Студопедия — Тема 13. Русская культура. Языческая Русь
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 13. Русская культура. Языческая Русь






До христианства и других монотеистических религий все народы были язычниками. Отсчет отечественной культуры ведется от крещения Руси Порой приходится слышать, что религия, достойная называться религией, и культура, считающаяся истинно русской, появились только после принятия христианства – 1000 лет назад. До принятия христианства культура была примитивной и находилась на стадии первобытности. У древних наших предков были свои взгляды, идеалы и зачатки культурных элементов.

Стирание из сознания людей исконной их языческой культуры началось у восточных славян с введением христианства. Однако дохристианские религии и обычаи предков, которые некоторые ученые считают забытыми, до сегодняшнего дня продолжают жить в нашей повседневной жизни.

Впервые о славянах упоминается в I тысячелетии в греческих, римских, арабских источниках. В VI веке были известны такие племена, как поляне, древляне, северяне, вятичи. К IX веку объединение этих племён завершилось образованием древнерусского государства – Киевской Руси, которое стало одним из крупнейших государств средневековой Европы – от Ледовитого океана до Черного моря, от Балтики и Карпат до Волги. В результате объединения восточнославянских племен постепенно сложилась древнерусская народность с общей территорией и культурой.

На Руси были развиты художественные ремёсла (литье, чеканка, керамика, ювелирные изделия, вышивка, владение тонким мастерством эмалей) и строительство.

В конце первого тысячелетия Древняя Русь была вовлечена в широкую торговлю с соседними странами. По её территории проходил древний торговый путь «из варяг в греки». Это обогащало славянскую культуру. Но следует иметь в виду, что она сложилась как самобытное явление, а не только как интеграция многих элементов. Археологические раскопки и другие источники свидетельствуют о высоком уровне материальной культуры второй половины первого тысячелетия. Этот период принято называть периодом славянского язычества.

Термин язычество (от слов язцы, языкинароды, племена) объединяет в себе принцип веры разных народов. Сама же вера этих народов, даже в рамках союза племен, могла быть меж собой весьма различной. Язычество – это комплекс воззрений, верований, обрядов. Язычество отличает характер его эволюции, при которой новое не вытесняет старое, а наслаивается на него.

Еще в XII веке неизвестный автор «Слова об идолах» выделил три основные этапа славянского язычества. В древности они «клали требы (жертвы) упырям и берегиням», то есть поклонялись злым и добрым духам, которые управляли природными стихиями. Люди верили, что божество в образе духа живет в различных предметах, а животные, растения и даже камни имеют бессмертную душу.

Позднее славяне стали поклоняться Роду и Роженице. По представлениям славян, Род находился на небе и распоряжался дождем и грозой. С ним связана вся вода на Земле и подземный огонь. От Рода зависел урожай, недаром в восточнославянских языках слово урод употреблялось в значении урожай. Роженицы – это божества благополучия и плодородия. Праздник Рода и Роженицы – это праздник урожая. Славяне считали, что Род давал жизнь всему живому, отсюда целый вид понятий: народ, природа, родня и др. В Киевской Руси славяне все больше стали молиться Перуну – богу грозы (позже - богу войны).

Местом отправления культа у язычников служили капища, требища. В них волхвы (жрецы языческой религии) – молились, совершали обряды, приносили жертвы богам. Это мог быть первый урожай, первый приплод скота, травы и венки из пахучих цветов, а в каких-то случаях – даже живые люди. Для молитвы своим богам язычники делали идолов – деревянные изображения богов в виде людей.

Язычество существовало у всех народов мира, но в разное время уступало место более развитым религиозным системам. Элементы язычества сохранились в различных областях человеческой культуры и до наших дней.

Мировоззрение восточных славян. Для восточных славян пространство представлялось в виде трех сфер: верхний мир (где живут боги, духи и демоны, обладающие большей силой, чем человек), средний мир (пространство вокругчеловека) и нижний мир (мир темных сил, мир смерти). Соединяет эти трисферы мировое дерево. Ветви его уходят в верхний мир, а корни – в нижний. Вот почему наши предки в переломные моменты своей жизни обращались к образу дерева: наряжали его при переходе в Новый год, стучали по дереву, желая сохранить что-либо от сглаза, и т.д.

Древние славяне считали Землю и Небо двумя живыми существами. Землю мы до сих пор называем матерью, и это трудно оспорить. Язычники относились к ней с великой любовью. Предки наши думали, что Солнце ведет, как живое существо, постоянную борьбу с холодом и тьмой. Зимою брал верх над Солнцем холод. И не были уверены славяне в том, что весною Солнце опять победит. Вот почему люди так радовались приходу весны и тепла!

Священным знаком Солнца с незапамятных времен был крест. Иногда солнечный крест обводили кругом, а иногда рисовали катящимся, как колесо солнечной колесницы. Позже такой катящийся крест назвали свастикой. Интересна трактовка свастики в буддийской традиции. Она называлась мандзи и считалась символом совершенства. Вертикальная черта указывала на взаимосвязь Неба и Земли, горизонтальная – на борьбу противоположных инь и янь. Поперечные штрихи, направленные влево, олицетворяли мягкость, сострадание, добро, а направленные вправо – твердость, постоянство, разум, силу. Таким образом, две разновидности мандзи прекрасно дополняли друг друга.

В старину почитали огонь и воду и верили, что они имели очистительную и целебную силу. Дорогу наши предки-язычники считали опасностью. Особенно остерегались перекрестка, веря, что именно там сосредотачивается нечистая сила. Какие точно испытания проходил человек в пути, люди не знали. Вот и рассказывали лишь о своих предположениях – про борьбу с чудовищами, со Змеем Горынычем, вели речь про крылатых коней и Жар-птиц невиданной красоты. Лес и вода воспринимались славянами как зона смерти. Дом в понимании наших предков олицетворялся моделью целого мира, ведь создавая его, человек был подобен богу, который создал Вселенную. Вход в дом располагался с севера или запада, так как считали, что окна должны выходить на восток (это лучшая сторона по сравнению с западом: лучше созерцать восходящее солнце, чем заходящее). Порог – это естественная граница избы, граница между мирами своим и чужим, хорошо обжитым и незнакомым. Пересечение этой границы таило, по преданию, серьезную опасность. Стол – это божья ладонь, считали язычники (нельзя бить по столу). А хлеб это дар Бога.

Но как представляли себя славяне-язычники?

- Они не различали себя и очеловеченного зверя. Считали, что каждое племя происходит от конкретного зверя. Часто зверей наделяли человеческими качествами.

- Славяне-язычники не различали себя и свою часть (ногти, волосы нельзя выбросить – быть беде).

- Не различали себя и свое отражение (отсюда и в более поздние времена сохранился страх перед треснувшим зеркалом).

- Не различали человека и взгляд (вера в сглаз), человека и слово (вера в наговор).

В древних воззрениях славян волосы – одно из средоточий жизненной силы в человеке. Борода у мужчины считалась важнейшим символом чести. Девичья коса считалась не меньшим символом чести. Одну косу носили в девичестве, две косы – в замужестве. Подстричь волосы означало то же, что лишить себя здоровья.

Свой дом-космос и себя оберегали славяне от злых духов, от гнева богов. Под самой крышей избы сияло деревянное лучистое солнышко – главный оберег дома. Оберег – это предмет, элемент культуры, который, по языческим представлениям, способен охранять его владельца от бедствий. Одежда, предметы быта, оформление жилища славян – все содержало элементы оберега.

Солнечные знаки – круги, кресты – вырезали на деревянных ложках, туесах, прялках, вышивали на полотенцах, нательных рубахах, считая, что сохраняют они их от сглаза и порчи. И деревянные коньки на крышах избы тоже, считалось, защищали их хозяев. Напоминали они людям тех стремительных и легких коней, которые мчат колесницу солнца по дорогам видимого и невидимого мира. Вся языческая культура была обереговой.

Мировоззрение славян-язычников - средоточие интереснейших взглядов на мир и человека в нем. Наши предки не выделяли себя из окружающей среды и наивно очеловечивали всю природу, приписывая природным явлениям ум, силу, хитрость, коварство, злобу, – черты, присущие людям и животным. Облик божеств и духов трансформировался в зависимости от приписываемых им свойств и способностей, они становились многоликими, многорукими, одноглазыми, козлоногими. Вечное существование богам и духам обеспечивали обряды и ритуалы, которые систематически повторялись и были привязаны к определенным природным явлениям или событиям в жизни человека.

В славянской мифологии можно выделить несколько уровней. К высшему уровню относились такие божества, как Перун, Велес, Сварог, Дажбог. К более низкому уровню могли относиться божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами, большинство женских божеств (Мокошь, Род, Чур). Элементы следующего уровня характеризуются наиболее абстрагированными функциями – это Доля, Лихо, Правда, Кривда, Смерть.

С обозначением доли, удачи, счастья, вероятно, было связано общеславянское слово бог (богатый – имеющий бога, долю, убогий – не имеющий бога, доли). Слово бог входило в имена различных божеств – Даждьбог, Чернобог и т.д. Сказочные персонажи относились к низшему уровню мифологии: таковы Баба-Яга, Кощей, Чудо-Юдо, Лесной царь, Водяной царь и т.д. К самому низшему уровню относились нечисти: домовые, лешие, водяные, русалки, кикиморы. По представлениям древних славян, на небе жили высшие боги, на земле – духи природы, под землей обитали злые демоны.

Мифологические существа находились в постоянном взаимодействии с человеком, и пантеон этих персонажей постепенно пополнялся. Новые занимали свое место, не вытесняя старых. Человек совершенствовался, становился сильнее, умнее, а духи и боги всё более очеловечивались

Фольклор. В народном творчестве в полной мере нашло свое художественное воплощение мировоззрение славян-язычников. С незапамятных времен развивалась устная народная поэзия древних славян. Это заговоры и заклинания, пословицы и поговорки, загадки, сказки и обрядовые песни. К Х веку особое место в устном народном творчестве стали занимать былины. В них выразилось общественное сознание целой исторической эпохи, отразились нравственные идеалы славян, описаны события повседневной жизни.

Наиболее ярко с языческим прошлым связано и происхождение сказок. Корни волшебной сказки следует искать в глубине веков, они имеют историческую основу. Человек хранит поэтическое воспоминание о сказке с детства, интуитивно чувствуя ее обаяние, наслаждаясь ее красотой, понимая, что сказка - это что-то очень значительное. Но поэтического восприятия, хотя оно и необходимо для понимания сказки, еще недостаточно. Нужны и методы познания - надо знать историю народа, этнографию, историю религии, формы мышления народа, языкознание.

Надо учесть, что сюжет может быть древнее жанра. Он уходит своими корнями в миф. Первобытные люди не имели сказок, у них были мифы. В чем же отличие сказки от мифа?

Мифология – это фантастические представления о мире, которые присущи всем народам земли, сказания о богах, духах, героях. Мифологические представления первобытного человека были основным способом понимания мира, выражали его мироощущение. В мифе отношение ко всем персонажам сакральное, а в сказке есть необычность, то есть неверие в действительность, есть развлекательное начало. «Миф, потерявший социальную значимость, становится сказкой». Но главное – сказка и миф отличаются не столько сами по себе, сколько по тому, как к ним относятся.

Рассмотрим некоторые элементы сказок, которые уходят в область первобытных представлений.

Змееборство. В представлении многих народов Змей – хозяин водной стихии. В сказке он живет в воде, а когда выплывает на поверхность, то и вода поднимается за ним. То есть связь дождя и Змея очевидна. Там где земледелие зависело от рек, был обычай приносить в жертвы Змею девушек, «вручать» разные дары. Но постепенно, с развитием техники, мифологическое представление о том, что урожай зависит от хозяина водной стихии, расшатывается.

Элемент многих сказок – наличие двух миров. «В некотором царстве...». Предполагается, что это не тот мир, где живет сказочник. Ему противопоставляется другой мир. «В тридевятом царстве» – сказочное утроение, «в тридесятом государстве» – трижды утроение + 1 – подчеркивается и единственность этого мира. А число три называли, потому что оно считалось числом магическим, волшебным и означало неведомо сколько, бесконечное множество. Представление о другом, сказочном, мире соответствует тем представлениям, которые человек создал себе о потустороннем мире. Представление о двух мирах есть во всех религиях. Это одна из основ религиозного мышления.

Тотемизм - это обожествление животных. Язычники считали их совершеннее человека. Согласно этим представлениям, человек ведет свое происхождение от животного. У каждого рода оно свое и считается священным (его не употребляют в пищу). Тотем считался покровителем рода. После смерти человек попадает в мир, где царствуют животные. Где этот мир? Где-то очень далеко (за морями, за горами...). Как же попасть в этот мир?

- Можно превратиться в животное: «ударился оземь и превратился....»

- В дальнейшем, с развитием представлений о душе, ее представляют в образе птицы (крылатые кони и т.д.). Славяне хоронили умерших часто с лошадьми, чтобы те помогли им перейти в мир мертвых;

Сказка всегда содержит какие-то вечные ценности и имеет большую воспитательную, педагогическую ценность. Но основные ее достоинства – поэтичность, задушевность, простота, глубокая правдивость, веселость, жизненность, сверкающее остроумие, сочетание детской наивности с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь. Несомненно, сказка обладает и эстетическими достоинствами. Очень многие русские сказки уходят своими корнями в период славянского язычества.

В дохристианскую эпоху на Руси появляется письменность – вначале пиктографическое письмо, а с IX века – кириллица, то есть алфавит, разработанный Кириллом и Мефодием.

Религия славян накануне крещения Руси. Язычество имеет очень древние корни. У разных народов есть одинаковые стадии развития языческих воззрений. Это связано с общей особенностью мышления человека в древности. И славянское язычество развивалось не обособленно от других народов, пройдя следующие стадии: вера в сверхъестественные возможности какого-либо предмета – фетишизм. Фетишем могли быть орудия охоты, деревья, плоды и т.д. Вначалеэти силы приписывали самому предмету.

Новая форма верования – анимизм (поклонение камням, деревьям, поверье, что камни чувствуют, растут, размножаются); позже стал распространяться культ животных – тотемизм. Когда род стал организовываться как общественная ячейка и люди стали осознавать свою общность, естественно возник вопрос – как возник род? Верили, что разные люди произошли от разных предков, а предки – от животных. Элемент тотема ярко прослеживается в сказках. Тотемное животное нельзя обижать.«Лисичка-сестричка» – люди говорили так, потому что верили в кровнородственные связи с животным. И часто животное по-родственному служит человеку – вспомните сказку «Иван и Волк».Родственная связь считалась священной, а нарушение ее каралось. И если Волк причинил урон Ивану, то должен искупить свою вину. Тотемический уровень сознания отражается в кровнородственных отношениях, в брачных – сказка «Маша и Медведь».

Позднее люди стали верить в оборотничество. Вера в оборотничество нашла яркое отражение в фольклоре, например:

- «Вольга охотился в виде сокола...»,

- «Царевна обернулась белой лебедью...»,

- «Упала, ударилась о корабль, превратилась в уточку и улетела...»,

- «Лягушка ночью выпрыгнула на крылечко, оземь грянулась и стала Царевною Прекрасной...».

- Культ предков. Отрыв духа-двойника от предмета породил веру в души мертвых. В роду почитали старейших (и при жизни, и после смерти). До сих пор в народе отмечают дни поминовения.

Полидемонизм. Славяне считали, что дух может отделиться от своего предмета и жить отдельно. Это демоны. Они бывают добрыми и злыми и они вокруг нас. В воде – берегини (позже – русалки), водяные. В лесу – царство лешего и лесовика.

Между демонами существуют отношения, подобные родственным и бытовым отношениям у людей (русалка – дочь водяного). Стадию демонизма прошло язычество и других народов. В Древней Греции это полубоги, нимфы, сатиры.

Следующая стадия развития языческой религии политеизм – вера в богов. Впервые упоминания о богах было в «Повести временных лет» (При заключении договора с Византией клялись богом Перуном и Волосом).

Но с развитием религии сохранялись и старые верования. Все было естественно и гармонично. Почитали разных богов, но кто из них главный? Постепенно Перун стал подчинять себе других богов. Язычество стало переходить к стадии монотеизма.

К Х веку переход к монотеизму только намечался. Накануне крещения Руси язычество находилось на достаточно высокой стадии развития. Идеологически оно вполне соответствовало мировоззрению древних русичей. Язычество не только не исчерпало себя, но и обладало достаточно мощным потенциалом для дальнейшего развития.

С течением веков славянское язычество все более становилось выражением народного мировосприятия. Церковь с ее культурой стала выразительницей прежде всего феодальной идеологии. Язычество же удержалось в деревне, и было формой проявления народных, крестьянских, воззрений, существовавших на своих тысячелетних исконных основах.

Русская народная культура XVII–XIX веков традиционна, и эта традиционность уходит в языческую старину. Значительная часть народного творчества связана с язычеством. Языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре. Все богатырские волшебные сказки оказываются фрагментами древних исторических мифов и героического эпоса. С язычеством связана вся орнаментика крестьянской архитектуры (громовые знаки на причелинах, «коньки» у печи), утвари и одежды. Языческой магией проникнуты сложные многодневные свадебные обряды.

Торжественными праздниками, всеобщими событиями были такие древние обряды, как встреча Весны, Масленица и Купала, с их ритуальными кострами, братчины по случаю нового урожая, новогодние звериные маскарады и гадания. Значительная часть песенного ритуала проникнута языческим мировоззрением. Живой, неувядаемой формой обрядового танца, сопровождаемого музыкой и пением, были красочные деревенские хороводы. В языческие времена искусство было неразрывно связано с самим язычеством. Недаром автор «Слова о полку Игореве», щеголявший знанием языческой мифологии, называет своего старшего собрата гусляра и сказителя Бояна - внука бога Велеса.

Познание народной культуры, всех видов крестьянского творчества невозможно без выявления его архаичной языческой подосновы. Изучение язычества – это не углубление в первобытность, но путь к пониманию отечественной культуры. В IX–X веках славянские племена часто враждовали. Киевские князья (начиная с Олега) покоряли всё новые племена (тюрков, финнов, балтов). Складывался огромный разноэтнический союз. Чтобы сохранить его, в ход шли все средства. Киев, будучи политической столицей, должен был стать столицей и религиозной.

Вопросы и задания для закрепления материала:

1. Что представляло собой славянское язычество?

2. Какие особенности характеризуют культуру Руси до Х века?

3. Какие этапы в своем развитии прошло славянское язычество?

4. Подготовило ли язычество почву для принятия христианства?

5. Какие пережитки язычества сохранились в русских народных сказках, пословицах, поговорках, детских считалках и в окружающей нас жизни?

Иллюстративный материал по теме:

1. Русские народные сказки, былины, пословицы, поговорки, заклички.







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 1070. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия