Становление абсолютизма в Англии обусловлено следующими изменениямив общественном строе и экономикеС конца XIV в. в Англии быстрым темпом идет эволюция феодального землевладения в капиталистическое: - ликвидация барщины; - падение феодальнойренты; - сдача барской земли в аренду крестьянам за сравнительно умеренную плату; - уничтожение крепостного права, превращение крепостных крестьян в копигольдеров. Крупное феодальноехозяйство в течение XV в. приходит в упадок, его доходы сокращаются. Развитие товарно-денежных отношений соответствовало накоплению капитала и возникновению первых мануфактур - в шерстяной промышленности. К концу XV в. - началу XVI в. изменился облик английского дворянства - старая феодальная знать была истреблена в междоусобной войне Алой и Белой розы, на основе средних слоев дворянства образовалось новое дворянство - джентри, пополнявшееся выходцамииз городской буржуазии (купцов и ростовщиков) и разбогатевшего крестьянства, которые покупали земельные владения светских и духовных феодалов. Интересы джентри были близки интересам буржуазии. Особенность экономического развития Англии этого периода - формирование капиталистических элементов в деревне ранее, чем в городе. Быстрое развитие сукноделия, ставшего основной отраслью английской промышленности, повлекло увеличение спроса на шерсть и вызвало стремление расширить пастбища для овец. В Англии начался аграрный переворот. Не довольствуясь захватом общинных земель, крупные землевладельцы насильственно сгоняли с земли крестьян, разрушали их дома и целые деревни. Имущественное расслоение сельского населения привело к выделению: - фермеров-фригольдеров как зажиточной верхушки крестьянства, эксплуатировавшей наемный труд и часто переходившей в ряды крупных арендаторов; - копигольдеров как малоземельных арендаторов и безземельных батраков. 2. Эпохой английского абсолютизма было правление династии Тюдоров и первых Стюартов (Иакова I и Карла I). Своеобразием английский абсолютной Монархии являлись: - сохранение парламента, ставшего орудием сильной королевской власти; - отсутствие сильного и развитого бюрократического государственного аппарата; - сохранение органов местного самоуправления; - отсутствие постоянной армии. Военную мощь страны составлял сильный флот, который обеспечивал не только защиту с моря, но и возможность ведения активной торговой и колониальной политики. Центральными органами власти и управления в этот период в Англии становятся: - король, сосредоточивший в своих руках всю реальную власть; - Тайный совет короля, который составляли представители феодальной знати, нового дворянства и буржуазии. Он обладал широкой компетенцией: управлял заморскими колониями, регулировал внешнюю торговлю при его участи? издавались ордонансы, он рассматривал некоторые судебные дела в качестве суда первой инстанции и в апелляционном порядке; - парламент, состоявший, как и в XIV в., из двух палат - палаты лордов и палаты общин. С XV в. палата лордов формировалась преимущественно из наследственных пэров, палата общин - из представителей дворянства и городской верхушки. Духовенство не было выделено как сословие в английском парламенте - прелаты вошли в палату лордов. Остальное духовенство не получило представительства в парламенте. Реформация, ликвидировавшая в конце XVI в. власть Римского Папы над английской церковью и сопровождавшаяся изъятием церковных земель и превращением их в государственную собственность (секуляризацией), содействовала укреплению абсолютизма. Церковь, возглавляемая королем, превратилась в часть государственного аппарата. 3. В период абсолютизма возросла зависимость системы местных органов управления от центральных органов власти. В графствах была учреждена должность лорда-лейтенанта. Лорд-лейтенант назначался непосредственно королем; в его функции входило руководство местным ополчением, деятельностью мировых судей и полиции. Низовой местной самоуправляемой единицей стал церковный приход. В его компетенцию входили вопросы местного церковного и территориального управления. Собрание прихожан, плативших налоги, решало вопросы распределения налогов, ремонта дорог и мостов и т. п., а также избирало должностных лиц прихода. Ведение церковных дел осуществлялось настоятелем прихода, деятельность которого была поставлена под контроль мировых судей, а через них - под контроль органов управления графствами и центральных органов. 4. При абсолютизме важнейшими судебными инстанциями были Суд королевской скамьи, Суд общих тяжб и Суд канцлера. Оформились структура и юрисдикция центральных Вестминстерских судов, в том числе Суда справедливости и Высшего суда адмиралтейства. Были созданы также чрезвычайные суды, самый известный из которых - Звездная палата (по сути политический трибунал). Расширилась судебная компетенция мировых судей. Все уголовные дела предписывалось рассматривать разъездным и мировым судьям после утверждения по ним обвинительного акта большим жюри. В состав суда включались присяжные заседатели.
Вопрос 43. Право средневековой Англии
1. Английскому средневековому вещному праву известно деление имущества на движимое и недвижимое, но более распространенным и традиционным было деление вещей т реальную собственность и персональную собственность: - реальная собственность защищалась реальными исками (в случае успеха которых утраченная вещь возвращалась владельцу). К реальной собственности относились родовая недвижимость, а также такие права на землю, которые носили характер свободного держания, феодального владения от короля или от другого лорда; - персональная собственность защищалась персональными исками. К ней относились все прочие вещи. Земля занимала особое место в английском средневековом праве. Земельные права определялись двумя главными понятиями: - владение, держание (tenancy); - объем владельческих прав, правовых интересов (estate). Владение могло быть: - свободным (фригольд) - владение землей, полученной на условиях несения рыцарской службы или по праву личной службы, а также землевладение свободного крестьянина (сокаж); - несвободным (копигольд) - владение землей на условиях исполнения личных и поземельных повинностей крестьянина в пользу лорда;современем превратилось в наследственное право феодальной аренды. Понятие объема владельческих прав на недвижимость (estate) включает права лиц, которые участвуют в отношениях владения, пользования, распоряжения и контроля над собственностью, а также дает представление о наборе технических средств для передачи собственности. Исторически развиваясь, оно имело следующие формы: - получение лордами права продажи земли при условии, что нанового ее держателя переходят все служебные повинности прежнего; - владение, близкое к частной собственности, с тем лишь отличием, что при отсутствии наследников земля не становилась выморочной; - заповедные права на землю (права «заповедных земель»); - пожизненное владение; - владение на определенный срок. Чисто английским институтом вещного права был институт доверительной собственности (трэст): когда одно лицо передает другому в собственность свое имущество или его часть с тем, чтобы получатель, став формально собственником, управлял имуществом и использовал его в интересах прежнего собственника или по его указанию. По мере развития рыночных отношений в английском праве стало складываться и развиваться обязательственное право: обязательства из деликтов и договоров. Средневековому английскому обязательственному праву известны в числе прочих следующие формы исков: - иск о долге; - иск об отчете (лица, которому были доверены чужие деньги); - иск о соглашении (требование к должникуисполнить обязательство, установленное соглашением сторон); - иск о защите словесных соглашений. 2. Семейное право средневековой Англии определялось интересами охраны и защиты феодального землевладения. Как и в других странах Европы этого периода, оно регулировалось нормами канонического права - например, церковная форма брака, запрещение развода и двоеженства и пр. Английская средневековая семья носила патриархальный характер. Движимое имущество женщины при вступлении в брак переходило к мужу, в отношении недвижимого имущества устанавливалось его управление. Замужняя женщина не имела права на самостоятельное заключение договоров, на выступление в суде в свою защиту. Замужние женщины в крестьянских, ремесленных и купеческих семьях пользовались большей дееспособностью - они могли управлять своим имуществом, заключать сделки, заниматься торговлей. Обычным англосаксонским правом развод признавался, хотя каноническое право его не допускало, разрешая лишь при определенных обстоятельствах раздельное проживание супругов. В случае развода или в случае смерти мужа женщина, уходя из семьи мужа, получала свою долю семейного имущества. 3. Английское средневековое право знало наследование и по закону,и позавещанию. При наследовании по закону утвердился принцип майората - во избежание дробления феода передача по наследству земельной собственности старшему сыну, а при его отсутствии - старшему в роде. Наследование по завещанию в некоторых местностях ограничивалось - запрещалось устранять от наследования законных наследников. 4. Английское средневековое уголовное право традиционно подразделяло все преступления на три группы: - фелония- понятие, сложившееся еще в XIII в. и означавшее тяжкие преступления (тяжкое убийство, простое убийство, похищение имущества, насильственное проникновение в чужое жилище ночью с целью их совершения и др.). Фелония каралась смертной казнью и конфискацией имущества; - измена, выделившаяся из числа других преступлений в XIV в. и ставшая самым тяжким преступлением. В понятие измены входило нарушение долга верности королю со стороны его подданных (великая измена), а также совершение преступлений против государственной безопасности (призыв к мятежу, незаконное сборище в целях учинения беспорядков, сговор, соглашение двух или более лиц с противозаконными намерениями); - мисдиминор - понятие, которое постепенно развилось из правонарушений, ранее наказывавшихся лишь взысканием причиненного ущерба в гражданском порядке. Со временем в эту группу преступлений были включены мошенничество, изготовление фальшивых документов, подлог. Мисдиминор карался тюремным заключением или штрафом. 5. Судебный процесс в XII - XIII вв. носил обвинительный характер. В дальнейшем английское судопроизводство стало обвинительно-состязательным как по гражданским, так и по уголовным делам. Предварительного следствия не существовало. Церковные суды прибегали к услугам расследователей, которые изучали доказательства и устанавливали факты. Их заключения являлись основой решения. В судах общего права доказательства собирались самими сторонами. В конце XV в. стали созываться специальные жюри обвинительных присяжных с целью проверки материалов обвинения. Если они признавали достаточными доводы в пользу обвинения, то составляли документ об обвинении. Такую проверку мог проводить и мировой судья. После того как стороны предоставляли свои доказательства, судья должен был суммировать обстоятельства дела и дать совет присяжным, указывая на правовые вопросы по делу. Суд присяжных выносил вердикт о виновности или невиновности обвиняемого.
Вопрос 44. Средневековый Китай
1. В первых веках н. э. в Китае окончательно утвердились и стали господствующими феодальные отношения. Укрепила свое положение крупная феодальная собственность на землю с правом купли-продажи, окрепло крупное землевладение «сильных домов», получила развитие система надельного землевладения на государственных землях. Период Троецарствия, отмеченный борьбой царств Вэй, Шу и У,закончился в III в. на короткое время объединением страны под властью династии Западная Цзинь. Эта империя в конце 316г. была уничтожена вторгшимися в Северный Китай кочевыми народами. На юге Китая была воссоздана династия Цзинь, получившая название Восточной Цзинь (317 - 420 гг.), а на севере к IV в. установилось господство сяньбийского племени тоба и утвердилась власть династии Тоба Вэй, или Северных Вэй. До конца VI в. длились войны между северным и южным царствами, а также междоусобная феодальная борьба внутри самих царств. В этот период получила развитие система надельного землевладения, называвшаяся в то время «системой равных полей»; стало расширяться церковное (буддийское) землевладение. Во второй половине VI в. полководец Ян Цзянь основал династию Суй, которая в 589 г. объединила Север и Юг Китая. Представители этой династии стремились к установлению единодержавия. Усиление центральной власти сопровождалось закрепощением земледельцев и наступлением на древние общинные деревенские организации. Правление династии Суй (длительные войны, сооружение Великого канала, строительство дворцов) вызвало необычайный рост государственных расходов и увеличение взимавшихся с народа повинностей. Такая политика стала причиной народных восстаний, которые в 618 г. возвели на престол новую правящую династию - Тан. Танские императоры, стремясь подорвать влияние аристократии и создать прослойку служилых людей, всецело зависящих от императорского двора, ввели систему государственных экзаменов, успешная сдача которых и получение ученой степени открывали доступ к государственной службе. Таким путем был создан хорошо налаженный бюрократический аппарат управления. 2. В социальной структуре Китая выделялись три сословно-классовые группы: - благородные люди - светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Это были привилегированные лица, которые освобождались от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые - и от налогов. (В период правления династии Вэй был принят закон о «Восьми условиях для благоприятного рассмотрения дел» - «Ба и», наделивший чиновничество особым статусом и официально поставивший бюрократию в привилегированное положение. Его действие было отменено только в конце XIX в.) Богатые купцы, ростовщики, крупные землевладельцы пополняли ряды «благородных» посредством покупки почетных званий и ученых степеней; - добрый народ, или добрые люди, - простонародье, по преимуществу мелкие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей; - дешевый народ, или подлые люди, - неполноправные свободные и рабы, государственные и частные. К неполноправным" свободным относились безземельные и малоземельные крестьяне-арендаторы, находившиеся на положении полукрепостных и работавшие в «сильных домах» батраками, стражниками, слугами и т. д. Каждой сословно-классовой группе был присущ определенный образ жизни, строго соблюдались определенные правила поведения, определенный тип одежды, украшений, жилища. Запрещалось, минуя близлежащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше по социальному рангу. Правда, в отличие от индийских варн переход из одной группы в другую был возможен. 3. Главой государства был император – «Сын неба». Он обладал верховной законодательной и судебной, а также духовной властью (был верховным жрецом), правил на основе традиций и законов и имел неограниченные права. При императоре существовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные сановники. Совет возглавляли два канцлера (цзайсяна) - левый (старший) и правый (младший), зачастую самостоятельно решавшие государственные дела. В их подчинении находилось шесть ведомств (министерств). Первому канцлеру подчинялись: - ведомство чинов, занимавшееся назначением и увольнением чиновников; - ведомство обрядов, наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета, нравственностью; - ведомство финансов, осуществлявшее учет податных, занимавшееся обложением и сбором налогов. В ведении второго канцлера находились: - военное ведомство, занимавшееся организацией военного дела в империи; - ведомство наказаний, которому подчинялись суды и тюрьмы; - ведомство общественных работ, осуществлявшее организацию трудовой повинности податных. Управление страной осуществлялось через три палаты: одна палата руководила органами исполнительной власти (ведомствами), две другие готовили и публиковали императорские указы, организовывали торжественные церемонии. Управление на местах основывалось на территориальном принципе. Самой крупной административно-территориальной единицей империи была провинция. Территория страны делилась на десять провинций, которые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из центра. В провинции действовали три управленческие службы,во главе которых стояли уполномоченные чиновники высоких рангов: - административная, в обязанности которой входили учет людей и земель, сбор налогов, наблюдение за строительными работами и распределением воды; - военная; - надзорно-контрольная, находившаяся в особом положении - она должна была контролировать весь местный управленческий аппарат, вести борьбу с коррупцией и злоупотреблениями чиновников. Деятельность этого органа способствовала централизации государственного аппарата. 4. В средневековом Китае, как и в других феодальных государствах, судебные дела рассматривались не только в судебных органах, но и в административных органах, выполняющих судебные функции. На высшей ступени иерархической судебной лестницы в XIV - XV вв. в Китае стоял сам император, обладавший верховной судебной властью, на низшей - выборный старейшина деревни. Судебные дела в основном решались в уездных управах - ямынях. В случае недостаточности доказательств дело откладывали или передавали специальному следственному судье по уголовным делам. В областях и провинциях действовали особые судебно-правительственные органы, которые рассматривали дела, связанные с тяжкими преступлениями - убийством, крупным хищением, лихоимством. Если дело не было окончательно решено в области или провинции, то оно направлялось в столичный судебно-следственный орган, где решения выносились от имени императора.
Вопрос 45. Право средневекового Китая 1. Основными формами собственности в праве Китая были государственная и частная собственность. Особый вид собственности представляла церковная собственность (принадлежавшая буддийским и даосским монастырям). Общинное землевладение перестало существовать в Китае еще в древности. Коллективная собственность на землю имела форму семейной или родовой собственности, выделенной на поддержание культа предков и на общинные кладбища. Договоры заклада собственности имели следующие особенности: - при закладе земли залогодатель длительное время не терял на заложенную землю права собственности, сохраняя право выкупа земли после истечения срока уплаты долга, поскольку отчуждение семейной собственности допускалось лишь в случае крайней нужды с правом последующего выкупа. Залогодержатель не мог распорядиться землей, даже если в договоре займа отоваривалась возможность продать землю. В случае неуплаты долга продаваемая земля должна была быть предложена сначала родственникам, затем соседям залогодателя; - при залоге движимого имущества также исключалось самовольное распоряжение им, даже если исполнение договора было просрочено; кроме того, отдать в залог семейное имущество мог только глава семьи. Китайское право отличало от договора займа договор ссуды - передачу в пользование конкретно-определеннойвещи, невозвращение которой влекло за собой уголовную ответственность. Договор купли-продажи занимал особое место в китайском Обязательственном праве. Главным условием его действительности являлось соглашение сторон. Купля-продажа обычных вещей, так же как рабов и скота, требовала составления купчей. Несоставление купчей наказывалось битьем палками. При продаже людей необходимо было свидетельство, что продаваемый человек с рождения был лично свободен. 2. Семейное право в Китае (а также гражданское и другие отрасли частного права) базировалось на принципах конфуцианской морали. Еще в эпоху Хань конфуцианизация законов привела к усилению мер наказания за проступки перед родителями и старшими в роде. Брак рассматривался как долг, выполнение которого должно служить интересам семьи, требованиям культа предков. Целью брака было появление мужского потомства. Браку предшествовало соглашение семей жениха и невесты, не требовавшее согласия брачующихся, но обязательно предусматривавшее согласие отца. Возраст брачного совершеннолетия не закреплялся, но обычно он составлял 15-16 лет для мужчин и 14 - 15 лет для женщин. Был распространен обычай помолвки еще не родившихся детей. Запрещались браки свободных с рабами, с родственниками по мужской линии в любой степени родства, с лицом, носящим ту же фамилию. Запрещалась полигамия, второй брак при жизни первой жены признавался недействительным. У мужчин могло быть неограниченное число наложниц, права которых определялись обычаем. Развод в Китае допускался по обоюдному согласию супругов - китайский брак не носил священного, нерасторжимого характера. Муж мог требовать развода в случаях бесплодия жены, распутства, проявления непочтения к мужу и его родителям, болтливости, склонности к воровству и др. Жена могла требовать развода, если муж покидал ее на срок более трех месяцев, продавал в рабство или принуждал к аморальному поведению. 3. Наследование носило характер общего правопреемства, так как сопровождалось ответственностью наследников за долги умершего. Отдельно наследовались чин (титул, должность), если он передавался по наследству, и имущество умершего, переходящее нисходящим родственникам по мужской линии. Чин мог быть унаследован только старшим сыном. Замужние дочери не имели права на наследство, незамужние получали половину доли братьев. Отец не имел права лишить сына наследства, а также увеличить долю одного сына за счет другого. 4. В области средневекового уголовного права Китая идеология конфуцианства возобладала над концепцией легистов, считавших, что все должны быть равны перед законом: конфуцианцы утверждали, что наследственная аристократия и администрация должны стоять над законом. Конфуцианство проявилось также в вере китайцев в исключительную эффективность взаимодействующих друг с другом моральных норм и жестких правовых норм. Неопределенность границ моральной нормы и отсутствие сформулированного в законе этого правового понятия препятствовали разграничению в праве форм вины, и поэтому при вынесении наказаний использовались такие категории, как неведение, неумышленность, небрежность, забывчивость, ошибка. Законодательство не знало института необходимой обороны, но освобождало от ответственности ближайших родственников, защищавших от нападения отца, мать, деда, бабку, объясняя негативные последствия этих действий (вплоть до убийства нападавшего) тем, что они не были продиктованы преступной волей. Классификация преступлений в зависимости отих общественной опасности основывалась на концепции «десяти зол»: - первой, второй и третьей формами зла считались преступныепосягательства против императора - заговор о мятеже против государя, непокорство и измена; - четвертой - преступления против близких родственников, убийство или избиение деда, бабки, родителей, умысел убить их, убийство старших братьев, сестер, близких кровных родственников мужа; - пятой - поведение, противоречащее естественному порядку вещей, и преступления, совершенные с особой жестокостью. Сюда были отнесены убийства в одной семье трех человек, совершение преступления с особой злостностью, все виды колдовских магических действий, приготовление, хранение и передача другому лицу ядов и пр.; - шестой - преступления, связанные с нарушением особо значимых запретов, к числу которых были отнесены кража предметов культа; кража вещей, используемых императором; оплошности, допущенные при приготовлении ему пищи, лекарства; злословие в адрес императора; - седьмая, восьмая, девятая и десятая формы зла были связаны с защитой нравственного порядка в семье, рассматриваемого в качестве основы социального порядка. 5. Судебный процесс носил инквизиционный характер. Дело начиналось обычно с письменной или устной жалобы потерпевшего в уездный суд, составленной по определенной форме. Преследование преступника было обязанностью государства. Специальные чиновники, ответственные за поиски преступника, должны были разыскать его в определенный срок. Если преступник не был найден, чиновник наказывался палочными ударами. Это создавало условия для привлечения к ответственности невиновных. До суда преступника держали в тюрьме, женщин отдавалина поруки в дом мужа. Как всегда, когда процесс имеет инквизиционный характер, судьи исходили из презумпции виновности обвиняемого и ставили своей главной целью добиться признания последнего. Судьи проводили допросы, очные ставки, назначали пытки. Если признание вины не было получено после троекратного допроса под пытками, то пытки могли быть применены к обвинителю, чтобы уличить его в лжесвидетельстве. Обвиняемый мог быть оправдан, осужден или его дело могло быть признано сомнительным. Кроме судей и чиновников, расследовавших преступление, в судахбыли стряпчие, делопроизводители, посыльные, стражники, экзекуторы.
Вопрос 46. Арабский Халифат
1. Возникновение государственности у арабов сопровождалось становлением новой религии- ислама, - связанной с именем Мухаммеда. Ядром Арабского Халифата была созданная Мухаммедом в начале VII в. в Западной Аравии мусульманская община (умма). Ее организационное оформление было завершено к 20-м - 30-м гг. VII в. В 630 - 631 гг. мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили Мекку, а затем и значительную часть других районов Аравии. В результате арабских завоеваний Халифат превратился в огромное теократическое мусульманское государство, включавшее Тунис, Марокко, Египет, Иран, Ирак и многие другие районы Аравии, в котором господствовали феодальные отношения при сохранении сильных рабовладельческого и патриархального укладов. Историю этого государства принято подразделять на следующие периоды: - период правления династии Омейядов (дамасский) - с 661 по 750 гг.; - период правления династии Аббасидов (багдадский) - с 750 по 1258 гг. Проповедь Мухаммеда была реакцией на охвативший арабское общество кризис, вызванный начавшимся складыванием раннефеодальных отношений, разложением родоплеменной' общины, подрывом соответствующих ей политеистических религиозных представлений. Все арабы были призваны составить единую народность вне зависимости от племенного происхождения. Мусульманскую общину, являвшуюся одновременно политической организацией и религиозной корпорацией, объединяла единая вера, а не кровные связи. Проповедь строгого монотеизма и тесно связанная с ним универсальность новой веры, провозглашавшей равенство всех своих последователей независимо от их происхождения и родоплеменной принадлежности, нашли благоприятный отклик у тех представителей общества, которые стремились к централизации и возвышению Аравии. В первую очередь это были средние и бедные слои населения. Вскоре к новой мусульманской правящей элите примкнула старая родоплеменная и купеческая знать, убедившись в том, что новая религия не угрожаетихинтересам. Ислам в самом своем зародыше уже был синтезом религии, политических норм и права, в котором религия выступала унифицирующим и определяющим фактором. Соединение светской и религиозной сфер в теологической оболочке, отождествление морали и права сделало ислам всеобъемлющей, тотальной системой, претендующей на удовлетворение всех духовных потребностей и на этом основании требующей от человека безусловной преданности (само слово «ислам» по-арабски означает «преданность», «покорность») и признания права на контроль над всеми сторонами его жизнедеятельности. Религиозно-элитарный идеал ислама (социальная справедливость, ограничение ростовщичества, освобождение рабов) способствовал необходимости объединения различных населявших Халифат этнических, расовых, культурных групп в единый политико-идеологический организм. 2. Общественный строй в мусульманской империи отличался следующими характерными чертами: - доминирующее положение государственной собственности на землю; - широкое использование рабского труда в государственном хозяйстве; - государственная эксплуатация крестьян посредством ренты - налога в пользу правящей верхушки; - религиозно-государственная регламентациявсех сфер общественнойжизни; - отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у городов, каких-либо свобод и привилегий. Мусульмане имели более высокий правовой статус, чем зиммии (немусульмане). Хотя первоначально жители завоеванных стран сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды, однако со временем их гражданские права были существенно ограничены: их взаимоотношения с мусульманами регламентировались мусульманским правом, они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать поземельную и подушную подать (харадж). 3. Главой нового исламского государства стал Мухаммед, совместивший в своем лице функции религиозного и политического лидера: светским и духовным главой уммы, проповедником, законодателем, верховным главнокомандующим. Источником власти Мухаммеда была не племенная традиция, а та абсолютная религиозная прерогатива, которой его наделил Бог (Аллах) как своего пророка - посланника. После смерти Мухаммеда (632 г.) из среды его ближайших родственников и сподвижников, которые к тому времени консолидировались в привилегированную группу, стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - халифов. Халифы считались заместителями Мухаммеда, а начиная с Омейядов - заместителями самого Аллаха на земле. Им принадлежала высшая власть - духовная (имамат) и светская (эмират), неделимая и неограниченная. Государство приобрело форму централизованной теократической монархии. Главным советником и высшим должностным лицом при халифе был везир (визирь). В раннем Халифате везиры имели ограниченные полномочия и только исполняли приказания халифа, важными сановниками они стали позже, при Омейядах. Центральными органами государственного управления в мусульманской империи были специальные ведомства. При Омейядах и Аббасидах они стали называться диванами (при первом преемнике Мухаммеда Омаре, правившем в 634 - 644 гг., слово "диван" означало список распределения доходов государствами, а также место хранения этих списков). К этим правительственным канцеляриям относились: - военный диван - диван-ал-джунд, ведавший оснащением и вооружением войска; - диван внутренних дел-диван-ал-харадж, налогово-финансовое ведомство; - диван почтовой службы-диван-ал-барид, который, кроме своих основных функций (доставка почты, строительство и ремонт дорог, караван-сараев и колодцев), исполнял также функции тайной полиции. Местное управление осуществлялось через эмиров (по-арабски «повелитель», «князь»), наместников, управлявших провинциями, на которые делилась территория Халифата. Эмиры были ответственны только перед халифом и возглавляли местные вооруженные силы, а также местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели заместителей - наибов. Мелкие административные подразделения (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Часто эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин - старейшин (шейхов). 4. К XI в. действие таких факторов, как различный уровень экономического развития входивших в состав Халифата стран, слабость хозяйственных связей между областями Халифата, народно-освободительные и антифеодальные восстания, концентрация земельной собственности в руках военной и землевладельческой феодальной знати, борьба внутри класса феодалов, обусловило распад единого государства и привело к возникновению фактически самостоятельных феодальных государств. В начале IX в. отделился Кордовский эмират в Испании, затем Тунис и Марокко, а в середине того же века - Египет. Халиф сохранил свою власть над частью Месопотамии и Аравии. Восточный Халифат был уничтожен монгольскими завоевателями в ХШ в. В западной части Халифата духовная власть халифа сохранялась до начала XVI в.
Вопрос 47. Право халифата
1. Главным источником права у мусульман с возникновения Халифата и до сих пор считается шариат - свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама. Он включает нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права и опирается на Коран, Сунну и иджму. Коран - главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч. Содержащиеся в нем предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок. Сунна - сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. В значительной своей части содержат предписания относительно семейно-наследственного и судебного права. Иджма - согласное мнение авторитетных мусульманских правоведов, знатоков шариата по отдельным религиозно-правовым и бытовым вопросам, решение которых не может быть основано на Коране и Сунне. Кроме того, в мусульманских странах по каждому важному вопросу общественной жизни обязательным было получение фетвы - юридического заключения высших религиозных авторитетов (муфтия, шейх-уль-ислама) о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату. По мере распространения ислама появились и другие источники права - указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие исламу, и др. 2. В мусульманском праве были закреплены следующие правовые земельные статусы: - хиджаз - земли, где жил Мухаммед (Мекка с окрестностями; в настоящее время - провинция в Саудовской Аравии), государственная собственность. Для них был установлен особый правовой режим, с проживающих на этих землях мусульман взималась десятина; - вакуф, или вакф, - пожертвования, земли, переданные мечетям, школам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели. Они освобождались от налогов и считались неотчуждаемыми; - икта - условные временные пожалованные феодалам за службу земли вместе с проживавшим на них крестьянским населением типа бенефиция. Впоследствии стали превращаться в феодальную собственность типа лена, причем ленники, как и в Европе, приобрели со временем не только налоговый, но и судебно-админи
|