Студопедия — Культура и образование
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Культура и образование






но лишь немногим прирождена или привита воспитанием та мера упорства, выдержки, энергии, в силу которой он действительно становится талантом, т. е. становится тем, что он есть, — это зна­чит: выявляет себя в произведениях и действиях»1.

Интересно рассуждение Ницше о макрокосме и микрокосме культуры. Человек создает внутри себя здание культуры, в котором примиряются различные силы и направления. «Но такое здание культуры в отдельной личности будет иметь величайшее сходство со строением культуры в целые исторические эпохи и служить по­стоянным уроком для понимания последней по аналогии»2. За первые 30 лет, по Ницше, человек познает «курс, над которым че­ловечество трудилось, быть может, тридцать тысяч лет». Высшее образование и представляет собой познание отраслей и типов культуры в целом. Если принять такое определение, то преобла­дающее ныне образование точнее назвать специальным.

Метод изучения культуры — «подъем на вершины». Их можно выделить несколько десятков из 10 цивилизаций: от семи чудес светало египетской живописи, шумерской мифологии, финикий­ского алфавита, вавилонского эпоса, конфуцианства, даосизма, буддизма, йоги, христианства, ислама, греческой скульптуры, архитектуры, драмы, философии, римской поэзии, европейской живописи, музыки, науки и техники, русской иконописи и литера­туры.

Их развитие — ответ на важнейшие вопросы культуры: что та­кое жизнь и смерть, каково происхождение и устройство мира, что такое человек и каково его соотношение с миром и Богом, что та­кое любовь, истина, добро, красота, чувства, разум, сознание... Культура целостна и незавершенна. Соединив все, что мы знаем и делаем, мы получаем искомую истину, которая не будет оконча­тельной, коль скоро жизнь продолжается.

1 Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Соч.: В 2 т. М., 1996.
Т. 1.С. 357.

2 Там же. С. 387.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем" основные итоги.

1. Культура развивается по своим законам, отличным от зако­нов природы и материальной жизни людей.

2. Механизм развития культуры: жертва -»синтез -> подмена — приводит к смене главенствующей роли отраслей культуры — от мистики до идеологии. Потерявшая господствующее положение отрасль остается на вторых ролях.

3. Появление и занятие господствующего положения данной отраслью зависит: а) от уровня развития человечества; б) от обще­ственных давлений и потребностей; в) от специфики предыдущей отрасли культуры.

4. Культура развивается под действием тенденции рационали­зации, дополненной реакцией иррациональности. В результате их борьбы между собой смена отраслей культуры определяется прин­ципом маятника. Степень рациональности отраслей культуры по­степенно растет, хотя не линейно, а по спирали.

 

5. Каждая новая отрасль получает господство в результате жертвы, а ее энергия рассеивается от подмен, которые присущи лидирующей отрасли культуры.

6. В процессе роста культурной системы при создании новых отраслей действуют естественные силы дифференциации, услож­няющие культурную пирамиду, и создаются условия для подмен. Под их действием культурная пирамида теряет устойчивость, и в ней растет тенденция к синтезу. Последний создает почву для раз­вития новых отраслей, которые появляются с помощью жертвы.

7. В целом культурная система увеличивает свою сложность и разнообразие и, стало быть, эволюционирует. Истинный прогресс человечества — это прогресс культуры, а так как он невозможен без жертвы, то можно сказать, что жертва — двигатель прогресса.

8. Основные человеческие ценности — истина, добро, красота и др. — получают свое оправдание, поскольку способствуют про­грессу культуры, а стало быть — прогрессу человека.


Заключение

9. Культура более слабая физически часто побеждает своих за­
воевателей духовно (завоевание семитами шумеров, арийцами дра­
видов, дорийцами ахейцев, римлянами греков, персов и евреев).

10. Субъектом культуры является Человек Духовный, живущий по законам развития культуры. Задача человека как культурного существа — способствовать развитию культуры. Социум есть пере­ходное состояние от Человека Разумного к Человеку Духовному, среда существования которого — мир культуры.

11. Высшие культурные принципы человечества: а) принцип жертвы, связанный с происхождением мира и развитием культуры; б) принцип синтеза, связанный с творением нового; в) принцип загробного суда, связанный с существованием нравственности, предохраняющей от самоистребления, — имеют смысловое значе­ние. Первый принцип раскрывает смысл смерти, второй — смысл жизни, третий — смысл посмертного существования.

12. Кризис культуры в эпоху господства идеологии требует культурной революции для обеспечения способности культуры к развитию и становления Человека Духовного. Можно предполо­жить, что таковой будет занятие лидирующей позиции новой от­раслью культуры — экологией.

В данной книге сделана попытка систематизации материала по духовной культуре человечества. С появлением новых данных о прошлом и развитием самой культуры будут создаваться новые, более обоснованные модели. Тем не менее автор предлагает мо­дель, которая может, как представляется, иметь дидактическое оп­равдание. «От тебя зависит, чтобы все, что ты переживаешь, — твои искания, ложные пути, ошибки, разочарования, страсти, твоя любовь и твоя надежда — без остатка растворилось в твоей цели. Эта цель состоит в том, чтобы самому стать необходимой цепью звеньев культуры и от этой необходимости заключать к необходи­мости в ходе всеобщей культуры... Тогда наступает пора, чтобы приблизился туман смерти, и нет повода гневаться на это. На­встречу свету — твое последнее движение, восторг познания — твой последний возглас», — так заканчивает главу о культуре в сво­ей книге «Человеческое, слишком человеческое» Ф. Ницше.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антология исследований культуры. СПб., 1997.

2. Антология культурологической мысли. М., 1996.

3. ВикоД. Основания новой науки об общей природе наций. М., Киев, 1994.

4. Гринденко Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1998.

5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

6. Дж. Бруно: О героическом энтузиасте. Киев, 1996.

7. Леви-БрюльЛ. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937.

8. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1995.

9. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.

 

10. Ренан Э. Жизнь Иисуса. М., 1990.

11. ТойнбиА. Постижение истории. М., 1991.

12. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

13. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993. Т. 2. М., 1998.

14. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996.








Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 312. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия