил его. Позже Бог сам пошлет на смерть своего сына, чтобы он принял на себя грехи людей. Ветхозаветный Бог создает мир, в отличие от многих других богов, без жертвоприно­шения, но затем сам принесет в жертву сына, искупая грехи людей. Здесь жертва перенесена во времени, но без нее не обходятся.

К VII—VI вв. до н. э. относятся книги, излагающие историю Палестины с XIII по начало VI в. К периоду царств относится куль­товая лирика (псалмы царя Давида), к вавилонскому пленению — собрание пословиц и афоризмов («притчи Соломоновы»), нраво­учительная поэма («Книга Иова»), образец древнего философство­вания («Экклесиаст»), сборник любовной и свадебной лирики «Песнь песней». Написаны книги Ветхого Завета алфавитным письмом на папирусе или коже.

В I в. до н. э. окончательно формируется иудейский канон, состоящий из трех частей: 1) «Тора»; 2) «Пророки»; 3) «Писания», куда относятся «Псалмы», «Притчи», «Книга Иова», «Плач Иере­мии», «Песнь песней», исторические книги «Экклесиаст». Они со­ставили часть Библии (по-греч. «Книги») христиан, а именно Вет­хий Завет, в отличие от Нового Завета, написанного по-гречески.

Пророками называли неофициальных жрецов, составлявших особую корпорацию. Они обличали социальную несправедли-


Культурология в вопросах и ответах

вость, грозили грешникам божьим гневом и карами, были сторон­никами признания Яхве единственным богом, который заключил договор («завет») с израильским племенным союзом и обязался вручить евреям «землю обетованную» в Палестине. Пророки были миролюбивы (Исайе принадлежит призыв «перековать мечи на орала») и в то же время отличались религиозной нетерпимостью, противопоставляя Яхве другим богам. Это послужило потом оп­равданием средневековых религиозных войн в христианском мире и образцом для учения о «священной войне» в исламе.

Главная отличительная черта иудаизма и предпосылка возник­новения мировых религий — монотеизм, который, возможно, свя­зан с попыткой ввести его фараоном Эхнатоном; тогда эта «первая личность в истории» не зря старалась. Имеется связь иудаизма с иранским зороастризмом — идея мессианства (ожидания грядуще­го Спасителя), концепция борьбы доброго и злого начал (у евре­ев — Господа и Сатаны).

Достижение древнееврейской литературы — создание художе­ственной прозы, которой не знала (до середины 1 тыс. до н. э.) ни вавилонская, ни древнеегипетская культура. В искусстве поэтиче­ский способ выражения появляется раньше прозаического. Вико объясняет это таким образом: «...поэты раньше образовали поэти­ческую речь, составляя частные идеи... а появившиеся впоследст­вии народы образовывали прозаическую речь, соединяя в каждом отдельном слове, как бы в одном родовом понятии, те части, кото­рые уже составила поэтическая речь»1. Таким образом, и здесь причиной послужила тенденция рационализации. Художественная проза более рациональна, чем поэзия, и потому возникает позже.

Неритмизованную художественную прозу впервые создали ав­торы древнееврейских исторических повествований («Книги Су­дей», книг Царств). Еще один вполне оригинальный жанр древне­еврейской литературы — короткая сюжетная назидательная по­весть («Книга Руфи», «Книга Ионы»), В «Песне песней» встречаем изречение «любовь как смерть сильна», прочно вошедшее в миро­вую литературу.

В ITI-V вв. н. э. сформировалась книга, признаваемая священ­ной в иудаизме, — «Талмуд» («Учение»), представляющая собрание догматических, религиозно-этических, правовых и бытовых пред­писаний, основанных на Ветхом завете и приспособляющих его к нуждам повседневности, в чем сказался практицизм евреев.

1 Вико Д. Указ. соч. С. 177.








Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1472. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия