Студопедия — Горные породы и полезные ископаемые 5 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Горные породы и полезные ископаемые 5 страница






Деятельность глоссаторов отличалась академизмом и не оказала особого влияния на практику судов, но со временем глоссы стали пользоваться большим авторитетом, и установилось правило: «То, что не признает глосса, не признает суд»

У Ирнения, положившего начало систематическому изучению Дигест, было большое число последователей и учеников, среди которых наибольшую известность получили Булгар, Мартин, Уго и Яков (quattuor doctores). К числу видных глоссаторов XII-XIII в. Относятся также Рогедио, Бургундио, Родже, Ацо, Унголин и др. Деятельность глоссаторов подготовила почву для изучения и преподавания римского права и за пределами Италии, например в Оксфордском университете.

Последним выдающимся глоссатором был Аккурций, который в 1250 году собрал в едином сборнике глоссы своих предшественников и современников, сделанные по тексту кодекса, Дигест и Институции Юстиниана. Этот сборник, насчитывавший 96940 глосс получил название glossa ordinaria («расположенная в порядке») или glossa magistralis («учительская») Этот сборник, который в последствии стали называть «Большая глосса» или просто «Глосса», в течение нескольких веков рассматривался как образцовое и наиболее авторитетное руководство по римскому праву.

С «Большой глоссы» Аккурция школа глоссаторов прекратила свое существование, уступив в последующем место постглоссаторам (Синус де Пистойя, Бартоло де Сассоферрато (самый выдающийся, от имени которого саму школу называли бортолистами), Балдус де Убалдис), которые не проявляли особого интереса к классическому римскому праву, а занимались толкованием правовой понятий, отдельных отрывков из кодификации Юстиниана с целью выявления так называемого общего мнения ученых (communis opinion doctorum)

Покровский И.А. История римского права. Издание 3-е исправленное и дополненное, 1917

Юридическая деятельность Болонской школы выражается прежде всего в преподавании своим многочисленным и разно-племенным слушателям. Преподавание это состояло в чтении и комментировании источников. Комментирование выливается в толкования, которые диктуются профессорами слушателям и записываются последними. Толкования эти называются глоссами, вследствие чего и самая школа называется школой глоссаторов. Как мы знаем уже, метод глоссирования отнюдь не является изобретением Болонской школы; он исторически тянется еще от notae классических юристов и широко применялся юриспруденцией до-Болонской, в особенности в школах Равенны и Павии. Значение Болонской школы заключается не в методе глоссирования, а в том материале, который глоссировался (Corpus Юстиниана, в особенности Digesta, которые до - Болоньи были слабо изучаемы), и в том глубоком знании, которое при этом обнаруживалось. Кроме глосс, но также в связи с преподаванием, глоссаторы пишут т. н. summae, т. е. общие предварительные обозрения какой-либо части Corpus в виде введения к имеющему последовать чтению и комментированию, а также собрания разных юридических правил, т. н. brocarda. Ho систематические изложения всего гражданского права школе глоссаторов были чужды.Кроме упомянутых выше четырех ближайших учеников Ирнерия, виднейшими представителями глоссаторской школы являются: ученики Булгара Rogerias, Alberkus и Iohannes Bassianus; затем, Placentinus, вынужденный вследствие ссоры со своим коллегой, Henricus de Vaila, бежать из Болоньи и основавший школу в Монпелье; Pillius, Vacarius, насаждавший римское право в Англии, и упоминавшийся ранее неоднократно Odofredus. Наивысшего пункта в своем развитии школа глоссаторов достигает при Azo (умер около 1230 г.): его глоссы и summae пользовались наибольшим авторитетом, его преподавание привлекало в Болонью огромное количество слушателей: рассказывают, что иногда у него собиралось до 10 тысяч, вследствие чего он должен был читать свои лекции на площади. Но после Azo школа начинает клониться к упадку; работа собирания и усвоения Юстиниановского памятника была сделана; новые глоссаторы уже мало что могли прибавить к работам своих предшественников, и один из последних видных представителей школы Accarsius завершает эту работу изданием избранных глосс всей школы, под именем Glossa Ordinaria (около 1250 г.). Произведение это получило большое значение в теории и практике: в судах оно применялось впоследствии почти как закон

 

Вопрос 83 Mos italicus iuris docendi (итальянский метод)

Покровский И.А. История римского права. Издание 3-е исправленное и дополненное, 1917

Вкратце отличия постглоссаторов от глоссаторов:

Выработаны правила юридического толкования:

· аутентичное – пояснение духа, смысла права

· юдициальное – толкование судов, в практике

· обычное толкование при помощи традиции

· толкование профессиональных юристов – вспомогательный вид толкования

· толкование по аналогии

Во второй половине XIII столетия в юриспруденции замечается некоторый поворот, и на смену глоссаторам приходят т. н. комментаторы или постглоссаторы (postglossatores). Родоначальниками этого направления являются француз Jacobus de Ravanis и испанец Raimundus Lullus или Lullius Оба эти философа перенесли в юриспруденцию современный им философский метод, т. е. схоластический, которым и характеризуется по преимуществу эпоха постглоссаторов. Схоластические приемы их были причиной того, что долгое время эта эпоха казалась эпохой упадка, по сравнению с эпохой глоссаторов, и лишь в последнее время устанавливается более правильное представление ο ней.Работая над источниками римского права, постглоссаторы оперируют уже не столько над самими источниками, сколько над толкованиями глоссаторов; они «glossarum glossas scribunt», комментируют глоссы, вследствие чего их и называют комментаторами. Они, действительно, менее знают подлинный текст Corpus, чем глоссаторы, но выше было отмечено, что ко времени возникновения этого направления, без изменения приемов исследования, едва ли можно было извлечь из текста Юстиниановского Свода более того, что было извлечено глоссаторами.Но, комментируя глоссы, они стараются при этом внести в разбираемые ими юридические явления известный логический порядок, стараются свести юридические нормы к известным общим понятиям, из которых затем логически, дедуктивно, могли бы быть выведены понятия частные.. Пытаясь представить всю совокупность правовых норм также в виде единого логического целого, дедуктивно выводимого из универсальных принципов, комментаторы этим самым в значительной степени положили основание нашей нынешней юриспруденции, как науке.С этим было связано еще одно явление в истории юридической мысли, отличающее комментаторов от глоссаторов. Сведение юридических норм к известным общим принципам сопровождалось у юристов этой эпохи представлением об универсальном, абсолютном значении этих общих принципов, и, т. обр., в их учениях возрождалась вера в отошедшее при глоссаторах на второй план естественное право, jus naturale. Идея естественного права как некоторого вечного, разумом из природы вещей выводимого, права лежала в основе всех их учений.При таком представлении всякая норма положительного права имела для себя оправдание лишь постольку, поскольку она являлась логическим выводом из «rationes necessariae» права естественного. Этим провозглашалось главенство естественного права над правом положительным. Руководясь идеей jus naturale, комментаторы незаметно приспособляли римское право к потребностям и условиям современной им жизни и в этом отношении оказывали огромную практическую услугу своему времени. Нужно добавить, что они в гораздо большей степени, чем глоссаторы, участвовали в практической жизни, как консультанты, и очень часто их диалектика имела своей целью сделать из положений римского права тот вывод, которого требовала новая жизнь. В их трудах римское право подвергается новой переработке применительно к условиям жизни новых народов: общемировое право древности превращается в lex generalis нового мира и все более и более проникает в жизнь. С установлением нового метода Болонья теряет свое прежнее первенствующее положение, хотя главным очагом школы комментаторов все еще остается Италия. Виднейшими из комментаторов являются Bartolus (После его смерти его комментарии пользовались в судах чрезвычайным авторитетом; в Испании и Португалии они были переведены и даже считались для судов обязательными)и Baldus.,кототый родился в 1327 г. в Перудже и был учеником Бартола. Вместе с Бартолом Бальд считается авторитетнейшим представителем комментаторства. После них схоластическое направление заметно изживает само себя: светлые стороны его делаются слабее, темные сильнее. Из времени упадка заслуживает упоминания Jason de Маіпо (1435—1519), бывший профессором в Павии, Падуе и Пизе: в своих сочинениях он соединил почти всю литературу комментаторов и в этом отношении до некоторой степени является Аккурсием постглоссаторов.

