Студопедия — Самодеятельное художественное творчество в СССР. Официально санкционированные формы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Самодеятельное художественное творчество в СССР. Официально санкционированные формы






Художественная самодеятельность в СССР http://bse38.medtour.info/podrobno/sssr_hudozhestvennaya_samodeyatel_nost~75426.htm

Самодеятельные коллективы возникли сразу после Окт. революции 1917. Только на фронтах Гражд. войны 1918-20 выступало около тысячи драматич. кружков. При Театр, отделе (ТЕО) Наркомпроса в 1919 был создан подотдел рабоче-крест. театра, занимавшийся развитием театр, самодеятельности. В 20-х гг. выступления самодеятельных коллективов носили преим. агитац. характер. Распространились коллективы «Живая газета», «Синяя блуза» (в городе), «Красная рубаха» (в деревне), показывавшие различные обозрения, лит. монтажи, отд. концертные номера, поев, междунар., производственным и др. острозлободневным вопросам, часто связанным с жизнью данного предприятия, учреждения и т. п. Тексты и постановки этих представлений принадлежали обычно самим участникам кружков. Большое значение для становления самодеятельности имело трамовское движение (см. Театр рабочей молодёжи, ТРАМ). На основе коллективов художеств, самодеятельности, в т. ч. и ТРАМов, возникли нек-рые проф. театры (им. Ленинского комсомола в Москве, Ленинграде и др. городах, а также драматич. и муз.-драматич. театры в Узбекистане, Казахстане и др. республиках). В 1930 было опубликовано пост. СНК РСФСР «Об улучшении театрального дела», направленное на усиление взаимодействия проф. и самодеятельного театра. В 1936 в Москве для руководства и помощи художеств, самодеятельности был создан Дом народного творчества им. Н. К. Крупской. С 1940 дома нар. творчества начали создаваться во всех республиках и областях. Были образованы отдел художественной самодеятельности в составе Комитета по делам иск-в при СНК СССР и сектор художественной самодеятельности ВЦСПС (1940). В кон. 30-х гг. в самодеятельность пришли мастера проф. иск-ва, стремившиеся передать творческий опыт начинающим артистам (И. М. Москвин взял шефство над Домом культуры Автозавода им. Лихачёва в Москве, М. М. Тарханов - над Домом культуры им. Горбунова, там же, и др.). В репертуар коллективов стали входить лучшие пьесы сов., а также классич. драматургии. Появились муз. самодеятельные театры.

В период Великой Отечеств, войны 1941-45 коллективы художеств, самодеятельности выступали на фронте, в воен. госпиталях, на оборонных предприятиях. На Всесоюзных смотрах художеств, самодеятельности профсоюзов в 1948, 1951 и 1954 были показаны значит, работы: «Ревизор» Н. В. Гоголя (Ленингр. ун-т), «Калиновая роща» А. Е. Корнейчука и «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского (Дом культуры им. Горбунова, Москва), «Егор Булычев и другие» М. Горького (Выборгский дом культуры, Ленинград; Дворец культуры автозавода в г. Горьком), «Аттестат зрелости» Л. Б. Гераскиной (Дом культуры Автозавода им. Лихачёва, Москва), оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки (Уржумский Дом культуры), «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова (оперный коллектив Дома культуры им. Кирова в Ленинграде) и др.

В СССР проводятся всесоюзные фестивали самодеятельного художеств, творчества трудящихся (один раз в 5 лет). В их рамках организуются всесоюзные, республиканские, краевые, областные, городские и районные выставки изобразит, и прикладного иск-ва, фотоискусства, конкурсы и смотры любительских фильмов, хоров, духовых и эстрадных оркестров, вокально-инструм. ансамблей, драматич. коллективов и нар. театров, агитбригад, оркестров нар. инструментов, ансамблей нар. танца, солистов- вокалистов, чтецов и др. Лучшие коллективы художеств, самодеятельности участвуют в творческих отчётах и смотрах на ВДНХ СССР. Самодеятельные коллективы с большим успехом выступают на фестивалях и конкурсах (см. Смотр художественной самодеятельности), в т. ч. международных. В коллективах самодеятельности началась деятельность мн. известных артистов - И. С. Козловского, С. Я. Лемешева, И. И. Петрова, А. П. Огнивцева (Большой театр), И. О. Горбачёва (Ленингр. академич. театр драмы им. Пушкина), С. Ю. Юрского (Ленингр. Большой драматич. театр), В. К. Васильевой (Моск. театр Сатиры), В. С. Ланового (Театр им. Вахтангова), И. С. Саввиной (Моск. театр им. Моссовета, МХАТ), С. Ишантураевой, А. Хидоятова (Узб. театр драмы им. Хамзы) и мн. др.

Художеств, самодеятельности СССР свойственны стабильность работы коллективов, повсеместность распространения и массовость, жанровое разнообразие.

В кон. 50-х гг. в результате тщательной подготовки спектаклей, концертных номеров, всесторонне поставленной учеб-но-воспитат. работы лучшие коллективы стали приближаться по своему уровню к проф. театру (постоянная труппа, сложившийся репертуар, систематич. выступления перед зрителями), ансамблю, хору и др. С 1959 лучшим из них стали присваивать звание «народный» (театр, ансамбль и др.; их более 4,5тыс. на 1975).

Наиболее популярные и массовые коллективы-хоровые, вокальные и хореографические. При мн. дворцах культуры существуют ансамбли нар. танца (Челябинского металлургич. завода; «Дншро», г. Днепродзержинск; «Лявониха», Минск; «Мэрцишор», Кишинёв; Дома культуры им. Ф. Э. Дзержинского МВД Груз. ССР и др.), песни и танца (Вильнюсского ун-та; ансамбль «Арира» Абашского районного дома культуры Груз. ССР и др.), хоры (рус. нар. хор Дворца культуры металлургов Липецка; «Двентус» и «Дзинтарс» в Латв. ССР и др.).

В 60-70-е гг. ряд интересных спектаклей показали нар. театры при дворцах культуры: Автозавода им. Лихачёва в Москве («Синяя тетрадь» по Э. Г. Казакевичу), «Большевик» в Киеве («Мать» К. Чапека), Текстильщиков в Ташкенте («А зори здесь тихие...» Б. Л. Васильева), Ангарских нефтехимиков («Разбитое окно» А. Ю. Кузнецова), Омских нефтехимиков («Варшавский набат» В. Н. Коростылёва), Железнодорожника в Тбилиси («Генерал Леселидзе» Г. Д. Нахуцришвили), Минских автомобилестроителей («Сталевары» Г. К. Бокарёва); при Доме офицеров в Харькове («Барабанщица» А. Д. Салынского), при Доме учителя во Львове (играет на польском яз., пост. «Свадьба» С. Выспянского, и др.); нар. театры - им. Эд. Вильдев Тарту («Хозяин Кыррбоя» А. Таммсааре), им. Пауля Пинна в Таллине («Верю в тебя» Коростылёва), Енисейский нар. театр («Человек, здравствуй!» по А. С. Макаренко). Распространение получили студенческие театры, существующие при Домах культуры высш. уч. заведений (народные театры Моск. и Ленингр. ун-тов, Моск. энергетич. ин-та, Челябинского политехнич. ин-та и др.), молодёжные театры, работающие над созданием собств. репертуара. Среди пост.: «Хорошо» Маяковского (Пермский нар. театр молодёжи), «Университетский двор» (т. н. Дворовый театр Вильнюсского ун-та) и др.

Помимо драматических, имеются и муз. нар. театры: оперные - Центр, дома культуры железнодорожников в Москве («Зори здесь тихие» К. В. Молчанова), Дома культуры им. Кирова в Ленинграде («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Клайпедский («Любовный напиток» Г. Доницетти), Ташкентского з-да транспортного машиностроения («Молодая гвардия» Ю. С. Мейтуса); балетные - Дома культуры им. Горького в Ленинграде («Жизель» А. Адана) и др.

См. раздел Клубные учреждения и парки культуры и отдыха, статьи Художественная самодеятельность, Клубные учреждения, а также раздел Художественная самодеятельность в статьях о союзных республиках в соответствующих томах БСЭ.

 







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 769. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия