Студопедия — Задания для самопроверки каждый может выбрать для себя сам в зависимости от того, насколько важным для него окажется этот курс
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Задания для самопроверки каждый может выбрать для себя сам в зависимости от того, насколько важным для него окажется этот курс






ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Первое (самое простое) задание: составьте сами для себя или друг для друга тесты к каждому разделу. Это поможет научиться выявлять и формулировать проблему и закрепить знания.

Вот несколько образцов.

1. Значение слова в художественном тексте определяется:

а – мировоззренческими установками автора;

б – контекстом;

в – нормами литературного языка эпохи.

2. Нарушение норм литературного языка в художественном тексте:

а – всегда является источником новых смыслов;

б – может становиться основой смыслопорождения;

в – недопустимо.

Если Вы составите для себя такие вопросы, выполнить контрольные тестовые задания не составит для вас особого труда. Удачно сыграв в «угадай-ку», именуемую тестами, вы даже получите зачет, но так и не узнаете, разобрались ли вы в проблемах, насколько вы не только знаете, но и понимаете их сложность. Поэтому если хотите не только знать, но и понять, что такое смыслообразования, и если у вас есть время и желание подумать, попробуйте, закончив раздел «Поэтика слова»:

- открыть тайну смыслообразования первой фразы повести А. Платонова «Сокровенный человек»: «Фома Пухов не одарен чувствительностью: он на гробе жены вареную колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки»;

- перечитать стихотворения А. Ахматовой «Хочешь знать, как все это было…» и «Он любил…». И после этого попробовать посмотреть, изменятся ли смыслы (а если изменятся, то как именно), если принять, что первое написано не от первого, а от третьего лица, а второе было написано через полгода после того, как А. Ахматова вышла замуж за Н. Гумилева;

- прочитать, как кардиологи читают кардиограмму, полиметрическую композицию цикла С. Есенина «Персидские мотивы»: Х5 – Х5 – Ан3 – Х4 – Х5 – Ан3 – Д3 – Х5 – Х5 – Х5 - Х5 - Х5 - Х5 - Д3 – Х6 - Ан3 – Д4 – Х6 – Х6 – Д4 – Д4 – Х6 – Х5 – Д4 – Д(ольник) – Х4 – Я4.

Если представить ее как систему комплексов, она может выглядеть так:

Х5 – Х5

Ан3 – Х4 – Х5 – Ан3

Д3 – Х5 – Х5 – Х5 - Х5 - Х5 - Х5 - Д3

Х6 - Ан3 – Д4 – Х6 – Х6 – Д4 – Д4 – Х6

Х5 – Д4 – Д(ольник) – Х4

Я4.

Сначала попробуйте понять, почему она именно так разделена на комплексы, поищите свой вариант, а затем «прочтите» по ней логику развертывания цикла, находя подтверждения или опровержения вашего прочтения в стихах.

 

Закончив раздел «Поэтика высказывания», потренируйтесь на составлении тестов, и если у вас все в порядке с этой «угадай-кой», можете, если хотите, подумать.

 

I. Какая из точек зрения Вам кажется убедительной и почему?

1. «Произведение искусства – это нерасторжимое единство эстетического объекта и артефакта («внешнее материальное произведение» – М.М. Бахтин). Эстетический объект сосредоточивает в себе сущность художественного творения, а артефакт гарантирует ему стабильность, сохранность, доступность для восприятия. Эстетический объект как бы таится в артефакте и открывается сознанию зрителя, слушателя, читателя разными гранями и с различной мерой полноты». «В ряде своих качеств внешнее материальное произведение нейтрально к эстетическому объекту. Так, размер букв в рукописной или печатной книге значим лишь для удобства чтения, не более. Вместе с тем артефакт частично входит в эстетический объект и становится активным фактором художественного впечатления. Так, к примеру, выделение отдельных слов особым шрифтом или индивидуально-авторское использование заглавных букв становятся художественно значимыми. Оставаясь принадлежностью внешнего материального произведения (артефакта), эти грани авторского создания одновременно составляют звено эстетического объекта»

(Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2000. С. 146–147.)

2. «…Теоретический внешний взгляд на текст как на объект аналитического изучения и внутреннее читательское пребывание в художественном мире не могут быть сведены друг к другу однозначными причинно-следственными отношениями. И чем бесспорнее воплощение жизненной реальности в «неживом» тексте, тем яснее творческий характер произведения. Оно не готовый результат для потребления, а воплощенный творческий процесс, не раз навсегда данный ответ, а заданный вопрос, заключающий в себе путь для каждый раз нового и самостоятельного решения. Между композицией текста и структурой воплощенного в нем жизненного мира всегда есть «зазор» – преодолевается он не просто заранее готовыми знаниями и теориями, а переходоим этих знаний в здесь и сейчас происходящее созерцание, понимание и творческое воссоздание всего разделенного». «Художественная целостность выступает не как организующий принцип, навязывающий элементам произведения схему их организации, своего рода «идею порядка», а как нечто внутренне присущее этим элементам, точнее, процессу и энергии их взаимодействия»

(Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория художественной целостности. М., 2002. С.50, 51.)

 

II. В лекции речь шла о том, что «целостность – это распредмечиваемые смыслы», «содержание эстетической деятельности < автора или читателя>… направленной на произведение» (М.М. Бахтин). Термином «распредмеченные смыслы» активно пользуются в герменевтике. Сопоставьте точку зрения, данную в лекции, и в герменевтике. Какая из них вам кажется более приемлемой и почему?

«Суммарно все смыслы составляют сознание – как индивидуальное, так и общественное».

«Индивидуальности различаются по богатству системы смыслов, и если у человека совсем малое число смыслов входит в его рефлективную деятельность и онтологическую конструкцию, то это может быть даже признаком психического заболевания».

«Смыслы существуют не «в голове», а в культуре общества. В силу этого они выступают как ценности, ценности общественного бытия и общественного сознания».

«Смыслы понимаются именно потому, что они являются общественными ценностями, которые дескриптивно представлены реципиенту».

«Искусство – важнейший источник пополнения человеком инвентаря известных ему и новых для него смыслов».

(Богин Г.И. Сущность и происхождение смыслов // Богин Г.И. Обретение способности понимать. Электронная версия.)

III. Вот стихотворение одного из современных поэтов, которое структурно напоминает пушкинское «Свободы сеятель пустынный…». Как Вы думаете, какую роль здесь играет цитата, и какой вариант диалогических отношений дал возможность автору продекларировать один из принципов постмодернизма:

В.О. Сарту

уже февраль

достал чернила

плачу плачу

и – ни хрена

Макаров-Кротков А.Ю. Дезертир. Книга стихов.

М., 1995. С. 64.

 

 

Потренировавшись в составлении тестов к разделу «Анализ художественного высказывания», возможно, вы захотите понять, как можно работать с текстом:

 

1. Проанализируйте «Повести Белкина» А. Пушкина с точки зрения теории диалога М.М. Бахтина. Какие еще основания для анализа «Повестей…» Вы можете предложить?

2. Проанализируйте с точки зрения теории диалога М.М. Бахтина стихотворение Б. Пастернака «Гамлет». Какие еще основания для анализа этого стихотворения Вы можете предложить?

3. Контекстный тезаурус тоже не панацея, хотя бы потому, что учитывает только те контексты, которые объединены структурным словом. Поэтому, скажем, из строки «Мороз и солнце; день чудесный!» в тезаурусе будет учтено значение контекста «мороз и солнце», а «день чудесный» останется за пределами внимания, потому что слова «день» и «чудесный» не объединены структурным словом. Подумайте, как можно восполнить этот недостаток тезауруса, учитывая контексты, объединенные грамматически согласованием, управлением и примыканием.

 


Вопросы к зачету:

1. Два значения слова «поэтика». Соотношение понятий поэтика – теория литературы – филология. Поэтика как наука о смыслообразовании.

2. Содержание понятия текст. Текст как структура, порождающая смыслы. Соотношение понятий текст – произведение, значение – содержание – смысл.

3. Слово. Слово в литературном языке и языке художественной литературы. Слово и контекст. Авторские коннотации. Словарное, контекстное и авторское значение слова (пример по выбору).

4. Значение и коннотации. Взаимодействие слов как основа формирования смыслов (пример по выбору).

5. Учение М.М. Бахтина о диалогичности слова: диалог как проявление человеческого бытия, поступок как событие и текст, со-бытие, мир я и мир другого, диалог поступков, многоголосое слово (стихотворение Б.Л. Пастернака «Гамлет»).

6. Концепция М.М. Бахтина о диалоге. Цитирование как частное проявление диалога. Определение понятия цитата.

7. Концепция М.М. Бахтина о диалоге. Смыслообразующая роль цитаты.

8. Структурные слова. Дискуссия об упаковочном материале.

9. Роль структурных слов на уровнях содержания и смысла: стилеобразование (Б.М. Эйхенбаум об А.Ахматовой).

10. Структурные слова и их функции в тексте. Интерпретация текста (пример по выбору).

11. Роль структурных слов на уровнях содержания и смысла: формирование поэтических фигур, авторские коннотации (пример по выбору).

12. Понятия система, системность, структура. Структура как реализация системных отношений (расстановка персонажей в «Ромео и Джульетте», «Хаджи-Мурате», «Тихом Доне»).

13. Текст как целостность. Авторская позиция в монологическом произведении («После бала», «Повести Белкина»).

14. Текст как целостность. Взаимодействие элементов на разных уровнях структуры (слово, ритм, фоника). Примеры по выбору.

15. Текст как целостность. Авторская позиция в полифоническом произведении. Точки зрения как способ проявления авторской позиции.

16. Текст как целостность. Взаимодействие элементов как основа смыслообразования (нарушение фабульной последовательности, авторские отступления, минус-прием и т.п.).

17. Взаимодействие элементов как основа формирования целостности (А.Ахматова «Он любил…»).

18. Соотношение понятий целостность, завершенность и законченность художественного произведения.

19. Взаимодействие текстов: интертекстуальность, циклизация, авторский цикл.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 339. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия