Студопедия — Каковы основные черты готического стиля?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Каковы основные черты готического стиля?






 

Готическими принято называть памятники архитектуры XII— XIV и отчасти XV и XVI вв. Готический стиль называют также стрельчатым из-за присущей ему стрельчатой арки, хотя, конечно, эта особенность не исчерпывает сущности готики. Более корректным было бы называть этот стиль оживным (ogivale — выдающиеся ребра; действительно, конструктивные элементы в виде «выдающихся ребер» поддерживают свод готического здания с целью увеличения его прочности). Готику называли и французским искусством, так как она зародилась во Франции во второй половине X в., в XII в. перешла в Англию, в XIII в. была воспринята в Германии, а затем распространилась по всей Европе. (Отметим, что сами французские деятели искусства и культуры часто весьма отрицательно относились к готике.) Многие исследователи готики подчеркивают, что готическое искусство было создано особым настроением. Если романская архитектура наиболее точно выражала власть теократии, то готическая, оставаясь также религиозной по духу, содержала новые черты, отражающие изменения, происходящие в Европе в конце XII — начале XIII в. Исчезает анархия, здесь власть постепенно сосредоточивается в руках государей, начинают процветать города (городские общины, цеха, другие светские корпорации). В литературе на смену рыцарским романам приходит поэзия. Религиозное сознание учитывает эти изменения в своих идеологических построениях. Аскетические идеалы уже не играют такой серьезной роли, как прежде. Происходит смягчение идеалов. Для готики характерны культ Богоматери и индивидуализация образов.

Готическое искусство является наглядной иллюстрацией схоластических построений, сочетая в себе все живые силы эпохи. С одной стороны, это искусство сформировали значительные достижения в области техники (материальная сторона), а с другой — глубокая религиозность, борьба со всем материальным, жажда высшей свободы, вера в святость страданий.

В каждой стране готический стиль имел свои отличительные черты, но в целом доминирующим видом готического искусства являлась архитектура. Главное архитектурное сооружение готики — собор, где богослужение совершает епископ. Поскольку (с самого начала распространения христианства) епископ избирался в значительных городах, собор был городским храмом. Возведение собора означало пробуждение города. Ремесленники и торговцы, желавшие прославиться и быть увековеченными в храмовых памятниках, вкладывали в их строительство немалые деньги. Собор обычно занимал самую высокую точку городского силуэта.

В средние века собор был не только зданием для молитвы, но и служил для проведения ряда городских мероприятий, например народных собраний горожан. В отличие от монастырского собора, замкнутого в самом себе, городской собор сам открыт миру и открывает людям Христа-царя, говорит о верховной власти, проповедует, учит. Соборные скульптура, фрески служили одной цели — убедить, что спасения достигают, соблюдая порядок и дисциплину, под контролем власти епископа и государя.

Основа готической архитектуры — базиличная форма. Готика перенимает у романского стиля базилику, но перерабатывает ее детали. Если романский собор был уравновешен, то готический отличается предельной устремленностью вверх. Становится нормой крестообразный план (трех- или пятинефный корпус с малоразвитым трансептом или совсем без трансепта). Обычно по краям главного западного фасада располагаются две башни; иногда башня располагается на перекрещивании трансепта и центрального нефа.

Для готического стиля характерна стрельчатая (килевидная) арка, пришедшая на смену так называемой полуциркульной. Именно ее роль составляет сущность готики. Стрельчатая арка встречалась и в архитектуре романского стиля, но тогда она имела только декоративное значение. В готике ее назначение конструктивное — формирование свода, роль которого в архитектурной конструкции чрезвычайно велика. Особое его строение позволяет достичь иллюзии оторванности соборов от земли; с одной стороны, их грандиозности, а с другой — легкости. Свод покоится на каркасе из каменных остроконечных сходящихся диагональных ребер, перехваченных в вершине замочным ремнем. Промежутки между ребрами заделаны мелкой заделкой. Стрельчатый свод может покоиться на любом основании.

Особенно выразительны и оригинальны окна готического собора. Они состоят из разноцветных стекол — витражей. Витраж — один из видов живописи, успешно разрабатывавшийся в период готики. Витражи многих соборов были даром ассоциаций ремесленников. Таким образом, ремесленники воздавали благодарность Богу за свое благополучие и процветание. В целом можно сказать, готика — это уже рефлексия над собственным религиозным сознанием.

Скульптура готики — круглая, но фронтальная. Как и в романском стиле, она выполняет подчиненную архитектуре роль. В ней соблюдена мера идеального и реального, наблюдается органичное слияние содержания и формы. В готической скульптуре божество трактуется иначе, чем в романской. Готическому искусству присущ более индивидуализированный характер образов (в сравнении с романским стилем). Например, в образе Христа начинают подчеркиваться черты прощения, доброты, личностности. Это уже не столько грозный судия, сколько мученик за грехи людей. Существенной чертой искусства готики предстает обращение художника к образу Богоматери.

литература

Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. История средних веков. М., 1995. Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 1994.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 981. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия