Студопедия — Новоевропейская философия. печальную известность орден иезуитов в 1773 г
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Новоевропейская философия. печальную известность орден иезуитов в 1773 г






печальную известность орден иезуитов в 1773 г. был распущен. XVIII в. продолжил критику религии. В «Катехизисе честного человека» известнейший деятель эпохи Просвещения Вольтер (1694-1778) заявил, что христианство началось с фанатизма, а кончается мошенничеством. Труды энциклопедистов и просвети­телей духовно подготовили Великую французскую революцию, ко­торая нанесла удар по материальному положению церкви, отменив десятину и конфисковав церковные и монастырские земли. Свет­ская власть церкви сошла на нет.

Эпоха Просвещения объемлет XVIII в. и понимается в двух смыслах. Во-первых, сами ученые желали быть просвещенными, т. е. много знать и решать проблемы доводами разума, а во-вторых, они старались просвещать других, распространяя полезные и дос­тойные изучения сведения. Виднейшими деятелями Просвещения были, помимо Вольтера, Ж.Ж. Руссо (1712—1778), Ш.Л. Монтескье (1689-1755), Д. Дидро (\7l3-\784), И. Гердер (1744-1803), который сформулировал просветительское представление о прогрессе, фи­лософски обоснованное в XIX в. Г. Гегелем (1771 —1830).

Общепринято деление на восточную и западную как культуры преимущественно нерациональные и рациональные. На Востоке ро­дились менее рациональные отрасли культуры — мифология и рели­гия, а на Западе наиболее рациональные — философия и наука. Для античной философии главной была этика, для средневековой — теология, для новоевропейской — теория познания. Как познавать мир — вот основной вопрос новой философии. Большинство фи­лософов Нового времени смотрели на человека как на познающее, прежде всего, существо.

Рене Декарт (1596—1650) методологически освободил филосо­фию от власти религии, как Сократ освободил ее от власти мифо­логии. Наступило возрождение философии как часть возрождения культуры. Были обретены нити, потерянные Средневековьем, и Восстановлена преемственность. Декартродоначальник рациона-лизма Нового времени (как Сократ — основатель философии как Рационального подхода к целостному бытию), и неудивительно, Что для него столь же большое значение имел метод. Критерием Истинности познания Декарт признает ясность и отчетливость иДей. Учение Декарта о непосредственной достоверности самосоз-нания, врожденных идеях, интуитивном характере аксиом — опора Рационализма Нового времени. Культивирование рационального в ^вРопе подчеркивается Ницше: «Школьная дисциплина разума Желала Европу Европой; в Средние века она была на пути к тому,


Культурология в вопросах и ответах

чтобы снова стать частью или придатком Азии, — т. е. потерять на­учный дух, которым она обязана грекам»'.

Философия Нового времени сформулировала представление о субстанции, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самой. Аналогично тому, как Сократ ввел понятия в противоположность вещам, так Декарт — духовную субстанцию, атрибутом которой является мышление, в противоположность те­лесной субстанции, атрибут которой протяжение. От декартовых субстанций идут споры о соотношении материального и идеально­го и о том, что из них первично.

Сразу возникла проблема связи двух субстанций. Решая ее, ни­дерландский философ Бенедикт Спиноза (1632—1677) предполо­жил, что мышление и протяжение представляют собой два атрибу­та одной субстанции. Отсюда следовал пантеистический вывод, что Бог существует в реальных телах природы и человеке. Единст­венная, вечная и бесконечная субстанция Спинозы — «причина самой себя» и всех многообразных вещей — ее порождений. Спи-нозова самопричинность мира напоминает представление индусов о Брахмане как причине самого себя.

Определив благо как приносящее пользу, Спиноза продолжил утилитаризм, начало которому положили греки. Стоики определя­ли пользу как «движения и состояния, соответствующие доброде­тели»2. Утилитаризм Нового времени нравственно амбивалентен и порой скатывается к аморализму, который по отношению к приро­де с исчерпывающей полнотой Спиноза выразил в III части «Эти­ки». Соображения нашей пользы не требуют сохранения того, что существует в природе, кроме людей, но учат нас сохранять, разру­шать или употреблять это на что нам нужно, сообразно с различ­ной пользой, которую можно отсюда извлечь.

Немецкий философ Готфрид Лейбниц (1646—1716) в «Новых опытах о человеческом разуме» подверг критике субстанции Де­карта и Спинозы за пассивность. Лейбниц стремился отыскать ди­намические начала для объяснения многообразия мира. Он утвер­ждал, что все веши обладают собственной внутренней способно­стью непрерывно действовать. Это и есть их субстанция. На представление Лейбница о монадах как «единицах» бытия большое влияние оказали открытие микроорганизмов с помощью появив-

1 Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Соч.: В 2 т. М., 1996.
Т. 1.С. 382.

2 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых филосо­
фов. М., 1979. С. 277.








Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 361. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия