Студопедия — Сказка о Каркати
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сказка о Каркати

(проблемы имагологической реконструкции)

 

Исторический образ Отто фон Бисмарка является одним из наиболее востребованных в свете социал-консервативной «волны» начала XXI века. Помимо традиционного интереса к «великой личности» сказывается и привлекательность исторического опыта «консервативной модернизации», и возможность увидеть в образе «железного канцлера» черты немецкого «национального духа», и реконструкция его образа как специфического компонента коллективной исторической памяти европейских народов, и перспективы дискурсивного осмысления «наследия Бисмарка» представителями современного интеллектуального «истеблишмента» и профессиональной исторической науки. Многообразие этих задач наглядно доказывает возможность изучения казалось бы хрестоматийных исторических фигур в совершенно новом методологическом русле.

Исследование роли личностного фактора в истории является знаковым направлением для исторической науки. Еще со времен Плутарха «деяния великих» приковывают к себе особый интерес – в них раскрывается подлинная драматургия исторического процесса, ярко проявляется историческая обусловленность мировоззренческого выбора и социального действия человека. Особое значение эта проблемная область приобретает при изучении переходных периодов развития, когда трансформации общественных институтов и социальных практик наглядно демонстрируют диалектику всеобщего и частного, созидания и разрушения, закономерности и случайности. Как следствие, нарратив «реформ и революций», созданный многими поколениями исследователей, предельно персонифицирован, наполнен «жизнеописаниями» личностей, «возвышающихся над толпой». В нравственных поисках этих людей и их «великих деяниях» историки искали проявления подлинно человеческого и исторического. Рефлексивную основу такой позиции емко охарактеризовал Томас Карлейль: «Уважение к героям является душой отношений между людьми, и способ выражения этого уважения служит истинным масштабом для оценки степени нормальности или ненормальности господствующих в мире отношений. Богатство мира состоит именно в оригинальных людях. Благодаря им и их творениям мир есть мир, а не пустыня. Воспоминание о [таких] людях и история их жизни – священная собственность на вечные времена»[1]. Впрочем рассуждения того же Карлейля о «великих людях как вождях тупоумной толпы» показывают и возможность гораздо более упрощенного взгляда на эту проблему.

Современная историческая наука в значительной степени преодолела наследие мифа о «героях и толпе». «Антропологический поворот» в методологии гуманитарных исследований и становление «новой социальной истории» заставили переосмыслить саму суть концепта «роль личности в истории». На смену изучению «великих деяний» пришел интерес к «человеку историческому». «Сложилось историографическое поле, включающее историю ментальностей, историческую антропологию, микроисторию, историю повседневности и новую культурную историю,... общей задачей которых стало «собирание» человека в его исторической целостности»[2]. Показательно также, что по мере становления этого исследовательского направления интерес к «структурам повседневности» как контексту, формирующему «человека исторического», сменился обращением к самой фигуре человека, через деятельность которого осуществляется исторический процесс. Подобный ракурс можно считать некоторым упрощением историко-антропологической парадигмы, но важно, что в центре исследования появляется «не абстрактный человек в истории, а конкретные индивиды и сообщества, их жизненные стратегии в конкретных обстоятельствах»[3]. Не случайно, что в последние годы среди широкого спектра направлений «новой исторической науки» особое место заняла «новая персональная история». Как отмечает Л.П. Репина, «биографический элемент в истории не только повысил свой статус, но и обрел новое качество: не забывая о «внешней», «публичной», «профессиональной», или «карьерной», биографии, историки стали все больше внимания уделять изучению частной, приватной, интимной, эмоционально-чувственной, внутренней жизни – «истории души» своего героя»[4]. Причем такой, казалось бы, очевидный акцент на микроисторическую проблематику открывает совершенно новые возможности и для реконструкции исторических процессов: «Постоянно возникающая у исследователя необходимость ответить на ключевые вопросы: чем обуславливался, ограничивался, направлялся выбор решений, каковы были его внутренние мотивы и обоснования, как соотносились массовые стереотипы и реальные действия индивида, как воспринималось расхождение между ними, насколько сильны и устойчивы были внешние факторы и внутренние импульсы – настоятельно «выталкивает» историка из уютного гнездышка микроанализа в то исследовательское пространство, где царит макроистория»[5].

Развитие историко-биографических исследований в русле «новой персональной истории» позволяет поставить проблему роли личности в истории в совершенно новом смысловом контексте. Жизненный путь исторического деятеля рассматривается как множество ситуаций выбора и коммуникативного взаимодействия, в которых, с одной стороны, прослеживается многогранное влияние социально-исторического контекста, а с другой, наглядно представлен механизм индивидуального мышления, мировоззренческого самоопределения и социального действия. Тем самым, реконструкция личностных характеристик исторического деятеля становится особым способом понимания самой исторической реальности, а портрет «человека исторического» превращается в портрет исторической эпохи.

На первый взгляд, подобный методологический подход можно признать наиболее эффективной основой для изучения политического лидерства как исторического феномена – на смену упрощенному концепту «герой и толпа» приходит понимание глубокой социально-исторической природы лидерства, обусловленной теснейшей взаимосвязью системных контекстных факторов и уникальных личностных проявлений. Однако при этом прослеживается заметное влияние социетальных подходов, популярных еще в середине ХХ в., в том числе парадигмы «социальных факторов», которая сводит социальную реальность к взаимодействию структур и институтов, парадигмы «социального действия», берущей начало в бихевиористской (поведенческой) социологии и характеризующей поведение человека как реакцию на определенные внешние и внутренние стимулы. С точки зрения современной науки подобное пространство анализа выглядит не вполне целостным – вне поля зрения исследователей оказываются те факторы лидерства, которые имеют знаково-символическую природу. Между тем, методологическое наследие «лингвистического поворота» в гуманитарной науке заставляет обратить особое внимание именно на эти аспекты межличностного взаимодействия, то есть увидеть в лидерстве, как и в других социально-исторических практиках, «символическую программу человеческого бытия», раскрытую в языке как «смыслообразующей сфере коммуникаций», задающей стандарты «логического прояснения мыслей» в определенном знаково-символическом контексте[6].

Важно также отметить, что историко-семантическая методология тесно связана с конструктивистским взглядом на исследовательскую деятельность. От историка требуется не только «обнаружить» исторические факты, но и «сконструировать» образ исторической реальности, привнося собственное понимание в знаково-символическое пространство этой реальности. Историк, оперирующий категориями исторического образа, становится подлинным соавтором воссоздаваемой картины прошлого, поскольку активно включается в процесс ее «коннотации» («означивания»). В ходе исследования происходит «декодирование» системы мышления и мировосприятия людей прошлого, распознание их социального и культурного «словаря». От историка требуется авторская интерпретация тех смысловых подтекстов, которые заложены в коммуникативную практику исторических деятелей, нашли отражение в их рефлексии и позиционировании себя в обществе. Тем самым, история приобретает «живой характер», становится фактором интенсивной рефлексии и социокультурной самоидентификации самого историка.

Итак, построение проблемного поля для исследования роли личности в истории возможно как на основе социетальных парадигм, акцентирующих внимание на «действии» и «контексте», так и в русле историко-семантического подхода, когда предметом исследования становится образ исторического деятеля как знаково-символическая модель исторической реальности. Первый из этих подходов, при всем новаторском потенциале «новой персональной истории», тесно связан с классическими традициями каузального (причинно-следственного) анализа – он призван позволить историку заглянуть «за кулисы истории». Второй направлен на имагологическую реконструкцию, позволяющую историку воспринимать прошлое в контексте собственной знаково-символической культуры, то есть вступить в живой диалог с историей.

Понятие «имагология» происходит от латинского imago (изображение, образ, отражение). Как научная дисциплина имагология сформировалась сравнительно недавно и первоначально имела весьма узкую исследовательскую «нишу» – предметом изучения считались образы «других», то есть «чужих» наций, стран, культур, инородных для воспринимающего субъекта. «Образ «чужого» рассматривается при этом как стереотип национального сознания, то есть устойчивое, эмоционально насыщенное, обобщенно-образное представление о «чужом», сформировавшееся в конкретной социально-исторической среде»[7]. Проблемное поле, создаваемое концептом «свои – чужие», придает имагологическим исследованиям вполне актуальный и значимый характер. Но гораздо важнее тот факт, что имагология не только раскрывает образ «чужого», но и позволяет исследовать саму природу образов как знаково-символических феноменов, тесно связанных с когнитивными аспектами мировосприятия и коммуникативными социальными практиками. Именно эта позиция и создала парадигмальную основу неклассической имагологии как междисциплинарного исследовательского направления, сформировавшегося в русле «лингвистического поворота». Сторонники его считают, что историческая наука, как и литература, «предлагает читателю образы, а не точные копии (отражения) реальной действительности», и такие образы имеют одну общую цель – содействуют познанию человеком окружающего мира, утверждению в нем»[8]. Поэтому в основе изучения истории лежит не столько установление «точных научных фактов», сколько сочетание «аналитических методов и интуитивных инсайтов» – через изучение образов историки пытаются создать «коллаж» исторического прошлого, объединяя опыт критического анализа, интерпретации, понимания и рефлексии, то есть интегрируя все структуры исторической памяти[9].

Изучение фигур политических лидеров прошлого имеет особое значение в контексте задач исторической имагологии. Базовый уровень реконструкции таких образов предполагает соотнесение политической деятельности «героя» с его личными качествами, убеждениями, взглядами, ценностями, а также контекстными историческими реалиями, включающими самые разнообразные, но значимые для «героя» события, процессы и явления, факты биографии, опыт коммуникации в его «ближнем» и более широком окружении. Кроме того, следует учесть, что реконструкция образа политического деятеля возможна при условии учета рефлексии не только «продуцента», но и «реципиентов», в роли которых выступают современники «героя». В этом плане политическое лидерство представляет собой феномен гораздо более многогранный, нежели «деяния великих личностей». Образ признанного лидера фокусирует в себе ожидания и тревоги, стереотипы и фобии, опыт и надежды множества людей. Поэтому образ государственного деятеля, способного справиться с ролью «исторической личности», приобретает в общественном сознании совершенно особый статус. И если в обычной ситуации он еще «затмевается» институциональной системой и социокультурной традицией, но в переходные эпохи приобретает едва ли не ключевое значение, превращаясь в мощный фактор социально-политической самоидентификации и мобилизации общества.

Следует также учесть, что в роли своеобразного «реципиента» выступает и ученый-историк, который преломляет в своем сознании образ исторического деятеля, отраженный в исторических источниках. Причем «на реконструкцию образа в сознании реципиента-исследователя оказывают влияние те же группы факторов, что и на его создание в сознании продуцента: окружающая его действительность, включающая в себя разнообразные исторические события, процессы и т.д., социокультурный контекст, язык и личностные факторы»[10]. По сути речь идет о сообразном диалоге двух эпох, где образ исторического деятеля выступает в роли политического символа, имеющего актуальное значение и для современного общества.

Итак, реконструкция исторического образа политического лидера приводит к созданию интеллектуального конструкта, фактически состоящего из нескольких образов или «представлений». К их числу относится личный опыт самоидентификации и рефлексии «героя» (своего рода «автопортрет» исторического деятеля), и образ лидера, сложившийся у современников (в том числе в контексте бинарной системы «свой – чужой»), и интеллектуальный конструкт, порожденный профессиональными действиями историков в сочетании с их собственной социокультурной рефлексией и исторической памятью. В таком многогранном качестве образ исторического деятеля становится не только персонифицированным «портретом эпохи», но и настоящим дискурсом для современного общественного сознания. Однако следует признать, что полноценная реализация подобной исследовательской программы возможна только при условии адекватного выбора эмпирической основы. И если в рамках «новой персональной истории» предметом изучения может стать и вполне рядовой исторический персонаж, то методология имагологической реконструкции требует обращения к знаковым историческим фигурам. И особую актуальность в современных условиях приобретают образы политиков, подобно Бисмарку связанных с реализацией социально-консервативных реформаторских стратегий.

По своей исторической природе и идеологической направленности социальный консерватизм ориентирован на поиск устойчивого общенационального консенсуса, опирающегося на культурные традиции и исторический опыт нации, воссоздающего органическую взаимосвязь «души народа» и его актуального социального бытия. «Идеал социальных консерваторов – это единая нация, осознающая свою историческую судьбу (миссию), обладающая собственным геополитическим пространством, сплоченная перед внешними угрозами и устремленная в великое будущее. Поэтому социальный консерватизм наиболее востребован в ситуации, когда общество ощущает «разрыв времен», испытывает нарастающую потребность в прочной коллективной идентичности»[11]. Образ национального лидера выполняет роль одного из ключевых знаково-символических «маркеров» подобной идейно-политической программы – идет ли речь о современных политиках или государственных деятелях прошлого. Отто фон Бисмарк является одним из тех людей, чей образ соединил исторические эпохи и создал возможность для диалога исторической памяти людей совершенно разных поколений.


[1] Карлейль Т. Этика жизни (Трудиться и не унывать!) // Карлейль Т. Теперь и прежде. – М.: Республика, 1994. – С. 329.

[2] Орлов И.Б. «Человек исторический» в системе гуманитарного знания. – М.: Высшая школа экономики, 2012. – С. 36.

[3] Там же. – С 41.

[4] Репина Л.П. «Персональная история»: биография как средство исторического познания // Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. – М.: Круг, 2011. – С. 289-290.

[5] Там же.

[6] Фазылова Е.Р. Лингвистический поворот и его роль в трансформации европейского самосознания XX века. Дисс. … кандидата философских наук. – Казань, 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://cheloveknauka.com/lingvisticheskiy-povorot-i-ego-rol-v-transformatsii-evropeyskogo-samosoznaniya-xx-veka (дата обращения: 12.02.2015).

[7] Папилова Е.В. Имагология как гуманитарная дисциплина // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Филологические науки». – 2011. – № 4. – С. 31.

[8] Леонтьева О. Б. Историческая память и образы прошлого в российской культуре XIX – начала ХХ вв. – Самара: Книга, 2011. – С. 12.

[9] Ковтунова Ю.Р. Образ как объект исторического исследования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2014. – Выпуск № 4 (Т. 14). – С. 91-92.

[10] Денисов Ю.П. К проблеме изучения образа политического деятеля в исторической и историографической традиции // Омский научный вестник. 2007. – № 4 (58). – С. 48.

[11] Пономарев М.В. Социальный консерватизм и проблемы развития современного конституционализма // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. – 2012. – № 1. – С. 71-72.

Сказка о Каркати

 

 

Васиштха продолжил:

В этой связи, О Рама, есть древняя легенда, которую я тебе сейчас расскажу.

 

Однажды на севере Гималаев жила ужасная демонша Каркати. Она была огромного размера, черная и страшная на вид, как смертный грех. Она никогда не могла наесться и была все время голодна.

 

Она подумала: «Если бы только я могла съесть сразу всех людей на континенте Джамбудвипа, тогда бы мой голод пропал, как мираж пропадает после сильного дождя. И ничего плохого в этом нет – ведь заботиться о собственной жизни - это нормально. Однако люди Джамбудвипы весьма благочестивы, щедры, скромны и знают толк в лекарственных растениях, поэтому вроде таких мирных обижать нехорошо. Ну, тогда я буду, не щадя себя, молить богов, ибо молитвой и унижением тела можно добиться того, что обычно добыть трудно».

 

Потом Каркати влезла на одну из заснеженных вершин и начала свою епитимью, стоя на одной ноге. Она была неподвижна, как мраморная статуя и даже не замечала проходящих дней и месяцев. Через некоторое время она так исхудала, что стала похожей на скелет, обтянутый прозрачной кожей. Так она стояла тысячу лет.

 

Через тысячу лет перед ней возник создатель Брахма, удовлетворенный ее самоотречением и настойчивостью, – этим можно достичь чего угодно, даже обезвредить ядовитые испарения. В уме она ему поклонилась и начала раздумывать о чем бы его попросить. «Ага, - подумала она, - надо попросить сделать меня живой стальной иголкой (Сусика), воплощением болезни (современный аналог – болезнетворная бактерия или вирус – прим. Ана.). Так я смогу одновременно входить в сердца разных существ и выполню свое желание наконец-то перестать голодать». И когда Брахма спросил ее, что она желает за свои страдания, она высказала ему свое желание.

 

Брахма сказал:

Пусть будет по-твоему. Будучи такой мелкой, ты будешь входить в сердца и мучить тех, кто ест неправильную пищу и вообще живет неправильно. Однако от этой напасти можно будет освободиться использованием заклинания. Повторив эту мантру, ее надо носить на левой руке и думая о луне, провести этой рукой над больным, который сразу же выздоровеет. (Тут Брахма сказал лечащую мантру).

 

Васиштха продолжил:

Сразу же огромная демонша начала уменьшаться в размерах, до размеров булавки, а потом еще меньше. Она стала такой мелкой, что ее существование нельзя было увидеть, а можно было только вообразить. Тут же у нее появилась и другая нематериальная сопутствующая сущность - Висусика (холера).

 

Хотя она была очень мала и невидима, ее дьявольская сущность не претерпела вообще никаких изменений. Ее желание исполнилось, но она не могла съесть всех сразу! Потому что она была такая мелкая! Как странно – дураки не могут предвидеть результатов. Агрессивные желания эгоиста достичь своих эгоистических целей часто приводят совсем к другим результатам, - как человек не видящий себя бежит со всех ног к зеркалу, пыхтя и задыхаясь, и его собственное дыхание затуманивает зеркало, не давая ему возможности разглядеть себя.

 

Но важно то, что демонша огромных размеров отказалась от своего тела, умерла по отношению к нему, чтобы достичь своих амбиций стать болезнетворной булавкой, – когда очень сильно чего-то эгоистично вожделеешь, даже смерть становится желанной.

 

Висусика светилась и была столь тонкой, что напоминала запах цветка. В зависимости от жизненной силы других, она делала свою работу.

 

В своей двойной ипостаси Сусики и Висусики демонша бродила по всему миру, заражая разных людей. По своему собственному желанию она стала маленькой – все становятся в конце концов тем, чем они желают быть. Ограниченные люди желают ерунду, - как демонша, пожелавшая стать жестокой булавкой. Врожденные наклонности с трудом поддаются исправлению, даже после многих лет самоистязаний.

 

Сусика проникала в физические тела людей, ослабленных предшествовавшей болезнью, и становилась Висусикой (холерой). Сусика проникала и в тела здоровых и разумных людей, и замутняла их интеллект. В некоторых случаях, однако, она оставляла людей, когда над ними читали правильную мантру или лечили подходящими лекарствами.

 

Таким образом, она жила на земле много-много лет.

 

Васиштха продолжил:

Сусика скрывалась во многих местах – в пыли и грязи на земле, на грязных руах, в нитях полотна, в мышцах тела, на грязной коже, в местах, где множество мух, в мертвых телах, в местах с гниющими листьями или где не росли деревья, в людях, не следящих за собой или имеющих нездоровые привычки, в гниющих пнях срубленных деревьев, в лужах застоялой воды, в загрязненных водах, в помойках, в гостиницах, используемых путешественниками, и в городах, где живет множество животных – слонов, лошадей и т.д.

 

Будучи Сусикой (иголкой), она облачалась в грязные куски одежды, выбрасываемые на дорогу, и развлекалась в телах больных людей. Но как и швейная игла в руках даже самого лучшего портного в конце концов устает и падает на землю, чтобы немного отдохнуть, Сусика также устала от своей разрушительной деятельности. Также как шитье – натуральная функция швейной иглы, жестокость была натуральной функцией Сусики. Как игла проглатывает нитку, пропущенную через ее ушко, так и Сусика все продолжала поражать своих жертв.

 

Иногда так случается в мире, что даже плохие и жестокие люди временами жалеют других, несчастных и нищих. Так и Сусика увидела перед собой бесконечную нить, пропущенную через нее (свою собственную карму). Это обеспокоило ее. Она поняла, что своими делами она сама шьет темную тряпку, закрывающую ей обзор. Она задумалась, как бы ей убрать мешающее. Она, как иголка, проходила и через хороших людей и через плохих, ибо разве дурак или испорченный человек различают где добро и где зло?

 

Неуловимая, Сусика безо всякой причины со стороны людей, работала для уничтожения и смерти других – привязанная к своей нитке, она находилась на опасной грани. Как все испорченные существа, она радовалась боли и страданиям других.

 

(Когда Васиштха сказал это, зашло солнце и еще один день подошел к концу. Собрание разошлось для молитв).

 

Васиштха продолжил:

Поживши таким образом очень долгое время, демонше надоело такое существование и она пожалела о своем желании пожирать людей, за которое она заплатила тысячей лет истязаний и низким существованием в виде болезнетворной бактерии. Она жаловалась на невезение, которому сама же и способствовала:

 

«Увы мне, где мое огромное тело, которое не сравнить с формой иголки? Иногда я валяюсь в грязи и отходах, меня топчут люди. Увы, я потеряна. У меня нет друзей, меня никто не жалеет. У меня нет дома, и нет тела, достойного имени. Воистину, я потеряла разум и чувства! Разум, заполненный проблемами, сначала создает глупость и заблуждение, и они потом сами ведут к невезению и страданию. Я никогда не свободна, я в руках других и делаю то, что меня заставляет делать мое окружение. Я желала умилостивить гоблина желания сожрать всех, но это привело к лекарству еще более ужасному, чем сама болезнь, и появился еще больший гоблин. Несомненно, я безмозглая дура, что отказалась от такого огромного тела и сама выбрала это противное тело вируса. Кто теперь меня может освободить из этого отвратного бытия, которое хуже, чем у червяка? Даже мысль о таком мерзком создании как я, не возникнет в сердце ни одного мудрого. Ооооо, когда же я снова смогу стать огромной как гора и пить кровь больших существ? Стану-ка я снова аскетом и снова сделаю то, что сделала раньше».

 

Сразу же Каркати оставила желание пожирать живых существ, и снова уединилась в Гималаях для своей аскезы. Стоя как будто на одной ноге, она начала свои самоистязания. От огня интенсивности у нее даже пошел дым из макушки, который тоже стал Сусикой, другом. Из ее тени возникла еще одна Сусика, еще один друг.

 

Даже деревья и растения в лесу были тронуты устремленностью Сусики и посылали ей свою пыльцу для пропитания. Но она вообще ничего не потребляла. Она твердо стояла семь тысяч лет, совершенно неподвижно, и ее не волновали ни ветер, ни дождь, и ни лесные пожары.

 

Все существо Каркати очистилось этим устремлением. Все ее греховные тенденции очистились и она достигла высочайшей мудрости. Энергия ее устремления была способна спалить все Гималаи. Бог небес Индра услышал от мудреца Нарады о беспрецендентном начинании Каркати.

 

В ответ на просьбу Индры, мудрец Нарада рассказал историю Каркати:

Этот ужасная гоблинша Каркати стала живой иглой, входящей в тела грешных людей и поражающей их мышцы, сухожилия и кровь. Она входила в эти тела как ветер и вызывала колющие и режущие боли. Она вызывала такую боль в телах, которые были взращены на нечистой пище и мясе.

 

Она также входила в тела существ, питающихся падалью и пожирала тела других. Из-за силы своей аскезы, она получила способность входить в ум и сердца всех и участвовать во всем, что делал «хозяин». Есть ли что невозможное для того, кто невидим и чрезвычайно мелок?

 

Однако, т.к. ей иногда некоторые существа и желания нравились больше других, она к ним привязывалась и даже заботилась. Она свободно бродила по свету, но в трудные времена возвращалась в свое тело иглы, как глупые люди в черные дни.

 

Но она по прежнему не была удовлетворена физически. Только нечто существенное может набираться подходящего опыта, как может что-то несущественное ощущать удовлетворение? Неудовлетворенная, Сусика страдала. Чтобы вернуть себе свое прежнее тело демонши, она снова начала практиковать аскезу. Она вошла в тело грифа, и он прилетел на вершину Гималаев, оставил там иглу и улетел.

 

Используя свое игольчатое тело, Сусика начала свои практики, которые продолжаются и сейчас. О Индра, если ты не прервешь ее, она сможет уничтожить мир силой своей аскезы.

 

Васиштха продолжил:

Услышав это, Индра попросила бога ветра Ваю найти точное место, где находилась Сусика. Ваю пролетел через самые разные планетные системы во вселенной и в конце концов попал на землю и опустился на Гималаи, где из-за близости к солнцу не было растительности и место выглядело как сухая пустыня.

 

Васиштха продолжил:

В Гималаях, Ваю увидел аскета Сусику, стоящую твердо, как еще одна вершина горы. Т.к. она ничего не ела, она почти высохла. Когда Ваю (ветер) входил в ее рот, она выплевывала его снова и снова. Она собрала свою жизненную силу в макушке головы и стояла как лучшая из йогинь. Увидев это, Ваю был изумлен и растерян. Он не мог даже поговорить с ней. Убедившись в том, что она погружена в высшее отречение, он вернулся на небеса и сообщил Индре:

 

«На этом континенте Джамбудвипы, Сусика выполняет беспрецедентную аскезу. Она даже не дает ветру войти в ее рот! И чтобы победить голод, она превратила свой желудок в металл. Молю тебя, вставай и иди к создателю Брахме, чтобы он скорее выполнил ее желание, иначе силой своей аскезы она спалит всех нас».

 

Потом Индра пошел к Брахме и в ответ на его мольбы, Брахма пошел туда, где Сусика выполняла свою аскезу.

 

К тому времени, Сусика стала совершенно чистой из-за своего самоотречения. Только две другие ее формы – ее тень и огонь ее аскезы - были свидетелями ее усилий. Даже воздух и пыль вокруг нее достигли окончательного освобождения! В тому времени она, исследуя свой собственный интеллект, достигла непосредственного знания высшей беспричинной причины всего. Конечно, прямое исследование движения мыслей в собственном сознании есть высший гуру и учитель, О Рама, и никто другой.

 

Брахма сказал ей «говори желание» (хотя у нее не было органов чувств, она это ощутила внутри себя). В ответ она внутри же и ощутила: «Я достигла понимания абсолюта, и во мне нет сомнений и желаний. Что мне делать с твоим подарком? Когда я была глупой девочкой, меня преследовал гоблин моих желаний, теперь через само-познание, этот гоблин сдох».

 

Брахма сказал: «Высший мировой закон нельзя игнорировать, О аскет. И этот закон говорит, что ты должна возвратиться в свое прежнее тело, жить там долго и счастливо и только тогда достичь освобождения. Ты будешь жить просветленную жизнь, поражая только грешных и отвратных и причиняя только небольшой вред – только чтобы удовлетворить свой природный голод». Сусика согласилась со словами Брахмы и скоро ее тело иглы увеличилось в размерах до горы.

 

Васиштха продолжил:

Хоть она и возвратилась в свою прежнюю демоническую форму, Каркати оставалась еще довольно долго в сверх сознательном состоянии, лишенная всех демонических наклонностей. Она оставалась в том же месте, сидя в медитации в позе лотоса. Через шесть месяцев она полностью осознала свое тело и мир вокруг себя. Сразу же она ощутила голод, - ведь пока есть тело, оно управляется физическими законами, включая голод и жажду.

 

Каркати подумала: «Что же мне есть? Кого? Уничтожение других живых существ, чтобы продлить собственное существование, не одобряется мудрыми. Поэтому, если не поглощая такую запретную пищу я расстанусь с телом, - ничего страшного. Такая еда – яд. Более того, для просветленного, каковым я являюсь, нет различия между физической жизнью и смертью».

 

Пока она так раздумывала, она услышала небесный голос, говорящий: «О Каркати, иди к глупым и заблуждающимся людям и пробуждай в них мудрость. Воистину, только это и есть миссия для просветленных. Тех, которые несмотря на твои старания не смогут увидеть истину, ты можешь съесть. Поедание такого дурака не будет грехом».

 

Услышав это, Каркати встала и спустилась с горы. Она пришла в густой лес, где жили охотники и собиратели. На землю опустилась ночь.

 

В этом месте жил король охотников Викрам. Как обычно, этот король со своим министром вышли в густую темноту ночи для защиты своих подопечных от возможных жуликов и убийц. Каркати увидела этих двух смелых и готовых на приключения людей, которые молились полу-богам леса.

 

Увидев их, Каркати подумала: «Несомненно, эти двое появились тут чтобы удовлетворить мой голод. Они тупые и потому лишние на этой земле. Такие тупицы страдают и здесь и в другой жизни, страдание – единственная цель их жизни! Смерть для них – приятное освобождение от страданий и возможно после смерти они поумнеют и начнут искать спасения. Но ведь может случиться, что эти двое умны, а умных я не убиваю. Ибо кто желает наслаждаться счастьем, славой и долгой жизнью, должны по-всячески ублажать и поклоняться хорошим людям, давая им все, чтобы они ни пожелали. Проверю-ка я их. Если они мудры, я им не причиню вреда. Мудрые и хорошие люди воистину оказывают великую услугу человечеству».

 

Васиштха продолжил:

Решив проверить короля и его министра, демонша Каркати издала ужасающий крик и зарычала. Потом она закричала: «Эй вы, два червяка в густом лесу! Кто вы такие? Быстро отвечайте, или я вас съем».

 

Король ответил: «О призрак, кто ты и где ты? Я тебя только слышу, дай мне посмотреть, кто ты есть».

 

Услышав этот спокойный и доброжелательный ответ короля, демонша почувствовала, что ответ был хорош, и показалась ему. Король и министр увидели ее ужасное тело и, ни капли не взволновавшись, министр сказал: «О демонша, почему ты так рассержена? Искать пищу – натурально для всех живых существ, и исполняя свои природные функции, не надо впадать в плохое настроение. Даже эгоистичные цели достигаются мудрыми подходящими средствами и правильным поведением или действиями, после отказа от злобы и умственных волнений, и верно рассуждают чистым разумом. Мы видели тысячи насекомых, подобных тебе, и со всеми поступали справедливо, ибо это обязанность короля наказывать нехороших и защищать хороших людей. Брось сердиться, и достᗠгни своих целей в спокойствии. Таково правильное поведение – достигаешь ли того, что хотел, или нет, всегда надо оставаться в умиротворении. У нас что попросишь, то и получишь – мы никогда не отпускаем просящего с пустыми руками».

 

Каркати понравился смелый и мудрый ответ двух человек. Она подумала, что возможно они не простые люди, а просветленные, потому что вид их лиц наполнил ее сердце спокойствием. Когда встречаются двое просветленных, их сердца узнают друг друга в спокойствии и блаженстве, как воды двух горных потоков смешиваются между собой. К тому же кто, как не мудрый человек, может оставаться спокойным перед лицом откровенной опасности? Поэтому она подумала: «Использую-ка я эту возможность, чтобы прояснить некоторые неясные для меня моменты, ибо только дурак в компании мудрых может упустить возможность прояснить для себя что-нибудь».

 

По ее просьбе, министр представил ей короля. Каркати ответила: «О король, похоже у тебя не очень умный министр! Хороший министр делает короля еще мудрее – каков король, таковы и его подчиненные. Если вы двое не владеете высшим знанием само-познания, то в соответствии со своей врожденной природой я вас обоих съем. Чтобы определить это, я вам задам несколько вопросов. Дайте мне верные ответы – только это прошу от вас».

 

Демонша сказала:

О король, что это такое – единое и одновременно множественное, и в котором миллионы вселенных сливаются, как волны на поверхности океана? Что это такое – чистое пространство, которое таковым не кажется? Что это такое, что является моим в тебе и твоим во мне; что движется, но в то же время не движется; остается неподвижным, хотя и не таково; что это за камень, который тем не менее осознан, и что показывает замечательные фокусы в пустом пространстве; что это – не солнце, не луна и не огонь, но всегда сияет внутренним светом; что это за мельчайшая частичка, которая кажется так далеко и тем не менее находится так близко; что это – обладает природой осознания и неосознаваемое; что это – все это вокруг и тем не менее ничто из того, что вокруг; что это – хотя и внутренняя сущность всего, но скрыта непониманием и достигается только после множества жизней интенсивных и постоянных усилий; что это такое – размером с атом, но содержит внутри себя гору и что превращается в три мира в травинке; что это – мельчайшее и неизмеримое; что это – без изменения своего крошечного размера кажется больше высочайшей горы; что это за атом, в котором вся вселенная находится в зародышевом состоянии во время космического разрушения?

 

Что ответственно за функции всех элементов во вселенной, хотя и ничего не делает; как браслеты и другие украшения сделаны из золота, из чего сделаны видящий, видимое и процесс видения; что и скрывает и показывает триединое проявление (видящего, видимого и процесса видения); в чем проявляется прошлое, настоящее и будущее; что по очереди то проявляется, то пропадает, как по очереди то дерево вырастает из семени, то семя вырастает на дереве?

 

О король, что создало эту вселенную и за счет чьей силы ты существуешь и действуешь как король, защищая своих подданных и наказывая разбойников; что, если ег




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бисмарк – личность, эпоха, символ | модели конституционно-правовых взаимоотношений

Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 385. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия