Студопедия — ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИСТОРИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИСТОРИИ






 

Интерес к прошлому пробудился у человека в глубокой древности, но представления о нем первоначально развивались в рамках мифологического сознания. В мифах и (позднее) эпосе в особой мифопоэтической форме осмысливались создание вселенной (космогония), происхождение богов (теогония) и людей, возникновение племён и государств, устроение общественной жизни и т. п. Отдельные элементы историописания уже можно обнаружить во II тыс. до н. э. на Древнем Востоке: в надписях, прославлявших деяния египетских фараонов, анналах ассирийских царей, позднее – в сюжетах Ветхого Завета (древнейшей части Библии).

Однако история как наука родилась в VI-V вв. до н. э. в наиболее развитых греческих городах на западном побережье Малой Азии (Ионии).

В эпоху Древнего мира вершиной исторической мысли стали труды греческих и римских историков. Их непосредственными предшественниками были логографы (греческое «слово, рассказ») – первые древнегреческие прозаики. В свои сочинения наряду со сведениями но географии, этнографии и мифологии они уже вводили описания реальных событий. Самым известным из логографов был Гекатей Милетский (VI-V кн. до н. э.). Труды логографов сохранились лишь в отрывках.

Первым историком – «отцом истории» – считается Геродот (480-425 гг. до н. э.), автор «Истории» в девяти частях (книгах), повествующей о греко-персидских войнах. Почти половина его труда посвящена описанию стран и народов, причастных к этим событиям. Собирая материал, автор объездил значительную чисть известного грекам мира (побывал в Египте, Месопотамии, Причерноморье). В своём изложении событий он старался следовать фактам и давать им объективное объяснение.

Многие считают первым подлинно историческим сочинением «Историю» Пелопоннесской войны Фукидида (451-396 гг. до н. э.). В ней впервые был поставлен вопрос о методе исторического исследования и сделана первая попытка ответить на него.

Знаменитый древнегреческий историк Полибий (200-120 гг. до н. э.) написал первую «Всеобщую историю», которая охватывала события во всём известном ему мире – Средиземноморье. Её главная тема — завоевание Римом мирового господства, основной принцип – стремление к исторической правде. Великий римский историк Корнелий Тацит (55-120 гг.) в своих «Истории» и «Анналах» создал захватывающую по драматизму историю Римской империи, первым обратив внимание на роль личности в истории.

История делала первые шаги и на Древнем Востоке. В III в. до н. э. египтянин Манефон и вавилонянин Бёрос изложили истории своих стран. От обеих историй, написанных по-гречески по заказу эллинистических царей, сохранились лишь небольшие отрывки.

«Китайским Геродотом» часто называют придворного летописца Сыма Цяня (145-90 гг. до н. э.), автора прославленных «Исторических записок». Построенные как жизнеописания выдающихся деятелей, они освещают историю Китая с мифических времен до времени жизни автора.

В эпоху Средневековья на Западе господствовала иная, чем в античности, идея истории, основанная на религиозном миропонимании. Главной задачей истории стало подтверждение Священного Писания, а сама история превратилась в жанр христианской литературы. Основная её идея – провиденциализм (от латинского «провидение»), объясняющий судьбу всего сущего, в том числе ход истории, замыслом Творца.

Основы этого подхода заложил величайший христианский богослов епископ Аврелий Августин (354-430). В его грандиозном труде «О граде Божием» как человечество, так и «священная» всемирная история впервые предстали единым целым. Выдающимся историком раннего Средневековья был епископ Григорий Турский (VI в.), которого называют «Геродотом варварского мира». Его «История франков» в десяти книгах также представлена автором как часть всемирной библейской истории от «Сотворения мира».

В эпоху Средневековья развитие исторической науки продолжалось и на Востоке. Сыма Гуан (1019-1086) создал огромный труд «Всепроникающее зерцало, управлению помогающее» – сводную историю Китая. Выдающимися арабскими историками были Табарий (ок. 839 – 923), автор истории стран Ближнего Востока («История пророков и царей»), и Якубий (? – 897), в сочинениях которого приведены сведения по истории Ассирии, Египта, Вавилонии, Арабского халифата, ислама. Позднее прославилась всемирная история («Книга поучительных примеров...») величайшего арабского мыслителя Ибн Халдуна (1332-1406) – одного из первых теоретиков истории цивилизации.

Эпоха Возрождения утвердила антропоцентрическую концепцию мира и истории. Главное в ней – интерес к личности, народу, стремление отде­лить собственно историю от религии. Блестящий пример этого – трактат мыслителя и государственного деятеля Никколо Макиавелли (1469-1527) «Государь». Идея автора – делами мира управляют «естественные закономерности» времени и истории, которые человек может познать и использовать.

Достижением эпохи Нового времени был историзм – подход к истории как к прогрессивно развивающемуся процессу. С этой позиции просветителями XVII-XVIII вв. были написаны лучшие образцы «философской истории», например: «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» Кондорсе (1743-1794), «Опыт о нравах» Вольтера (1694-1778), «Письма об изучении истории» Болингброка (1678-1751) и др.

Однако историзму Просвещения была присуща двойственность, совмеще­ние рационализма и идеализма в понимании истории. Один из основоположников историзма итальянский историк Джамбаттиста Вико (1668-1744) и труде «Основания новой науки об общей природе наций» утверждал, что история имеет одновременно провиденциальный и объективный характер. Великий немецкий философ и историк Иоганн Гердер (1744-1803) в «Идеях к философии истории человечества», основываясь на идее исторического прогресса, считал, что последний предопределен Творцом, тождественным природе.

В России на Новое время приходится создание первых обобщающих трудов по отечественной истории. В XVIII в. вышли пятитомная «История Российская с древнейших времен» историка и государственного деятеля В. Н. Татищева (1686-1750) и сочинение с тем же названием, но в семи томах историка и публициста князя М. М. Щербатова (1733-1790). Событием в жизни России первой половины XIX в. стало издание в 12 томах «Истории государства Российского» известного писателя и государственного деятеля Н. М. Карамзина (1766-1826). Во второй половине XIX в. фундаментальную «Историю России с древнейших времен» в 29 томах написал С. М. Соловьёв (1820-1879).

Огромное значение для развития исторической науки имело формирование в XIX в. исторического материализма как метода исторического познания. Его последовательное воплощение связано с именами К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) и марксизмом.

В Новейшее время появились новые исторические дисциплины (история Древнего Востока и археология первобытности), которые значительно расширили пространство и время истории. Сложился ряд новых концепций исторического развития: «цивилизационная» А. Тойнби (1889-1975), «осевого времени» К. Ясперса (1883-1969), «индустриального общества» У. Ростоу, «постиндустриального общества» О. Тоффлера, К. Кларка и др.

Широкое распространение получили «цивилизационные» концепции. Само понятие «цивилизация» (от латинского «государственный, городской, гражданский») ввели ещё французские просветители в XVIII в. как обозначение организованного человеческого общества. В начале XIX в., с утверждением линейно-поступательной концепции истории, термин «цивилизация» стал обозначать определённую стадию в развитии общества. Поскольку выяснилось, что «цивилизованные общества» отличались друг от друга, появилось также понятие «локальные цивилизации».

В XX в. один из самых оригинальных вариантов «цивилизационных» концепций предстает в двенадцатитомном труде «Постижение истории» Тойнби. Автор выделил и классифицировал типы «локальных цивилизаций». Каждая из них, на взгляд автора, являла собой замкнутый организм, проходивший одинаковые стадии развития (зарождение, рост, надлом и распад). «Локальные цивилизации» (от 18 до 36) он и считал единицами всемирной истории.

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 574. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия