Студопедия — Мифология Древнего Китая
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мифология Древнего Китая






мый почитаемый в Китае мудрец Конфуций в своем сочинении «Луньюй» («Беседы и суждения»), сопоставляя личный успех чело­века с делами в государстве, говорит:

Есть в Поднебесной путь — будь на виду, А нет пути — скрывайся. Стыдись быть бедным и убогим, Когда в стране есть путь; Стыдись быть знатным и богатым, Когда в ней нет пути.

Если бы Конфуцию предложили стать миллионером в нищей стране, лишившейся мощи и достоинства, он вряд ли бы согласился.

Это не значит, впрочем, что можно оправдывать собственное зло влиянием окружения. Человек сам отвечает за свои поступки. «Осуществление человеколюбия зависит от самого человека, разве оно зависит от других людей?» — риторически спрашивает Кон­фуций.

В силу социально-практической устремленности китайской мысли престиж мудрецов был здесь иным, чем в Индии. Их ценили не за взгляды, а за службу, которая считалась обязательной, и тер­мин «использовать», применявшийся при этом, удачно передает суть дела.

• Мифология Древнего Китая

У древних китайцев не было пантеона богов, и они ограничи­вались представлением о Небе как создателе всего сущего. Небо в китайской мифологии понималось как сознательное существо, управляющее миром.

Небо китайцы называют отцом, а землю — матерью, что соот­ветствует языческой терминологии, известной во многих культу­рах. Понятие Неба выполняло минимальные функции объяснения происхождения мира, и это удовлетворяло китайцев. Глубже в ме­тафизику они погружаться не хотели.

С представления о божественности Неба начинается мифоло­гия, так же как с погребальных обрядов начинаются культы. Важ­ная мифологическая роль неба подтверждается и тем, что в гербах многих народов присутствует орел — символ неба и высшего бо­га — Неба. То, что высшим божественным авторитетом для китай­цев было Небо, — еще одно доказательство того, что они остались

Из


Культурология в вопросах и ответах

в области мифологии, как в религиозных обрядах, на первой ста­дии.

Особенности национального характера определили стержне­вую линию развития китайской культуры. Она не религиозна. В роли мифологических существ выступают люди, которые созда­ют сельскохозяйственные культуры, ремесла, язык и все осталь­ное, чем пользуется человечество. Речь идет о культурных героях, которые ввиду отсутствия в Китае пантеона богов и выполняли роль главных творцов. Надо сказать, что в Китае они создали мно­го такого, до чего другие народы додумались гораздо позже. Пред­ставление о культурных героях получило особое развитие в Китае.

Китайская культура может служить хорошим подтверждением концепции древнегреческого философа Эвеемера (конец IV — на­чало III вв. до н. э.), в соответствии с которой истоки мифов следу­ет искать в действительной истории и что мифологические боги и полубоги первоначально были реальными человеческими сущест­вами.

Постепенно функции предков, живших в легендарные времена и одаренных сверхъестественными способностями, брали на себя боги. Но китайская культура из-за слабости мистического компо­нента задержалась на начальном этапе. Культурные герои наделе­ны необыкновенным рождением, их нередко охраняют живот­ные-защитники, и они становятся мудрыми правителями или же иным путем совершают великие деяния. Культурными героями выступают легендарные правители Яо и Шунь, отнесенные тради­цией к XXIV— XXIII вв. до н. э.; Юй, основатель первой китайской династии Ся (XXIII до н. э.), Желтый Император и др. Их можно воспринимать как творцов, которые передали свои произведения другим людям.

Китайский миф о происхождении мира из яйца, известный и по другим источникам, заставляет вспомнить о точке сингулярно­сти из современной модели Большого взрыва и расширяющейся вселенной. В этом же мифе фигурирует расширение Небес и Зем­ли, на которые распалось яйцо. В других текстах порожденный в яйце Пань-гу выступает как аналог Пуруши. Когда он умер, «его дыхание превратилось в ветер и облака, голос — в гром, левый и правый глаз соответственно в солнце и луну, четыре конечности и пять «тел» (пальцев?) — в четыре стороны света и пять великих гор, кровь — в реки, мускулы и вены — в слои земли, плоть — в почву, волосы и борода — в созвездия, кожа и волосы на теле — в расте­ния и деревья, зубы и кости — в металлы и камни, костный мозг — в золото и драгоценные камни, а пот — в дождь. Паразиты на его








Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 594. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия