Студопедия — РИТМОДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

РИТМОДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ






 

Рассматриваемый в данной главе метод ритмодвигательной терапии является синтезом как минимум двух направлений телесной психотерапии – собственно телесно‑ориентированной и танцевальной; кроме того, он включает в себя также подходы к физическому совершенствованию человека, существующие в ритмической гимнастике (Malkina‑Pykh, 2001; Малкина‑Пых 2003, 2004а, 2004б).

Разница в подходах ритмодвигательной терапии и тех психотерапевтических техник и методик, которые рассмотрены в главах 3 и 4, зависит от их фундаментальных оснований и от формулировки поставленных задач.

Телесно‑ориентированная терапия работает в основном со статическими зажимами, представляющими собой группы активных, возбужденных мышц, которые в обычных состояниях сознания никогда не расслабляются. Такие зажимы можно снять специальными видами массажа или упражнениями, позволяющими осознать эти зажатые группы мышц. Иногда осознания зажатости достаточно для устранения напряжения.

Кроме статических зажимов есть также динамические зажимы, которые невозможно обнаружить при обычной пальпации либо снять с помощью массажа или пассивного расслабления. Динамические зажимы проявляются в действиях, при необходимости реагировать движением на какой‑либо физический или психический стимул. Такие зажимы также неосознанны и проявляются в ограничении степеней свободы, используемых человеком в повседневности. Динамические зажимы, как правило, более глубоки и включают в себя статические, поэтому, когда первые снимаются, статические зажимы уходят автоматически. Ритмодвигательная терапия (РДТ) работает с динамическими психосоматическими зажимами разного уровня: от элементарной моторной скованности до трансценденции сознания в сложных ситуациях и проработки трансперсональных уровней переживаний.

В танцевальной терапии реализация поставленных целей достигается с помощью использования преимущественно спонтанного, неструктурированного танца для самовыражения и выражения взаимоотношений. Основной принцип танце‑двига‑тельной терапии состоит в том, что клиент сам исследует себя (принцип активности клиента), свои движения и развивается по собственному пути, а терапевт следует за ним (т. е. применяется недирективный стиль терапии). В данном виде терапии более важно то, как движение чувствуется, чем то, как оно выглядит, т. е. к основным методам танце‑двигательной терапии относятся спонтанный танец или танцевальная (в том числе – контактная) импровизация.

Основоположница танцевальной психотерапии танцовщица Мэрион Чейс (Спасе, 1953) вводит в практику понятие «ритмическая групповая активность», которое используется в целях диагностики и коррекции отношений в паре и группе. В одной из своих последних работ Бонни Микумс (Meekums, 1992) сообщает о найденных корреляциях между «ритмической синхронностью движений» и уровнем эмпатии, а также между «копированием» движений в паре и взаимной идентификацией. Ее терапевтическая работа с нарушенными взаимоотношениями в диаде «мать – ребенок» – это исследование временных и пространственных параметров танцевальной интеракции, поощрение ритмической синхронной интеракции и использование «концепции диалога» в танцевальных интеракциях. Применение ритмической синхронизации и копирования в качестве методов коррекции отношений связано, на наш взгляд, с пониманием «невербальной интеракции» как процесса «согласования, подстройки, переноса программ невербального поведения» (Лабунская, 1994) каждого из партнеров и с учетом социально‑психологических и физиологических функций ритма.

Ритмодвигательная терапия, в отличие от танцевальной терапии, преимущественно работает с жестко структурированными ритмическими паттернами движения, которые руководитель группы задает директивно по принципу «делай как я». В этом смысле занятия ритмодвигательной терапией в группе больше похожи на занятия в группах ритмической гимнастики.

Считается, что ритмическая гимнастика как самостоятельный вид физических тренировок возникла в 70‑е годы прошлого столетия. Первооткрывателем «аэробики» принято считать известную американскую киноактрису Джейн Фонду. Однако нет никаких оснований считать, что ритмическая гимнастика возникла именно тогда, хотя заслуга Джейн Фонды в популяризации и развитии аэробики для широких слоев населения во всем мире несомненна.

 







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 376. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия