Студопедия — Сфера Парабола
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сфера Парабола






 

 

Обозначение:

Линзовый с гладкой линзой PC Линзовый с линзой Френеля

 

 

Безлиновый (PAR), с лампой-фарой

 

 

 

Низковольтный

 

Профильный

 

Профильный Zoom

(с переменным фокусным расстоянием)

 

 

3. Проекционный прибор — световой прибор, который с помощью оптической системы захватывает световой поток источника в большом телесном угле и концентрирует его в малом объёме в плоскости диапо-зитива (т.е. фокальной плоскости объектива), а затем снова перераспре-деляет световой поток в большой телесный угол.

 

 
 

 

 

 
 

Обозначение:

 

4. Сканер — световой прибор, который с помощью оптической системы захватывает световой поток источника в большом телесном угле и концентрирует его в малый телесный угол, при этом технически обеспечивается возможность позиционирования луча в пространстве. [24 – 126 c.]

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ОСВЕТИТЕЛЬНОЙ АППАРАТУРЫ (по назначению)

 

1. Светильники — предназначены для получения заливающего свето-вого потока:

- однокамерные;

- многокамерные;

- симметричные;

- асимметричные;

- ультрафиолетовые (направленные и рассеивающие);

- с газоразрядными лампами.

 

2. Прожекторы — предназначены для получения направленного све-тового потока:

- с отражательной оптикой:

- безлинзовые низковольтные;

- прожекторы PAR с лампой-фарой;

- прожекторы PAR с комплектом сменных стёкол (Source Four PAR);

- простые однолинзовые: - с линзой РС;

- с линзой Френеля; - профильные:

- с фиксированным углом; - Zoom, с диапазоном углов; - следящего света:

- с лампой накаливания;

- с металлогалогенной лампой;

- дневного света с металлогалогенной лампой.

 

3. Проекционные приборы — предназначены для получения изобра-жения:

- с лампой накаливания;

- с металлогалогенной лампой.

 

4. Интеллектуальные приборы — предназначены для получения дина-мического света:

- со сканирующим зеркалом (сканеры); - с вращающимся корпусом («головы»).

5. Приборы эффектного света — предназначены для получения раз-личных световых эффектов:

- простые эффекты: - стробоскопы;

- люминесцентные подсветки; - динамические эффекты:

- со звуковой анимацией;

- эффекты с внешним управлением, когда функции программи-руются заранее и в нужный момент используются оператором;

- центральные эффекты — приборы расположены в центре пло-щадки и имеют зону охвата 360°;

- встроенные непрограммируемые эффекты (веер лучей, непре-рывная смена цветовой заливки, сканирующие гобо, стробирова-ние и др.);

- лазерные эффекты.

6. Приборы наполнения атмосферы — предназначены для получения необходимой плотности и фактуры воздушного сценического про-странства (машины для получения дыма, тумана, снега, радуги, дождя, мыльных пузырей и др.). [27 – 187 c.]

 

Основные типы освещения сцены

Существуют два основных варианта освещения: тональное, или бестеневое, и светотеневое. Тональное освещение, очень часто встречающееся в театральной практике, имеет место, если источник света находится на одной высоте с объектом. В этом случае формы и цвет предметов не подчёркиваются и не видоизменяются светотенью. Освещение может быть как направленным, так и рассеянным.

Верхнее фронтальное освещение (источник направленного света расположен перед объектом и выше него) даёт ярко выраженный теневой рисунок, который подчёркивает объём. [9 – 274 c.] Такое освещение выявляет фактуру материалов. При портретной съёмке в верхнем фронтальном освещении желательно установить источник так, чтобы свет падал на лицо под углом 30–55° от вертикали.

В случае нижнего фронтального освещения возникает характерный светотеневой рисунок, сильно искажающий естественные формы объекта. [45 – 261 c.] Например, в свете рампы на лице актёра образуются резкие тени от носа, идущие вверх, лоб притемняется, а подбородок и шея освещаются чрезмерно ярко. Нижнее освещение источником небольшой мощности часто используют в сочетании с другими видами освещения, если нужно выразительно осветить глаза модели.

Освещение называется диагональным, если источник смещён на 15–45° относительно центральной оси объекта. При этом часть объекта освещается ярко, а часть уходит в тень. Чаще всего встречается верхнее диагональное освещение: свет падает на актёров из осветительной ложи под углом 30–40°. Это несимметричное освещение прекрасно выявляет формы лица, позволяет скорректировать его недостатки. [32 – 59 c.] Нижнее диагональное освещение для лица применяется очень редко.

Боковое освещение часто используется в творческой практике и создаёт особенно богатые и разнообразные по рисунку светотени на объектах. Луч света, скользящий по поверхности, превосходно выявляет ее микрорельеф, подчёркивает фактуру, профили декораций, лепит объём. При боковом освещении возникает рисунок с большими площадями затенения, и это даёт возможность в значительной степени корректировать внешний вид объекта. Боковое освещение хорошо сочетается с другими видами освещения, в частности, с фронтальным бестеневым. Боковое освещение используется и для того, чтобы высветить воздушную среду, создать впечатление пространства, акцентировать положение предметов.

Контровым называется освещение объекта сзади. В этом случае по контуру фигуры возникает светлый ореол. Чаще ставится верхнее контровое освещение. В случае нижнего контрового освещения источник света скрывают (например, за непрозрачными предметами обстановки). Контровое освещение применяется, главным образом, для того, чтобы подчеркнуть форму объекта, выделить его в пространстве, отделить от фона и других объектов. Ореол возникает, даже если освещаемый объект и фон имеют одинаковую тональность. Эффект усиливается в задымленном воздухе: свечение становится еще более заметным, зрительно изменяя и увеличивая пространство даже в небольших помещениях или декорациях.

Если источник расположен не строго сзади, а под углом, то одна сторона объекта будет обрисована тонким светящимся контуром, а на другой образуется световой блик, более широкий, чем ореол при контровом освещении. Поэтому такое освещение называется бликующим. Бликующее освещение применяется в большинстве случаев в системе общего освещения.

 

Освещение декораций

Плоскостные декорации — задники, падуги, ширмы, стенки — могут быть однотонными (белыми и цветными) или живописными.

Живописные декорации, особенно написанные клеевыми красками, очень часто имеют мятую поверхность, складки, совершенно искажающие рисунок. Чтобы исправить положение, прибегают к системе четырёхстороннего или двухстороннего освещения верхними, нижними и боковыми осветительными приборами.

Наилучшим способом освещения задника был бы прямой рассеянный свет от источника, расположенного прямо перед задником. Но, поскольку установить прибор на сцене нельзя, используется четырёхстороннее или двухстороннее освещение. [48 – 71 c.] Тональное или бестеневое освещение, которое создаётся четырёхсторонним уравновешенным светом, не даёт тени. При таком освещении даже предметы с ярко выраженной формой словно теряют свой объём и кажутся плоскими. Чередование света и тени на складках живописных декораций исчезает, грубая фактура холста становится незаметной, и декорации кажутся гладкими.

Бестеневое освещение идеально для плоскостных декораций, но оно же превращает актёра в плоское существо на фоне иллюзорно объёмной живописи. Тональный свет лишает выразительности лица и фигуры исполнителей, объёмные декорации, драпировки, бутафорию. Это трудноразрешимое противоречие в значительной степени ограничивает применение живописных декораций на первых планах сцены, где в основном строятся объёмные декорации.

Освещение плоскостных декораций боковым светом нежелательно.

 
 

Появляющиеся светотени дробят зрительный ряд, разрушают целостность картины.

Вместе с установлением общей интенсивности освещения часто бывает нужно распределить свет и по отдельным участкам сцены, чтобы или уравновесить его, или, напротив, создать разную освещённость на разных планах. При таком распределении света обязательно обращают внимание на образование теней от исполнителей, а также падуг и других объектов. Эти тени, падая на боковые декорации и задник, придают им ненадлежащий вид.

Живописная картина сама по себе есть распределение красок и теней, череда определённых контрастов светлого и тёмного. Чтобы максимально точно передать игру цвета и света, созданную кистью живописца, художник по свету должен обеспечить освещение сцены рассеянным (тональным) светом. Декорации пишутся в расчёте на заранее определённую постановщиками интенсивность и окраску света, но необходимы световые репетиции для окончательной «подгонки» света и цвета — для выбора освещения живописи. Самое главное — найти оптимальную яркость света, на которую рассчитана картина. Если яркость чрезмерна или недостаточна, в картине возникают искажения. Чем ярче мы освещаем живописную декорацию, тем менее насыщенными и чистыми выглядят на ней цвета, тем заметнее становится фактура, на которой написана картина (полотно, фанера, их кромки и стыки).

Все эффекты светотени, окраска предметов, их фактура и рельеф на плоскостных декорациях (кулисах, падугах, задниках) изображаются живописными средствами. Для наилучшей видимости эти декорации освещаются рассеянным белым светом. Но применяется и цветное освещение. Цветной свет не только усиливает яркость изображения, но и даёт ряд несложных постановочных эффектов — утро, вечер, сумерки, ночь, рассвет и т.п.

Освещение голубым светом голубого неба создаёт ощущение воздушности, маскируя фактуру клеевой краски.

Освещение зелёной падуги зелёно-жёлтым светом создаёт впечатление сочной живой листвы.

Отметим ряд моментов, которые необходимо учитывать при освещении плоскостных декораций.

Общий равномерный рассеянный свет позволяет добиться ясной видимости декорации и слияния отдельных её деталей в цельную картину. Местное освещение (все переносные источники света, прожекторы

и светильники) за счёт выявления отдельных элементов оформления усиливает выразительность, создаёт иллюзию объёма, придаёт композиции завершённость. Специальное освещение (световые проекции), дающее эффект листвы, звёздного неба, заката, превращает плоскостные декорации в объёмные и пространственные.

Правильно найденная для освещения световая гамма делает картину более выразительной и образной. Светофильтры должны соответствовать цветовой гамме декораций.

Нужно определять оптимальное количество света и цвета при освещении живописных декораций. Тени от осветительных приборов на сцене должны ложиться аналогично нарисованным теневым сторонам на декорациях, то есть в том же направлении и под тем же углом.

 
 

Освещение объемных и рельефных декораций

При необходимости одновременно освещать на сцене актёров, объёмный реквизит и плоские живописные декорации весьма трудно получить равные по выразительности, правдоподобию и художественности результаты. Поэтому художники и режиссёры пришли к решению строить объёмные декорации на первом плане сцены. Действительно, рельефные ветви деревьев, объёмная, круглая в сечении колонна производят при правильном освещении куда более правдивое впечатление, нежели написанные на плоскости колонна или листва. Основные задачи освещения таких декораций — это выявление их объёма, рельефа и создание теневого рисунка. Чтобы добиться нужного эффекта, применяют направленный верхний, боковой и контровый свет.

Для правильного освещения объёмных пейзажных декораций необходимо понимать значение общего освещения сцены. Оно должно быть как можно ближе к естественному, природному освещению, при котором наш глаз привык воспринимать реальность. В солнечный день все предметы освещены, во-первых, солнцем, создающим резкий светотеневой рисунок, и, во-вторых, мягким, рассеянным светом голубого неба, который выравнивает резкие светотени. В театре солнечное освещение имитируется направленным светом прожекторов.

Комбинированное освещение даёт общее заполнение светом. Чтобы подчеркнуть объём рельеф декораций игрой светотени, требуется контрастное освещение источниками направленного (прожекторного) типа. Однако надо понимать, что резкая граница света и тени на любой поверхности зрительно дробит её, мешая целостному восприятию объёма. Для того чтобы глаз воспринимал объёмность декораций, направленный и рассеянный свет на сцене должны быть сбалансированы. Поэтому очень важно расположить приборы так, чтобы световой по-

ток мог быть направлен на любой участок декорации.

Заметим, что на восприятие объёма влияют не только светотень, но также цвет и фактура поверхности предмета.[3 – 111c.]

 
 

 
 

 

Освещение павильонных декораций, то есть интерьера комнаты с потолком, имеет свои особенности. Прежде всего необходимо помнить самые простые вещи: днем комната освещается через окно, а вечером должен быть другой источник (источники) света.

Дневное освещение может быть разнообразным, комбинированным. Оно определяется сюжетом пьесы и зависит от времени дня, погоды, места действия. Одно довольно часто нарушаемое правило нужно соблюдать неизменно: днем за окнами должно быть светлее, а ночью темнее, чем в павильоне. Опуская первую падугу и применяя источники света, установленные на малогабаритном первом софитном подъёме, можно осветить тот сектор павильона, куда не попадает свет от выносного софит-моста.

При освещении павильона необходимо затемнять (а не освещать) верхнюю часть стен. Надо освещать пространство за окнами или дверями и ослаблять комбинированным светом резкие тени. [51 – 306 c.]

Система объёмных декораций требует обязательного оснащения сцены достаточным количеством переносной аппаратуры (прожекторы и светильники разных оптических систем).

В любом павильоне существуют разные бутафорские источники света: окна, двери, люстры, бра, торшеры. Они создают иллюзию реальности, освещая актёров и элементы декораций. Но видимость обеспечивается дополнительными, скрытыми от зрителя осветительными приборами.

Для того чтобы освещение способствовало решению сложных постановочных задач, надо расположить осветительные приборы соответственно планировке декораций и мизансцен.

Можно применять различные приборы для освещения сложных, разнородных по приёмам выполнения декораций. Чтобы на сравнительно невысокой и неглубокой сцене изобразить воздушные просторы, недостаточно системы живописных падуг, кулис и задников. Лучше всего использовать так называемый «воздух» или «полукруглый горизонт». Высота «горизонта» зависит от системы падуг и от глубины его расположения относительно первого ряда партера.

Необходимо помнить, что используемая электробутафория (осветительные приборы, имитирующие бытовые или природные источники света) обладает слепящим эффектом. Лицо актёра, находящегося вблизи источника света, освещено очень контрастно и плохо видно из зала. Яркость открытых источников света (свечи, лампы без абажура) всегда должна подбираться так, чтобы не создавать дискомфорта для зрителей.

Пример освещения павильонных декораций.

 
 

 
 

Схема размещения осветительного оборудования при освещении павильона

 
 

 

ОСВЕЩЕНИЕ ТЮЛЯ И АППЛИКАЦИИ

 

 
 

Тюль обладает целым рядом ценных свойств: он не мнётся, очень лёгок, в сложенном виде занимает мало места. Эта недорогая ткань может украсить любой зрительный образ. В спектаклях со сказочным сюжетом тюль поистине незаменим: с его помощью при специальном освещении совершаются чудесные превращения актеров и декораций. [11 – 366 c.]

 

Схема изготовления многослойной аппликации на тюлевом заднике, изображающем облачное небо («В бурю», Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Технолог сцены С.В. Коноплев

Тюль, покрытый алюминиевой краской, будет хорошим фоном для световой проекции. Роспись светящимися красками по тюлю также даёт интересные результаты.

При боковом освещении тюль, повешенный непосредственно перед светлой тканью или перед вторым тюлевым занавесом так, чтобы эти два полотнища слегка соприкасались, даёт замечательный эффект переливчатого муарового блеска. Прозрачные или полупрозрачные сценические декорации выполняются из гладкого или апплицированного тюля или марли. Очень эффектно освещение занавеса, апплицированного тканями различной плотности, рассеянным светом сзади.

Белый, голубой, серый тюль, укреплённый перед декорацией, создаёт лёгкую полупрозрачную дымку. Освещённый тюль перед задником с изображением пейзажа смягчает все контуры, отчего создаётся впечатление «туманной дали».

С помощью световой проекции или прозрачными анилиновыми красками на тюле выполняют какую-либо декорацию. Позади нее устанавливают другое изображение. При боковом освещении тюль непрозрачен и хорошо скрывает все, что находится за ним. Освещая изображение на заднем плане, можно добиться постепенного зрительного исчезновения первой декорации и возникновения второй, освещаемой полным светом. На сцене можно применять также специальные завесы (бесшовный пластик — калька) или экраны. Калька хорошо рассеивает свет и годится для транспарантного освещения с фронта и сзади на просвет.

Иногда для придания плоским декорациям рельефности или для создания нужной фактуры применяют способ аппликаций. Например, крупную каменную кладку изображают, нашивая на занавес мягкие подушки соответствующей формы; опилки, брошенные на смазанную клеем поверхность декорации, создают впечатление шероховатого, грубого материала. Чтобы рельеф воспринимался зрителями, такие декорации должны быть освещены боковым светом (подсветы и прожекторы) — только он даёт достаточно богатый светотеневой объёмный рисунок.

Для освещения рельефных декораций необязательно применять дополнительные приборы. Достаточно не нарушать светоцветовое равновесие в системе двустороннего или четырёхстороннего освещения, чтобы на освещаемой поверхности не появились нежелательные тени.

1 - передний занавес с непрозрачными силуэтами деревьев; 2 - кулисы и падуга с рельефной аппликацией «деревьев» второго плана; 3 - занавес с плоской аппликацией «берега реки»; 4 - полотнище «река»; 5 - занавес «воздух»

 
 

 

1.5.Приминение новых технологий к пространству сцены

 

Шоу – яркое эстрадное представление, развлекательная программа, рассчитанная на шумный внешний эффект. [16 – 79 c.] Постановка освещения для них – непростая задача. Правильно подобранное световое оформление позволяет даже на небольших сценических площадках получить феерическое шоу. [15 – 77 c.]

Зрелищность, которая присуща любому современному шоу-проекту, обеспечивается именно световым оборудованием.

Что же такое световое оформление?

 

Cветовое оформление - воплощение мысли и идеи светорежиссёра, поэтому его постановку часто называют световым решением. Световое решение может быть статичным или динамичным.

Состояние светового решения в определенный момент времени (световая картина) - это своего рода кадр в общей световой последовательности. Статичное световое решение остаётся неизменным на протяжении относительно длительного времени, например: концерты классической музыки, театрализованные представления, декоративный свет и др. Динамичный свет представляет собой относительно частую смену световых картин, подчеркивающих динамику выступления музыкальных групп, дискотеки и др.

Световое оформление сцены обязательно должно соответствовать энергетике происходящего на площадке. Хороший свет подчеркивает и усиливает впечатление от всего того, что происходит на сцене. Для этого он должен гармонировать с идеей режиссера, работой артистов и замыслом организаторов мероприятия. Основная задача светового освещения и спецэффектов – создание визуальной атмосферы.

Световому оформлению в современных шоу-проектах присущи следующие функции:

Техническая

– обеспечение полной видимости всего происходящего на сцене, создания общего освещения, как на сцене, так и в зрительной части зала;

– увеличение пространства сцены и, если требуется её разделение на отдельные участки, создание оптических иллюзий (глубины, ширины сцены, смещения планов, движения неподвижных предметов);

– масштабирование объектов для их восприятия на более удаленном или приближённом расстоянии. [59 – 172 c.]

Появление проекционных аппаратов позволило рассматривать со сравнительно большого расстояния увеличенное изображение объектов на рассеивающей поверхности, служащей экраном, следовательно, и большое количество людей одновременно могут наблюдать одну и ту же картину;

– имитирование естественных природных явлений, катаклизмов, а также различных явлений техногенного характера, когда свет позволяет передать время суток или года. С его помощью легко воспроизводить время рассвета или заката, или например, сымитировать пожар.

Эмоциональная:

– усиливает визуальные образы, передает нюансы характеров действующих лиц с помощью разнообразных световых акцентов, цветовых переходов, удачных пауз в освещении. Для обогащения образов действующих лиц подбирается художественный свет, выражающий и подчёркивающий характер персонажа;

– передает духовную атмосферу спектакля (тревогу, мир, войну и т.д.) Психологическая:

– учеными доказано, что восприятие световых потоков отдельных диапазонов и смена картинки с определенной частотой способны изменять психологическое состояние зрителя

– также не стоит недооценивать эффект праздничного света, позволяющего не просто создать настроение у гостей, но и привлечь в развлекательное заведение новых посетителей.

В современных шоу-проектах иногда именно свет становится главным компонентом художественного оформления спектакля. К таким световым эффектам относят лазерное шоу, так как с его помощью можно не только создать какой- то образ в пространстве, но и осуществить определенные динамические манипуляции с этими образами. [37 – 326 c.]

Акцентирующая:

- изменение освещения при появлении на сцене какого-либо героя, для того, чтобы сконцентрировать на нем внимание зрителей, одновременно выразив характер этого действующего лица.

- выделение прожектором видеокартинки автоматически обращает внимание на видеоряд, транслируемый на экране. [60 – 300 c.]

Создание 3D-картин значительно расширило возможности светового оформления в современных шоу-проектах. Эти последние изобретения способствуют созданию объемных пространств и разного рода спецэффектов (дыма, снега, пены, пузырей, конфетти и т.п.)

Свет и спецэффекты дополняют друг друга и заведомо обеспечивают успех любому мероприятию. Использование дыма помогает подчеркнуть световое решение освещения. Так как дым достаточно долгое время остается в воздухе, то вместо общей световой заливки в объеме сценического пространства проявляются световые лучи различных цветов и направлений. Современные световые приборы могут реагировать на

звук или работать согласно встроенным программам, самостоятельно меняя цвета, выбирая траекторию вращения, меняя проецируемые изображения и скорость движения. Правильно поставленный свет – залог успешного современного мероприятия шоу-индустрии.

 

Выводы по теоретической части

Исходя из выше изложенного, совершенно точно, можно отметить роль театральной декорации, как одного из важнейших элементов организации сценического пространства. Театральная декорация началась использоваться еще в Античную эпоху, но и сейчас не потеряла свою актуальность; появилось множество ее видов, и технологий изготовления. Но как показала практика, на сегодняшний день оформление театральной сцены не может существовать обособленно от других сценических служб, так как светотехнический и звукотехнический цех.

Общие сценические возможности площадки задает устройство конкретной сцены. Работу над театрализованным представлением режиссер и звукорежиссер. Художник постановщик создает декорации, которые грамотно бы вписались в общий интерьер сцены, и помогли раскрыть сущность спектакля. Художник по свету же напротив, задает динамику спектакля; показывает то, на что стоит обратить внимание, создавая акценты, подсвечивает конкретные элементы декорации, чтобы добиться той или иной цели.

 

 

Список литературы

 

 

Список литературы:

1.Акимов Н. П. Театральное наследие / Т.Н. Акимов под ред. С. Л. Цимбала. Сост. и комм. В. М. Миронова: В 2 кн. - Л.: Искусство, 1978. Кн. 1. Об искусстве театра. Театральный художник. 295 с.

2.Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура, Словарь /Гл. ред. Тимашева И.Л., - М.: Эллис Лак, 1997 – 736 с. [174-365]

3. Арнхейм, Р. Искусство и визуальной восприятие / Р. Арнхейм – М.: Прогресс, 1974 - 180 c./ подред. А. Г. Лазарева. - 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

4. Базанов, В. В. Сцена, техника, спектакль / В. В. Базанов. - Ленинград: Искусство, 1963. -120 с.:

5. Базанов, В. В. Сцена XX века: учеб. пособие для студентов театр. вузов и сред. спец. учеб. заведений / В. В. Базанов. - Ленинград: Искусство, Ленингр. отд-ние, 1990. - 238 с.

6. Базанов, В. В. Техника и технология сцены: учебное пособие для высших и средних учебных заведений искусств и культуры / В. В. Базанов; Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. - Ленинград: Искусство, Ленинградское отделение, 1976. -367 с.

7. Базанов, В. В. Театральная техника в образном решении спектакля / В. В. Базанов. - Москва: Искусство, 1970. -144 с.: ил.- (Репертуар художественной самодеятельности: серия методической литературы для художественной самодеятельности).

8. Барбич, В.М. Зрелища древнего мира / В.М. Барбич, Г.С. Плетнева, - М., 1987. - 203 с.

9. Бауэн, Н. Игры со светом в 3ds max. Освещение и световые эффекты / Н. Бауэн. – М.: НТ Пресс, 2007. – 432 с.

10.Р. Беньяш, Павел Мочалов / Беньяш Р. - Ленинград: Искусство Ленинградское отделение. 1976 г.- 303 с.

11.Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра: вторая половина ХХ в.: В зеркале Праж. Квадриеннале 1967-1999 гг. / В.И. Березкин; Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. - М.: УРСС, 2001. - 807 с.

12. Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра / В. И. Березкин; Рос. акад. наук, Федер. агентство по культуре и кинематографии РФ, Гос. ин-т искусствознания. Сценографы России в контексте истории и современной практики мирового театра. - 2011. -654 с

13. Березкин, В. И. Театр художника: Россия. Германия / В.И. Березкин; Гос. ин-т искусствознания - Москва: Аграф, 2007. - 462 с.

14. Благов, Ю.А. В содружестве с Мельпоменой / Ю.А. Благов - Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2003. – 187 с.

15. Бланк, Б. В защиту дизайнерской сценографии / Б. Бланк, на вопр. "ДИ" отвечает худож. и реж. Борис Бланк // Декоративное искусство. - 2004. - N 2. - С. 113 - c.

16.Беляев Д.А. История культуры и искусств: словарь терминов и понятий, учебное пособие / Д.А. Беляев Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. – 81 с.

17. Бояджиева, Г.Н. История зарубежного театра / Г.Н. Бояждиева, А.Г. Образцова, Е.В. Кочетова. История зарубежного театра, т 1. – М.: Просвещение, 1986. - 356 с.

18. Витрувий, М. Десять книг об архитектуре / М. Витрувий. Десять книг об архитектуре.- М., 1936. - 344 с.

19. Гвоздев, А. А. История европейского театра: театр эпохи феодализма / А. А. Гвоздев. - Москва: URSS; Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2011. - 330 с.: ил.- (Школа сценического мастерства).

20. Головня, В.В. Древнегреческий театр / В.В. Головня в кн.: История зарубежного театра. Театр Западной Европы, т.1, с. 11-54. - М. Искусство 1972. - 400 с.

 

21. Давыдова, М. В. Художник в театре начала ХХ века / М.В. Давыдова: Рос. акад. наук. Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации. - М.: Наука, 1999. -148 с.

22. Драч, Г.В. История мировой культуры: учебное пособие / Г.В. Драч. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 356 с.

23. Емельянов, Е. Д. Звукофикация театров и концертных залов: учебник для средних специальных учебных заведений / Е. Д. Емельянов. - Москва: Искусство, 1989. -266 с.

24. Исмагилов, Д.Г., Театральное освещение / Д.Г. Исмагилов, Е.П. Древалева – СПб.: ДОКА Медиа, 2005. – 360 с.

25. Каллистов, Д.П. Античный театр / Д.П. Каллистов. Античный театр. – Спб.: Искусство, 1970 - 390 с.

26. Кармазин, Ю.И. Методологические основы и принципы проектного моделирования / Ю.И. Кармазин – Воронеж: ВГАСУ, 2006 - 276 с.

27. Карлсон, В., Настольная книга осветителя / В. Карлсон, С. Карлсон – М.: Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина, 2004. – 320 с.

28.Костина, Е. М. Художники сцены русского театра XX века: очерки / Е.М. Костина; Рос. акад. художеств, Науч.- исслед. ин-т теории и истории изобр. искусств. - М.: Рус. слово, 2002. -413 с.

29.Куманецкий, К. История культуры древней Греции и Рима / К. Куманецкий. История культуры древней Греции и Рима.- М.: Высшая школа, 1990 - 398 с.

30.Кузьмин, А.И. У истоков русского театра / А.И. Кузьмин М., Просвещение, 1984 г - 160 с.

31.Латышев, В.В. Очерк греческих древностей / В.В. Латышев - СПб.: Алетейя. Богослужебные и сценические древности, 1997 - 317 с.

 

32.Лебедев, А. Планировка пространства и дизайн помещений на компьютере. Работаем в 3ds Max, ArchiCAD, ArCon / А. Лебедев. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 319 с.

33.Маркова, А.Н. Культурология. История мировой культуры: учебное пособие / А.Н. Маркова. История мировой культуры Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2010 - 300 с.

34. Минервин, Г.Б. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник: учеб. пособие для студ. архит. и дизайнерских специальностей / Г.Б. Минервин подред. В. Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2004. - 288 с.

35.Михайлова, А.А. Образ спектакля / А.А. Михайлова - М., Искусство 1978 - 247 с.

36.Михайлова, А.А. Сценография: теория и опыт / А.А. Михайлова - М., 1990 - 287 с.

37.Нельсон, Дж. Проблемы дизайна / Дж. нельсон: Пер. с англ. М., 1971. - 554 с.

38. Новикова, Е.Б. Интерьер общественных зданий / Е.Б. Новикова - М., 1991 - 368 с.

39.Онуфриева, С. А. Театральный декоратор, 1863-1930 гг. / С. А. Онуфриева, А.Я. Головин - Ленинград: Художник РСФСР, 1966. -78 с.

40.Опочинская, А.И. Греческий театр и римский амфитеатр / А.И. Опочинская Архитектура и строительство России, 1993. - 254 с.

41. Орлов, А.С. Проектирование, дизайн, строительство: самые полез. прогр. / А.С.Орлов. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 269 с.

42. Пави, П. Словарь театра / П. Пави; пер. с фр. подред К. Разлогова. - Москва: Прогресс, 1991. - 480 с.

43.Поносов, А.Д. Конструкции и технология изготовления театральных декораций: учебное пособие для театральных вузов / А.Д. Поносов - М.: Искусство, 1988. - 293 с.

44.Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / Гл. ред. В.М. Полевой; Ред. кол.: в.Ф.Марку-зон, Д. В. Сарабьянов, В.Д. Синюков - М.: Большая Российская энциклопедия.- 1999. - 432 с.
45. Пронин, Г. Технология дизайна в 3ds Max 2011: от моделирования до визуализации / Г. Пронин. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 382 с.

46.Розенсон, И. А. Основы теории дизайна: учебное пособие / И. А. Розенсон. - Москва: Питер, 2007. - 218 с.

47. Руднев, В. Морфология реальности: Исследование по "философии текста" / В. Руднев. - М., 1996. - 240 с.

48. Рындин, В.Ф. Как создается художественное оформление спектакля / В.Ф. Рындин. - М., 1962. - 152 с.

49. Соколов, Г.И. Искусство древнего Рима / Г.И. Соколов. Искусство древнего Рима. - М: Просвещение, 1971. - 276 с.

50. Сосунов, Н.Н. Изготовление бутафории / Н.Н. Сосунов - М.: Искусство, 1959. - 96 с.

51. Станиславский, К.С. Моя жизнь в искусстве / К.С. Станиславский - М., 1983. - 424 с.

52. Тальмин, Я. Задачи, история и техника театра: руководство для любителей сценического искусства / Я. Тальмин; подред. и с предисл. Н. Н. Ходотова - Москва: URSS; Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2011 - 218 с.

53. Тронский, И.М. История античной литературы / И.М.Тронский. История античной литературы. - М.: Либроком, 2013. - 464 с.

54. Турчин, В. С. (д-р искусствоведения, проф.) Театральное. Опыт первый: из книги "ХХ век в зеркале коллекции Московского музея современного искусства" / В.С. Турчин // Декоративное искусство. - 2004. - 350 с.

55. Турчин, В. С. Театральное. Опыт второй / Валерий Стефанович Турчин // Декоративное искусство. - 2004. - 382 с.

56. Уколова, В.И. История древнего мира: учебное пособие / В.И. Уколова, Л.П. Маринович - М.: Росмэн Просвещение, 2002. 320 с.

57. Фосийон, А. Жизнь форм / А. Фосийон М. Московская коллекция, 1995. - 132 с.

58. Шимко, В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование: основы теории / В. Т. Шимко; Моск. архитектур. ин- т (Гос. акад.). Каф. дизайна архитектур. среды. - Москва: Архитектура, 2004. - 296 с.

59. Ша, Баолян. Дизайн система автоматического управления сцены / Баолян Ша. – Харбин, 2011. – 216 c.

60. Юшкова Е.В. «Преодоление» как эстетический принцип пластического театра / Е.В. Юшкова. Вологда, 2004. - 410 с.

100. [Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. - СПб.: 2007.-219 с.: ил. - 202 с.]

200. Энциклопедия театр: Балет, опера, драма 3 тм. 2003г. Кордиас & Медия

300. [В.И. Даль, Толковый словарь живого великорусского языка, Цитадель Москва 1998 - 855 с.]

400[С.П. Кутьмин, Краткий словарь театральных терминов для студентов режиссерской специализации, издательство -ТГИИК - 2003, 58с.]

500. http://enc-dic.com/enc_modern Элекронный ресурс Современная энциклопедия

323. Линч Джозеф - Средневековая церковь - 254с., издательство ОСНОВЫ, 1994 г.

344, Л.Н.Смирнова, Г.А. Гальперина, Г.В, Дятлева - Популярная история театра, вече -М. - 254.

800. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка, Д.Н. Ушаков - М.: Аделант, 2013 - 800с.

 







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 1207. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия