Студопедия — Каково место личности в культуре?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Каково место личности в культуре?






 

Первоначально понятие «личность» (prosopon) означало ритуальную маску, роль, исполняемую актером в театре. Данные значения восходят к греческим и латинским прототипам, где личность — это маска, которую надевал на себя актер, олицетворяя персонаж трагедии. В средние века появляется идея уникальности личности, ее неповторимости и самоценности. Современное понимание личности в культурологии опирается на социологические, психологические и общефилософские трактовки. Прежде всего, понятие «личность» тесно связывается с понятиями «индивид» и «индивидуальность». Понятие «индивид» обозначает отдельно взятого человека, представителя той или иной социальной группы. Однако социальное положение не является основополагающим признаком личности. Понятие «индивидуальность» указывает на самобытность, оригинальность, неповторимость человека, на многообразие его способностей. Понятие «личность» подчеркивает в человеке самостоятельность, значимость и, прежде всего, сознательно-волевое начало. Проблема личности — это всегда проблема свободного выбора и социальной ответственности.

В истории человечества понятие «личности» изменялось. Для древнегреческой философии личность вне полиса нереальна, однако в античности уже появляется проблема несовпадения реального поведения человека и его «сущности», какой он сам ее видит, т.е. в античности личность выступает как отношение. В христианской мысли личность есть синоним нематериальной души. Начиная с Р. Декарта, личность понимается дуалистично: анализируется проблема самосознания, понятие «личность» сливается с понятием Я. Согласно рассуждению И. Канта, благодаря самосознанию человек становится личностью, что отличает его от животного и позволяет сделать нравственный выбор.

В истории философии уточнялись отдельные проблемы исследования личности: влияние на формирование личности биологических и социальных факторов, степени свободы личности по отношению к природе, обществу, самой себе. В рассмотрении проблемы личности существовали крайности: с одной стороны, личность рассматривалась как продукт биологической и социальной среды (метафизический материализм), а с другой — принималось волюнтаристское понимание личности. В марксистской интерпретации личность — совокупность всех общественных отношений.

Пожалуй, самое важное — не допустить противопоставления культуры и личности. Мир становится человеческим, а человек обретает социальную природу благодаря тому, что вхождение человека в общество возможно лишь путем его «окультуривания», превращения культурных ценностей и традиций во внутренний мир личности. Осваивая этот культурный мир, человек может остаться лишь потребителем культурных ценностей, но и тогда он становится носителем культуры, берет на себя ответственность за те культурные ценности, носителем которых он оказывается, т.е. реализует то субстанциональное основание культуры, которое Г. Гегель называл субстанцией-субъектом. Если же он эти культурные ценности развивает, он превращается в творца, и процесс творчества открывает новые грани личности.

Итак, личность в культуре иногда рассматривается как индивид, индивидуальный носитель культуры, иногда как творец этой культуры, как личность в высшем значении данного понятия.

Культура — это способ внутренней регуляции, требующий рефлексии, это не только то, что воспроизводится человеком. Научиться понимать мир — значит, расширить наше отношение к миру. Если человек отказывается от творчества, проявляет потребительское отношение к культуре, репродуцирует, он скатывается к простейшим потребностям, культурно «дичает». Наоборот, умение разнообразить свою жизнь, увидеть способы и возможности творить в материальном и духовном мире прекрасное означает умение войти в мир культуры. Творческое отношение — это желание самому быть участником создания нового, неуспокоенность духа и муки творчества. Культура, понятая в этом значении, ярче всего раскрывает содержание личности.

Культурное состояние личности как особая символическая реальность помещено в онтологическое пространство (т.е. существует как особое бытие личности), отличное от природного и социального пространства. Массивный пласт гуманитарной аксиологии (ценностных предпочтений) содержится в самом жизненном ядре личности, подтверждая мысль о том, что личность — это целый мир со своими тайнами, открытиями и проблемами. В ситуации выбора между потребностями и интересами и проявляется принятая личностью шкала ценностей. Ценности независимо от того, признаны они всеми или нет, являются регуляторами личностных устремлений и поступков, что, в конечном счете, определяет социальные предпочтения личности.

Опираясь на принятую систему ценностей, индивид как личность в то же время остается в пределах образцов поведения, установленных в обществе. Знание социальных образцов позволяет предвидеть поведение других людей, их реакцию. Существование и следование образцам свидетельствует об определенной устойчивости общества, об упорядоченности общественной жизни. Творческая личность может использовать эти образцы поведения, может пытаться ввести новые образцы и модели поведения. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранения и обновления культурного опыта.

ЛИТЕРАТУРА

Волков Ю.Г. Homo humanus. Личность и гуманизм. Челябинск, 1995.

Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 683. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия