Студопедия — УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 3.1. Стандарт устанавливает требования к результатам учебно-воспитательной деятельности:
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 3.1. Стандарт устанавливает требования к результатам учебно-воспитательной деятельности:






3.1. Стандарт устанавливает требования к результатам учебно-воспитательной деятельности:

а) личностным, включающим готовность и способность воспитанников руководствоваться христианскими нравственными принципами в своей жизни, к саморазвитию и самоопределению, ценностно-смысловыми установками, отражающими индивидуальные позиции, наличие стойкой мотивации к учению и познанию, способность ставить цели и строить жизненные планы;

б) предметным, включающим освоенный воспитанниками в ходе изучения вероучительных предметов духовный опыт.

3.2. Личностные результаты учебно-воспитательной деятельности должны отражать:

а) осознание себя православным христианином, устремленность к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке – Господе Иисусе Христе;

б) осознание себя чадом Русской Православной Церкви;

в) наличие навыков добродетельной жизни (христианского благочестия), развитие таких качеств, как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие, и др.;

г) развитие навыков неприятия зла, различения греха и противостояния им;

д) формирование целостного взгляда на мир в его единстве и многообразии;

е) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, о достоинстве, свободе и правах человека;

ж) развитие нравственного самосознания, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

з) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

и) формирование ответственности и прилежания в учебе;

к) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

3.3. Цели и предметные результаты учебно-воспитательной деятельности:

 

ДОШКОЛЬНАЯ СТУПЕНЬ

Православное воспитание детей дошкольного возраста – это первая ступень в процессе становления духовно-нравственной личности. В этом возрасте ребенок глубоко и трепетно воспринимает и переживает свои первые впечатления, обретая опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь и нравственный выбор. Очень важно, чтобы эти первые впечатления давали ему уроки добра и любви, раскрывали красоту и величие сотворенного Богом мира, учили беречь его. Воспитание в детях навыка добродетельной жизни должно проявляться в желании помогать другим людям, способности к сопереживанию, сорадости, адекватному проявлению своих чувств, в поддержании порядка и чистоты в доме и во дворе, в своих вещах.

 

Вероучительным предметом дошкольной ступени является «Введение в Закон Божий» (первичные понятия о Боге, о духовном мире, о молитве, о Священной Библейской истории, о храме Божием).

Изучение «Введения в Закон Божий» в дошкольном возрасте направлено на достижение следующих целей:

· заложить основы православного мировосприятия, дать начальные знания о Боге и вере, мире и человеке;

· пробудить личность ребенка, направить ее к познанию Бога, сформировать религиозные чувства;

· воспитывать у детей чувство благоговения к святыне и святым, почтения и любви к родителям и другим людям, учить их бережно относиться к окружающему миру как творению Божиему;

· развивать творческие способности, направить их к умственному и физическому совершенствованию ребенка;

· помочь освоить и закрепить первоначальные навыки духовной жизни в Церкви;

· развивать нравственные чувства, дать первые представления о добре и зле, обогащать нравственный опыт детей через овладение навыками добродетельной жизни.

Для дошкольников рекомендуются занятия в форме уроков-встреч, уроков-бесед, творческих мастерских по 20-30 минут.

Предметные результаты изучения «Введения в Закон Божий»:

· понимание, что Бог есть Творец мира;

· знание о молитве: где, когда и как надо молиться, молитвы предначинательные, Молитва Господня, молитвы перед и после трапезы, причастный стих, Тропарь Пасхи;

· представление о Церкви Христовой как доме Божием;

· представление о Библии как Священной книге, знание главных сюжетов из Священного Писания (о сотворении мира, о Великом потопе, об Аврааме, Моисее, о главных событиях земной жизни Господа Иисуса Христа);

· знание Заповедей Божиих (обзорно);

· знание имен своих небесных покровителей; святых, почитаемых в храме, в семье;

· умение совершать краткое утреннее и вечернее молитвенное правило;

· умение различать образы Спасителя, Божией Матери и святых;

· умение петь простые песнопения;

· умение получать благословение и подходить ко Святому Причащению.

 

НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ

 

Вероучительными предметами начальной ступени являются: «Закон Божий» (в том числе: священная библейская история, устройство православного храма, богослужение и история Церкви; «Основы христианской нравственности» на основе Евангелия и житий святых); «Церковно-славянский язык» и «Основы хорового и церковного пения».

Изучение курса «Закон Божий» направлено на достижение следующих целей:

· заложить основы православного мировоззрения и мировосприятия;

· дать знания о важнейших событиях священной библейской и церковной истории, о внутренней и внешней сторонах жизни Церкви, о нравственном духовном законе;

· помочь овладеть основными навыками добродетельной жизни (по совести), богослужебной жизни через участие в Таинствах и Богослужениях, посильных храмовых послушаниях, правилами поведения в храме и личной молитвы;

· воспитать нравственные чувства, уважение и любовь к родителям и старшим, к Родине, бережное отношение к окружающему миру, как творению Божию;

· формировать ценностные жизненные ориентиры;

· научить применять полученные знания для духовного и творческого совершенствования и помощи ближнему.

 

Предметные результаты изучения «Закона Божия»:

· знание, что Бог есть Творец мира, Иисус Христос Сын Божий – Спаситель мира;

· знание и понимание Молитвы Господней, молитв перед и после трапезы, до и после учения, причастного стиха, основных песнопений Пасхи (тропарь, стихиры, избранные песни Пасхального канона);

· представление о Библии как Священной книге, знание основных сюжетов Священной Истории Ветхого Завета (о сотворении мира, падении денницы, о первых людях и их грехопадении, истории Каина и Авеля, о Великом потопе, об Аврааме и Моисее); знание главных событий земной жизни Господа Иисуса Христа, основных притч;

· представление о Церкви как собрании людей во имя Христа; храме и его устройстве, внешней и внутренней символике, священнослужителях, церковнослужителях;

· знание названий двунадесятых и великих праздников;

· знание о Таинстве Покаяния и Евхаристии;

· знание имен двенадцать апостолов; представление о жизни апостолов Петра и Павла, архидиакона Стефана, великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеимона, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святителя Николая Чудотворца, равноапостольных Константина и Елены;

· представление о Крещении Руси, апостоле Андрее Первозванном и равноапостольных Владимире и Ольге, о жизни благоверного князя Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского, святителя Алексия Московского, благоверного князя Димитрия Донского, священномученика Патриарха Ермогена, преподобного Серафима Саровского, блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской, праведных Иоанна Кронштадтского и воина Федора Ушакова; о новомучениках и исповедниках Российских;

· знание десяти заповедей Божиих, заповедей Блаженств;

· умение петь тропари двунадесятых праздников, тропарь и стихиры Пасхи;

· сознанное участие в Таинствах Исповеди и Причащения.

 

Использование своих знаний для:

· выявления и осознания собственных греховных поступков;

· построения исповеди и исправления грехов.

Изучение церковнославянского языка направлено на достижение следующих целей:

· сформировать представление о церковнославянском языке как о величайшей ценности, достоянии общечеловеческой и национальной культуры, культуры славянских народов;

· раскрыть его социокультурное и историческое значение для становления и развития духовного облика русского, всех славянских народов, славянских литературных языков, величие и богатство церковнославянского языка как языка богослужения Русской Православной Церкви;

· овладеть традициями церковнославянского языка для совершенствования навыков чтения и понимания церковнославянских текстов, для осознанного участия в литургической жизни Церкви.

 

Предметные результаты изучения церковнославянского языка:

· знание истории жизни и трудов святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия;

· знание истории возникновения славянской письменности, развития церковнославянского языка;

· знание азбуки: алфавитного порядка букв, названий, начертаний и звуковых соответствий каждой буквы;

· знание основных особенностей церковнославянской лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса;

· знание словарных слов для чтения и слушания Евангелия и Псалтири;

· знание происхождения и значения общеупотребительных личных канонических имен;

· овладение правилами чтения и орфографии (особенности церковнославянской графики) церковнославянского текста;

· умение читать церковнославянский текст (молитвы предначинательные; тропари наиболее употребляемые);

· умение ориентироваться в нумерации страниц, псалмов, стихов в церковных книгах;

· умение осуществлять переложение на русский язык псалмов и притч;

· умение анализировать и кратко характеризовать части речи, предложение;

· умение работать с церковнославянскими словарями.

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни:

· читать и понимать церковнославянский текст;

· знать наизусть основные молитвы;

· самостоятельно и регулярно совершать утреннее и вечернее молитвенное правило;

· осмысленно участвовать в Богослужении.

Изучение хорового и церковного пения направлено на достижение следующих целей:

· понимание церковнославянских терминов, проникновение в их духовно-нравственный смысл;

· овладение особенностями орфоэпии слов церковнославянского языка и стиля духовных песнопений в соответствии с традициями клиросного пения в православном храме;

· овладение основами правильного звукообразования в процессе пения;

· развитие вокально-хоровых навыков: слуховое сосредоточение, вслушивание в коллективное звучание; умение брать дыхание, начинать и заканчивать по руке регента, подстраивать свой голос в унисон с общим звучанием хора; интонационно правильно воспроизводить певческие звуки на различных гласных, тянуть длинные звуки ровным по силе голосом на основе активного пиано; быстро и плавно переходить с донного слога на другой без толчка;

Предметные результаты изучения церковного и хорового пения:

 

· знание и понимание содержания слов тропарей, кондаков, стихир и ирмосов в о сьми гласов;

· знание нотной записи песнопений;

· знание порядка следования строк в обиходных гласовых распевах в зависимости от словесного текста;

· знание порядка следования песнопений Божественной Литургии и Всенощного бдения;

· знание основных песнопений Постной и Цветной Триоди;

· знание особенностей праздничных служб;

· умение отличать по слуху распев одного гласа от другого;

· умение правильно интонировать мелодии гласов;

· умение держать строй в песнопениях в 2-х голосном изложении;

· владение основными вокально-хоровыми навыками, такими как: певческое дыхание, звукообразование, дикция, ровность гласных, мягкая атака звука, уметь тянуть звук на длинных нотах, пользоваться грудными и головными резонаторами и др.;

· соблюдение правил орфоэпии при пении на церковнославянском языке;

· умение читать церковные тексты по принципу псалмодирования при соблюдении правил постановки как речевого, так и певческого голоса (с опорой на дыхание, умеренным по силе голосом, на выдержанной высоте тона в речевом диапазоне, соблюдая четкость дикции, дотягивая концы фраз и т.д.);

· соблюдать правила поведения на клиросе;

· ориентироваться в нотных партитурах богослужебных песен;

· петь под руководством регента.

ОСНОВНАЯ СТУПЕНЬ

Вероучительными предметами основной ступени являются: «Священное Писание»: «Ветхий и Новый Завет»; «Православное Богослужение» («Литургика»); «Основы православного вероучения»/(«Катехизис»); «История Христианской Церкви», «Христианская этика».

 

Изучение Священного Писания Ветхого и Нового Завета направлено на достижение следующих целей:

· формирование целостной христианской картины мира;

· осмысление основных этапов спасения человеческого рода через Боговоплощение, Крестную Жертву и Воскресение Господа Иисуса Христа;

· освоение знаний о важнейших событиях ветхозаветной и новозаветной истории;

· овладение навыками работы с текстом Библии и навыками ее понимания;

· формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с историческими событиями ветхозаветного периода и нравственным учением Господа Иисуса Христа;

· применение знаний и представлений о нравственном законе в личной жизни для христианского самосовершенствования;

· воспитание нравственных чувств, а также уважения, ответственности и бережного отношения к окружающему миру.

Предметные результаты изучения Священного Писания Ветхого и Нового Завета:

· знание о Библии, названий книг, составляющих ее, автора Пятикнижия;

· знание основных событий библейской истории Ветхого и Нового Завета, основных прообразов ветхозаветной истории;

· знание Десяти заповедей Божиих;

· знание основных событий земной жизни Господа Иисуса Христа;

· умение рассказать о Библии как о Священной книге, имеющей ценность для всех людей;

· умение рассказать хронологию и содержание основных этапов Ветхозаветной истории и объяснить смысл;

· умение раскрыть нравственный смысл десяти заповедей Божиих;

· умение рассказать хронологию и содержание основных этапов Новозаветной истории и объяснить их смысл;

· умение раскрыть нравственное содержание заповедей Блаженства.

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· понимания процессов, происходящих в нравственной жизни современного общества;

· высказывания собственного мнения по вопросам нравственной оценки происходящего в современном обществе;

· использования знаний христианской нравственности для личной благочестивой жизни.

Изучение «Основ православного вероучения»/ «Катехизиса» направлено на достижение следующих целей:

· формирование православного мировоззрения и жизненной позиции православного христианина;

· освоение знаний, касающихся православного вероучения;

· овладение навыками добродетельной жизни;

· формирование системы ценностей, основанных на православном мировоззрении;

· применение полученных знаний для духовного самосовершенствования и приобщения других к православной вере, традиции и культуре;

· воспитание религиозных чувств, любви, сострадания к окружающим.

 

Предметные результаты изучения «Основ православного вероучения»/ «Катехизиса»:

· знание Символа веры, смысла двенадцати членов Символа веры;

· знание молитвы Господней, смысла заложенного в ней учения о Надежде;

· знание заповедей Блаженства, заложенного в них учения;

· знание смысла и значения Таинств Церкви в жизни человека;

· представление о христианском понимании брака и нормах христианского поведения;

· умение объяснять понятия «Бог», «Троица», «грехопадение», «Боговоплощение», «искупление», «спасение»;

· умение объяснять значение Крестной смерти Спасителя, учение о Духе Святом, учение о Богородице, понимание «святости»;

· умение рассказать с христианских позиций о назначении и смысле жизни человека, раскрыть смысл слов «образ и подобие Божие в человеке», «обожение».

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· понимания роли и места православного вероучения в жизни человека;

· высказывания собственных зрелых религиозных суждений;

· использования полученных знаний об основах веры для устроения православно-христианского образа жизни.

 

Изучение «Истории Христианской Церкви» направлено на достижение целей:

· воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям Церкви и Отечества;

· освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всеобщей Церковной истории, их взаимосвязи с гражданской историей;

· овладение методами исторического познания, умения работать с источниками исторической информации;

· формирование представлений о важности исторической роли Русской Православной Церкви в истории России;

· применение знаний и представлений о роли Православной Церкви в жизни общества для участия в межкультурном взаимодействии с представителями других религиозных традиций.

 

Предметные результаты изучения «Истории Христианской Церкви»:

· знание основных этапов и ключевых событий истории общецерковной и истории Русской Православной Церкви;

· знание имен выдающихся церковных деятелей и их вклада в развитие Церкви и общества;

· представление о значении Христианства в культурном развитии Западной Европы;

· понимание значения Крещения Руси и Православной Церкви в истории России;

· представление о Поместных Православных Церквах;

· умение соотносить даты событий гражданской и церковной истории;

· умение соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;

· умение рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание.

 

Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной церковной и общественной жизни;

· объяснения своего личного отношения к наиболее значимым событиям и личностям Русской Церковной истории и всеобщей истории;

· использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой национальной и религиозной принадлежности.

 

Изучение «Христианской этики» направлено на достижение целей:

· воспитание личности, несущей в себе образ Божий;

· освоение христианских представлений о смысле жизни, месте человека в мире, свободе и ответственности;

· овладение способностью противостоять злу в мире и в самом себе;

· формирование представлений о духовной жизни христианина;

· применение полученных знаний в личной духовной жизни, в межчеловеческих отношениях и общественном служении.

Предметные результаты изучения «Христианской этики»:

· представление о подходах к решению вопроса о смысле жизни в философиях и религиях мира;

· знание христианского подхода к вопросу о смысле жизни;

· знание положений Декалога и их актуальности в современном мире;

· представление об основах духовной (внутренней) жизни человека;

· умение применять знания в личной духовной жизни, межличностных отношениях и общественном служении.

Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· нахождения смысла своей жизни и определения себя в мире;

· самоидентификации себя в мире как христианина;

· противостояния злу в мире и в самом себе.

 

3.4. Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе организуется на базе учебного плана, соответствующего типовому Учебному плану, утвержденному Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

3.5. Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе может быть организован с использованием авторских, творческих методик и подходов с учетом принципов, изложенных в данном Стандарте.

3.6. В процессе обучения преподаватель должен ориентироваться на уровень подготовленности воспитанников к восприятию вероучительного знания.

3.7. Воскресная школа самостоятельно организует общую проверку результатов учебно-воспитательной деятельности, используя разные формы контроля, преимущественно творческие.

3.8. Приоритетную роль в оценке промежуточных результатов по всем предметам должны иметь инновационные свободные формы оценки, участие детей в самостоятельной творческой, познавательной, проектной деятельности: различные конкурсы, внутришкольные олимпиады, различные выступления, участие в приходских, межприходских и епархиальных мероприятиях, делах социального и миссионерского служения.

3.9. Предметом итоговой оценки результатов учебно-воспитательной деятельности должно быть достижение личностных и предметных результатов. По итогам аттестации выпускнику воскресной школы выдается диплом установленного образца, заверенный печатью учредителя или воскресной школы.

3.10. В итоговой оценке должны быть выделены результаты итоговых работ, характеризующие степень усвоения программ вероучительного содержания и дополнительных занятий.

3.11. Итоговая аттестация результатов учебно-воспитательной деятельности проводится аттестационной комиссией.

3.12. Состав аттестационной комиссии определяется Положением о воскресных школах.

 

 







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 372. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия