У Бодлера действительно лучше, но о другом— Ты пошутил, а он пишет серьезно; эти строки полны глубокой психологической мудрости; в них – бегство личности от себя, бегство от незнания ответов на вопросы, бегство от осознания своей духовной несостоятельности, бегство от своей боли. Это тоже разврат, но в нем выражен не столько сексуальный, сколько психологический фактор. Та же нимфоманка, например, может быть генитальной нимфоманкой, а может быть психологической нимфоманкой. Тот же развратник может быть генитальным развратником, а может быть психологическим развратником, – когда разврат становится почти осознанным средством ухода от жизненных проблем, точно так же, как для алкоголика – алкоголизм. — Можно ли назвать многоженство узаконенным развратом? И еще – вопрос такой: зачем Магомету было столько жен? Когда Пророк умирал, оставалось девять жен – это общеизвестный факт. А вообще – сами мусульмане спорят, было ли у него пятнадцать или двадцать пять жен… — На Небе дела Магомета уже оценены не по количеству его жен, а по мере содеянного им блага. Да, и Магомет, и царь Соломон, и другие выдающиеся представители человеческого Духа в свое время шли на поводу у сложившихся исторических традиций. Однако это не значит, что к ним можно приклеить ярлык распутников, прелюбодеев и так далее. Весь вопрос – насколько велико было самоотождествление этих людей с их многоженством и насколько они видели себя проявленными в этом. Думаю, что судить за многоженство Соломона, Магомета, Авраама, Исаака, Иакова – это неблагодарный труд. Конечно, многоженство, в особенности в современном мире, есть узаконенный разврат. Причем этот грех проникает в душу и разрушает ее незаметно; поскольку в странах, где национальная психология всегда принимала многоженство, это является естественным стереотипом мышления. Однако уже говорилось о том, что в результате эволюции человечества – и мусульманский мир приходит естественным образом к моногамии. — Если так можно выразиться – кто больше грешит: тот, кто грешит в мыслях, или в действиях? Действие есть воплощенная мысль. Значит, и греха в нем, вероятно, больше… — Больше грешит тот, кто грешит с большим задействованием разрушительных сил. Ты можешь согрешить в действии, дав пощечину одному человеку; ты можешь согрешить в мысли, которая позже приведет к гибели сотен тысяч людей. Ты можешь с большой силой и интенсивностью пожелать зла своему ближнему – и это также будет действием. Нет разницы между мыслью и действием. Всякая мысль есть действие. Поэтому тяжесть греха определяется не его воплощенностью в материи в данный момент, но интенсивностью хаотической вибрации, которая возникает в уме и в душе грешащего Человека. Вот жизненный факт: юноши в процессе своего созревания предаются бурным эротическим фантазиям и, по сути, желают всех женщин, которых видят. То есть они постоянно прелюбодействуют в мыслях. Что же, получается, что они все – смертельные грешники? — Вопрос ты ставишь неуместно. У всякого возраста свои слабости. Все, однако, сводится к овладению своей натурой и к целеустремленности помыслов. Конечно, юноши впадают в распутство…
|