Студопедия — Тема 9. Эпоха Возрождения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 9. Эпоха Возрождения






Возрождение – культурная эпоха в процессе перехода от Средних веков к Новому времени, в течение которого совершился культурный переворот. Возрождение (или Ренессанс) – это новый этап в развитии мировой культуры. В это время сложилась реалистическая система в искусстве, были заложены основы современной науки (в частности естествознания), высокого уровня достигла литература, получившая с изобретением Гутенбергом книгопечатания невиданные ранее возможности распространения. Это была эпоха, которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, многосторонности и учености.

Термин Возрождение начал применяться еще в ХVI веке по отношению к изобразительному искусству. Автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» художник Джорджо Вазари писал о возрождении искусства в Италии после долгих лет упадка в период Средневековья. Понятие Возрождение приобрело широкий смысл. Среди определения культурного явления Возрождения нет общепризнанного. Разные определения обращают внимание на разные признаки. Обобщая, можно понять культурный смысл этой эпохи как расцвет культуры, переворот в культуре, переходный культурный этап, восстановление идеалов античности. Комплекс этих признаков и образует качественно новую ступень культуры. Расцветом и характеризируется культурная деятельность. В этом плане эпоху Возрождения можно сравнить с эпохой античности. Для этих эпох характерны особая интенсивность культурной жизни, существование множества ее центров; многообразие творческих проявлений, творческая свобода; соединение жизненности и эстетичности; избыток духовной энергии; удивительная концентрация на небольшом пространственно-временном отрезке людей великих и универсально одаренных.

Культура эпохи Возрождения зародилась в Италии, в искусстве которой человек вновь становится главной темой искусства. Это не означает, что эпоха Возрождения повторяет античный период в искусстве. За культурой Возрождения стоит тысячелетие Средневековья, христианской религии, нового мировоззрения, породившего новые эстетические идеалы, обогатившего искусство новыми сюжетами и новой стилистикой. Гуманистическая культура Возрождения пронизана мечтой о новом человеке и его новом духовном развитии. Для Ренессанса характерно восприятие античности уже как далекого прошлого и потому - как «идеала, о котором можно тосковать», а не как «реальности, которую можно использовать». Хронологические рамки итальянского Возрождения охватывают время со второй половины ХIII по первую половину ХVI веков. Внутри этого периода Возрождение подразделяется на несколько этапов: конец ХII–ХIV века – Проторенессанс (предвозрождение), или треченто; ХV век – раннее Возрождение (кватроченто); конец ХV–первая треть ХVI веков – Высокий Ренессанс (чинквеченто). 1530 год по праву можно считать конечной датой развития Возрождения. Именно развития, потому что влияние искусства Возрождения распространяется и на весь ХVI век.

Зародившись в Италии, Возрождение сообщало свои идеи и открытия мыслителям и художникам Франции, Испании, Германии, Нидерландов. Почва, на которую попадали новые влияния, была очень разнообразной. Философия, искусство, поэзия, музыка, вбирая тенденции итальянского Возрождения, видоизменяли многое в соответствии со своей местной, национальной культурой.

Гуманизм Ренессанса. Движение гуманистов зародилось в Италии в ХIV веке. Первоначально гуманист - это человек, который воспринимал античность как свою духовную родину и испытывал по отношению к ней ностальгическое чувство. Для гуманиста традиционное средневековое представление становится неактуальным. Он стремится подражать античности и в этом обрести себя и свое достойное поприще. Слово гуманизм очень точно и ёмко характеризует то новое и своеобразное, что создало Возрождение в своей обращенности к старому. Гуманизм не сводится лишь к любви к человеку. Самое существенное в гуманизме – это направленность человека на самого себя – на своё самосозидание и самоценность.

Новый светский характер мышления менял духовную атмосферу общества. Возникновение и утверждение ренессансной культуры началось с вызова схоластике. Гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний – грамматику, филологию, риторику, историю, педагогику, этику. Наметилась тенденция к дифференциации знаний и к расширению круга университетских дисциплин.

От философов Эпоха Возрождения требовала не только развитого интеллекта, но и художественно-литературного таланта, позволяющего довести идею до определенного эстетического образца. Главными проблемами философской мысли Возрождения были: насколько ценен человек, велик он или ничтожен, Гуманистическое мировоззрение Ренессанса отражало реальные общественные изменения: падение авторитета церкви в повседневной жизни людей, стремление к освобождению человеческой личности, к красоте не только художественных образов, но и одежды, пищи, быта в целом. Гордость и самоутверждение, осознание собственной силы и таланта становятся отличительными чертами общества. Основные гуманистические представления философов характеризовались следующими положениями: человек обладает творческой самостоятельностью, он прекрасен и возвышен как духовно, так и телесно; человек обладает достоинством, его разум и мысли свободны. Между человеком и Богом для ренессанских гуманистов не было абсолютного различия. Единство человека и Бога гуманисты видели в том, что Бог, как и человек, – это мастер, только один из них создал мир, тогда как человеку еще предстоят созидательные усилия.

Эпоха Возрождения знаменита расцветом философии, ремесел, политической мысли и науки. Но самое замечательное явление того времени – это возрождение живописи.

Творчество Сандро Боттичелли (1445–1510) отвечает всем характерным чертам Раннего Возрождения. Этот период более чем какой-либо другой ориентирован на поиск наилучших возможностей в передаче окружающего мира. Именно в это время идут активные поиски в области отображения линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, симметрии, общей композиции, колорита, рельефности изображения. Это было связано с перестройкой всей системы художественного видения. По-новому ощущать мир значило по-новому его увидеть. В творчестве Боттичелли пленяет интимность внутренних переживаний: нервность линий, порывистость движений, изящество и хрупкость образов, характерное изменение пропорций, выраженное в чрезмерной худощавости и вытянутости фигур, особым образом падающие волосы, характерные движения краев одежды. Наряду с отчетливостью линий и рисунка, так почитаемых художниками Раннего Ренессанса, в творчестве Боттичелли присутствует (как ни у кого другого) глубочайший психологизм. Об этом свидетельствуют картины «Весна» и «Рождение Венеры».

Творчество итальянских гениев – Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля считается вершиной эпохи Возрождения.

Леонардо да Винчи (1452–1519) – итальянский художник, скульптор, архитектор, инженер, ученый - самая универсальная личность эпохи Возрождения. Он жаждал попробовать себя во всех областях деятельности. И все-таки в истории человечества Леонардо да Винчи в первую очередь художник, великий живописец эпохи Возрождения. Его фреска «Тайная вечеря» – вершина философской живописи. Леонардо изобразил тот момент, когда Христос сказал своим ученикам: «Один из вас предаст меня». В позах, жестах, лицах великий художник запечатлел целую вселенную чувств, переживаний, мыслей.

Желание понять внутренний мир человека, изучение психологии отразились в шедевре, с которым связано огромное количество исследований, научных гипотез и легенд. Это – «Джоконда». Вазари писал, что «…портрет Джоконды – казался чем-то скорее божественным, чем человеческим, и почитался произведением чудесным, ибо сама жизнь не могла быть иной».

Обычная жизнь с ее суетой казалась Леонардо незначительной в сравнении с его замыслами. Однако и их он часто оставлял, не доведя до конца, увлекаясь новыми идеями, которые на несколько столетий опередили его время. Его гениальных набросков, планов хватило бы на десять гениев. Он умер, оставив четырнадцать томов рукописей, часть из них не понята и не расшифрована до сих пор.

Микеланджело Буонарроти (1475–1564) не стремился проявить себя во всех областях искусства и науки. Но как скульптор и живописец он возможно даже превзошел своего великого современника.

Гимном человеку и его возрождению стала главная живописная работа Микеланджело – роспись потолка Сикстинской капеллы в Риме. За четыре года работы он расписал потолок площадью в пятьсот квадратных метров. В отличие от Леонардо, который величественно удалялся от обыденной жизни, Микеланджело был человеком страстным, темпераментным. Жизнь уготовила ему немало страданий и разочарований. В минуты отчаяния он написал стихи, в которых проклинал свое время:

Отрадно спать, отрадней камнем быть.

О, в этот век, преступный и постыдный,

Не жить, не чувствовать - удел завидный…

По проекту Микеланджело был реконструирован центр Рима (Капитолийский холм) и возведен собор святого Петра - одно из самых грандиозных зданий на земле.

По сравнению с величественным Леонардо и неистовым Микеланджело Рафаэль Санти (1483–1520) видится скромным юношей. Но и его называют гением, титаном, гигантом Возрождения!

Рафаэль создал свою лирическую, поэтическую живопись. Мягкость и нежность характера Рафаэль сочетал с удивительной работоспособностью. Во дворце Папы Римского в Ватикане Рафаэль расписал несколько залов. Особенно знамениты две его фрески: «Парнас» и «Афинская школа». Но самая знаменитая картина Рафаэля – «Сикстинская мадонна». Ее называют не только вершиной творчества Рафаэля, но и вершиной живописи Возрождения. Изображение прекрасной женщины с младенцем на руках стало символом любви, человечности, возвышенной одухотворенности.

За короткий жизненный срок (37 лет) этот гений сделал так много, что годы его жизни искусствоведы называют эпохой или веком Рафаэля.

Изобразительное искусство высокого Возрождения не исчерпывается перечисленными именами. В это же время работали Джорджоне, Тициан, Эль Греко (Испания), Брейгель Старший, Иеронимус Босх (Нидерланды), Альбрехт Дюрер (Германия).

Литература эпохи Возрождения базируется на основных философских положениях данного периода. Латинский язык, непонятный народным массам, перестает господствовать в культурной жизни. В борьбе против религиозного мировоззрения гуманисты опирались на образцы античной литературы, которые привлекали их жизнерадостностью, любовью к человеку. Идейным знамением художественного творчества становится принцип свободного развития человеческой личности. Гуманистическая литература эпохи Возрождения целиком посвящена теме человека и борьбе против всего, что мешает его свободному развитию и счастью. Любовь как прекрасное человеческое чувство становится одной из значащих тем литературы.

Гуманистические мотивы в литературе Ренессанса появились уже в творчестве Данте. Данте Алигьери (1265–1321) – последний поэт Средневековья и первый поэт Нового времени. Творчество Данте и его личность стоят на грани старого, церковно-феодального, и нового - гуманистического. Фигура Данте воплотила характерные черты духовной жизни Средневековья, а с другой стороны стала предвестником новой культурной эпохи - Возрождения. Девятилетним мальчиком на пышном майском празднике он увидел дочь своего соседа – Беатриче. Прошло девять лет, и Данте опять встретил её - теперь уже неотразимую красавицу. Детская влюбленность превратилась в романтическую любовь. Эта встреча и сделала его поэтом. Она вскоре умерла, но навсегда осталась для своего возлюбленного идеалом любви и красоты. Первые циклы стихов Данте посвятил именно Беатриче.

Всю свою жизнь, все свои страдания и победы Данте вложил в свое главное произведение – «Комедия». Позже за совершенство поэмы ее стали называть «Божественной комедией». Данте описал в своей поэме ад, чистилище и рай, населив их душами своих современников. Название ее стало нарицательным. Так говорят о каком-либо грандиозном литературном произведении. Позже, несколько веков спустя Бальзак назвал собрание своих романов «Человеческой комедией». Многие строки из «Божественной комедии» известны как крылатые выражения. Например, надпись на вратах ада «Оставь надежду всяк сюда входящий» или выражение «Пройти через круги ада».

Данте Алигьери – легендарная фигура, человек, в творчестве которого проявились тенденции развития итальянской литературы и культуры в целом на века вперед. Он был убежден в высшей обусловленности творческого акта. Если природа лишь в незначительной степени отражает божественное совершенство, то художник, по мысли поэта, призван уловить божественную идею «гений чистой красоты» и максимально точно выразить ее в своем произведении.

Почти сразу же после Данте в Италии появились Петрарка и Боккаччо, чьи имена вошли в мировую литературу.

Франческо Петрарка (1304–1374), как и Данте, является создателем итальянского литературного языка. Общепризнанно, что Петрарка - первый европейский гуманист. Он одним из первых обратился к творчеству Цицерона и Сенеки, познакомился с идеями Платона. Древняя латинская литература была его увлечением. Его лирические стихи о любви были известны повсюду. Париж, Неаполь и Рим приглашали его, чтобы короновать как короля поэзии. Петрарка выбрал Рим, и на Капитолийском холме его увенчали лавровым венком. Самые знаменитые стихи Петрарки посвящены его прекрасной возлюбленной – Лауре. Её имя, как и имя Беатриче, стало символом преданной и возвышенной любви. Имя самого Петрарки – символом поэта любви. Интерес Петрарки к собственному «Я», к живым человеческим чувствам делает его представителем гуманистического движения.

Театр любой эпохи, в том числе и Возрождения, непосредственно связан с литературой, ее развитием. Именно данная эпоха вернула европейской культуре великую античную драматургию: комедии Аристофана, Теренция, Плавта.

Одной из основных особенностей театра данной эпохи являются народный дух, знание и учет национальных традиций. Театр Возрождения подразделяется на народный и профессиональный и начинает носить светский характер. Происходит постоянная борьба между новым и старым. В Италии в ХVI веке появляется комедия масок,где основным был сюжет, а характеры, обстоятельства, речь актеров были импровизацией. Данная театральная форма стояла на стыке старого и нового, так как именно импровизация рождает идеи и мысли. Творческая фантазия, высокое актерское мастерство, общая культура и кругозор артистов формировали сценическое искусство, в котором можно было выделить свои принципы, методы и приемы, где зритель также являлся участником представления.

Именно в эпоху Возрождения вновь возрождается значение театра в общественной жизни, в формировании идей и нравов. Театр приобретает профессиональные навыки, появляются постоянные труппы, которые имеют свои собственные помещения для представлений.

Театры были своеобразными носителями и выразителями мыслей, желаний народа, а также начальной школой искусства, истории, культуры. В это время также появляется придворный (аристократический) театр, похожий на большое пышное зрелище, с декорациями, танцами, музыкой.

Эпоха Ренессанса дала мировой культуре великих драматургов, в числе которых Лопе де Вега и Вильям Шекспир.

В отличие от других видов искусства, идеалы античности не были основными идеалами и критериями музыкального искусства Возрождения, так как нотные записи Древней Греции и Рима к ХIII–ХIV векам еще не были полностью расшифрованы. Поэтому чаще всего основами музыкальных произведений данной эпохи были поэтические литературные произведения античности. Так же как и все искусство Ренессанса, музыка отличалась светским характером. К ХIV–ХVI векам относится становление национальных музыкальных школ. Основными музыкальными жанрами были мадригал, баллада.

Развитие и совершенствование различных музыкальных стилей эпохи заложило фундамент для более глубокого осмысления, творческого подхода к музыкальной культуре. Изобретено нотопечатание. Импровизация и музицирование выделились в отдельный вид духовной, культурной деятельности людей.

Новое мироощущение отразилось в изменении фактуры произведений, число голосов увеличивается до четырех, шести и более. Достигаются определенные успехи в конструировании музыкальных инструментов.

Музыкальные произведения данного периода отличались большой напевностью, песенностью, которая присуща народной музыке; определенное количество песен писалось на родном, а не на латинском языке.

Основными чертами музыки являлись мелодичность и определенный ритм, которые отличались большей экспрессией, нежели в эпоху Средневековья. Появление многоголосия объяснялось тем, что музыкант, композитор, исполнитель, певец имели музыкальную свободу действий, выражали в песнях свою душу, эмоции, право на интерпретации придумывали свои вариации в соответствии с чувствами и внутренним состоянием. Важное значение в эту эпоху имеет выделение и утверждение мажорного лада, особенно в ХV–ХVI веках. Особое развитие получила песня под аккомпанемент лютни или исполняющаяся многоголосно.

В эпоху Возрождения получает развитие и инструментальная музыка. Сочетание различных инструментов в одной теме доказывает особый, еще не до конца понятный, свободный человеческий дух, его многообразие. При этом сохраняются и совершенствуются и танцевальные формы, мелодии, которые объединяются в сюиты. Появляются новые инструментальные произведения - вариации, прелюдии, фантазии.

Развивается исполнительство и становится популярным исполнение на лютне, органе, духовых инструментах. Широко распространённым становится музицирование – исполнение пьес не только известных композиторов, но и личного сочинения.

Таким образом, именно в эпоху Возрождения создаются предпосылки для расцвета бытового и профессионального светского музыкального творчества, раскрывающие радости жизни, идеи гуманизма и светлых образов.

Хотя эпоха Возрождения характеризуется светским характером, светская и церковная музыка развиваются параллельно, и именно церковная школа дает обществу композиторов, певцов, музыкантов. В эпоху Возрождения появляется само понятие композиторы. Часто они используют в своих произведениях народные мелодии; порой бывает сложно определить, что лежит в основе музыкальной пьесы, – собственная идея создателя или национальный напев.

Музыка эпохи Возрождения с ее величественным, спокойным, возвышенным характером порождает специфическое отношение к танцу. В это время появляется огромное количество литературы по правилам танцев, хореографии, а также сборники танцевальной музыки.

Особенности культуры Ренессанса. Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится главной из мировоззренческих задач этой эпохи. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен Богом. А что лучше может помочь человеку в познании мира, чем его собственные чувства! Человеческий глаз в этом смысле, по мнению деятелей культуры этого времени, не знает равных. Поэтому в эпоху итальянского Возрождения наблюдается пристальный интерес к визуальному восприятию: расцветают живопись и другие пространственные искусства. Именно они позволяют более точно и верно увидеть и запечатлеть божественную красоту.

Говоря о неповторимости и уникальности культуры Возрождения, нельзя забывать, что она была прерогативой верхов общества, интеллектуальной и художественной элиты. Как бы ни был связан итальянский народ с Древним Римом, античная погибшая культура была чужда массам. Революционное значение Возрождения важно для всех последующих времен, в особенности для современности, так как именно в этот период были заложены основные гуманистические взгляды.

Возрождение открыло собой эру совершенно нового человека в истории европейской цивилизации. Это отражается в мировоззрении, убеждениях, во всех областях деятельности личности, в сфере его чувств и эмоций.

Особенности духовной жизни эпохи Возрождения:

- развитие городской светской культуры, ее демократизация.

- коренное изменение в мировоззрении, утверждение нового взгляда на устройство Вселенной, общества, человека.

- снижение авторитета средневековых культурных ценностей

- появление прогрессивной идеологии – гуманизма.

- повышенный интерес к культуре античности.

- высокая роль эстетического сознания.

Вопросы и задания для закрепления материала:

1. В чем заключается новое понимание искусства в эпоху Возрождения?

2. Почему открытие перспективы было следствием переворота в мышлении?

3. В чем Вы видите характерные черты ренессансной живописи?

4. Как эстетические идеалы Возрождения связаны с новым представлением о человеке?

Иллюстративный материал по теме:

1. Видеофильмы: «Рафаэль», «Леонардо», «Микеланджело» (из цикла «Дом на Волхонке»).

2. Альбомы по искусству. Репродукции картин: Леонардо да Винчи («Автопортрет», «Мадонна Литта», «Джоконда»); Рафаэль («Сикстинская Мадонна», «Мадонна Коннестабиле»); Ботичелли («Весна», «Рождение Венеры») и др.

 







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 3233. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия