Студопедия — Мифология и религия Древнего Ирана. Сущности Ахурамазды — власть, справедливость, благочестие
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мифология и религия Древнего Ирана. Сущности Ахурамазды — власть, справедливость, благочестие






Сущности Ахурамазды — власть, справедливость, благочестие. То, что одна из сущностей — власть и религия зороастризма при­зывала сражаться с противниками и злым началом и отличалась бодростью и жизнерадостностью, видимо, и привело к тому, что немецкий философ Ф. Ницше свое главное произведение назвал «Так говорил Заратустра».

Свод священных текстов зороастризма, написанных в первой половине I тыс. до н. э., называется Авеста. Три главные книги Авесты — Ясна, Яшта и Вендидад.

Ясна (букв, «жертвоприношение», «молитва») состоит из 72 глав, 17 из которых составляют Гаты («песни») Зороастра. В них утверждается, что Ахурамазда создал человека, скот и растения. Упоминание о скоте очевидно для кочевых народов, так же как и заключение: «Кто хочет, чтобы после смерти его жилище было в чертогах Ахурамазды, тот должен оберегать скот от насилия и жес­токости»1.

Яшты — гимны божествам зороастрийского пантеона. Сюда относятся и гимны Митре, почитавшемуся до возникновения зо­роастризма.

Вендидад (букв. «Закон против дэвов» — так назывались боже­ства злого мира) — более поздний свод религиозно-юридических положений. В Авесте Ахурамазда говорит о трех мерах — добрая мысль, доброе слово, доброе деяние, четырех сословиях — жрец, воин, скотовод, ремесленник — и пяти наставниках — семьи, рода, племени, страны и отдельно Зороастр. В ритуале зороастризма главное место занимал культ священного огня, почему зороастрий-цев называли огнепоклонниками.

В III в. н. э. в Иране получает распространение манихейство, названное по имени его основоположника Мани (216—277), кото­рое представляет собой синтез зороастризма, христианства, буд­дизма и гностицизма. В дополнение к идее борьбы добра и зла в манихейство включены представления о карме, пророках-спасите­лях и грядущем всеобщем воскрешении.

Сравнивая египетскую культуру с ближневосточными, следует признать, что прогресс идет быстрее в местах пересечения и интен­сивного взаимодействия культур, в то время как изолированная культура достигает большей глубины своего развития. Обособлен­ные египтяне и китайцы остались с иероглифами, в то время как Ближний Восток создал алфавит.

Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1980. Ч. II. С. 62.


Культурология в вопросах и ответах

• Основные представления индийской культуры

В Ш тыс. до н. э. в долине Инда возникла цивилизация, на­званная Индской, или культурой Хараппы — по местности, где найден один из ее центров; другой находится в Мохенджо-Даро («холм мертвых»). В конце II тыс. до н. э. на территорию Индии пришли арийские племена и освоили долину Ганга. Индию пыта­лись безуспешно покорить персы и Александр Македонский. Борьбу против Александра Македонского возглавил Чандра Гупта, основавший династию Маурьев. Своего расцвета созданная им им­перия достигла при его внуке — Ашоке (268-231 до н. э.).

Соотношение между цивилизацией Хараппи и арийской в принципе такое же, как между цивилизациями Шумера и Вавило­на. Пришедшие племена завоевали территорию коренных народов, но переняли их культуру. Культура побежденных, которые скорее всего не оказали сопротивления, победила. Если бы арийцы не восприняли более древнюю культуру дравидов, индийская мифо­логия никогда не достигла бы таких высот. Это очевидно хотя бы из сопоставления «Авесты» и «Ригведы», чем-то немного сходных, но все же разделенных духовной пропастью. Мы опять видим ря­дом как причину и следствие военную победу и культурное пора­жение.

История развития индийской цивилизации не вполне извест­на, поскольку, как подчеркивал премьер-министр Индии Джава-харлал Неру, больший интерес к потустороннему миру привел к то­му, что в Индии мало внимания уделяли историческим фактам. Можно утверждать, что Древняя Индия была конгломератом небольших государств (в том числе городов-государств). Пелопо­несскую войну в Древней Греции Неру сравнил с войной Махабха-раты.

Арийские племена, пришедшие в Индию с запада, смешались с коренным дравидским населением. Социальным результатом это­го было образование каст. Последующие завоеватели использова­ли эту систему. «У подножия лестницы образовывались новые кас­ты, а победители-пришельцы превращались в правящий класс кшатриев»1.

1 Открытие Индии. М., 1987. С. 104.








Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 389. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.155 сек.) русская версия | украинская версия