 

Вопрос 84. Mos gallicuscus iuris docendi (французский метод)

Покровский И.А. История римского права. Издание 3-е исправленное и дополненное, 1917

К началу XVI столетия схоластические приемы комментаторов окончательно утрачивают общественные симпатии. По свидетельству французского юриста XVI в. Hotman'a (Franciscus Hotomanus) в его любопытном сочинении «Antitribonian», господство комментаторов привело правосудие к такому состоянию, что общество возненавидело юристов, как крючкотворов, софистов и обманщиков. Снова, как некогда пред началом болонской школы, чувствовалась необходимость, с одной стороны, оградить правосудие от непомерного судейского субъективизма, прикрывающегося громкими фразами ο jus naturale и aequitas, a, с другой стороны, выработать новые приемы, новый метод изучения права.Кризис разрешился водворением гуманистического направления. Зарождение гуманизма обнаружилось одновременно в разных местах; первыми проповедниками его были француз Виdaeus (1467—1540 г.), итальянец Alciatus (1492—1550) и немец Ulrich Zasius (1461 — 1535). Они подошли к Corpus Юстиниана как раз с тех сторон, которые были абсолютно чужды глоссаторам и комментаторам—со стороны филологической и исторической. Однако, наиболее талантливыми представителями гуманизма в юриспруденции были Куяций и Донелл —оба французы по происхождению. Глоссаторский и комментаторский метод преподавания, состоявший в чтении и комментировании Corpus, стал также к нашему времени вызывать нарекания: он нерационален с точки зрения педагогической и требует массу времени и сил для ознакомления со всем юридическим материалом. Ввиду этого некоторые из гуманистов пытаются найти новый метод. Впервые Дуарен (1509—1559), а затем и Донелл стали заменять комментирование фрагмента за фрагментом систематическим изложением права по определенному плану; основное сочинение Донелла «Commentarii juris civilis» представляет опыт такого систематического построения, причем общий план Донелла довольно близок к плану Юстиниановских Институций. Мало-помалу новый способ преподавания, получивший название французского (mos gallicus), стал вытеснять в университетском преподавании старый «итальянский» метод (mos italicus). Во всех указанных отношениях гуманизм оказал юриспруденции несомненную и крупную услугу; он дал юриспруденции почувствовать, что для надлежащего выполнения лежащих на ней задач она нуждается в обработке юридического материала с разных точек зрения; он дал почувствовать, что право есть живой организм, тесно связанный с жизнью той исторической среды, которой он создан. В этом смысле гуманизм является первым проблеском идей, всесторонне развернутых впоследствии исторической школой XIX века.Но, с другой стороны, филологическая и историческая разработка источников римского права не могла удовлетворить всем запросам, которые предъявлялись к юриспруденции жизнью. Одновременно с теоретической разработкой римского права совершался процесс его усвоения, его рецепции практикой. Римское право все более и более делалось действующим правом и в качестве такового неизбежно должно было несколько модифицироваться, приспособляясь к новым условиям. Практика жизни, поэтому, требовала не столько «чистого» римского права, каким оно было в классической древности и к какому звали гуманисты, а права приспособленного, пригодного обслуживать современный гражданский оборот.Ввиду этого господство гуманистической школы не было продолжительным—к началу XVII в. она уже отходит на второй план. Ее идеи и приемы живут еще в т. наз. голландской, «элегантной» школе, которая тянется в Голландии через все XVII и XVIII столетие (Voet, Binkershoek, Noodt и др.); но главное течение юриспруденции пошло уже по другим руслам. Непосредственные запросы практики, применяющей римское право, создали большое чисто практическое течение в юриспруденции, особенно сильное в Германии, где римское право было реципировано непосредственно. Юристы этого направления ставят перед собою задачу уяснить и изложить то римское право, которое действует и которое должно применяться в судах; какими-нибудь более широкими вопросами они не интересуются. Излагая это практическое римское право, они в то же время продолжают работу его приспособления, создавая т. наз. usus modernus Pandectarum. Наиболее видными из представителей этого направления являются: в XVI в.— Mynsinger и Gail, в XVII— Carpzow и Stryck, в XVIII— Böhmer, Leyser и др.

Вкратце:

· впервые поставлен вопрос о происхождении римского права и права вообще

· впервые сформулировано понятие государства и суверенитета

· постоянство

· неограниченность

· единство

· больше занимались философией права, грамматикой, очисткой римского права от последующих искажений

· Задачи: реконструировать тексты, уяснить историю права, соблюсти преемственность права, понять насколько римское право может быть приспособлено к действительности

 

Вопрос 83. Usus modernus pandectarum (рецепция римского права)

Покровский И.А. История римского права. Издание 3-е исправленное и дополненное, 1917

Рецепция римского права осуществилась в разных частях Европы не в одинаковой степени и не одинаковыми путями. Совершенно особый характер приобрела рецепция римского права в Германии. Помимо общих причин, вызывавших распространение римского права везде, в Германии рецепции его способствовало еще и то обстоятельство, что т. н. Священная Римская Империя считалась продолжением прежней Римской Империи, а императоры первой непосредственными преемниками императоров последней. Вследствие этого Юстиниановский свод склонны были считать как бы отечественным кодексом, а, с другой стороны, законы императоров Священной Римской Империи прибавляли к Юстиниановскому кодексу, как его непосредственное продолжение. Фикция эта значительно облегчала дорогу римскому праву в Германии; если везде королевская власть в своей борьбе с феодализмом старалась опереться на римское право и легистов, то германские императоры оказывали ему особое покровительство. Германские императоры в высокой степени содействовали распространению юридического преподавания; покровительство Болонье сменилось впоследствии учреждением собственных университетов. Так, начиная с XIV столетия, возникает целый ряд немецких университетов—в Праге (1348 г.), Вене (1368), Гейдельберге (1386), Кёльне (1388), Эрфурте (1392), Вюрцбурге (1402), Лейпциге (1409) и т. д. И в Германии образованные юристы занимают все более и более влиятельные места в администрации и судах. В частности, в судах мало-помалу они вытесняют неученых народных судей—шеффенов. Большое значение в этом направлении имело учреждение в 1495 г. общеимперского суда— Reichskammergericht. При самом его учреждении было установлено, что из общего числа его членов (16) половина должна состоять из ученых юристов, а впоследствии было предписано, чтобы и другая половина избиралась также из лиц, знакомых с римским правом. При решении дел общеимперский суд должен был судить прежде всего на основании римского права, и лишь во второй линии он должен был принимать во внимание «доброе» немецкое право, на которое сошлются стороны. Таким образом, действие римского права было санкционировано прямым законом.В результате всех этих причин к концу XVI—XVII в. римское право было реципировано в Германии прямо и непосредственно. Corpus Juris Civilis Юстиниана стал законом, на который ссылались стороны, которым мотивировали свои решения суды. Римское право было реципировано при этом не в виде тех или иных отдельных его положений, которые были усвоены путем практики, а все целиком— in complexu. Правда, оно реципировано в принципе in subsidium —лишь на случай недостатка соответствующей нормы германского права, но практически римское право играет роль более, чем субсидиарную.Но реципировано было римское право в таком виде, в каком оно преподавалось с кафедры глоссаторами и комментаторами. Уже в учениях глоссаторов и комментаторов римское право подверглось значительным изменениям; будучи реципировано и став непосредственным законом, оно продолжало модицифироваться далее. Воскреснув для жизни среди новых народов, оно приспособляется в практике судов к этой новой жизни. Так мало-помалу создается обновленное римское право — то, которое носит название usus modernus Pandectarum или «современное римское право» («heutiges römisches Recht»). Это право и действовало в Германии вплоть до самого последнего времени, хотя, начиная с XVIII века, территория его формального действия постепенно стала сокращаться. Мало-помалу в наиболее крупных государствах Германии возникло стремление к кодифицированию гражданского права в целях переработки римского и национального права в нечто единое. Так, в 1756 г. издается в Баварии Codex Maxmnilianeus Bavaricus, в 1794 г. в Пруссии— Прусское Земское Уложение (Preussisches Landrecht), в 1811 г. в АвстрииОбщее Гражданское Уложение, в 1863 г. Саксонское Уложение. Все эти национальные кодексы устраняли на территории данных государств формальное применение римского права, но оно оставалось в силе в остальных княжествах. После объединения Германии в 1871 г. стала настойчиво проводиться мысль ο необходимости единого гражданского права для всей империи. С целью выработки такого общеимперского гражданского кодекса в 1874 году была назначена комиссия, которая в 1888 г. представила проект уложения. Этот (первый) проект подвергся весьма оживленному обсуждению в литературе и разных обществах, причем его упрекали главным образом в том, что он излишне романистичен («der kleine Windscheid», т. е. переложение учебника римского права, составленного Виндшейдом). Ввиду этого проект был пересмотрен и в 1896 г. был принят законодательными палатами, а с 1 Января 1900 г. вступил в действие.Только с этого момента римское право утратило свое формальное действие окончательно.

 

Вопрос 86. Каролина: общая характеристика.

 

(По лекциям и по материалам к семинарам) Важнейш. источник германского общеимперского права – «Уголовно-судебное уложение Карла V» (1532г.) - «Каролина». Первый кодекс для практического применения в судах Германских княжеств и земель. В основе – заимствование из римского права в изложении школы глоссаторов, германское земское право, королевское законодательство. Т.о., за каждой землей сохранено ее особое уголовно право, Каролина предназначена лишь для восполнения пробелов в местных законах. Правовые нормы - в виде заповедей, декларируя принципы правосудия и справедливости.

Основное содержание - правила угол. судопроизводства. Каролина, в отличие от позднейших кодексов, не имеет систематического деления на части/ главы. Но некоторые группы статей объединены по сходству содержания подзаголовками.

«Каролина» состоит из 2 книг: Книга 1 – регулирует судопроизводство, устанавливает порядок выдвижения обвинений, определяет систему доказательств, оснований для применения пыток, регулировала действия судей. Книга 2 –перечень преступлений и наказаний.

«Каролина» утвердила новый вид судебного процесса – розыскной или инквизиционной – похожий на экстраординарный процесс. В делах по частным уголовным искам уложение сохранило элементы состязательного процесса. Дело возбуждалось на основании доноса (сведений) или по подозрению. Цель - выяснение истины и преследование преступника нарушившего королевский мир. Судопроизводство осуществлялось закрыто, с ведением делопроизводства. Иск частного лица мог быть оспорен обвиняемым, стороны представляли доказательства своей правоты. Разрешалось пользоваться услугами юристов. За недоказанное обвинение - возмещение ущерба и оплата судебных издержек.

Обвинение предъявлялось судьей от лица государства «по долгу службы». Следствие велось по инициативе суда и не было ограничено сроками. Широко осуществлялись средства физического воздействия на подозреваемого, например, допрос под пыткой (условия применения пытки подробно регламентируются). Для признания улик достаточными для применения допроса под пыткой - показания двух «добрых» свидетелей (если 1, то полу-доказательство). Ряд статей определяют порядок показывания преступления истцом, если обвиняемый не сознается. Большинство посвящено свидетелям и свидетельским показаниям. Окончат. приговор - на основании собственного признания или свидетельства виновного.

Стадии процесса.

1. Дознание - установление факта совершения преступления и подозреваемого в нем лица.

2. Общее расследование - допрос обвиняемого об обстоятельствах дела, для уточнения данных о преступлении

3. Специальное расследование - подробный допрос обвиняемого и сбор доказательств для осуждения преступника. Это расследование основывалось на теории формальных доказательств.

4. Вынесение приговора.

Под преступлением понимается нарушение «королевского мира», посягательство на установленный порядок. В Каролине получили определение не только отдельные преступления, но и некоторые общие понятия УП: соучастие (напр., пособничество), неосторожность, необходимая оборона, покушение на преступление и др. В основе ответственности - принцип личной вины, различается умышленное и неумышленное деяние, преступление и проступок. Предусмотрены обстоятельства, осв. от ответственности, смягчающие или отягчающие ее.

Классификация преступлений.

- преступления против религии и церкви (богохульство, колдовство и др.),

- государственные преступления (измена, мятеж, нарушение земского мира и др.),

- преступления против личности (убийство, отравление, клевета и др.),

- против нравств-ти (кровосмеш., изнасил., двоебрачие, наруш. супруж. верности и др.),

- имущественные преступления (поджог, грабеж, воровство, присвоение),

В основе наказаний - принцип устрашения (поэтому жестокие наказания):

1. смертн. казнь: простая и квалиф. (колесов., четвертов., закапыв. живым, утопл., сожж.)

2. членовредительские телесные наказания (вырывание языка и отсечение руки)

3. позорящие наказания (к позорному столбу или в ошейнике на публ. посмеяние)

4. изгнание из государства

5. тюремное заключение

6. конфискация имущества

7. штрафы

 

 

Вопрос 87. Суд и процесс по Каролине.

 

(По лекциям и по материалам к семинарам) 1582 г. - Каролина – УПК, составленный по поручению Карла V. В нем прослеживается влияние Римского права. Часто встречаются специально оставленные на усмотрение судей неопределенные санкции.

Можно выделить следующие суды:

1. суд феодала - сначала - только крепостные, затем - все население территории;

2. церковный суд - распространялся на духовенство и некоторые другие разряды людей, для всех - дела о браках, духовных завещаниях;

3. гор. суды имели различное устройство: судья + заседатели (шеффены) или гор. Совет. Предпочтение отдавалось лицам дворянского происхождения и ученым людям;

4. суд князя (главы округа) - низший суд.

Распространяется институт послания. Когда суд не мог найти соответствующую норму, он писал письмо в ближайший университет на юридический факультет, где профессора выносили решение, которое было обязательно для судьи.

Стадии процесса.

1. Дознание - установление факта совершения преступл. и подозреваемого в нем лица.

2. Общее расслед. - допрос обвиняемого об обст-вах дела, для уточн. данных о преступл.

3. Специальное расследование - подробный допрос обвиняемого и сбор доказательств для осуждения преступника. Это расслед. основывалось на теории формальных доказательств.

4. Вынесение приговора.

«Каролина» утвердила новый вид судебного процесса – розыскной или инквизиционной – похожий на экстраординарный процесс. В делах по частным уголовным искам уложение сохранило элементы состязательного процесса. Дело возбуждалось на основании доноса (сведений) или по подозрению. Цель - выяснение истины и преследование преступника нарушившего королевский мир. Судопроизводство осуществлялось закрыто, с ведением делопроизводства. Иск частного лица мог быть оспорен обвиняемым, стороны представляли доказательства своей правоты. Разрешалось пользоваться услугами юристов. За недоказанное обвинение - возмещение ущерба и оплата судебных издержек.

Обвинение предъявлялось судьей от лица государства «по долгу службы». Следствие велось по инициативе суда и не было ограничено сроками. Широко осуществлялись средства физического воздействия на подозреваемого, например, допрос под пыткой (условия применения пытки подробно регламентируются).

Требование к истцам: представление прямых улик преступления, влекущих наказание. Обвиняемый заключался в тюрьму независимо от виновности. Истец мог быть также помещен в тюрьму, если он не предоставил соответствующего залога, признанного судьями и шеффенами достаточным при отсутствии улик.

Для признания улик достаточными для применения допроса под пыткой - показания двух «добрых» свидетелей (если 1, то полу-доказательство). Ряд статей определяют порядок показывания преступления истцом, если обвиняемый не сознается. Большинство посвящено свидетелям и свидетельским показаниям. Окончат. приговор - на основании собственного признания или свидетельства виновного.

 

Термины (учить по любому).

Фикх – доктринально-нормативная часть шариата, выработанная мусульманскими учеными-юристами и имеющая чисто правовую природу (другими словами, совокупность юридических школ). Так же называется и наука о праве (юриспруденция).

Ибадат – отношения между мусульманами и Аллахом (регурировались правом, наряду с общественными отношениями).

Хадис – отдельный рассказ о суждениях и поступках пророка, составная часть Сунны («священного предания»).

Иджма = асар– общее согласие мусульманской общины (Крашенинникова – далее Кр.). По Исаеву Иджма = умма (это определенно смахивает на бред) – норма права, на существование которой дала согласие община, принятое на шуре. А вот в БСЭ такое определение: Иджма - согласное мнение знатоков шариата (муджтахидов) по отдельным религиозно-правовым и бытовым вопросам, решение которых не может быть основано на Коране и сунне (по-моему, ближе всего к теме).

Фетва – решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.

Кияс – решение правовых дел по аналогии (возник после того, как арабы, завоевав Византию, изучили Аристотеля)

Урф – правовые обычаи, сложившиеся в арабском обществе еще до его исламизации. В Чечне называется адат.

Фирманы – указы и распоряжения халифов.

Кануны = законы.

Зимии – лица, исповедующие христианство или иудаизм, остальные – мушрики, к ним относились значительно хуже, как к язычникам.

Муджтахиды – мусульманские богословы-правоведы.

Иджтихад - юридический авторитет – возможность разрабатывать право и постановлять решения, то есть решать вопросы, не урегулированные Кораном и сунной. Им обладали муджтахиды.

Шура – метод преподавания Абу Ханифа – коллективное обсуждение определенных проблем, имеющих место в реальной практике, в случае единогласного одобрения какого-то определенного решения Абу и его учениками оно становилось рекомендацией для конкретного случая. Аш-шура – принцип совещательности в мусульманском государстве (см. ниже).

Сахабы – первое поколение правоведов-сподвижников Мухаммеда.

Истихсан (в маликитском мазхабе истисла) – метод, разработанный и широко используемый ханифитами, заключающийся в предпочтении одного доказательства другому в силу того, что первое видится более подходящим для конкретной ситуации, даже если предпочитаемое доказательство слабее, чем то, которому его предпочли (тут надо подумать…).

Хаджа – мусульманин, совершивший паломничество в Мекку.

Улемы – толкователи права.

Атары – высказывания сподвижников пророка.

Амаль – правовая практика жителей Медины (кто не знает – город, немного восточнее Мекки, где осуществлял свою мессионерскую деятельность сам Мухаммед).

Еще есть амал – 1) юриспруденция в широком смысле 2) традиции членов данной уммы.

Усуль – совокупность правил выведения из Корана и Сунны норм мусульманского права, выработанная имамом Аш-Шафии.

Метод рая – высказывание личного мнения, основанного на здравом смысле, большую роль играл в ханифитском мазхабе.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 634. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия