Студопедия — Целью выпускной работы является сбор и обобщение материалов по теме «Порядок и учет инвентаризации материальных запасов на примере ООО ПО «Свияга»
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Целью выпускной работы является сбор и обобщение материалов по теме «Порядок и учет инвентаризации материальных запасов на примере ООО ПО «Свияга»

Понятие мода. Кто о ней говорил. Место моды в психологии. Что такое стиль. Мода и стиль. Какие бывают стили. Описание и авторы выбранных мной стилей. Вывод по параграфу. Выводы по главе.

Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А

Разработка дизайн-проекта оформления театральной сцены

 

Выполнил студент

Кончаковский К.С., специальность Профессиональное обучение (дизайн), очной формы обучения

 

Научный руководитель:

к.п.д, доцент Бызова А.А.

 

Консультант:

ст.п. Агаркова Э.П.

 

 

Мурманск

Г.

 

Содержание

 

Введение

 

Содержание

 

Глава 1. Теория и практика изучения театральной сцены. История развития.

1.1.Основные понятия: дизайн, дизайн-проектирование, оформление, сцена, театр.

1.2 История возникновения театральной сцены

1.3 Архитектурное устройство театральной сцены

1.4.Звуковое и световое оформление спектакля

1.5. Виды декораций и технология их создания

1.6. Оформление современного шоу

Глава 2. Этапы разработки дизайн - проекта оформления театральной сцены.

2.1 Основные характеристики концертно-зрительного зала "Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С.М.Кирова."

2.2 Разработка проекта сценического оформления и общее стилевое решение театрализованного представления.

2.3 Создание идейно - эскизного решения, выбор цветового климата.

2.4 Расчетно-проектный этап и функциональное зонирование оформления сцены театрализованного представления.

2.5 Характеристика используемых материалов для декораций сцены.

2.6. Процесс изготовления оформления декораций театрализованного представления.

2.7 Применение дизайн - проекта в профессиональной деятельности художника оформителя

Заключение

Приложения

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема данной дипломной работы звучит следующим образом - "Дизайн проект сценического оформления театральной сцены".

На сегодняшний день эта тема актуальна, в сфере развлекательных технологий, культуры и общества. Как театральная, так и другая любая сцена, это объект который, способствует распространению информации от нескольких людей в массы. Еще начиная с древних времен, сцена использовалась для передачи информации от одного лица, будто объявления или указ, который необходимо было донести до людей, - привлечь внимание каждого. Так и по сей день, сценическое пространство использует для передачи информации людям, какой бы характер она не несла. Различные художественные системы, методы декорационного сценического оформления причудливо переплетаются друг с другом, стирая хронологические границы.

Процесс изготовления декораций, в зависимости от грандиозности проекта, может составить всего нескольких дней, а может растянуться и на нескольких месяцев. При этом весь процесс изготовления декораций должны вести опытные, творческие люди, внимательно следящие за мельчайшими деталями производства. Изготовление декораций для сцены представляет собой творческий процесс, требующий от специалистов вложить частичку собственной души в готовящийся проект. Множество нюансов, незаметных поначалу, скрывается в мыслях и идеях декораторов. Способность выделить достоинства и скрыть недостатки, выгодно расположить элементы, уловить игру света и тени и в итоге раскрыть художественный образ вот те непростые задачи, которые требуется решить специалистам, занимающимся изготовлением декораций. Необходимо пронести наполненный уникальным содержанием замысел через все основные этапы производства: составление дизайн проекта, изготовление макета, производство, а так же монтаж декораций.

Процесс производства декораций никогда не представлял собой шаблонное или конвейерное производство, это все время творческий поиск, заключающийся в способности уловить замысел, по которому будет разработан макет, выражающий специфику мероприятия, а лишь затем составление и корректировка сметы, подбор подходящих материалов и технологии для производства. Для того чтобы каждый этап работы выполнялся качественно, компании занимающейся изготовлением декораций необходимо обладать сплоченным коллективом профессионалов.

Из выше сказанного, хочется отметить, что за долгие годы развития сценического искусства, появилось множество новых технологий и материалов, которые могут грамотно использоваться дизайнерами в процессе работы. Поэтому, необходимо грамотно использовать сценическое пространство, не нарушая канонов, совершенствовать его, и продолжать удивлять своего зрителя.

Выбор темы был обусловлен профессиональной деятельностью в художественно - оформительской мастерской областного Дворца культуры, в профессиональной деятельности дизайнера - оформителя сцены.

В данной дипломной работе, будет рассмотрено сценическое пространство Дворца культуры им. Кирова, разработаны различные виды декораций к праздничным представлениям и представлены технологий их выполнения.

Целью данной работы является "Разработка дизайн проекта оформления театральной сцены".

Для этого были поставлены следующие задачи:

• изучить понятие театральной сцены и рассмотреть основные исторические периоды а развитии техники сцены;

• сбор и систематизация литературы по данной теме;

• изучить и проанализировать основные компоненты сценического пространства;

• ознакомиться с техническими характеристики сцены, на примере Зрительного зала Мурманского областного Дворца культуры;

• научиться работать со сценарным планом, как с основной для создания оформления и полного образа театрализованного представления.

• разработка эскизов оформления театрализованного спектакля

• разработка дизайн - проекта оформления сценического пространства для театрализованного представления.

Объектом данной работы является оформление театральной сцены.

Предметом исследования являются процесс разработки дизайн проекта оформления театральной сцены.

Для решения поставленных задач применены теоретические методы исследования:

- аналитический метод (изучение и систематизация разрозненной информации из различных литературных источников);

- метод сравнительного анализа и классификации (детальная проработка отдельных элементов формирования предметной среды из наглядного материала);

- проектирование (эскизирование, планирование и моделирование).

Теоретическая значимость заключается в обогащении ипополнении знаний, которые в дальнейшем будут использованы в практической дизайнерской деятельности.

Практическая значимость заключается в том, чтобы применить полученные в ходе исследования теоретические знания при создании дизайн - проекта оформления театральной сцены.
Структура данной дипломной работы состоит из двух глав:

В 1 главе рассматриваются: Основные этапы проектирования и оформления театральной сцены. Терминологический анализ компонентов темы дипломной работы. История возникновения театральной декорации. Повествование и анализ исторического формирования и изменения театральной декорации. Архитектурное устройство театральной сцены. Историческое развитие, и становление современных механизмов управления сценой-коробкой. Звуковое и световое оформление спектакля

Работа звукового, технического и светотехнического цеха в театре. Освещение декораций. Виды декораций и техника их создания. Технологии изготовления различных видов декорации. Применение новых технологий к пространству сцены, новых технологических возможностей светового оборудования, таких как проекции, лазеры и т.д.

Во 2 главе: Этапы разработки дизайн - проекта оформления театральной сцены. Основные характеристики концертно-зрительного зала «Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С.М.Кирова»

Основная деятельность областного Дворца культуры. Характеристика сцены – свет, звук, постановочные возможности. Характер проводимых мероприятий. Идейно-эскизный этап оформления сцены дизайн - проекта «Раз морозною зимой». Работа над сценарием, зонирование помещений, эскизирование. Колористические раскладки. Размеры сцены и сценического пространства. Расчетно-проектный этап оформления сцены дизайн - проекта «Раз морозною зимой». Размерные планы и планы фактуры изготавливаемых изделий. Описание изготовления, каждого элемента. Характеристика используемых материалов, детализированную разработку проектной документации. Создание чертежей, и эскизов в масштабе, для дальнейшей работы. Применение дизайн - проекта в профессиональной деятельности художника оформителя. Подробное методическое пособие по изготовлению сказочной козы. С фотографиями этапов работы.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ сделаны выводы по теме "Разработка дизайн -проекта оформления театральной сцены" и подведены итоги исследовательской работы.

В СПИСКЕ ЛИТЕРАТУРЫ приведено.... наименований.

В ПРИЛОЖЕНИЯХ к дипломной работе..... страниц.

 

Глава 1. Основные этапы проектирования и оформления театральной сцены

1.1. Основные понятия: дизайн, дизайн-проектирование, оформление, сцена, театр.

В этом параграфе мы рассмотрим основные понятия данной дипломной работы, ориентируясь на литературные источники, и выберем самые оптимальные для формирования более понятного и четкого образа. Рассмотрим понятие дизайна в словаре "Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура, под редакцией Тимашевой И.Л., которое звучит следующим образом.

Дизайн (англ.design, букв. – чертеж, проект, замысел; нем. Gestaltung, ит. Desegno industriale, фр. Dessin industriel) - особый метод проектиро­вания предметной среды, при кото­ром объекту в соответствии с его основным предназначением прида­ется комплекс взаимосвязанных качеств: красота, целесообразность, экономичность, акцентированная функциональность (или умножение числа функций), физиологическое и психологическое удобство пользова­ния объектом, его четкая социальная ориентация. В дизайне воедино слились два направления творческих поисков — от функции к форме и от формы к функции. [2, С.174].

Методы дизайна. связывающие потребительские и эстетические качества предметов и объектов, предназначенных для непосредственного использования человеком, с их оптимальными структурой и технологией изготовления, могут оказывать определенное воздействие на решение таких важных социальных проблем, как функционирование производства и потребления, существование людей в мире окружающих их предметов. [42, С.174].

Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство, под редакцией Полевой В.М. раскрывает данный термин следующим образом: Дизайн (англ. design – замысел, проект, чертеж, рисунок) – термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. Методом дизайнерской деятельности является художественное конструирование, которое в качестве составной части входит в общий процесс конструирования промышленных изделий и имеет своей целью обеспечить удобство их эксплуатации, рациональность компоновки и высокий эстетический уровень. [44, С.74].

Для более конкретного понимания темы данной дипломной работы, предлагаем рассмотреть понятие "дизайн-проект", которое определяется в книге Основы теории дизайна Розенсон И.А. следующим образом: Дизайн-проект - результат дизайн деятельности, относящийся к любой области действительности, в том числе дизайн-прогноз преобразования сложного объекта (дизайн-концепция, дизайн-программа). Выполненный средствами дизайна проект какого-либо объекта:- вещи или комплекса, ансамбля вещей; - предметно-пространственной среды; - информационного объекта, события виртуального мира.[100, С.202].

Понятие оформление в широком смысле известно всем, но тем не менее ознакомимся с терминологией этого понятия, которое нам предлагает словарь Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура, под редакцией Тимашевой И.Л. Оформление - декоративное дополнение, художественное украше­ние уже существующего материаль­ного объекта (напр., оформление. площади к празднику); соучастие художников в ансамбле, соединяющем различные виды искусств (живописное, скульптурное оформление зданий и сооруже­ний; художественное оформление. спектакля, книги).[2, С.365].

Закончив рассматривать понятие дизайна и дизайн-проектирования, перейдем к более близкому данной теме понятию, - понятию сцены. Электронная энциклопедия " Энциклопедия театр: Балет, опера, драма" созданная объединением авторов "Кордиас & Медия", на основе "Большой Российской Энциклопедии" дает следующее определение понятия: Сцена (латинское scaena) - (от греческого) - площадка, на которой происходит театральное представление. Сцена является одной из основных частей театрального здания. Современный тип сцены сложился в результате длительной эволюции, связанный с общим развитием театрального искусства и принципов декорационного оформления спектакля; - отдельная часть действия, акта, пьесы, спектакля; - в широком смысле - то же, что театр. [200]

Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля расшифровывает понятие следующим образом: Сцена - жен. франц. явление, происшествие в лицах, или изображенье его на картине; - часть драматического представления, выход, явленье; - место, где что-либо происходит, поприще, со всей обстановкой, особый помост в театре. [300, С.742].

Толковый словарь современного русского языка Д.Н. Ушакова определяет это понятие, в более широком смысле: Сцена (латин. scena от греч. skene, букв. шатер.) - Место, где происходит театральное представление; - отдельная часть действия, акта театральной пьесы, явление. Действие второе, сцена четвертая; - отдельный эпизод в романе, повести, рассказе, изображающий действия, столкновение персонажей [800, С.663].

В поисках терминологического определения понятия театра, вновь обратимся к Популярной художественной энциклопедии: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. под редакций В.М. Полевая. Театр (греч. theatron – место для зрелищ) – род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Возник в Древней Греции. Источники театра – в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. [44, С.381].

Энциклопедия театр: Балет, опера, драма" созданная объединением авторов "Кордиас & Медия расшифровывает понятие следующим образом: Театр (от греческого - место зрелища; зрелище)1) Род искусства; 2)Представление, спектакль; 3)Здание, где происходят театральные представления.

Театральное искусство, как и другие искусства, является формой общественного сознания. Театр имеет первостепенное значение в жизни общества, как способ художественного отражения действительности и эстетического воспитания масс. Историческое развитие театра неотделимо от развития общества, от состояния культуры в целом. Расцвет или упадок театра, преобладание в нем тех или иных интересов, художественных тенденций, его роль в духовной жизни современности связаны с особенностями развития общества, которое через театр судит о собственной жизни, осознает ее конфликт.

Произведя терминологический анализ важнейших понятий данной дипломной работы, стало возможным более грамотно оценить границы предстоящей работы над литературой, что в значительной мере влияет на характер написания теоретической части.

Итак, в этом параграфе мы расшифровали понятия: дизайн, дизайн-проект, оформление, сцена, театр. Наиболее подходящее для данной дипломной работы понятие "дизайна" выделяет словарь "Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура, под редакцией Тимашевой И.Л. Так же нами было принято взять в дипломную работну понятие "сцена" из Электронной энциклопедии " Энциклопедия театр: Балет, опера, драма."объединения авторов "Кордиас & Медия". Кутьмин С.П. в кратком словаре театральных терминов для студентов режиссерской специализации раскрывает понятие "театр" более подходящим образом, для предстоящего исследования.

 

1.1. История возникновения театральной сцены

В этом параграфе мы рассмотрим тенденции развития театрального сцены и театрального искусства времен Античности, средних веков, эпохи Возрождения и XX века. Развитие театрального здания, и механизмов обслуживания спектакля. А главное - взаимосвязь общества и театра, и их взаимовлияние друг на друга.

Благов Ю.А.в книге "В содружестве с Мельпоменой" рассказывает о зарождении театра в Древней Греции, и особенностях культурной жизни той эпохи. История театральной сцены и сценической техники берет свое начало в Древней Греции. Различные празднества, состязания, народные собрания, все это было частью греческой повседневной жизни. Местом для таких собраний служила чаще всего хорошо утоптанная площадка недалеко от храма, вокруг которой располагался зритель. Потом эту площадку стали не только переносить к подножию горы, но и возводить специальные помосты. Организацией театральных представлений в Древней Греции занималось государство. [14, С.14].

Древнегреческий театр состоял из трех частей: орхестры, скены и мест для зрителей. "Современная энциклопедия" дает следующее понятие орхестры. Орхестра - (греческое orchestra, буквально - площадка для танцев, от orcheomai - танцую), древнейшая часть древнегреческого театра: окаймлённая амфитеатром круглая площадка диаметром 20 м и более, на которой выступали хор и актёры. В центре орхестры находился жертвенник Дионису. [500]

Таким образом, уже на заре своего развития театр не мог обойтись только одной плоскостной площадкой, а вынужден был искать пути к ее разнообразию как по форме, так и по соотношению объемов. По мере уменьшения роли хора, а затем и его исчезновения, происходило постепенное сокращение пространства орхестры от полного круга до полукруга. [31, C.153].

Опочинская И.А. в "Греческий театр и римский амфитеатр" рассказывает о театральной модели мира и основных типах сценического воплощения образа места действия. В античной скене и орхестре соединились оба варианта театральной модели мира: вертикальный и горизонтальный. На их основе в дальнейшем сложатся два основных типа сценического воплощения образа обобщенного места действия, которые на последующих стадиях развития мирового театра будут осуществляться средствами декорационного искусства. В самой же античности такие средства не существовали. [40, C.63].

Изобретенный греками амфитеатр является сегодня наиболее прогрессивной и распространенной формой зрительного зала, античная орхестра используется как пространственная сцена и весьма популярна в некоторых странах. Центральное по отношению к зрителям положение сцены позволило решить проблему массового театра колоссальной вместимости.

Исходя из собранной информации о театральной сцене Античной эпохи можно выделить огромный вклад греческого народа, в становлении и развитие театральной культуры, что стало основополагающим для развития театрального искусства в целом. А так же зарождение базовых понятий, и устройства, некоторые элементы которого, дошли до наших дней.

Следующим этапом исторического развития театральной сцены в Античной эпохе, является римский театр, который продолжая традиции древних греков, модернизировал какие то части сцены, а какие - то элементы и вовсе убирал из обихода.

Особенности спектаклей того времени описывает Соколов Г.И. в книге для учащихся "Искусство Древнего Рима. Архитектура. Скульптура. Живопись. Прикладное искусство." Пышность и богатство спектаклей заставляет прибегать не только к бутафорским предметам и дешевому театральному костюму, но нередко украшать сцену драгоценными вещами, выпускать актеров в костюмах баснословной цены. Орхестру и амфитеатр покрывали цветным матерчатым шатром, который защищал зрителей от непогоды. [49, С.88].

Г.В. Драч в учебном пособии "История мировой культуры" рассказывает о появлении первых в мире крытых театров в Древнем Риме, и введении занавеса, как обязательного используемого элемента театрального представления. Перекрытие зрительского и сценического пространства позволяет говорить о возникновении первых театров под крышей. Единство двух пространств подчеркивается архитектурным ансамблем в виде колоннады, замыкающей последний ряд амфитеатра. Колоннада, украшенная многочисленными статуями, органически вплетается в декор передней стены скенэ. Как и греческие театры тоже замыкались портиками, служащими для прогулок зрителей и убежищем в случае плохой погоды.

В римском театре впервые появился занавес, который поднимался из-под сцены. Высота подъема занавеса рассчитывалась таким образом, чтобы зрители, сидящие в верхнем ряду, не могли видеть сцену. [22, С.37].

Римский театр стал следующей ступенью развития всего театрального искусства. Промежуточным этапом между Античностью и средними веками. Отталкиваясь от тех основ, что воссоздали греки, римляне усовершенствовали их, сделав шаг на пути к совершенствованию театральной сцены и ее популяризации в обществе.

Этапом коренного изменения театрального устройства, и всего процесса театрального представления становится период средних веков, в то время, когда господствующей стороной общественной жизни Европы становится церковь.

М. Витрувий в трактате " Десять книг об архитектуре" рассказывает об архитектурном устройстве здания средневековой церкви и проводимых в нем театральных представлниях. В эпоху средних веков впервые в истории театральные представления стали проводиться в закрытом помещении, в церкви. В богослужении есть все элементы театра: разделение участников на зрителей (паству) и актеров (священнодействующие, хор), а пространства – на зрительный зал (неф) и сцену (алтарь, святилище); наличие связного сюжета, сложного реквизита и пышных декораций.

Архитектурные особенности церкви определяли формы сценического пространства. Первое сценическое действие развивается вокруг алтаря, а в качестве оформления используются атрибуты церковного ритуала, которые помогали символическому обозначению событий из различных религиозных преданий. [18, С.132].

Д.Линч в книге " Средневековая церковь" рассказывает об освещение пространства церкви, об источниках света и их приминении.

Недостаточность естественного света в помещении церкви требовала не только общего освещения, но и создавала благоприятные условия для развития световых эффектов. Сотни свечей и лампад озаряли декорации и исполнителей, зажигаясь одновременно при помощи своеобразного бикфордова шнура, или затенялись особыми заслонками. В это время, как и на протяжении последующих столетий, все световые эффекты осуществлялись при помощи натурального огня. Части декораций и специальные куски ваты, пакли или соломы, пропитанные легковоспламеняющимися жидкостями, чаще всего спиртом, поджигались и горели ярким и быстрым пламенем. Лампады и свечи имитировали сияние звезд, порошок мелко измельченной смолы в пламени свечи вспыхивали искрами и т.п. [323, С.133]

В "Популярной истории театра" Гальпериной Г.А. повествуется о религиозной драме, и ее трансформации в уличный театр. Религиозная драма начинает выходить за пределы церковного здания, организуя свои представления на его паперти и внутри церковной ограды. Зарождается новый вид театра – уличный театр.

Начиная с середины XII и вплоть до XVI века, когда было построено первое театральное здание, средневековый театр не имел своего помещения и, значит, не связывался никакой (архитектурно выраженной) формой. Театр снова смешался с архаикой карнавала, но теперь уже в формах, привитых ему новой культурой. Важнейшими из них были миракль и мистерия, породившая при своем разложении моралите и фарс. [344, C.128].

Г.Б. Минервин в учебном пособии для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей "Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник" дает следующие понятия "миракль" и "мистерия:

Мира́кль (фр. miracle, от лат. miraculum — чудо) — средневековые мистерии, в основе сюжета которых лежало чудо, или житие святого (чудо Богородицы). Происхождение мираклей исходить из гимнов в честь святых и из церковных чтений их житий. Чаще всего латинские миракли сочинялись(рифмованными стихами) и разыгрывались молодыми клириками и студентами накануне праздника святому. [34, С.56].

Самое широкое применение в мистериальном театре находил принцип симультанного оформления действия. Для участия в постановке мистерий приглашались крупные для своего времени художники и живописцы, опытные театральные машинисты, искусные резчики и позолотчики и целые отряды плотников.

Расположение рая на некотором возвышении позволяло в то же время постоянно использовать механические приспособления для вознесения в рай и сошествия на землю. Для участия в мистериях за солидное вознаграждение приглашались машинисты. Их работа сводилась не только к постройке сцены, оборудованию всевозможных механизмов, провалов и полетов, но и к устройству «сценических эффектов». [344, C.135 - 163]

Турчин В.С. в " Театральное. Опыт второй" рассказывает о кольцевой форме организации пространства следующее: Кольцевая форма организации мистерии пыталась встроить ее в античную форму амфитеатра, развалины которых сохранились во многих городах. Кольцевая установка давала возможность выявить композиционный центр представления, но она была неудобна для зрителей, принужденных толкаться под помостами и задирать голову вверх то в одну, то в другую сторону. [55, С.201]

Раис Беньяш в книге " Павел Молчалов" дает толкование понятию "фарс". Фарсы (лат – начинка) сформировались из вставных сценок на бытовые темы в религиозной драме. Фарсы давались обычно на примитивной площадке, поставленной на козлах или бочках. Типичная фарсовая сцена – матерчатая палатка, две-три вещи из мебели, немногочисленные аксессуары и лесенка, по которой можно было залезть на помост. [10, С.67].

Закончив рассматривать особенности театральной сцены и театрального представления средних веков можно значительно проследить изменения понятия "театр" как творческого процесса. И те предпосылки которые перешли в эпоху Возраждения.

Розенсон И.А. в учебном пособии "Основы теории дизайна" упоминает о формировании принципов сценических постановок Ренессанса. В театре эпохи Возрождения начинают формироваться новые принципы сценических постановок. Конец XV и начало XVI веков – начинают формироваться новые принципы сценических постановок. [46, С.52].

Характер общественных зданий того времени описывает Новикова Е.Б. в " Интерьере общественных зданий": Дворцовые празднества с их торжественными выходами, процессиями, музыкальными и танцевальными номерами, а в особенности интермедии явились той почвой, на которой впоследствии вырос оперный и балетный театр, определивший собой основную линию дальнейшего развития техники сцены.[38, С.243]

Руднев В. в книге " Морфология реальности: Исследование по "философии текста" повествует о причастности величайших Итальянских художников того времени, к оформлении. театральных представлений. Центром такого движения была Италия. Здесь идейному перестроению театральных представлений и их художественному оформлению значительную помощь оказывают такие величайшие художники, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Браманте и Перуцци. В результате чего театр получает новую систему оформления спектаклей – перспективное построение сценической картины. [47 – 85 c.]

Про развитие и устройство интермедии рассказывает Бояджиева Г.Н. в " Истории зарубежного театра: В конце XVI – начале XVII века интермедии становятся очень популярными, и соответственно устройство сцены должно быть рассчитано на их постановку. Но подлинное переустройство началось вместе с развитием оперы и балета. В них не только усиливаются превращения, но и возникают новые сценические эффекты. Появляются водопады, фонтаны и особенно фейерверки, которые служат финалом почти каждого спектакля..[ 17 – 69 c.]

Кузьмин А. И. в книге " У истоков русского театра" рассказывает о нововведениях в театральном искусстве, а конкретно о: появление подвижных декораций, установлении на сцене перспективной картинки, развитии и изменении техники сцены. В последней четверти XVI века в Италии появились подвижные декорации, что отразилось на всем театральном строительстве. Поиски новых приемов оформления спектаклей привели к созданию кулисной сцены, вокруг которой и развивается вся дальнейшая техника сцены. Установление на сцене перспективной картины вызывает к жизни изобретение переднего занавеса, разделяющего зрительный зал от сцены, ставшей ныне художественной картиной. Занавес падает пред началом действия пьесы и внезапно раскрывает волшебный вид на уходящую далеко вглубь улицу города или же сельский ландшафт. Сцена стала объектом художественного творчества, произведением искусства; она рассматривается как картина, удовлетворяющая зрительно-эстетическое чутье художника. Главнейшая забота прилагается к усилению эффекта перспективного вида путем виртуозной композиции архитектурных форм. [30 – 53 c.]

Об архитектуре театрального здания и его интерьере, а так же о проблематике рельефной перспективы театральной сцены пишет Михайлова А.А. в " Сценография: теория и опыт". Балконы, галереи, трубы крыш, башни, аркады, орнаментовка зданий – даны в рельефной перспективе; их назначение – усилить впечатление огромного пространства и создать наслаждение прекрасными формами архитектуры. Нарисованные статуи, фрески на стенах, живописные портики и аркады усиливают праздничный характер общего впечатления

Для развития устройства сцены прежде всего необходимо было отказаться от рельефной перспективы, так как пристройки мешали смене декораций. Взамен рельефа, появляется живописная перспектива, зарисовываемая на полотнах обычно с наложением свето-тени на самом рисунке. Сперва прибегают к простейшим приемам смены боковых декораций путем заготовки двух или трех полотен, поставленных друг за другом. Первое полотно сворачивается на кусок дерева или просто падает на пол, открывая следующее полотно с новым перспективным рисунком. Иногда надвигают с боков новые полотна на прежнюю картину.

Применение подвижной кулисы было подсказано устройством задника, раздвигавшегося на стороны, при чем части задника двигались по верхним и нижним рельсам. Перенесение этого приема на боковые декорации дало возможность ускорить смену картин. Интересно отметить, что, среди технических изобретений в итальянском театре эпохи Возрождения, мы встречаем и вращающуюся. Чертежи в упомянутых выше трудах Иосифа Фуртенбаха знакомят нас с другими деталями технического оборудования сцены. Для движений в воздухе устроены балки, по которым ходит крюк с привешенными к нему облаками или же колесницами. [36, С.144].

Базанов В.В. в учебном пособии для студентов театральных вузов и средне специальных учебных заведений "Сцена XX века" рассказывает о стационарном механическом оборудование сцены: Стационарное механическое оборудование сцены является неотъемлемой частью современного театра. Оно помогает постановщикам спектакля в решении многих художественно-образных задач. Стремительность перехода от одного сценического состояния к другому, от одной картины к следующей, насыщение действия зримой кинетикой таковы требования режиссуры к техническому оснащению сцены. [5, С.114].

Акимов Н.П. рассказывает о применении малой техники сцены в книге " Театральное наследие". Однако, в ряде случаев стационарное оборудование оказывается недостаточным и ему на помощь приходит так называемая «малая» техника, т.е. техника создаваемая специально для данной постановки. К ней относятся фурки, накладные круги, специальные виды занавесов, портативные приводы и проч.[1, С.43].

Более подробно о стационарной технике рассказывает Турчин В.С. в книге "Театральное. Опыт первый: из книги " XX век в зеркале коллекции Московского музея современного искусства". Почти вся стационарная техника, которой пользуется театр была когда-то придумана в ходе технического решения творческой задачи, поставленной авторами спектакля. И надо полагать, что новые виды театральной техники родятся таким же «естественным» образом. По сути дела накладной круг есть не что иное как вращающаяся фурка. Фурки не только обеспечивают быструю доставку на игровую площадку собранных заранее декорационных установок, но и являются одним из способов создания на сцене эффекта крупного плана.

Чаще всего фурки строятся на каркасной основе, но и известны случаи, когда несущая часть фурки изготавливалась в виде металлического листа, с врезанными в него маленькими роликами. Такой прием позволил до минимума сократить высоту конструкции. [54 – 123 c.]

Давыдова М.В. в книге " Художник в театре начала XX века" рассказывает о нововведениях в механизацию управление сцены. А так же о новых сложных устройствах таких как кулисные машины. В свое время некоторые петербургские театры успешно применяли самоходные тележки, встраиваемые в каркас фурки. На металлической раме устанавливался приводной агрегат, состоящий из электродвигателя, редуктора и двух обрезиненных катков довольно большого диаметра. А так же кулисные машины – рамы на колесиках, ходившие по прорезям в планшете сцены. Они надежно и просто решали многие технически сложные проблемы.

В конце XIX начале ХХ века на смену кулисным машинам начала приходить новая техника. Ее появление теснейшим образом связано с заменой плоскостных декораций объемными конструкциями. Она проста по устройству, надежна и позволяет бесшумно и быстро перемещать встроенные декорации как на глазах у зрительного зала, так и за закрытым занавесом. Классические люки-провалы превратились в подъемно-опускные площадки и лифтовые сцены, греческие выкатные площадки («эккиклемы») в платформы, вывозящие в пределы игровой зоны целые декорационные комплексы, небольшие круглые вращающиеся площадки времен Современная сцена представляет собой целый комплекс сложных механизмов. Художественное освещение является наиболее востребованным компонентом современного спектакля. Осветительные приборы создают огромные художественные возможности режиссерам и художникам. Поэтому этому виду технического оснащения сцены уделяется повышенное внимание. [21, С.134].

Базанов В.В.в книге "Сцена, техника, спектакль" рассказывает о плотной взаимосвязи техники и театра. История показывает, что в театре искусство вступает в сложные отношения с техникой. В отличие от общепринятой практики, театральная техника является одним из художественно-технических инструментов помогающих авторам спектакля в создании художественного образа. Таким образом главная функция театральной техники целиком относится к эстетической области.[4, С.86].

 

1.2. Архитектурное устройство театральной сцены

 

Закончив рассматривать историческое развитие театральной сцены, самое время обратиться к устоявшемуся, на сегодняшний день архитектурному устройству, знания которого позволяют более грамотно раскрыть сценические возможности площадки.

Сценическая коробка по вертикальному сечению распадается на три основные части: трюм, планшет и колосники (схематическое устройство сцены коробки на рисунке 1).

Рисунок 1. Устройство сцены-коробки:
1 — строительный портал; 2 — осветительная галерея; 3 — рабочая галерея; — переходный мостик; 5 — колосники; 6 — портальная башня; 7 — огнестойкий занавес

Базанов В.В. в книге " Техника и технология сцены" дает понятия "трюм", "п




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социально-психологические характеристики личности | Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А

Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 835. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия