Просветительская деятельность Д.И. ПисареваВторая половина XIX века проходит под знаком влияния на общественную жизнь идей Д.И. Писарева. Огромное значение Писарев придает распространению знаний, образованию народа. Он был пропагандистом материалистических передовых естественнонаучных идей, боролся против идеализма, религиозной мистики. Активно участвовал Писарев в выпуске естественнонаучной литературы, выступая переводчиком, редактором, автором вступительных статей к изданиям. Писарев расценивал пропаганду знаний как орудие умственного и социального воспитания народа. Писарев освещал на страницах журнала «Русское слово» вопросы естествознания. Например, в статье «Прогресс в мире животных и растений» он раскрывал основы учения Дарвина. Журнал «Русское слово» - крупнейшее демократическое и социально-публицистическое издание 60-х годов XIX века. Одним из идейных руководителей этого журнала был Писарев. Журнал состоял из трех разделов: литературно-беллетристического, литературно-критического и общественно-политического. Литературно-критический отдел чаще всего составляли статьи Писарева. В журнале публицистика и литературная критика играли главенствующую роль. Журнал был просветительским и пропагандистским. С точки зрения теории редактирования журнал «Русское слово» представляет прежде всего интерес как журнал, определивший требования к научно-популярным материалам. Работа в журнале Писарева способствовала формированию определенных взглядов читателей. Например, выступления журнала, посвященные европейским революциям - в особенности французской революции ХVIII века, английской революции ХVII века, войне Севера и Юга в Соединенных Штатах Америки, которые публиковались из номера в номер, создают у читателя стойкий интерес к борьбе трудящихся за свои права. Далее Писарев предполагал опубликовать серию статей о Франции ХVI-ХVIII веков, чтобы раскрыть читателю истоки Великой французской революции. Таким образом, можно говорить об определенной системе подачи материалов, учитывающей задачи образования читателей. Отбор прозы для перевода редакция также определяет общими задачами журнала: на его страницах публикуют сочинения, повествующие о революционной борьбе на Западе. В журнале печатаются также статьи о событиях реформации и Крестьянской войны в Германии, революционной борьбы в Италии, Великой английской революции. Публицисты «Русского слова» разрабатывали идею социальной революции. Будить разум народа, повышать уровень умственного развития людей - так они рассматривали одну из своих важнейших задач. Решение этой задачи Писарев и его сподвижники видели в распространении естественнонаучных знаний. Особое внимание к просветительству; пропаганде знаний, к поиску форм и методов пропаганды знаний. Последнее используется в теории редактирования, трансформируясь в требования к научно-популярным материалам, в критерии редакторской оценки научно-популярного текста. Д.И. Писарев большинство работ, опубликованных в журналах «Рассвет», «Русское слово», «Дело», посвятил проблемам науки и ее популяризации. Он писал о развитии цивилизации, об эволюционном учении Ч. Дарвина, о пользе науки. По мысли Писарева, популяризатор должен уметь возвыситься от факта до идеи, показать связь научного достижения с потребностями практики, единство (связь) различных наук («общий цикл знаний»), так как лишь этим путем можно помочь обществу подняться «до самого сознания и до всеобъемлющего взгляда на свою собственную жизнь». Эти положения важны для разработки требований к произведениям научно-популярной литературы в теории редактирования. Для развития редактирования особенно важно, что в трудах Писарева получила обоснование теории научной популяризации. Тематика должна быть общедоступной, иметь общечеловеческую значимость и знакомить читателей с уровнем и методами современной науки. Научными знаниями необходимо овладевать постепенно, школьное обучение подготавливает к самообразованию, которое прежде всего начинается с чтения общедоступных сочинений, вызывающих интерес к предмету, с изучения популярных систематизированных курсов, после чего можно переходить к учебникам, монографиям и исследованиям. Писарев ставит вопрос о читательском адресе произведения и о том, что его необходимо учитывать при подготовке издания. Популяризация должна «давать пищу и уму, и чувствам, и воображению», автор должен «писать живо и весело», «неотразимо увлекательным образом... Популяризатор должен быть художником слова...» «Всякая научная истина ясна только тогда, когда она изложена ясно. Что ясно для ученого, то может быть совершенно неясно для образованного человека в общепринятом разговорном значении этого слова. И всякую научную истину можно изложить так, что у вас от этой истины затрещит голова и потемнеет в глазах». Для теории редактирования эти подходы не утратили своего значения и сегодня: конкретность и последовательность изложения научно-популярного произведения - важнейшие категории редакторской оценки научно-популярной литературы, учет специфики читательского адреса лежит в основе подготовки редактором издания. Выводы В 60-70-е годы XIX века окончательно выделяется профессия редактора. Появляется понимание того, что именно редактор определяет качество изданий. Как и в предыдущее десятилетие, редактор связывает отбор и оценку произведений для издания с идеологическими, мировоззренческими позициями. Кроме того, в этот период определяющим направлением в книгоиздании является просветительство, способствовавшее выработке критериев оценки научно-популярной литературы. 6. Инструментарий подготовки изданий: аппаратное и программное обеспечение. Процесс подготовки печатного издания включает в себя следующие этапы: набор, редактирование, корректирование текста, подготовка иллюстраций, разработка дизайна издания. Для осуществления этих задач необходимо наличие двух технических уровней поддержки процесса — аппаратного (hardware) и программного (software). Аппаратный уровень поддержки издательского процесса включает в себя набор устройств, необходимых для ввода, хранения, обработки информации и вывода ее на печать. Для ввода текстовой информации используется клавиатура. Она преобразует сигнал, полученный нажатием клавиши, в двоичный код соответствующего символа клавиатуры. Для ввода текстовой и графической информации с бумажного носителя используется сканер. Он преобразует луч, отраженный от сканируемого участка поверхности, в двоичный код и таким образом формирует графическое изображение. Специальная программа позволяет распознать графический образ текста и преобразовать его в текстовый формат.
Для ввода цифровых графических изображений используются также цифровой фотоаппарат и цифровой планшет. Кроме этого используются источники готовых графических изображений. Это, во-первых, библиотеки графических файлов на компакт-дисках и, во-вторых, многочисленные коллекции изображений, которые можно найти в Интернете. Для хранения и обработки информации используются современные мощные компьютеры. Основные ресурсы используются при этом не столько для обработки текстовой информации, сколько для подготовки графики. К устройствам вывода относятся мониторы, принтеры и фотонаборные аппараты. Монитор — важнейшее устройство отображения информации на этапе подготовки печатного издания. На мониторе можно увидеть страницы текстового документа в режиме предварительного просмотра. Для удобной работы желательно использовать мониторы размером экрана не менее 17 дюймов. Принтер используется для получения «твердой» (бумажной) копии электронного документа. Если документ предназначен для тиражирования, то используется фотонаборный аппарат. Программный уровень поддержки издательского процесса включает совокупность программ, необходимых для подготовки документа. В зависимости от назначения документа и сложности его структуры можно использовать разные программные среды. Набор текста можно выполнить в среде самого простого текстового редактора, иллюстрации подготовить в среде графические среды. Большинство текстовых документов являются составными, то есть содержат встроенные объекты, созданные в других программных средах. Основной средой подготовки текстовых документов является текстовый процессор или издательская система, где осуществляется верстка текстового документа: разбиение на страницы, стилевое форматирование, дизайн, внедрение объектов из других сред. Одной из самых распространенных сред для подготовки текстовых документов является текстовый процессор Microsoft Word и Open Office org.Writer. Эта среда с одинаковым успехом может использоваться для подготовки и литературного произведения, и делового документа, и научного текста, и рекламного буклета. Наибольший выигрыш: во времени и качестве подготовки документа дают разнообразные возможности автоматизации работы, предусмотренные в среде данных процессоров. Эти возможности реализуются благодаря тому, что среда умеет распознавать определенные информационные объекты — текст, рисунки, таблицы и т. п. — и применять к ним разнообразные компьютерные инструменты. В издательствах для подготовки книг к тиражированию используются более мощные программные системы: Adobe PageMaker, QuarkXPress, Microsoft Publisher и др. Большинство сред подготовки текстовых документов используют технологию WYSIWYG (What You See Is What You Get — «что вижу, то и получаю»). Это означает, что пользователь имеет возможность осуществлять визуальный контроль расположения материала на странице, а информация на мониторе отображается так же, как она будет располагаться в напечатанном виде. Другой подход к созданию текстовых документов использует специальная среда для форматирования научных текстов — LaTex. В ней форматирование текста осуществляется символами разметки, наподобие языка гипертекстовой разметки HTML. Окончательный вариант расположения информации в документе можно увидеть только после компиляции документа. Сканируемое изображение освещается белым светом. Отраженный свет через уменьшающую линзу попадает на электронный элемент, называемый прибором с зарядовой связью (ПЗС), который «реагирует» на уровень освещенности уровнем напряжения. Значения напряжения легко преобразуются в цифровую форму и представляются в виде пиксельного изображения. Полученное изображение текста необходимо дополнительно обработать таким образом, чтобы можно было производить различные операции, как с обычным текстом, состоящим из отдельных символов. Для этого необходимо специальное ПО - программы оптического распознавания символов. Эти программы преобразовывают изображения букв в их коды. В самом упрощенном описании принцип работы систем распознавания заключается в следующем: сначала находится первая буква текста и «опознается», т.е. сравнивается с информацией о буквах, которую хранит в себе система распознавания. Определив, какая это буква, система выдает ее код. Затем берется следующая буква и т.д. Конечно, не все так просто, при более детальном рассмотрении задача оказывается существенно сложнее. Существуют различные методы распознавания. При сканировании текстов важна такая характеристика сканера, как оптическое разрешение. Для сканирования с хороших оригиналов текста достаточна разрешающая способность в 300x400 dpi, для оригиналов плохого качества - 600 и более dpi. При сканировании текстов лучше устанавливать тип изображения монохромный (черно-белый). Популярные программы распознавания, работающие под управлением операционной системы ОС Windows, - это FineReader v.3.0 и выше, российский продукт CuneiForm v.3.0 и выше и другие. Все прикладные программные пакеты (ППП) для подготовки текстовой информации можно разбить на три группы: общего, специального назначения и издательские системы. К общей группе относятся ППП, которые позволяют выполнять следующие основные операции с текстом: создание и корректировку текстов, компоновку текстовой и графической информации, форматирование, предварительный просмотр документов в режиме WYSIWYG и печать, синтаксический контроль и другое. Именно в этих программных пакетах производится подготовка текста для дальнейшей верстки публикаций. Самые мощные из них имеют некоторые функции издательских систем, с помощью которых можно создавать различные небольшие публикации. К ППП специального назначения относятся пакеты для редактирования различного рода деловой и коммерческой информации (NewsMaster, 1С-бухгелтерия), подготовки научной информации к печати (ТеХ, Chi-Writer) и другие. Издательские системы предназначены непосредственно для верстки и подготовки к печати различной печатной продукции. В них разрабатывают макеты страниц изданий, производят размещение текста и графических объектов, их компоновку на страницах, т.е. осуществляют комплексную подготовку издания к выводу на печать. В общей группе ППП для подготовки текстовой информации имеется два основных вида программ: текстовые редакторы (ТР) и текстовые процессоры (ТП). Текстовый редактор - прикладная программа с небольшим набором функций для создания текстовых файлов. Основные функции ТР: редактирование вводимого текста, настройка макета листа для печати, печать текста и некоторые другие. При помощи ТР создаются текстовые файлы, которые содержат коды символов текста, которые были введены наборщиком, и некоторые управляющие коды. Текстовые файлы - это очень важный для компьютера способ организации данных: в них содержится системная информация о компьютере (файл конфигурации, файл автозагрузки и другие), тексты программ (Паскаль, Бейсик), тексты писем электронной почты, текстовая справочная информация. Пример ТР: NCEdit (DOS), Блокнот (Windows). Расширение текстовых файлов - txt. Но чаще в целях подготовки текста для последующей верстки в издательских системах используются текстовые процессоры. Текстовый процессор - программа (или совокупность программ), позволяющая создавать текстовые документы с форматированием текста и включением различных объектов: таблиц, схем, графических изображений, а также выполнять множество других сложных операций. ТП используются в тех случаях, когда имеет значение не только содержание, но и внешний вид документа. С помощью ТП создаются текстовые документы: линейные или с гиперсвязями - ссылками по ключевым словам, выделенным в тексте. Примеры ТП: Word (MS Office), WordPerfect, Лексикон. WordPad тоже относится к ТП, хотя это приложение имеет небольшой набор функций. В текстовых документах содержатся не только коды символов, но и дополнительная информация о том, как текст должен быть оформлен. Эта информация заключена в невидимые коды, которые не печатаются на бумаге, не выводятся на экран, но влияют на то, как происходит вывод текста. Разные ТП используют для оформления текста разные коды. Поэтому перенос форматированных документов из одного ТП в другой не всегда возможен. В таких случаях говорят, что документы имеют разные форматы. На формат файла указывает трехбуквенное расширение, добавляемое в конце имени файла. Например, при сохранении нового документа в MS Word 2000 программа Word по умолчанию сохраняет файл в формате Word 2000 с расширением имени файла doc. Можно преобразовать документ в другой формат, чтобы иметь возможность открыть файл с помощью другой программы или в предыдущей версии Word. Для этого следует выбрать нужный формат файла при сохранении документа [19, с.82]. 7. ОСОБЕННОСТИ РЕДАКТОРСКОЙ ПОДГОТОВКИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА (1900 – 1917 Г.Г.) ОБЩЕЕ: Особенности развития редактирования как специфического вида общественной и творческой деятельности в рассмотренный период определялись сложным комплексом факторов социально-экономической, политической, идейно-эстетической природы. Концентрация книгоиздания и процесс специализации книгоиздательских предприятий укрепляли профессиональный статус редактора и вели к дифференциации редакторского труда. Меняющаяся социально-политическая обстановка в стране формировала равные идейно-политические платформы, с которых выступали издатели и редакторы, используя средства печати и книгоиздания для выражения и отстаивания своих позиций, активизировав поиск наиболее эффективных форм и методов воздействия на читательскую аудиторию. Возникновение новых школ, направлений, течений, в литературном процессе, появление самобытных писательских имен, за которыми стояли свой взгляд на мир, своеобразная художественная манера отражения действительности, неповторимый стиль творческой личности потребовало от редакторов значительного расширения и качественного преобразования традиционно сложившейся системы оценок литературного произведения как цельного художественного единства. Новыми гранями открылась проблема авторской индивидуальности, авторской манеры, авторского письма, решение которой было невозможно без повышения уровня редакторской рецепции, глубокого проникновения в суть авторского замысла и выработки тонких инструментов для оценки полноты его реализации. Лучшие образцы редакторского и издательского искусства того времени имеют непреходящее значение с точки зрения преемственности и дальнейшего развития профессиональной школы.
|