Студопедия — Педагогика эпохи Возрождения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Педагогика эпохи Возрождения

Педагогика эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения стала прекрасной страницей в истории мировой культуры, в том числе и педагогической мысли. В это время был восстановлен античный идеал духовно и физически развитой личности, возобновлено античное представление о человеке как центре мироздания. Произошел коренной переворот в мировоззрении. Если средневековая культура характеризовалась теоцентризмом, главенством божественного начала, то культура Ренессанса полностью антропоцентрична; ей свойственно абсолютное господство человеческого начала. Так зародилось новое течение в науке и искусстве, получившее название «гуманизм» (от латинского слова, означающего «человеческий»).

Идеи гуманизма появились во многих государствах Европы, но колыбелью европейского Возрождения по праву считается Италия. Итальянские гуманисты полагали, что наилучший путь воспитания лежит через освоение классической греко-римской культуры, поэтому они ввели в программу классического образования древнегреческий язык и классическую латынь. Ученые и деятели искусства подчеркнуто называли свое время «Возрождением», то есть восстановлением античных традиций. Древнее наследие классической литературы привлекало их свободой, выразительностью, красотой. Гуманисты видели в нем источник идеалов воспитания нового человека, физически и эстетически развитого, способного на самостоятельные и полезные обществу действия.

Развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения было тесно связано с интенсивным развитием литературы, искусства, научных знаний. Огромную роль сыграли географические открытия ХV-ХVI вв. и изобретенное в середине XV века книгопечатание. Кроме того, изменились место и образ науки, содержание и формы образования. Оно стало необходимым, особенно для предпринимательской и государственной деятельности.

В эпоху Возрождения началась подготовка профессиональных политиков. Один из крупнейших представителей политического искусства того времени - флорентинец Николо Макиавелли, служивший при дворе Медичи и известный своим трактатом «Государь».

Философия гуманизма не только воскресила, но значительно изменила античные представления о месте и предназначении человека. Утверждая величие человека, гуманисты считают главным его достоянием мысль, знания. Об этом писали итальянские мыслители XV в. - Дж. Пико делла Мирандола, Марсилио Фичино, Лоренцо Валла. Также они связывали величие человека с его свободным и ответственным выбором, доставляющим ему «высшее и восхитительное счастье… владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет». Такая свобода стала пониматься как возможность творить себя благодаря образованию, познанию. Поэтому фигура «художника-инженера», способного, по словам Леонардо да Винчи, «порождать и самые прекрасные вещи, и самые уродливые», приобрела важное, даже символическое значение. Впервые в искусстве появилась потребность учиться у природы: художники были просто вынуждены учиться анатомии, им требовались знания не только в изобразительной технике, но и в психологии, биологии, ботанике, географии.

Проблемы образования составляли важнейшую часть философии гуманистов, а педагогическая деятельность была главной областью приложения их идей. К этим идеям обратился Витторино де Фельтре (1378-1446гг.), который основал школу, названную «Домом радости». Она помещалась в прекрасном дворце. Наполненная светом и воздухом, школа располагала к работе и занятиям. Большое внимание в ней уделялось физическому развитию учащихся, играм на лоне природы, изучению классических языков и литературы, математики и астрономии. исповедовался принцип обучения в радости. В ходе учебной работы широко использовались различные средства наглядности, творческий потенциал детей.

Венцом ренессансного гуманистического образования стала Неоплатоновская академия, созданная Марсилио Фичино. Сформировавшееся вокруг него сообщество почитателей, единомышленников, учеников и друзей получило название Платоновской академии. Сама форма такого общения была вызовом монастырским школам и даже университетам. Непринужденные беседы и диспуты здесь были направлены не на получение ученого звания, а на неустанный поиск в форме диалогов. Флорентийская Платоновская академия не имела ни устава, ни постоянного членства, что не помешало ей собрать наиболее выдающихся представителей культуры Флоренции и всей Тосканы – философов, ученых, поэтов, художников, дипломатов, политиков. Педагоги-гуманисты в равной мере опирались и на классическое наследие, и на принципы рыцарского воспитания. Их привлекали идеи государственного устройства Аристотеля, военного искусства Цезаря, агрономические познания Вергилия. Ведущей задачей признавалось «гражданское воспитание», признающее максимально полезным для общества такого гражданина, который в полной мере получил возможность для реализации своих способностей.

В педагогических концепциях французского Возрождения выделяются имена Франсуа Рабле (1494–1553) и Мишеля Монтеня (1533–1592). Рабле – врач и натуралист по образованию, обличал средневековое невежество, бесчеловечность и неэффективность школьного обучения со страниц своего знаменитого романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». На примере детства своего героя он поставил задачу гармоничного воспитания и разностороннего – физического и нравственного образования ученика, Преподавание латыни, математики, астрономии, музыки велось в живой, игровой форме. Счету Гаргантюа учился за игрой в карты. В «беседах запросто» – о хлебе, соли, воде, вине - ученик постигал повседневную, подлинную жизнь. Сочетая досуг с умственным и физическим напряжением, он в ясные вечера рассматривал звездное небо, в дождливые – пилил дрова, целые дни проводя на лоне природы.

Одна из крупнейших фигур позднего Возрождения во Франции – Мишель Монтень. В капитальном труде «Опыты» он рассматривает человека как высшую ценность. Исходя из необходимости образования с раннего возраста, Монтень видит в ребенке не уменьшенную копию взрослого, как в средневековой педагогике, а самостоятельное, индивидуальное существо. Ребенок обладает «первозданной чистотой», которую затем «разъедает общество». Для него превращение в личность возможно не столько через получение определенного объема знаний, сколько через развитие способности к критическим суждениям, привычке «все проверять, а не усваивать на веру из уважения к автору». Монтень сравнивает средневековую школу с тюрьмой, откуда доносятся крики терзаемых детей и их мучителей. Большая часть наук, усвоенная в такой «тюрьме», к тому же не приложима ни к какому делу. Более того, «не постигшему науки добра любая иная наука принесет только вред».

Существенное воздействие на культурные процессы Возрождения, включая образование, оказало движение Реформации в Германии и Нидерландах. Реформация – массовое движение XVI в., оказавшее глубочайшее влияние на все сферы общественной и духовной жизни. Она обосновывала развитие личности через трудовую деятельность: труд - не проклятие человека, а его благословение; профессия рассматривалась как служение Богу, развивающее личность. Все это делало необходимым широкое образование. Но, в отличие от римско-католической церкви, Реформация считала допустимым и необходимым дополнять божественные по происхождению истины, давать им собственное толкование. Первый шаг к их общедоступности сделал Мартин Лютер, осуществивший перевод Библии на немецкий язык, который был осуществлен самим Лютером. Движение Реформации смыкалось с Возрождением в своем стремлении переместить в центр воспитания человеческую личность, приобщить подрастающее поколение к национальной культуре, языку, литературе, поощрять светскую образованность.

Томас Мюнцер (1490–1525), один из лидеров Реформации, лично создавал новые учебные программы. Хотя сам Лютер считал, что полноценное светское образование должны получать только будущие священники, учителя, юристы и врачи, он требовал общего начального образования. По его инициативе в 1524 г. светские власти учредили протестантские школы.

Начальная, средняя и высшая школы перестраивались, соответственно педагогическим взглядам Возрождения и Реформации. Школы начального обучения стали одной из основных арен борьбы общественно-политических идей и тенденций. Например, в Германии, Англии и Франции шла острая конкуренция между католическими и протестантскими учебными заведениями. Возникали также учебные заведения повышенного общего образования, где важную роль сыграли деятели Реформации.

Например, сподвижник Лютера Филипп Меланхтон (1497–1560) написал учебники по диалектике, физике, догматике, греческой и латинской грамматике, включающие различные упражнения – составление писем, переводы, диспуты. При содействии Ф. Меланхтона в Германии возродились гимназии. В них обучались одаренные дети от 7 до 16 лет. Программа обучения предполагала преподавание классического греческого и латыни, древнееврейского языка, богословия, риторики, диалектики и математике. Учащиеся сами должны были упражняться в сочинительстве. Формой школьного досуга были театрализованные представления на библейские, мифологические и аллегорические сюжеты - так называемые «мистерии».

Во Франции в течение 16 века открывались коллежи, в Англии - грамматические школы. Старейшая из них (Итон) преобразовалась в колледж, который и по сей день сохраняет аристократический лоск, готовя дипломатов и политических деятелей. В Германии и Италии открывалисьдворцовые школы; в ряде стран также стали действовать колледжи иезуитов – в Вене (1551), Риме (1552), Париже (1561); к 1600 г. их было уже до 200 по всей Европе.

Интенсивный рост продолжался в университетском образовании. В XV в. в Европе насчитывалось 80 университетов, а в XVI в. – уже 180. Престижные католические университетыс очень высоким уровнем образования сохраняли свой статус, но не отставали и протестанты. Уже в 1502 г., еще до программы Реформации, Лютер и Меланхтон основали Вюттенбергский университет. Этот и другие протестантские университеты (Марбург, Кенигсберг, Иена) выходили из-под контроля Ватикана и подчинялись светским властям. Университеты эпохи Возрождения давали весьма основательное и разностороннее образование. В программы преподавания многих из них входила античность в очень полном объеме.

«Властителем дум» зрелого Возрождения стал Эразм Роттердамский (1467 - 1536). В своих «Разговорах запросто» и «Похвале глупости» он с позиций «критического гуманизма» высмеивал невежество, тщеславие, лицемерие. Эти мотивы предвосхитили развитие тем позднего Возрождения в картине Иеронима Босха «Операция глупости», романе Себастьяна Бранта «Корабль дураков». Эразм отстаивал свободу вероисповедания, природное равенство людей. В педагогическом трактате «О первоначальном воспитании детей», работах «О благовоспитанности детей», «Метод обучения» Эразм обосновывал сочетание античной и христианской традиций в образовании. Он провозглашал идеи «христианского гуманизма», ратовал за возрождение подлинного христианства, «погребенного под грудой обрядового формализма. Выдвинув принцип активности воспитанников, реализации врожденных способностей через напряженный труд, голландский мыслитель подчеркивал: «Воспитание начинается с колыбели в виде, привлекательном для приобщения ребенка к добродетелям и знанию». «Насаждать образование», особенно в изучении языков, целесообразнее с раннего возраста и в необременительной форме. Тем более недопустимы физические наказания, грубость учителей, «которым нельзя доверять даже укрощение диких лошадей». Эразм требовал также равного по правам и объему женского образования, с упором на классическое гуманитарное знание. Обзор ренессансных концепций образования завершается авторами первых утопий– Томасом Мором (1478–1531) и Томмазо Кампанеллой (15681638). Томас Мор был живым образцом, воплощением своих нравственных идеалов. Ученый, поэт, лорд-канцлер Англии, он был заключен в Тауэр и казнен, не пожелав отказаться от своих моральных, религиозных и политических принципов. В «Утопии» описывался остров, где реализованы его представления об идеальном обществе, идеальном воспитании и обучении. Предпосылка полнокровной жизни – гармоничное воспитание, когда каждый имеет возможность «развивать свои духовные силы, заниматься изучением наук и искусств». Огромное значение придается самообразованию, которое может позволить даже перейти из земледельцев и ремесленников в разряд ученых. Всеобщее образование – залог прочности любого общества. Не ставится никаких ограничений женскому образованию, важнейшая роль отводится трудовому воспитанию. Не отрицается значение религии в воспитании нравственности. На Утопии царит социальная гармония, которая начинается с любви к детям. Только любовью возможно искоренить чувства тщеславия, эгоизма, а счастья может достичь только образованный человек.

Среди итальянских гуманистов позднего Возрождения выделяется Томазо Кампанелла (1568-1639гг.), автор трактата "Город солнца", в котором представлен образец общества политического и экономического равенства. В трактате изложены педагогические идеи, пафос которых заключен в отрицании слепого подражания и книжности, в возврате к природе и отказе от узкой специализации, в энциклопедизме и универсализме образования. Девочки и мальчики должны учиться вместе. В числе обязательных школьных дисциплин- чтение, письмо, математика, история, география, естествознание: обучение оживляется при помощи наглядных средств, принципа соревновательности.

Важную роль в своей идеальной школе Кампанелла отводит физическим упражнениям - занятиям гимнастикой, бегом, метанием диска, подвижным играм, а также обучению детей ремеслам. Кампанелла подчеркивал обязательное участие детей в общественно полезном труде, где они получат практические навыки и познакомятся с орудиями труда. Допуская «существование двух книг, из которых мы черпаем истину - Природы и Священного Писания», Т. Кампанелла доказывал, что в случае расхождений перетолкованию подлежит не наука, а Писание: «Ни устами Моисея, ни устами Давида не объяснял Господь строение мира». В утопии «Город Солнца» предлагается образец общества экономического и политического равенства, где воспитание основано прежде всего на возврате к природе, а образование стремится к универсализации вместо узкой специализации. Гармоничное образование и воспитание требуют отказа от «книжности» и слепого подражания. Именно образование – залог улучшения породы людей.

Деятели эпохи Возрождения попытались возвратили музыкальному воспитанию ту роль, которой оно наделялось в античности. Новые идеалы обусловили появление новой цели воспитания - всестороннего развития личности, что отразилось в целом ряде трактатов о воспитании, в каждом из которых непременно оговаривались значение и роль искусства в воспитании. В Мантуанской школе Витторино де Фельтре молодые люди учились чувствовать музыкальную гармонию; придавалось большое значение умению петь. Основатель школы считал, что музыка развивает чувство времени, и полагал, что воспитание заключается прежде всего в развитии чувствительности и восприятия и поэтому в его доктрину широко проникал эстетический элемент.

Не теряли своего значения церковные и монастырские школы. Одной из важных форм обучения того времени были певческие школы при католических храмах - метризы. В это же время открылись первые консерватории - сиротские приюты, куда принимались музыкально одаренные дети. В учебных заведениях подобного рода преподавали впоследствии А. Скарлатти (1660 - 1725), А. Вивальди (1678 - 1741) и другие выдающиеся музыканты той эпохи.

Большинство музыкально-теоретических трактатов эпохи Возрождения излагают, разъясняют или разрабатывают учение о ладах. К этому постоянно побуждала сама эволюция ладогармонического мышления в музыкальном искусстве, которая на исходе XVI века уже испытывала серьезный кризис. Музыкальная теория к тому времени уже смогла обобщить опыт творчества и наблюдения науки. Главная заслуга в этом принадлежит крупнейшему итальянскому теоретику Джозеффо Царлино (1517-1590), который завершает в своей области эпоху Возрождения. Всей своей деятельностью Царлино - музыкальный ученый, композитор, исполнитель - был связан с венецианской школой. Теоретические трактаты Царлино - «Установления гармонии» (1558) и «Доказательства гармонии» (1571) непосредственно связаны с проблематикой учения о ладах и в то же время - с определенной системой эстетических взглядов, сложившейся в традициях Возрождения. Царлино неоднократно ссылается на высокий пример античности, признавая при этом, что еще в недавнее время музыка находилась в упадке. Эта склонность апеллировать к античным образцам и пренебрежительно судить о музыке средневековья - типично возрожденческая позиция. Первостепенную роль музыки Царлино видит в ее возможностях воздействовать на душу человека, пробуждать определенные эмоции. Большое значение он придает в этом слову, поэтическому тексту, настаивая на том, что музыка должна соответствовать смыслу слов, усиливать его своими выразительными средствами. Любопытно, что самым приятным пением он (как и многие в XVI веке) находит одноголосное пение под лютню, самым естественным складом многоголосия - четырехголосный, а самым совершенным хоровым изложением ему представляется одновременное произнесение слов во всех голосах (то есть не сложная полифония, а скорее хоральный склад). Среди выразительных средств музыкального искусства главными для соответствия смыслу слов (в вокальной музыке) Царлино называет мелодию, гармонию и ритм. Все разнообразие и совершенство гармонии зависит, как он полагает, от различия в положении терции в трезвучии: если большая (maggiore) терция помещается внизу, то гармония делается «оживленной», если же внизу находится малая (minore) терция, а большая вверху - гармония становится «печальной». Это признание основных эмоциональных полюсов гармонии, вместе с характеристиками мажорного и минорного звукорядов, и составляет у Царлино ядро его учения о ладах. Акустически обосновывая мажорное трезвучие как «совершенную гармонию», он ссылается, вопреки традиции, не на квинтовый пифагорейский, а на терцо-квинтовый чистый строй и вводит большую терцию (давно вошедшую в практику) в ряд консонансов. Признание мажорного трезвучия и сопоставление его по контрасту с минорным уже знаменовало победу нового гармонического мышления. Мажор и минор как главные и вместе с тем наиболее контрастные друг другу по своему эмоциональному характеру лады уже выделились на практике среди множества церковных ладов, что привело в конечном счете к замене модальной системы новой мажоро-минорной.

В эпоху позднего Ренессанса приобрела полную самостоятельность инструментальная музыка. Это дало яркие примеры повсеместного развития инструментального музицирования. Наряду с чтением и письмом светский этикет требовал умения играть на нескольких музыкальных инструментах, говорить на 5 - 6 языках. Светская направленность воспитания проявилась в расширении масштабов и содержания музыкального обучения в церковно-приходских школах и детских приютах. Основными формами музицирования стали: церковная, салонная, школьная и домашняя. Что касается высших социальных слоев общества, то практический характер музыкального воспитания постепенно перерождается в практицизм, вызывая прагматическое отношение к музыке, обусловленное соображениями моды, престижности и пользы Всесторонняя образованность, гармоническое развитие были доступны в основном социальному меньшинству, в то время как формами массового приобщения к музыке по-прежнему оставались церковное пение и народные праздники.

 

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
С6-С3-гидроксикоричные кислоты и кумарины | Историография палеографии

Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 795. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия