Студопедия — Словарь основных терминов и понятий
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Словарь основных терминов и понятий






Абстракционизм (с лат. отвлечение) – крайне формалистическое направление в живописи, скульптуре и графике ХХ века, для которого характерен полный отказ от воспроизведения форм действительности. Творения абстракционистов представляют собой сочетание отвлечённых геометрических форм, хаотических пятен и линий.

Абсурда искусство – одно из направлений авангардизма. В основе мировоззрения - тезис философии экзистенциализма об абсурдности бытия, бессмысленности существования.

Авангардизм (с франц. передовой отряд) – название ряда художественных течений, стремившихся к коренному обновлению искусства, как по форме, так и по содержанию. Принципы абстракционизма восприняли такие течения, как экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм.

Аве Мария (с лат. радуйся, Мария) – католическая молитва, а также музыкальное произведение, написанное на канонический или свободный текст, включающий обращение к Деве Марии.

Авиценна – ученый, философ, врач, музыкант. Основные философские сочинения – «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений», энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки».

Акрополь – (с греч. верхний город) – возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города. На Акрополе находились храмы божеств – покровителей города, хранилище для городской казны и оружия. Наиболее известен Акрополь в Афинах.

Акмеизм – течение в русской поэзии начала ХХ века, возникшее как реакция на кризис символизма. Акмеисты требовали вернуть поэтическому слову определенность, точность значения, конкретную образность.

Алеаторика - направление музыкального искусства, основывающееся на принципе случайности, на субъективном отношении исполнителя к нотному тексту.

Ампир (с франц. империя) - стиль позднего классицизма в западноевропейской архитектуре и прикладном искусстве, возникший во Франции в период правления Наполеона I. Для ампира характерно парадное великолепие, богатство лепного, резного, литого декора, символизирующего государственное могущество и военную силу. В основе стиля лежит опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Древнего Египта. К самым знаменитым зданиям в стиле ампир относятся: арка Главного штаба (арх. К.И.Росси), здание Адмиралтейства (арх. А.Захаров) в Санкт-Петербурге.

Амфитеатр – 1. в древнегреческом театре - места для зрелищ, расположенные полукругом на склоне холмов. 2. в древнеримской архитектуре – круглая или овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей (Колизей в Риме).

Амфора – древний глиняный или металлический сосуд для жидких и сыпучих продуктов, с двумя вертикальными ручками. Практическое предназначение амфор не мешало им быть и предметами искусства: они украшались росписями.

Андерграунд – художественные направления в современном искусстве. Для него характерны разрыв с господствующей идеологией, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций; нередко наблюдается эпатаж публики, бунтарство.

Античность – (с лат. древний) - история и культура Древней Греции и Древнего Рима.

Антропоцентризм– 1. наделение человеческими свойствами явлений природы, животных, природы, предметов, а также представление богов в человеческом образе; 2. воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Апокриф – вероучительные писания первых веков христианства, которые не причислены к каноническим текстам.

Арабеска (с франц. арабский ) – вид сложного орнамента, состоящего из геометрических фигур и стилизованных листьев, цветов, животных.

Арка (с лат. дуга) – криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами (столбами, колоннами, пилонами).

Архаика (с греч. древний) – ранний этап в развитии древних государств.

Балет– вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Балет зародился во Франции в XVI веке.

Барды: –

1) народные певцы древних кельтских племен. Впоследствии стали профессиональными поэтами — бродячими или живущими при княжеских дворах (Ирландии, Уэльса и Шотландии);

2) поэты и музыканты, исполнители собственных, так называемых авторских песен.

Барокко (с итал. причудливый) - направление в европейской архитектуре и искусстве конца 16-18 веков, для которого характерны: грандиозность, пышность и динамика; патетическая приподнятость; пристрастие к эффектными зрелищам; совмещение иллюзорного и реального; сильные контрасты масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Батик – техника ручной росписи хлопчатобумажных тканей, предусматривающая нанесение рисунка с помощью воска, с последующим опусканием ткани в краситель, который окрашивает не покрытые воском участки. Роспись в этой технике издавна известна у народов Индонезии, Индии и других стран. В Европе – с ХХ века.

Биг-бэнд – характерная разновидность джазового оркестра, отличающаяся определенным составом инструментов. Численность музыкантов – 10–20 человек. Развитие биг-бэнда началось в 1920-е годы, на его основе сложился свинг – один из основополагающих стилей оркестрового джаза.

Блюз – первоначально сольная сельская, а затем городская лирическая песня американских негров обычно грустного содержания. Сложилась в начале ХХ века, один из источников джазовой музыки. Блюзовая традиция представлена практически во всех основных джазовых стилях.

Боди-арт (с англ. искусство тела) - авангардистское направление, возникшее в 1960-х гг. Представители боди-арта использовали свое тело как материал и объект творчества, прибегая к разнообразным, часто болезненным манипуляциям: покрывали свои тела гипсом, раскрашивали их, надрезали, выполняли изнурительные дыхательные упражнения, жгли на себе волосы и т. п.

Буддизм – наиболее древняя мировая религия, распространенная во многих странах Востока, названная по имени ее создателя Будды. Буддизм учит, что жизнь во всех ее проявлениях есть зло и источник страданий для всех живущих. Каждый, кто исповедует буддизм, должен соблюдать пять обязательных условий: не лгать, не красть, не причинять вреда ближнему, воздерживаться от чувственных излишеств и алкоголя. В буддизме сильно развит индивидуальный культ. Он заключается в постепенном углублении в самого себя, в сосредоточенных размышлениях об истинах веры.

Вазопись – декоративная (орнаментальная или изобразительная) роспись сосудов, выполняемая чаще всего керамическим способом, то есть специальными красками с последующим обжигом.

Ваганты (с лат. бродячие) – в средневековой Западной Европе бродячие нищие студенты, низшие клирики, школяры – исполнители пародийных, любовных, застольных песен. XII–XIII века – время расцвета вольнодумной, антиаскетической, антицерковной литературы вагантов, в основном песенной. Преследовались официальной церковью.

Ватикан– государство-город в пределах Рима. Население около одной тысячи человек. Центр католической церкви, резиденция ее главы – Папы Римского. В Ватикане сосредоточены ценнейшие сокровища культуры и искусства.

Веды – древнейшие памятники индийской литературы; состоят из 4 сборников, содержащих религиозные гимны, песнопения, формулы заклинаний, обрядовые предписания, мифы.

Веризм – реалистическое направление в искусстве XIX века, близкое к натурализму. Характерно правдивое изображение повседневной жизни, темных сторон жизни бедноты, особенно крестьян, внимание к переживаниям героев, острые драматические коллизии, подчеркнут эмоциональный стиль.

Викинги – участники морских торгово-грабительских и завоевательных походов в конце VIII–середине XI века в страны Европы. На Руси их называли варягами, в Западной Европе – норманнами. В IX веке захватили Северо-Восточную Англию, в X – Северную Францию (Нормандия).

Витраж (с франц. оконное стекло) – сюжетная декоративная или орнаментальная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.

Вишну - в ведической религии – божество; в брахманизме и индуизме - великий Бог-охранитель.

Вольтерианство термин появился в XVIII веке, означает скептическое или отрицательное отношение к господствовавшей официальной религии, а иногда и к политическому строю.

Гаудеамус – (с лат. будем радоваться) – название студенческой песни на латинском языке, возникшей в Средние века.

Гедонизм – направление в эстетике, утверждающее наслаждение, удовольствие как основной мотив человеческого поведения, как высшую цель деятельности.

Гиппократ – древнегреческий врач, реформатор античной медицины, материалист. В его трудах отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению. С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей (Клятва Гиппократа).

Гомер – древнегреческий эпический поэт, которому со времен античности приписывается авторство «Илиады», «Одиссеи» и других произведений. Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом.

Готика (от названия германского племени готов) – художественный стиль (преимущественно архитектурный), зародившийся в 12 веке во Франции, позднее распространившийся по всей Западной Европе: готическое зодчество характеризируется стрельчатыми сводами на ребрах (нервюрах), обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, а также подчинённостью архитектурных форм вертикальному ритму.

Гравюра – вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. Оттиски также называют гравюрами. В Европе возникла на рубеже XIV–XV веков. Гравюра подразделяется на выпуклые (ксилография, линогравюра) и углублённые (акватинта, меццо-тинто, офорт и др.).

Граффити (с итал. царапать) - в первоначальном значении надписи или рисунки зачастую сатирического, карикатурного характера, обнаруженные на стенах античных памятников, на древних сосудах. Граффити называют также современные надписи и рисунки, оставленные на стенах домов, монолитных оградах, в метро. Граффити либо процарапываются в штукатурке, либо выполняются мелом, углем, любым оказавшимся под рукой материалом.

Гуманизм– признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле – светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности.

Даосизм - китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в середине первого тысячелетия до н.э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основатель – Лао-Цзы.

Девальвация культуры – оценочный термин, употребляется при рассмотрении кризиса или кризисных явлений в культуре (падение авторитета национальной культуры по отношению к культурам других стран или народов).

Деизм (с лат. бог) – религиозно-философская доктрина, которая признает Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. в «промысел божий», чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию Бога, кроме разума. Получил распространение среди мыслителей Просвещения, сыграл значительную роль в развитии свободомыслия в XVII – XVIII веках.

Декаданс (с фр. упадок) – общее наименование кризисных явлений в искусстве конца XIX–начала ХХ веков, для которых характерны настроения безнадёжности стремление к ничем не ограниченной свободе личности и творчества, уход от общепринятых моральных норм и реальной жизни.

Джайнизм – одна из религий Индии, возникшая в VI веке до н.э., и сохранившаяся до наших дней. Джайнизм отвергает авторитет вед, отрицает божественную предопределенность каст. Для джайнизма характерны: аскетизм, отказ от причинения вреда любым живым существам.

Джаз - вид музыкального искусства, сложившийся в начальных формах в конце ХIХ века в США в результате процесса профессионализации и урбанизации негритянского музицирования под влиянием разнонациональной музыки европейского происхождения. Прошел несколько этапов художественно-стилевой эволюции, достигнув уровня высокопрофессионального искусства, перешагнувшего национально-этнические рамки и получившего распространение во всем мире.

Дизайн (с англ. замысел, проект, чертёж) - вид художественно-технической деятельности по проектированию предметной среды, при котором будущему продукту придаются нужные качества: красота, целесообразность, экономичность, функциональность, а также удобство в эксплуатации.

Ересь (в религии) – отклонение от церковных догматов; нечто ложное, противоречащее обшепринятому мнению, пониманию.

Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на плоскости посредством цветных материалов. Подразделяется на станковую, монументальную и декоративную. Особыми видами живописи являются: иконопись, миниатюра, декорационная живопись, диорама и панорама.

Жрец - в древних религиях служитель божества, совершающий жертвоприношения и другие обряды.

Золотое сечение (термин придуман Л. Винчи) – деление размера в такой пропорции, при которой отношение малого отрезка к большому равно отношению большого отрезка к целому. Принцип золотого сечения используется в архитектуре и изобразительном искусстве.

Зороастризм – древнеиранская дуалистическая религия, распространившаяся в Средней Азии и Азербайджане. Её основателем считают пророка Заратустру (с иран. Заратуштра) – создателя священной книги «Авесты». Основные принципы зороастризма: противопоставление двух «вечных начал» – добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса; вера в конечную победу добра, олицетворяемого в образе верховного божества Ахурамазды. Главную роль в ритуале зороастризма играет огонь.

Идиллия – изображение мирной сельской жизни на фоне прекрасной природы. В переносном смысле - мирное беззаботное существование (обычно иронически).

Импрессионизм (с фр. впечатление) - направление, возникшее во второй половине XIX в европейской живописи, заключающееся в передаче общего впечатления подвижного и изменчивого окружающего мира, избегая всяких подробностей в рисунке. В противоположность прежним художникам, не знавшим различия между освещением фигур на воздухе (пленэре) и комнатным освещением, импрессионисты стали стремиться к правде освещения, не заботясь почти о внутреннем содержании картин, пользуясь фигурами только для колоритных экспериментов.

Илиада – древнегреческая эпическая поэма, памятник мирового значения, приписываемая Гомеру. Главный герой – Ахилл. Картины героических поединков чередуются с картинами мирной жизни в осажденной Трое и со сценами спора богов на Олимпе.

Индуизм – распространенная в Индии религия, главные течения которой основаны на культе богов Вишну и Шивы.

Интерпретация – необходимый элемент процесса художественного творчества и восприятия произведений искусства. Художественное отражение действительности в искусстве обязательно включает момент ее истолкования. Также является существенной характеристикой исполнения художественного произведения.

Ислам ( с араб. покорность) - монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи – мусульмане. Возник в Аравии в VII веке. Основателем является Мухаммед. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее – в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы – поклонение единому богу (всемогущему Аллаху) и почитание Мухаммеда пророком - посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей, предписанных приверженцам ислама:

1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха;

2) пятикратное ежедневное совершение молитвы;

3) милостыня в пользу бедных;

4) пост в месяце рамадан;

5) паломничество в Мекку, совершаемое хотя бы единожды в жизни.

«Ицзин» («Книга перемен») - наиболее авторитетная книга канонической и философской китайской литературы (1-я половина I-го тысячелетия до н. э.), использовавшаяся в гадательной практике. Состоит из 64 графических символов (гексаграмм), образованных элементами, символизирующими инь-ян, и их различных истолкований.

Кааба – мусульманский храм в Мекке, имеющий форму куба.

Каллиграфия (с греч. красивый почерк) - искусство красивого и чёткого письма. История каллиграфии связана как с историей шрифта и орудий письма (тростниковое перо-калам в древнем мире, у народов средневекового Востока; птичье перо в Европе до 1-й половины 19 в.; кисть в дальневосточных странах), так и со стилистической эволюцией искусства. Каллиграфия не только преследует цели удобства чтения, но и сообщает письму эмоционально-образную графическую выразительность.

Камея – резной драгоценный или полудрагоценный камень с выпуклым рельефом.

Карма – одно из основных понятий индийской религии (индуизма, буддизма, джайнизма) и философии. В широком смысле — общая сумма совершённых всяким живым существом поступков и их последствий.

Карнавал – вид народного гуляния, истоки которого в древних языческих празднествах аграрного типа. Проводился в средневековой Европе в последние дни перед Великим постом. Карнавал не знал никаких привилегий, норм или запретов. Сопровождался уличными шествиями, состязаниями, маскарадами, массовыми театрализованными играми, особым праздничным карнавальным смехом, направленным на все и на всех, в том числе и на участников карнавала, на котором не было ни гостей, ни зрителей, где все сословия и возрасты становились равными. Обязательным атрибутом карнавала был «ад» в виде шара, извергающего пламя. В некоторых странах в конце карнавала устраивались пиры.

Каста – замкнутые группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий (что может быть связано с принадлежностью к определенной этнической, а иногда и религиозной общности). Касты образуют иерархию. В общении между кастами есть строгие ограничения. В Индии обособление групп людей по тому или иному признаку, освящаемое религиозной системой индуизма, приняло всеобщий характер.

Католицизм– одно из основных направлений в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Европе. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054–1204 годах; в XVI веке в ходе Реформации от католицизма откололся протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером: центр – папство, глава – Римский Папа, резиденция которого – Ватикан. Источник вероучения – Священное писание.

Квадривиум (четыре пути знания) – вторая ступень «семи свободных искусств», состоящая из изучения геометрии (сведения об измерении пространства, знание фигур и чертежей, необходимых для строительства храмов), астрономии (умение пользоваться календарем и вычислять даты христианских религиозных праздников), арифметики (знание правил счета и умение толковать значение чисел) и музыки (пение и сочинение церковных гимнов).

Кватроченто – итальянское наименование XV века. Эпоха Кватроченто отмечена расцветом культуры Раннего Возрождения.

Кельты (галлы) – древние индоевропейские племена, обитавшие во второй половине первого тысячелетия до н. э. на территории современной Франции, Бельгии, Швейцарии, южной части Германии, Австрии, северной Италии, северной и западной Испании, Британских островов, Чехии, частично Венгрии и Болгарии. К середине I века до н. э. покорены римлянами. Внесли в мировую культуру образ феи, любовную линию в сюжетах и новый образ женщины – нежной, влюбленной.

Кинетическое искусство – направление авангардизма, использующее для создания произведений искусства эстетические возможности движения и реальных конструкций, машин и иллюзорных изображений, оптических эффектов, создаваемых средствами кинематографа, телевидения, видеокино, лазерными лучами и электрическим освещением.

Киноискусство – вид художественного творчества, вошедший в систему синтетических видов искусства в ХХ веке. Относится к так называемым техническим искусствам, так как предпосылкой его явилось возникновение кинематографа – системы фотографического запечатления реальности в ее движении, предназначенного для проекции на большой экран, в расчете на совместное восприятие многими людьми одновременно.

Китч – специфическое явление, относящееся к самым низшим пластам массовой культуры, синоним стереотипного псевдоискусства, лишенного художественной ценности и перегруженного примитивизмом, рассчитанным на внешний эффект.

Классицизм (с лат. образцовый) - художественное направление в европейском искусстве 17-19 веков. Художники классицизма признавали высшим образцом античное искусство; опирались на традиции Высокого Возрождения; стремились к выражению идеи гармонического устройства общества, основанного на вечных «законах разума». В XVIII веке классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.

Клерикальное мировоззрение – система взглядов, общественно-политическое течение, стремящееся к усилению роли церкви в политической и духовной жизни общества.

Комедия масок– вид итальянского театра XVI–XVII веков, спектакли которого создавались методом импровизации на основе сценария.

Колизей (или амфитеатр династии Флавиев) - культурное значение Колизея обусловлено прежде всего его многофункциональностью. Он был создан для развлечений и стал прообразом и современного цирка, и театра, и просто зрелищного учреждения. Колизей был самым большим амфитеатром не только Рима, но и всего античного мира. Он представлял собой гигантский спортивный стадион, который вмещал 50000 зрителей!

Коллаж – технический прием, широко использовавшийся в практике кубистов, дадаистов, футуристов, который заключается в введении в произведение изобразительного искусства отличных от него по фактуре и цвету предметов: обрывков газет, афиш, обоев и так далее. В расширенном смысле – это включение с помощью монтажа литературы, театра, кино, живописи, музыки, разностилевых объектов или тем для усиления общего эмоционального воздействия.

Комедия (с греч. - песня коммосавесёлой компании) – жанр драмы, в которой действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии

Константин – римский император с 306 года н.э. Последовательно проводил централизацию государственного аппарата, поддерживал христианскую церковь, сохраняя также языческие культы. В 324–330 годах основал новую столицу Константинополь.

Контркультура – употребляемое в литературе общее обозначение разнородных ценностей определенных групп молодежи (новые левые, хиппи, битники и др.), противопоставляемых официальным ценностям. Этот протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских; общедемократические цели нередко сочетаются с анархизмом, «левацким» радикализмом; “не приобретательский” образ жизни проникнут культурным нигилизмом, технофобией, религиозными поисками.

Конфуций (Кун-цзы, около 551– 479 до н. э.) – древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды Конфуция изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

Конфуцианство – этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в VI веке до н. э. Конфуцием. Выражая интересы наследственной аристократии, конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших («благородных мужей» и «мелких людишек») – всеобщим законом справедливости. В основу социального устройства конфуцианство ставило нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета.

Концептуализм (с лат. мысль, представление) - возник в середине 60-х годов ХХ века и очень скоро сделался ведущим направлением современного искусства. Концептуалисты утверждают, что единственно достойной задачей художника является создание идей, концепций. Ведь форма может быть выполнена любым ремесленником, но лишь художнику дано придумать ее. От художника не требуется вечных творений. Главное – передать ощущение настоящего времени. Поскольку важно не само изображение, а его смысл, иногда концептуализм вообще отказывается от экспоната, лишь рассказав об идее.

Коран – главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных пророком Мухаммедом в Мекке и Медине.

Кришна – бог в индуизме, считается воплощением (аватарой) Вишну. В индуистской мифологии представлен в двух образах — мудрого царя-воина и божественного пастуха.

Ксилография - самая древняя техника гравюры. Плоская отполированная доска (непременно продольного распила) загрунтовывается, поверх грунта пером наносится рисунок, затем линии с обеих сторон отрезаются острыми ножичками, а дерево между линиями выбирается особым долотом на глубину 2 - 5 миллиметров. При печати краска накладывается (прежде тампонами, впоследствии - валиком) на выпуклую часть доски, на нее кладется лист бумаги и равномерно придавливается - прессом вручную, таким способом изображение с доски переходит на бумагу.

Кубизм – направление в изобразительном творчестве, отказавшееся от сюжетного подхода в искусстве, ограничившись разработкой формальных задач. Были разработаны новые формы многомерной перспективы, позволяющей представить объект в виде множества пересекающихся и полупросвечивающих плоскостей, сосредоточенных вдоль вертикальных, горизонтальных, диагональных осей. Объект изображается одновременно с многих точек зрения, как композиция геометрических форм.

Культура личности – ассоциативный фонд памяти, художественный вкус, эстетическое чутье, этический выбор личности.

Культурология – наука, занимающаяся изучением явлений культуры.

Лабирин т – сооружение со сложным и запутанным планом. В переносном смысле – запутанные положения, отношения.

Лао-цзы – легендарный древнекитайский мыслитель, основоположник религиозно-философского направления - даосизма.

Лета – река забвения в подземном царстве. Души умерших, отведав воду из Леты, забывали о своей земной жизни. Кануть в Лету – быть забытым, бесследно исчезнуть.

Либерализм - политическое направление, противостоящее консерватизму и реакции. Идеи либерализма получили первое воплощение в Конституции США (1787) и Декларации прав человека и гражданина (1789) во Франции. В XIX– начале XX веков сформировались основные положения либерализма: гражданское общество, права и свободы личности, правовое государство, демократические политические институты, свобода частного предпринимательства и торговли.

Лубок - народная картинка, произведение графики (преимущественно печатной), отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения

Мавзолей – монумент, погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и иногда поминальный зал. Назван по гробнице карийского царя Мавсола в Галикарнасе (IV век до н. э.). Мавзолеи получили распространение в Древнем Риме и в Средние века на Востоке.

Магия - совокупность обрядов и заклинаний, считающихся чудодейственными и призванными воздействовать на природу, животных, людей.

Мадригал–

1) в XIV и XVI– начале XVII века небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания, первоначально 2–3-голосное с инструментальным сопровождением, позднее 4–5-голосное без сопровождения. Зародился в Италии;

2) с XVI века – небольшое стихотворение-комплимент.

Маньеризм– направление в западноевропейском искусстве в XVI веке. Маньеристы утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др.).

Массовая культура – разновидность культуры ХХ века, синоним поп-культуры, индустрии развлечений. Сознательно ориентирует распространяемые ею духовные и материальные ценности на «усредненный» уровень развития массовых потребителей.

Махабхарата – эпос народов Индии. Современный вид приобрел к середине первого тысячелетия. Состоит из 18 книг, вводных эпических сказаний фольклорного характера. Махабхарата – источник многих сюжетов и образов, получивших развитие в литературах стран Азии.

Медея – волшебница. Помогала предводителю аргонавтов Ясону добыть золотое руно. Когда он задумал жениться на дочери коринфского царя, Медея погубила соперницу, убила двух своих детей от Ясона и скрылась на крылатой колеснице.

Мезолит – переходный период от Древнего каменного века (палеолита) к новому каменному веку (неолиту), то есть от XΙΙ до VΙ тысяч лет назад.

Месса - многоголосное циклическое хоровое произведение католической литургии. Основные части литургического цикла: Кирие (Господи помилуй), Глория (Славься), Кредо (Верую), Санктус (Святой Боже), Агнус Деи (Агнец Божий). Музыкальная основа средневековой мессы – григорианское пение (хорал), с XIV века – хоровое полифоническое многоголосие без сопровождения.

Мечеть – мусульманское культовое сооружение. С VII–VIII веков мечети имели прямоугольный двор, окруженный галереями, и многоколонный молитвенный зал; в X веке появились айваны по осям двора, а позже монументальные порталы на главном фасаде. Развивались центрические купольные мечети.

Минарет – башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении) для призыва мусульман на молитву; ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию.

Миф – рассказ о событии, где объективное сливается с субъективным, реальное с фантазией.

Мифология – 1) совокупность мифов. Наиболее известны образы мифологии Древней Греции. 2) наука, изучающая мифы (их возникновение, содержание, распространение).

Модернизм – художественно-эстетическая система, сложившаяся в 20-е годы ХХ века как отражение противоречия массового и индивидуального сознания.

Мозаика (с лат. посвященное музам) изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамические плитки и пр.), один из основных видов монументального искусства. Употребляется также для украшения произведений декоративно-прикладного искусства, реже для создания станковых образов.

Мольер Жан-Батист - французский комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор сценического искусства. Служил при дворе Людовика XIV. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада, плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Высмеивая сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян и церковников, видел в них извращение человеческой природы. Жизненность, художественная емкость образов Мольера оказали огромное влияние на развитие мировой драматургии и театра.

Монастырь – община монахов или монахинь, объединенная единым уставом. Первый монастырь (Табеннизи) возник около 328 года. У каждого монаха была своя келья, день начинался с пения псалмов. Автором первого монашеского устава был Пахомий Великий. Он создал нормы общежития монашества. Во главе монастыря стоял аббат, которого избирала вся братия. Избрание аббата утверждалось епископом. Экономическое развитие монастырей превратило их в крупных земельных магнатов. Монастыри были и культурными центрами. В них хранились монастырские архивы, рукописи, документы крестьянских общин и отдельных лиц. Здесь находили приют вдовы и сироты. В монастырских школах готовили клириков, обучали «семи свободным искусствам».

Мотет – жанр многоголосной вокальной музыки. Возник во Франции в XII веке. В основе раннего мотета – литургический напев в одном из голосов, к которому присоединяются другие голоса, часто с вариантом того же текста или с другим текстом. Высшие образцы принадлежат Гильому де Машо, Жоскену Депре, Палестрине, Г. Шютцу, И. С. Баху.

Музы – в греческой мифологии богини, покровительницы искусств и наук: Эрато, Эвтерпа, Каллиопа, Клио, Мельпомена, Полигимния, Терпсихора, Талия, Урания. Их покровитель – Аполлон. Место обитания – Парнас.

Музыка средневековья - рассматривалась как помощница Божьему слову. В музыке ценилось не индивидуальное, а типовое начало. До VI века шло формирование церковной музыки, основными жанрами которой были гимны, псалмы, антифоны. В конце VI – начале VII веков при участии папы Григория I были систематизированы и собраны хоралы на весь год, получившие название григорианских. Большинство текстов этих хоралов заимствованы из Библии. В VII веке в католическое богослужение вводится орган, с которым были связаны постепенная драматизация богослужения, появление литургической драмы и процесс гуманизации церковных жанров. Вплоть до XI века музыка была связана с христианской церковью и текстами богослужения. Перелом произошел в XI веке, когда появились первые композиторы и тип фиксации звучания был заменен нотным станом, введенным Гвидо д’Ареццо.

Мухаммед (европейское - Магомет) – основатель ислама, почитается как пророк. Выходец из рода Бану-хашим арабского племени курейшитов. Получив, по преданию, около 609 (или 610) года откровение Аллаха, выступил в Мекке с проповедью новой веры.

Натюрморт (с фр. мертвая натура). В произведениях этого жанра изображаются окружающие человека вещи - предметы быта. Это могут быть книги, посуда, статуэтки, красивые ткани, а также цветы, плоды, снедь и др.

Некрополь – «город мертвых», большое кладбище на окраине древних городов. Кроме гробниц в некрополе находились и колумбарии – хранилища урн с прахом умерших.

Неоимпрессионизм (дивизионизм, пуантилизм) – течение в живописи, возникшее во Франции около 1885 года (Жорж Сёра, Поль Синьяк). Используя выводы научного цветоведения, придало методический характер введенному импрессионизмом разложению сложных тонов на чистые цвета. Картины систематически заполнялись мазками правильной формы.

Неолит – поздний период каменного века (VIII–III тысячелетия до н.э.)

Ника – в Древней Греции персонификация победы. Ей соответствует римская Виктория.

Нирвана – центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. В буддизме – психологическое состояние полноты внутренне







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 615. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия