Студопедия — С наркозависимыми
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

С наркозависимыми






 

Молодые люди, побывавшие в сетях наркотической зависимости, нередко имеют определенные трудности в налаживании близких отношений с другими людьми, им трудно вновь адаптироваться в общественной жизни. Препятствием в этом случае является неуверенность молодых людей в своих силах, страх быть непринятыми. В таком случае любая ситуация общения или обязательств является для молодого человека стрессовой. Человеку с заниженной самооценкой, с отсутствием уверенности в себе необходимо, чтобы некоторое время рядом был человек, который покажет, что он принимает его таким, каков он есть, не спешит указывать на ошибки, не спешит исправлять и поучать. Потому что как только «начинаются морали», попытки исправить человека, он закрывается в свою скорлупу и опять чувствует, что таким, каков он есть, он не принят даже священником, и уходит от него, теряя, может быть, последнюю надежду. Поэтому для пастырской работы важным и значимым является навык самого пастыря по установлению доверительных отношений, навык быть открытым, искренним, цельным по отношению к себе, к людям и к окружающему миру.

Мы не случайно еще раз остановились на личностных качествах пастыря. Как показывает наш опыт и изучение соответствующей литературы, личностные особенности священника, его способность построения отношений с другими людьми оказывают самое непосредственное и, зачастую, даже определяющее влияние на результативность исцеления каждого пришедшего за помощью человека.

Кроме того, важно понимать, что пастырь в группе наркозависимых — представитель взрослого мира, который (с точки зрения субъективного восприятия молодых людей) принес им немало огорчений. И здесь у наркомана могут возникать непроизвольные негативные реакции.

Братство (если восстановление проходит при монастыре) может оказать неоценимую помощь в процессе формирования новых отношений, освещенных светом Христовым, ценностями Евангелия. Если же пришедший за помощью почувствует в личных отношениях между братиями противоречия, это может породить недоверие в целом. Причем, у него может зародиться сомнение в том, что пастырь — это действительно тот человек, который может помочь. Поэтому мы хотели бы дать несколько принципов, предваряющих пастырскую работу.

 

*

Прежде всего пастырю нужно помнить, что не стоит претендовать на роль всезнающего старца. «Старцем самого себя не сделаешь, и, если можно так выразиться, старцами не рождаются, — считает митр. Антоний Сурожский, — Это люди, которых коснется благодать Святого Духа и которые отзовутся на нее и будут верными, верными тому, чему учит нас Христос, и верными тому, что говорит Дух Святой в их душах. Причем старец не обязательно будет давать приказания, он может давать советы... но он должен хранить, беречь нашу свободу, потому что Бог не ищет Себе рабов, а ищет Себе детей, братий, сестер: «Я не называю вас больше рабами, потому что раб не знает воли господина своего...» Это духовник должен помнить». [75]

Пастырь может чего-то не знать, он может ошибаться. И самой большой ошибкой со стороны пастыря будет настаивание на собственной непогрешимости в тех или иных вопросах. Если пастырь погорячился или был слишком требовательным, можно извиниться перед человеком. Это будет красивым поступком, который научит окормляемых им людей умению признавать и собственные ошибки.

Будьте более смелым в признании своих ошибок, предлагайте подумать вместе, спрашивайте совета всего братства, прислушивайтесь к точке зрения других людей.

 

*

Необходимо стремиться к постоянному получению "об­ратной связи" от окормляемых вами, спрашивать, что им интересно, что бы они хотели обсудить подробнее, что им нравится, что — не очень. И, соответственно, учитывая все это, стройте собственные подходы к душепопечению. Мне нередко приходилось встречаться с противоположным утверждением: наркоман — человек с греховным, помраченным сознанием, обратную связь от него можно игнорировать. В подобном подходе внутренний мир человека не служит отправной точкой душепопечения: наркоман вынуждается принять внутренний мир пастыря, его мировоззрение и язык. Наркомана обучают думать тем же образом, что и пастырь, и лишь затем начинается собственно его окормление. Кто же в центре внимания? Пастырь. Почему же игнорируется внутренний мир окормляемого, обратная связь? Пастырская Психология не разделяет такого подхода.

 

*

Не бойтесь в присутствии окормляемых вами быть самим собой. Чем в большей степени вы сможете быть искренним и живым человеком, тем быстрее возникнет необходимое для совместной работы взаимопонимание. Не гнушайтесь здорового чувства юмора. Имейте в виду, в настоящий момент вы являетесь не только в традиционно-церковном смысле, но и фактически, буквально приемным отцом для наркомана. Поэтому проявите по отношению к нему всю полноту отцовских чувств. Не бойтесь человека, который делает первые шаги к откровенности. Скажите и жесткое слово, если оно уместно. Если оно будет разумным, человек примет его.

С другой стороны — не поддавайтесь соблазну поиграть в навязанные наркоманом игры. Иногда вам будет навязываться роль палача, а человек будет разыгрывать привычную для него роль жертвы. Вовремя поймите это и перестаньте в это играть. Если вдруг вы заметите, что наркоман «раскрутил» вас на «духовную тему», после чего начинает вами манипулировать и добиваться своего, поймите это и остановите эту игру. Более того, скажите, что вы это поняли, и будьте максимально честны с вашим подопечным и с самим собой.

 

*

Старайтесь прежде всего выполнять сами то, чему вы учите. Любому педагогу и родителю известно, что люди обучаются не словами, а поступками.

 

*

Научитесь ставить собственные жизненные цели, только в этом случае вы поможете определиться с жизненными целями другим людям. В настоящей книге приведена анкета, которую можно было бы использовать в тот день, когда человек обратился к вам с определенными ожиданиями. Буквально в первой беседе можно задать вопросы:

— С какими ожиданиями ты пришел в наше братство?

— Есть ли у тебя какие-нибудь опасения и страхи по поводу того, как ты будешь проживать здесь?

— Чего бы ты хотел здесь получить, чему научиться?

 

 







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 403. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия